Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:35, курс лекций
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.
Вопрос 67 Идея социальной ответственности современного бизнеса.
Идея "социальной ответственности" была вызвана необходимостью
в более реалистическом учете тех глубоких процессов, которые формируют капиталистическое общество. Это касается прежде всего возросшей взаимозависимости всех секторов, отраслей и предприятий внутри высокообобществлённого капиталистического производства и острой потребности в максимальной координации всех частей общественного организма. Смена прежней этики индивидуализма, свободного и безоглядного предпринимательства идеей "ответственности бизнеса" перед обществом становилась всё более настоятельной по мере развития государственной и корпоративной форм капиталистической собственности, по мере расширения связей бизнеса с государственным аппаратом, а также расширения экономических и социальных связей с местными органами власти, акционерами, общественностью и т.п. С другой стороны, укрепление позиций классовых организаций трудящихся в политической структуре буржуазного общества определила идеологические мотивы и цели такого поворота. (Непосредственным результатом этого было развитие в практике бизнеса внутри предприятия так называемых "паблик релейшиз" за его пределами, создающих общественное лицо фирмы). В этом смысле концепция "ответственности бизнеса" была недвусмысленной попыткой отвлечь трудящихся от борьбы против растущего засилья монополий и производственной бюрократии, средством ослабления той резкой критики, которая возникла после войны в рядах рабочего движения и либеральной общественности.
Вопрос 68 Корпоративная этика в рекламных агентствах на примере рекламного агентства
Вопрос 69 Моральный статус корпораций и других официальных организаций.
1. Моральный статус корпорации
и других официальных
Корпорация - это образование особого рода. В 1819 году председатель верховного суда Маршал в Дели «Дертмутский колледж против Вудварда» вынес следующее определение: «Корпорация - искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее лишь в юридическом смысле. Будучи не более чем порождением закона, она обладает только теми свойствами, какими ее наделил учредительный устав, - свойствами, либо четко определенными, либо подразумеваемыми в силу самого ее существования. Это такие свойства, какие предположительно наилучшим образом отвечают целям, ради которых она создана». Корпорация может действовать, владеть собственностью и быть объектом судебного иска. Важнейшая особенность корпорации, служащая главным мотивом для ее учреждения, состоит в том, что она несет лишь ограниченную ответственность. Это избавляет акционеров корпорации или ее собственников от персональной ответственности. Те, кто помещает свои средства в корпорацию, могут потерять лишь такое количество денег, которое они вложили. Их личные активы неприкосновенны. Моральная ответственность обычно приписывается отдельным лица и принимается на себя ими же. А имеет ли смысл вести речь о моральной ответственности государств, или корпораций, или других официальных организаций? А если смысл есть, то подразумеваем ли мы в этих случаях под термином «моральная ответственность» то же самое, что и в приложении его к отдельным лицам? Если мы обратимся к обыденной речи, то увидим, что люди четко характеризуют некоторые действия как аморальные; они говорят о моральной ответственности богатых стран перед бедными; они утверждают, что корпорации, продающие небезопасные или вредные изделия, поступают безнравственно. И все же весьма серьезную точку зрения по этому поводу выдвинули такой специалист, как Милтон Фридмэн, и такой теоретик проблемы организации, как Герберт Саймон. По их мнению, корпорации и другие официальные организации не относятся к субъектам морали в лучшем случае они являются юридическими лицами. Такие организации могут быть связаны юридическими обязательствами, их деятельность регулируется законом. Лишь человеческие существа являются субъектами нравственности, лишь человеческие существа несут моральную ответственность. Кто-то может считать будто на корпорациях или предприятиях лежат моральные обязательства, но они просто заблуждаются. Указанная концепция далее утверждает, что, когда люди работают на компанию, они действуют для компании и от имени компании. В рамках этой деятельности их действия образуют часть действий фирмы; следовательно, эти действия, нельзя оценивать с моральных позиций. Когда же они действуют против интересов фирмы или когда они нарушают закон, воруют у компании или присваивают ее деньги, тогда они действуют по собственному почину и их с полным правом можно судить с нравственных позиций. Общий вывод названной концепции состоит в том, что предприятия не являются субъектами морали, не несут моральной ответственности, и их не следует оценивать с позиции морали.
Вопрос 70 Требования, нормы и принципы морали в бизнесе.
Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Применительно к принципам этики
деловых отношений
Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.
Общепринятым является центральное
положение так называемого