Принятие управленческих решений в условиях конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов, касающихся принятия управленческих решений в условиях конфликта, в частности, отражение проблемы в МДОУ «Детский сад № 41», а также предложение мероприятий по совершенствованию процесса разработки и принятия решений в напряжённых ситуациях.
Для раскрытия темы поставлены следующие задачи:
1. выявить значимость принятия управленческих решений;
2. описать особенности принятия решений в конфликтных ситуациях;

Содержание работы

Введение
1 Особенности принятия решений в условиях конфликта
1.1 Понятие и ограничения принятия решений
1.2 Теория игр как метод принятия решений
1.3 Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта
2 Принятие решений в условиях конфликта в практике МДОУ «Детский сад № 41»
2.1 Специфика и типы конфликтов в организации
2.2 Причины конфликтов в учреждении
2.3 Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций
3 Рекомендации по совершенствованию принятия решений в МДОУ «Детский сад № 41»
3.1 Методы принятия решений в условиях конфликта
3.2 Мероприятия по оптимизации процесса приятия решений в условиях конфликта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Разработка управленческих решений.docx

— 201.37 Кб (Скачать файл)

Президент одной крупной компании, приняв бразды правления, увидел, что  у него было 23 заместителя или  вице-президента. Все вроде бы отвечали за свои направления работы, но ни по одному вопросу эта «руководящая команда» толком не могла договориться между собой! Для обеспечения  результативного управления компанией  ими был применен переход к  малоначальственной структуре управления за счет укрупнения и налаживания  в ней взаимодействия между руководителями.

Руководитель как помеха

На практике и в теории утвердился стереотип: если появился начальник - значит, процесс управления «пошел». И этому  есть определенные основания. Однако сама же практика дает много примеров того, что процесс управления не «пошел», а даже «сошел».

Если взять ситуацию функционирующего какое-то время подразделения или  предприятия, то назначение нового руководителя автоматически не означает:

а) что работа его улучшится, если оно работало плохо;

б) что работа его будет по-прежнему нормальной, если оно неплохо работало прежде.

В практике государственного менеджмента  ряда западных стран имеется такое  правило: политики - руководители, например, министерства, приходят и уходят, а  аппарат остается. Наличие так  называемого хорошего политика автоматически  не означает профессионального руководителя. Однако политика, назначенного на руководящую  должность в какой-то структуре, выручает именно профессиональный аппарат. Создать же новый аппарат «под себя» далеко не значит сохранить и/или преумножить профессиональные традиции прежнего аппарата.

Некоторые руководители, возглавившие то или иное четко работающее подразделение, начинаю волей-неволей ощущать  …свою ненужность. Это так называемое приятно-неприятное организационное  ощущение. В тех организационных  структурах, где каждый работник имеет  «свой чемодан» должностных полномочий и где немаловажное место принадлежит  ответственности, сохраняют малоначальственную организационную структуру.

Случается, что на должность руководителя подразделения назначают совершенно некомпетентного человека. Такую  ситуацию можно рассматривать не только как своеобразный эксперимент  по самовыживанию группы (коллектива), но и функционирование в режиме «почти без начальника». Опытные подчиненные  рано или поздно узнают особенности  «назначенца» и, если он обладает необходимыми способностями и мотивацией, используя  свои «подчиненные средства», обучают  его… управлению. В аналогичных  ситуациях, когда у руководителя нет необходимых способностей и  «тяговой мотивации» и, что особенно важно, он не склонен к «дурному администрированию», идет процесс, по сути дела, самоуправления, не требующий сильного руководящего начала.

Следовательно, в понимании «малоначальственное  управление» необходимо выделить два  важных аспекта:

1) неперенасыщенность организационной  структуры руководителями, или отсутствие  «руководящего жирка»;

2) деятельность, работа выполняется  компетентными людьми, которые не  нуждаются в детальном или  мелочном руководстве.

«Начальственное управление» может  происходить: во благо системе; ни во благо, ни во вред; а может - только во вред. Поэтому малоначальственный менеджмент также необходимо рассматривать  вариативно, нисколько не абсолютизируя  его как достоинства, так и  недостатки.

Не подчиняющийся подчиненный

Имеется такой тип людей, которые  генетически не предрасположены  к подчинению. Природа создала  их как бы по схеме «Ты для себя руководитель, и ты в себе подчиненный». Общепринятое отношение в социальном управлении или менеджменте «руководитель - подчиненный» они считают анахронизмом, который не позволяет проявиться их профессиональным способностям и  индивидуальности. Если по каким-либо причинам такой человек оказывается  в ситуации подчинения, то она становится для него тяжелым стрессом. То есть такие работники не мотивированы ни к должности руководителя как  подчиненного по отношению к высшему  начальнику, ни к должности подчиняющегося кому-то специалиста. Обычно такие люди тяготеют к должностям:

а) в малоначальственных организационных  структурах, где до руководителя «далеко  и высоко», и отличаются высокой  степенью самостоятельности, ответственности  и результативности;

б) где не требуется мелочей опеки, каждодневных руководящих указаний, надуманных форм и методов контроля и т. д.

В принципе их «философия неподчинения», как удалось выяснить в беседах  с такими работниками, сводится к  следующим положениям.

Первое положение - неприятие  серости.

Очень много в отношениях «руководитель - подчиненный» требуется на определенную притирку, подстройку, или «психологическое согласование». Высокопрофессиональный руководитель - большая редкость. Сплошь и рядом, особенно в современной  России, руководители не обладают лидерскими качествами, представляя собой серость, как в профессиональном, так и  индивидуальном плане. Так зачем  же соединять «должностную судьбу»  с таким человеком?

Второе положение - неприятие  двойного стандарта.

На практике много руководителей, для которых характерно говорить одно, а делать другое. При этом - если делать, то в пользу своего кармана  или своей карьеры. На подчиняющийся  или плохо подчиняющийся работник, как правило, обладает нестандартным  мышлением, поскольку степень влияния  на него со стороны руководителя минимальна или равна нулю. Его невозможно «закодировать» какими-то догмами или  надуманной «руководящей должностью», поскольку важнейшими оценочными предметами для него являются реальное поведение  и фактические результаты.

Третье положение - много  времени на работе руководителя тратится просто-напросто на чепуху, которая  почему-то считается процессом руководства.

Зачем говорить работнику, как и  когда делать, если он, обладая высокой  степенью профессионализма и самостоятельности, прекрасно это знает? Зачем проводить  пустопорожние совещания по «усилению», «укреплению», «улучшению», если так  называемою установочную информацию можно  передать по локальной сети на персональный компьютер? Зачем тратить драгоценное  время на передачу важных сведений типа «К нам едет ревизор», собирая  и отрывая от рабочего места, а  не используя для этого другие информационные технологии?

Таким образом, чепуха - это такие  виды работ, которые придумывают  начальники, чтобы доказать свою нужность в той или иной системе управления. И что самое удивительное:

1) чем меньше в системе становится  начальников, тем меньше времени  этих начальников и их подчиненных  в принципе затрачивается на  чепуху;

2) чем дальше подчиненный, обладающий  по своей должности высокой  степенью самостоятельности, находится  в организационной структуре  от руководителя, тем меньше он  вовлечен в круговорот чепухи;

3) чем меньше работник вовлечен  в «чепуховные» отношения «руководитель  - подчиненные», тем больше он  успевает сделать в течение  рабочего времени и тем больше  результативной является его  работа.

Опытные и хорошо разбирающиеся  в людях руководители осуществляют так называемое выборочное руководство, при котором внимание уделяется  слабым, менее квалифицированным  и менее ответственным работникам, а не предрасположенным к тотальному подчинению работникам, эффективно работающим в «автономном плавании». Поэтому  малоначальственное управление может  происходить в рамках той организационной  структуры, где в принципе не так  уж и мало начальников. Однако эти  «многоначальники» по своим руководящим  технологиям работают как «малоначальники».

Концентрированная и неконцентрированная  технологии руководства

Болевым местом в российской практике управления является то, что многие руководители не имеют специальной  управленческой подготовки или управленческого  образования. В целом ряде систем они работают как руководители-любители, и пытаются управлять подчиненными-профессионалами. Как и в каждой профессии, среди  них есть талантливые самородки  и способные самоучки. Но они не составляют в общем количестве так  называемой критической массы. Поэтому  руководители-любители де-факто доказывают своими слабыми умениями, как надо нерезультативно управлять.

Самое нежелательное состоит в  том, что подчиненного профессионального  работника руководитель-любитель пытается превратить в несостоятельного исполнителя. Это явление называется «перевоспитательным  управлением», в процессе которого усилия направляются не на достижение требуемых результатов, а на подминание компетентности под себя.

На практике, как руководители-профессионалы, так и руководители-любители используют одну из двух технологий управления подчиненными - концентрированную или деконцентрированную. Ведущим понятием в этих технологиях выступает объем прав, которыми наделен руководитель, или другими словами, «кусочек руководящей власти».

Если руководитель использует концентрированную  технологию, при которой подчиненные  действуют только по его указаниям, то он формирует в них психологию подначальственного стиля работы.

Когда назначают другого руководителя, использующего деконцентрированную  систему, то подчиненные испытывают организационно-психологический шок, поскольку от них требуется высокая  степень самостоятельности и  ответственности. Смена деконцентрированной  технологии на концентрированную также  сопряжена с определенными проблемами.

Комбинированная работа

Веками у руководителей выработался  стереотип: если работник находится  перед глазами - значит, он работает. Однако в современной практике все  больше (если позволяет специфика  деятельности) используется «комбинированная»  работа, когда часть времени из рабочей недели человек работает в рабочем помещении, а часть - дома. Пока наиболее распространенными  схемами по пятидневной рабочей  неделе являются «4+1» и «3+2», где  первые цифры означают количество дней в рабочем помещении, а вторые - дома. Для ниже стоящих руководителей  тоже начали использоваться такие же схемы.

Главная причина перехода на комбинированную  модель работы - рост эффективности  труда, в основе которого находятся  более удобные, привлекательные  и гибкие условия для человека. Быть может, в появлении и развитии этой системы находится «труд  в будущем», когда нынешнее представление  о работе, управлении, руководстве, подчинении будут выглядеть дремучими  и наивными.

Как известно, сам труд, его содержание и технологии волей-неволей оказывают  влияние на человека.

Использование «комбинированной»  работы для плохо подчиняющихся  людей оказалось не только в их пользу, но навеяло на мысль «хорошо  подчиняющихся работников» о  других возможностях и необходимости (за счет второй части схемы или  работы на дому) большей самостоятельности, добросовестности и ответственности.

С другой стороны, руководители подразделений, где используется «комбинированная»  работа и которые сами работают по схеме, рано или поздно начали понимать, что существуют не только другие технологии труда, но и руководства. Ведь смысл  управления «человеком работающим»  заключается не в том, чтобы постоянно  следить за ним, держать в подчиненном  напряжении, а в создании таких  условий, которые способствуют достижению необходимых результатов. То есть срабатывает  следующая формула: не руководи тотально подчиненными, чтобы получить необходимые  результаты, а оценивай и руководи по результатам, чтобы иметь хорошо отлаженный процесс управления.

В современной научной литературе, по мнению Е. Комарова, очень много  идеализма и романтизма по поводу так называемых управленческих отношений. На практике наблюдается совсем иное содержание этих отношений.

Когда человека, который не склонен  подчиняться, пытаются буквально вжать  в более жесткие отношения  «руководитель - подчиненный», он, смотря по ситуации, пытается так или иначе  уйти от этих отношений, поскольку дорожит  результатами, а не отношениями. И, наоборот, имеются структуры, где первостепенное значение придают отношениям, а результат  работы оставляют желать много лучшего.

Таким образом, малоначальственное управление представляет собой явление достижения высоких результатов при минимальном  руководстве профессиональными  работниками. И как бы не нажимали теоретические и практические мудрецы  управления на традиционное усиление руководящего начала, все же фактор малоначальственности при слабом или  автономном подчинении играет весьма важную роль в результатах труда.

3. Пример стиля  руководства

3.1 Стиль руководства  в управленческой практике

Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально  значимых, затрагивающих интересы множества  людей решений и ответственности  за их правильность и эффективность  перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также  влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно  подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле  управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так  и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют  его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно  проявляющееся в различных ситуациях». Традиционно исследователи различают  три классических стиля управления: авторитарный, демократический и  либеральный. Разумеется, существующие стили есть только абрис множества  оттенков и специфики управленческого  взаимодействия.

Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях конфликта