Лекции по "Организация и технология документационного обеспечения управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Управление любой организацией или предприятием неизбежно требует создания многих видов управленческих документов. Без соответствующих документов невозможно решать задачи планирования и организации производственного процесса, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности учреждения и т.п.

Содержание работы

Введение .............................................................................................................1
1 Основные понятия документационного обеспечения управления .............2
2 Общие правила оформления управленческих документов..........................5
3 Требования к бланкам документов предприятия .......................................23
4 Тексты документов .......................................................................................27
5 Функции документов ....................................................................................35
6 Обработка документов..................................................................................39
7 Составление номенклатуры и формирование дел в организации .............46
8 Оформление дел ............................................................................................49
9 Экспертиза ценности документов................................................................54
10 Составление личных документов ..............................................................55
Приложение 1 ...................................................................................................58
Приложение 2 ...................................................................................................59
Приложение 3 ...................................................................................................60
Приложение 5 ...................................................................................................62
Приложение 6 ...................................................................................................65
Приложение 7 ...................................................................................................74
Приложение 8 ...................................................................................................76
Приложение 9 ...................................................................................................77
Приложение 10 .................................................................................................78
Приложение 10а ...............................................................................................79
Приложение 11 .................................................................................................80
Приложение 12 .................................................................................................82
Приложение 13 .................................................................................................83

Приложение 14 .................................................................................................84
Приложение 15 .................................................................................................86
Приложение 16 .................................................................................................87
Приложение 17 .................................................................................................88
Вопросы для самопроверки .............................................................................89
Список использованных источников..............................................................91

Файлы: 1 файл

Организация и технология документационного обеспечения управления - Конспект лекций.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Наименование на иностранном языке располагают ниже наименования на русском языке.

Наименование филиала, территориального  отделения, представительства, структурного  подразделения  организации указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации.

 

Если документ подготавливается совместно двумя и более организациями, то он составляется не на бланках. В этом случае наименования организаций следует печать на чистом листе бумаги. При этом наименования организаций следует располагать в соответствии с рангом. В случае оформления документов организаций одного ранга, их наименования располагают на одном уровне. Наименование нижестоящей организации располагают ниже наименования вышестоящей организации.

Если позволяет   техническое  и программное обеспечение организаций,  возможно оформление реквизитов совместных бланков с помощью компьютерных средств.

Реквизит "Справочные данные об организации" содержит сведения,

важные для организации при информационных контактах.

 

Справочные данные об организации включают: почтовый адрес; номера телефонов; код по ОКПО или ОКОГУ; код по ОКУД и другие сведения по усмотрению организации (номера телефаксов, телексов, счетов в банке, идентификационный номер, адрес электронной почты и др.).

Наименование вида документа должно соответствовать табелю форм документов, применяемых в организации. В табель включаются унифицированные формы документов,  включенные в  ОКУД,  и иные виды  документов, соответствующие организационно-правовой форме организации, ее задачам, видам деятельности.

В бланке письма наименование вида документа не указывается.

 

"Дата документа" — реквизит, содержащий указанное на документе время его создания и/или подписания, утверждения, принятия, согласования, регистрации, опубликования (далее по тексту — подписания). Указанные действия обязательно датируются, поэтому типовая инструкция определяет местонахождение даты каждого из них.

Если автором документа являются две и более организации, то его датой является наиболее поздняя дата подписания.

Дату проставляет должностное лицо, подписывающее документ, непосредственно при подписании. При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года, а число проставляется непосредственно при подписании.

 

Для документов, фиксирующих решения, принимаемые коллегиально (протокол, акт и др.), датой является дата принятия решения, а не подписания. В этом случае дата печатается на документе при его подготовке.

Способ написания даты зависит от характера документа: в нормативных документах, определяющих права граждан и организаций, а также содержащих сведения финансового характера, предлагается использовать словесно-цифровой способ датирования (14 июня 2001 года или 5 октября 2001 г.), а в остальных случаях — цифровой (14.06.2000 или 05.11.2001).

Эти различия обусловлены сложившейся практикой, а также стремлением затруднить подделку даты.

В  некоторых международных стандартах установлен цифровой способ датирования в следующей последовательности: год, месяц, число (2005.06.14, или 2005.11.05). Действующие типовая инструкция и ГОСТ допускают датирование в соответствии с международными стандартами, не оговаривая конкретные случаи.

Место проставления даты на документе зависит от бланка и вида документа. Реквизит "Регистрационный номер документа" — цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации.

Регистрация документа заключается в записи необходимых сведений о

документе в регистрационные формы,  присвоении документу соответствующего  регистрационного  номера  и проставлении его непосредственно на документе.

Регистрации подлежат все создающиеся в организации документы и поступающие от других организаций и частных лиц (кроме документов, не подлежащих регистрации, в соответствии с перечнем документов, который должен входить в Инструкцию по делопроизводству).

Наличие на документе регистрационного номера свидетельствует о том, что он включен в информационный массив организации и находится под ее контролем и ответственностью.

Структура регистрационного номера  зависит от вида документа, типа действующей в  организации   системы делопроизводства, наличия классификаторов    информации или ориентации на общероссийские классификаторы.  В  его состав  обязательно  входит  порядковый  номер

 

регистрации, который может дополняться индексом дела, в который будет подшит документ, кодом документа по тематическому классификатору, если он применяется в организации, кодом автора, корреспондента и др.

Место проставления регистрационного номера зависит от бланка и вида документа.

Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

Реквизит "Ссылка на регистрационный номер и дату документа" используется только в тех видах документов, которые являются ответами на запрос (письмо, справка, докладная записка, акт, заключение, обзор и т.д.). Сведения в реквизит переносятся с поступившего документа.

Наличие этого реквизита исключает необходимость упоминания индекса и даты поступившего документа в тексте письма, что освобождает текст от чисто вспомогательной, справочной информации.

Реквизит "Место составления или издания документа" указывают в том случае, если затруднено его определение по реквизитам "Наименование организации" и "Справочные данные об организации". Данный реквизит указывается для исключения ошибок о местонахождении организации; он может проставляться во всех документах, кроме письма, в котором эта информация помещается в реквизите "Справочные данные об организации".

Место издания документа предполагает подготовку: решения, постановления, приказа, договора и т.д., который затем будет тиражирован и направлен для исполнения или ориентации при принятии решений.

Место издания в документе не указывается, если оно включено в состав наименования организации, например: "Московский государственный университет", но указывается, если документ был составлен в другом месте нахождения.

Данный реквизит указывают в соответствии  с принятым административно-территориальным делением, а также общепринятым географическим сокращением.

 

Для юридического лица местом издания документа будет место его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации.

В документе, автором которого является филиал организации,

указывается место нахождения последнего.

 

Реквизит "Адресат" рассматривается как совокупность точной и полной информации, на основе которой документ может быть доставлен адресату точно и без неоправданных затрат труда. Документ может адресоваться организациям, структурным подразделениям организации, должностным лицам, гражданам.

Наименование организации и ее структурного подразделения указывают в именительном падеже, например:

Пензенский государственный университет

 

Должность лица, которому адресован документ, указывают в дательном падеже, например: Пензенский государственный университет

Учебное управление

 

Старшему специалисту А.С. Николаеву

 

или

 

Директору Пермского приборостроительного завода

В.И. Петрову

 

Если документ отправляют в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно, например:

Администрации районов Московской области

 

Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово Копия перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При количестве адресатов более четырех, рекомендуется составлять список рассылки документа.

Почтовый адрес не проставляется на документах, направляемых постоянным корреспондентам (в этом случае в организации целесообразно применять списки рассылки и конверты с заранее напечатанными адресами).

Составные части почтового адреса указывают в последовательности, установленной «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г.

 

№ 1239. В соответствии с Правилами устанавливается следующий порядок написания почтового адреса на конвертах и других почтовых отправлениях (это положение распространяется на написание почтового адреса в документе в реквизитах: "Справочные данные об организации"; "Адресат"):

• наименование адресата (наименование организации — юридического лица или имя, отчество, фамилия для физических лиц);

• название улицы, номер дома, номер квартиры;

• название населенного пункта (города, поселка и т.п.);

• название области, края, автономного округа (области), республики;

• страна (для международных почтовых отправлений);

• почтовый индекс.

В таком же порядке производится написание адреса отправителя на конверте.

Написание почтового адреса на конверте производится в следующем порядке. Адрес корреспондента пишется в нижней правой части почтового конверта, почтовой карточки или оболочки почтового отправления, а адрес отправителя — в левом верхнем углу.

Если письмо адресуется организации, в реквизите "Адресат" указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:

Пензенский государственный университет ул. Красная 40, Пенза, 440017

При адресовании документа физическому лицу указывают инициалы и фамилию получателя, затем почтовый адрес, например:

И. П. Калинину

 

ул. Садовая, д.5, кв. 12,

г.Пенза, 440012

 

До настоящего времени не нашел разрешения вопроса о правилах обращения к получателю документа, в силу того, что практика использования в обращении слова товарищ устарела, а новая в настоящее время не является общепринятой.

 

Чаще всего при обращении к должностному лицу, указываются только его инициалы и фамилия например; Н.П. Смирнову., без указания товарищ (т.) или господин (г-н).

"Гриф утверждения документа" — реквизит документа,

указывающий на нормативный или правовой характер его содержания.

 

Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии № 1

Личная подпись И. С. Михайлов

 

12.09.2001

 

При утверждении документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения  состоит  из слова  УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА,  УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО),  наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

УТВЕРЖДЕН

 

Решением Ученого Совета МГУ

 

от 15.08.2000 № 14 или УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора от 01.02.2000 № 82

Перечень  документов  организации, подлежащих утверждению, определяется в Инструкции по делопроизводству учебного заведения или организации. Основанием для составления Перечня являются законодательные и ведомственные нормативные акты, устанавливающие обязательную процедуру утверждения тех или иных документов. Примерный

 

перечень документов, подлежащих утверждению, дан в приложении 2. Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа.

"Резолюция" — реквизит документа, который оформляется соответствующим должностным лицом и содержит указание по исполнению данного документа.

В резолюции  определяются организации, подразделения или должностные лица, которым поручается выполнение  задания, выработка предложений и др. Резолюция включает фамилию исполнителя (фамилии исполнителей), содержание поручения, срок исполнения, подпись и дату, например:

А. В. Зайцевой

П. С. Никитину

 

Прошу подготовить проект Положения о выпускающей кафедре Личная подпись

05.11.2000

 

При наличии нескольких исполнителей, ответственным за исполнение считается названный первым в резолюции. Резолюция, как правило, пишется от руки соответствующим руководителем на подлиннике документа на свободном от текста месте. Допускается оформление резолюции на отдельном листе с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому резолюция относится.

Информация о работе Лекции по "Организация и технология документационного обеспечения управления"