Лекции по "Делопроизводству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:30, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ 1. ДОКУМЕНТ И СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.
ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМУЛЯР-ОБРАЗЕЦ, СОСТАВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
ЛЕКЦИЯ 4. СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Файлы: 1 файл

Докум. упр. деят. Лекции 080200.doc

— 746.50 Кб (Скачать файл)

Учетные регистры — это  разграфленные листы:

бумаги, используемые для  бухгалтерских записей.

Учетные регистры подразделяются по ряду признаков:

  • по внешнему виду;
  • объему содержания;
  • характеру записей.

По внешнему виду учетные регистры делятся на следующие группы:

  • бухгалтерские книги;
  • карточки;

•свободные листы (ведомости).

Бухгалтерские книги  — это сброшюрованные листы бумаги с необходимой графовкой. Все страницы книги нумеруются, указывается общее их количество, что подтверждается подписью бухгалтера.

Карточки — отдельные  листы бумаги в виде разграфленных  таблиц. Они бывают определенных стандартов, что позволяет хранить их вместе в картотеке.

Свободные листы —  разновидность карточек. Они делаются из менее плотной бумаги и хранятся не в картотеках, а в специальных папках, откуда могут изыматься для записей, подсчета.

По объему содержания учетные регистры делятся на три  группы:

  • синтетические;
  • аналитические;
  • комбинированные.

В синтетических учетных  регистрах запись производится в обобщенном виде, кратко, без пояснительного текста, с указанием даты и номера бухгалтерской записи. (Главная книга, в которой отражены итоговые данные по всем синтетическим счетам, ведущимся на предприятии, — журнал-ордер.)

В аналитических учетных регистрах записи делаются по отдельным аналитическим счетам, детализирующим содержание записи того или иного синтетического счета.

Комбинированные учетные  регистры объединяют в себе синтетический  и аналитический учет. Их применение сокращает объем учетных работ, позволяет вести учет отдельных объектов в аналитическом разрезе и одновременно получать обобщенные показания синтетического учета.

По характеру записи (разносятся ли операции по бухгалтерским  счетам или только регистрируются в  хронологическом порядке без группировки по счетам) различают:

  • хронологические;
  • систематические;
  • комбинированные.

В хронологических учетных  регистрах хозяйственные операции отражаются по мере их совершения на основании  первичных документов в хронологическом  порядке, в последовательности поступления, без группировки и разноски по счетам.

Систематические учетные  регистры предназначены для группировки  однородных операций и записи их по определенной системе на бухгалтерских  счетах (по аналитическим и синтетическим счетам).

Комбинированные отчетные регистры сочетают в себе хронологические  и систематические учетные регистры. В этих регистрах записи более наглядны и обозримы, сокращаются затраты труда по учетной регистрации, уменьшается возможность ошибок, так как хронологические и систематические записи производятся не в разных регистрах, а в один рабочий прием в совмещенном регистре.

По форме графления  регистры бывают:

  • линейные — для учета расчетов с поставщиками, дебиторами и кредиторами (линейно-позиционные);
  • шахматные (табличные), которые позволяют сделать запись одновременно по дебету и кредиту счета. Здесь сочетается аналитический и синтетический учет.

Сущность шахматной  формы заключается в том, что дебет счета располагают по горизонтали, а кредит — в вертикальных колонках. Каждая клетка в таком регистре представляет собой дебет одного и кредит другого счета.

Особенность ее состоит в том, что сумма  операций записывается по двум счетам только один раз, но эта запись означает, что сумма отнесена одновременно в дебет одного и кредит другого счета.

По этой форме строится журнал-ордер.

Главная книга  представляет собой сброшюрованные листы со специальным графлением.

На каждый счет отводится для записей определенная страница или несколько страниц, в зависимости от количества корреспондирующих счетов.

В Главной  книге проставляются месяц, за который  вносятся записи, обороты по дебету данного счета с кредита счетов и в целом оборот по дебету счета, общий итог оборота по кредиту счета и остаток.

При указании номера кредитуемого счета должен быть также указан номер журналов-ордеров, в котором получила отражение данная сумма.

Таким образом, Главная  книга используется для обобщения данных журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным синтетическим счетам (а в ряде случаев — и аналитическим счетам), составления бухгалтером отчетов.

 

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ФИНАНСОВО-РАСЧЕТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

3.1. Денежный чек, расчетный чек, чековые книжки

Денежный  чек — распоряжение предприятия банку о выдаче с его расчетного счета суммы наличных денежных средств, указанных в чеке.

Расчетный чек — распоряжение плательщика о перечислении с его расчетного счета определенной суммы на счет получателя. Расчетные чеки используются только для безналичных платежей. В отличие от денежных, расчетные чеки всегда являются именными, т. е. они применяются для перечисления денег тем предприятиям и организациям, которые указаны в чеке.

Чеки выписываются на специальных бланках, сброшюрованных в чековые книжки. Они выдаются учреждениями банка предприятиям и организациям на основании заявлений. Чеки хранятся как документы строгой отчетности. Предприятие, получившее в банке чековую книжку, несет ответственность за использование чеков, за убытки, причиненные вследствие утраты, хищения как всей книжки, так и отдельных чеков. Заявление о выдаче чековых книжек составляется по соответствующей форме.

Расчеты, совершаемые  между гражданами и предприятиями, производятся путем безналичного перечисления средств через учреждения банка.

Безналичные расчеты осуществляются путем выдачи расчетных чеков сберегательных касс или учреждений банка либо перечислением сумм в уплату за товары и услуги со счетов вкладчиков в банке.

3.2. Счет-фактура

Счет-фактура — это товарно-расчетный документ, который выписывает поставщик при отпуске товара покупателю.

Счета-фактуры используются для контроля за выполнением договорных обязательств и являются основанием для выписки платежных поручений, расчетных чеков и в некоторых случаях, при акцептной форме расчетов, для выписки платежных требований. Счет-фактура имеет следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование и адрес поставщика.
  2. Местонахождение и номер расчетного счета поставщика.
  3. Наименование и адрес грузополучателя.
  4. Местонахождение и номер расчетного счета грузополучателя.
  5. Порядковый номер.
  6. Дата.
  7. Перечень отпускаемых товаров.
  8. Количество товара.
  9. Цена.
  10. Сумма.
  11. Способ отправления.
  12. Номер квитанции (накладной).
  13. Ссылка на договор или заказ, на основании которых произведена отгрузка.

Предприятия и организации  имеют право по своему усмотрению изменять графы бланка в той его  части, которая отведена для перечня  товаров. Счет-фактура представляется в учреждение банка в одном экземпляре в качестве приложения к платежному требованию.

3.3. Обязательство кассира

Порядок ведения кассовых операций, правила приема, выдачи и  хранения денег предусмотрены в  соответствующих нормативных документах.

После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия (организации) обязан ознакомить кассира с должностной инструкцией и руководящими и нормативными документами.

Кассир выдает администрации  предприятия, организации обязательство  о материальной ответственности по соответствующей форме — обязательство кассира. Это обязательство хранится в личном деле кассира.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность  всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию (организации) как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Кассир не может передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам без письменного указания руководителя и без передачи по акту ценностей и документов. Если кассира необходимо временно заменить, то другой работник, временно замещающий кассира, также дает обязательство о материальной ответственности.

Положение о ведении  кассовых операций предусматривает  проведение внезапных ревизий кассы с полным полистным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Для проведения ревизии  кассы приказом руководителя предприятия (организации) назначается комиссия из числа работников предприятия  с обязательным участием бухгалтера и кассира.

Если на предприятии  имеется несколько касс, ревизию  их необходимо проводить одновременно для предупреждения возможных злоупотреблений  с денежными средствами. В том случае, если одна касса предприятия обслуживает несколько подразделений, то необходимо затребовать от бухгалтеров этих предприятий официальные справки об остатках денег на день инвентаризации для сравнения с ними наличных в кассе.

При ревизии  кассы проверяют денежное наличие  путем полного полистного пересчета всех денег, находящихся в кассе, квитанций на ценности, сданные на хранение, ценных бумаг, лимитированных чековых книжек и бланков строгой отчетности, а также ведение кассовой книги и порядок хранения денег.

 

3.4. Акт ревизии

Результаты  ревизии оформляются актом. В акте ревизии фактические остатки кассовой наличности сопоставляются с учетными данными, после чего определяется недостача или излишек денежных средств.

Акт должен быть оформлен в день ревизии кассы  и подписан членами комиссии. Комиссия должна потребовать от кассира письменных объяснений о причинах выявленной недостачи или излишка. Акт ревизии кассы имеет следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование документа.
  2. Точное наименование ревизуемого предприятия.
  3. Дата составления акта.
  4. Фамилии, имена и отчества, а также должности членов комиссии.
  5. Номер и дата приказа руководителя предприятия или организации, на основании которого назначены члены комиссии.
  6. Фамилии, имена и отчества, а также должности лиц, в присутствии которых проводилась ревизия кассы.
  7. Содержание акта ревизии с обязательным указанием остатка денег по кассовой книге, остатка наличных (предъявленных комиссии) денег, оплаченных платежных ведомостей, результата ревизии (сумма излишков или недостачи).

8. Объяснение обстоятельств возникновения излишков или недостачи (прилагается к акту).

9. Подписи лиц, участвовавших в составлении акта. Акт ревизии кассы необходимо составлять не менее чем в двух экземплярах, причем один экземпляр следует дать материально-ответственному лицу — кассиру. Затем акт представляется на утверждение руководителю предприятия, организации. Результаты ревизии находят свое дальнейшее отражение в счетах бухгалтерского учета: излишки приходуются, а недостача удерживается с материально-ответственных лиц (Приложение 36).

 

3.5. Платежное поручение

Платежное поручение — это распоряжение предприятия учреждению банка о списании с его расчетного счета определенной суммы (согласно прилагаемым документам) в погашение своих обязательств. Оно составляется на стандартных бланках.

Если плательщик перечисляет средства одновременно нескольким получателям, то можно использовать сводное платежное поручение. В одно поручение могут включаться либо только местные поручения, либо только иногородние. Платежное поручение имеет следующие обязательные реквизиты:

1. Наименование  и адрес плательщика.

  1. Местонахождение и номера расчетных счетов получателя и поставщика.
  2. Сумма платежа, которую перечисляет плательщик.
  3. Дата.
  4. Основание.
  5. Подписи руководителя организации и главного бухгалтера.
  6. Печать.

Платежными поручениями могут производиться:

  • расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
  • расчеты по нетоварным операциям;

• целевые переводы министерств, ведомств и других органов хозяйственного управления на погашение просроченной задолженности подведомственных им предприятий за товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по ссудам банков. Банки устанавливают порядок выдачи разрешений на целевые переводы, а также порядок исполнения этих переводов и т. д.

3.6. Лицевой счет, требования-поручения

Лицевой счет — бухгалтерский документ, отражающий передачу какого-либо конкретного вида средств (материалов, инструментов, продукции, зданий и т. д.) определенной организации или лицу.

Объявление  на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение получения денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом. Расчеты платежными требованиями-поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему: поставщик, отгрузив продукцию, выписывает платежное требование на покупателя-плательщика, отсылает ему или доставляет нарочным. Получив платежное требование, плательщик обязан заполнить вторую часть — платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, так как обязанности (условия договора) поставщиком выполнены. Предприятие-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.

Информация о работе Лекции по "Делопроизводству"