Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:30, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ДОКУМЕНТ И СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.
ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМУЛЯР-ОБРАЗЕЦ, СОСТАВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ.
ЛЕКЦИЯ 4. СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Специалисты информационно-технической службы организации выполняют функции администраторов системы: установку СУБД и САДД на сервере и рабочих местах пользователей, обеспечение его работы, а также сохранности документов и их доступности пользователям.
В структурных подразделениях создают электронные картотеки, которые являются при этом подмножествами единой картотеки предприятия, и «виртуальные» кабинеты должностных лиц. Должностные лица — работники предприятия, являющиеся официальными участниками документооборота — корреспондентами и адресатами документов. Должностное лицо — владелец кабинета — может самостоятельно работать с документами в системе или от его имени поручить делать это сотруднику, наделенному статусом пользователя.
Каждый пользователь сети на своем рабочем месте:
При этом автоматически фиксируется и накапливается информация о движении документов в организации.
При регистрации документа в САДД (см. п. 6.3) создают электронную регистрационную карточку (РК), с которой может быть связан электронный документ или электронная версия бумажного документа (файлы с текстом, изображениями, фонограммами и другими формами представления документа в компьютере). После регистрации РК документа с прикрепленными файлами пересылают по локальной сети в кабинет должностного лица, ответственного за принятие решения по исполнению документа, а далее в соответствии с вынесенной резолюцией — в картотеку структурного подразделения и кабинеты исполнителей. Маршруты движения РК и прикрепленных к ней документов устанавливают в соответствии с определенным на предприятии порядком прохождения входящих, исходящих и внутренних документов.
Система автоматизирует как текущий, так и итоговый контроль исполнения документов .
Для автоматизации создания
внутренних и исходящих документов
САДД «Дело» поддерживает работу над
проектами документов. В этом случае
используют специальный тип
В системе как один из справочников составляется номенклатура предприятия, объединяющая номенклатуры дел отдельных структурных подразделений. Ее используют для регистрации документа и работы с исполненными документами при списании их в дела.
В целом САДД обеспечивает выполнение следующих функций ДОУ:
САДД «Дело» также способна выполнять основные функции архива электронных документов. Но для этой цели предпочтительнее другой продукт из «линейки» программных продуктов — ЭОС — система «Архивное дело», которая:
Для обеспечения правовой
основы использования любой
(в электронном виде и на бумажном носителе);
• руководство пользователей САДД.
При использовании ЭЦП во внутреннем электронном документообороте с использованием САДД на предприятии должен быть создан его удостоверяющий центр, выдающий определенным пользователям ключи ЭЦП и обеспечивающий их достоверность. При этом администраторы и пользователи должны быть обучены работе со средствами ЭЦП, а в соответствующей инструкции — определены их полномочия, а также порядок выдачи и отзыва ключей.
Необходимое условие внедрения САДД при работе с документами — создание продуманной и надежной системы долговременного хранения электронных документов.
2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
И СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», устанавливая обязательность документирования системы менеджмента качества (СМК), не требует использования САДД для поддержки СМК на предприятии. Однако внедрение САДД с функциями моделирования (например, САДД) повышает эффективность построения СМК на предприятии [71].
Процессы СМК в САДД описывают через модуль «Управление деловыми процессами». В «типовых маршрутах» задают порядок и сроки прохождения различных поручений и других действий.
Все сотрудники на своих рабочих местах используют утвержденные электронные формы документов СМК. При этом система может самостоятельно контролировать выполнение регламентов СМ К сотрудниками, а информация о выполнении или нарушении требований регламентов хранится в системе и доступна для оперативного анализа руководством. Это повышает ответственность сотрудников и снижает трудоемкость документирования их деятельности в СМК.
Повышается эффективность и работы уполномоченных по СМК. Система автоматизирует распространение документов по подразделениям и фиксирует факт ознакомления сотрудников с новыми редакциями документов, а также контролирует использование ими актуальных редакций документов. Она позволяет вести мониторинг процессов СМК. При подготовке и проведении аудитов системы СМК в автоматизированном режиме могут быть легко получены отчеты по функционированию СМК, выполнению регламентов сотрудниками, ведению записей по качеству.
Руководителям система помогает:
Кроме того, в САДД, ориентированной на использования в СМК, может входить специальный модуль, который способен фиксировать все обращения потребителей, анализировать их запросы и предложения, вести мониторинг удовлетворенности заказчиков.
Таким образом, САДД предоставляет
возможность управлять всем комплексом
документов СМК, включающим как организационные
документы (руководство по качеству, политика и цели
в области качества, положения и регламенты
бизнес-процессов и др.), так и документы,
сопровождающие бизнес-процессы. Одновременно
она позволяет объединить офисный (организационно-
В одной из серии статей, посвященных особенностям работы с электронными документами, О.И. Рысков приводит мнение Государственного архива штата Виктория (Австралия), которое заключается в следующем [66]. Электронные документы (и оригиналы, и электронные копии бумажных документов), создаваемые в процессе управленческой деятельности, наиболее вероятно, будут иметь доказательную силу, если организа ция может продемонстрировать, что в любой из управленческих ситуаций определенные документы:
Это возможно, если в организации существует система управления документами.