Принятие управленческих решений в условиях конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов, касающихся принятия управленческих решений в условиях конфликта, в частности, отражение проблемы в МДОУ «Детский сад № 41», а также предложение мероприятий по совершенствованию процесса разработки и принятия решений в напряжённых ситуациях.
Для раскрытия темы поставлены следующие задачи:
1. выявить значимость принятия управленческих решений;
2. описать особенности принятия решений в конфликтных ситуациях;

Содержание работы

Введение
1 Особенности принятия решений в условиях конфликта
1.1 Понятие и ограничения принятия решений
1.2 Теория игр как метод принятия решений
1.3 Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта
2 Принятие решений в условиях конфликта в практике МДОУ «Детский сад № 41»
2.1 Специфика и типы конфликтов в организации
2.2 Причины конфликтов в учреждении
2.3 Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций
3 Рекомендации по совершенствованию принятия решений в МДОУ «Детский сад № 41»
3.1 Методы принятия решений в условиях конфликта
3.2 Мероприятия по оптимизации процесса приятия решений в условиях конфликта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Разработка управленческих решений.docx

— 201.37 Кб (Скачать файл)

При анализе стилей руководства  ряд авторов находит больше всего  негативного в авторитарном стиле  руководства. Авторитарность лежит  в основе абсолютного большинства  производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия  автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, отрицательно влияет на эффективность  работы. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива, на который  опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая  угрожает ему самому. Недовольные  и обиженные подчиненные могут  его подвести и дезинформировать. Запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, при  малейшей возможности они реализуют  «право» позаимствовать собственность  хозяина.

В современной интерпретации авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников  на их выполнение, позволяет стабилизировать  ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным  в кризисных ситуациях, а также  в условиях низкого профессионального  уровня и слабой трудовой мотивации  сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта  управления, слабых управленческих связей в экстремальных ситуациях (аварии, техногенные катастрофы, трудовые конфликты). Вариантом авторитарного стиля  управления является патерналистский. Он предполагает обращение с подчиненными, как с «детьми» и их трудовую мотивацию  опосредует через личную зависимость  от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз в зависимости  от «благосклонности» руководства, контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Власть никому не делегируется и концентрируется у руководителя, который «царь, бог и воинский начальник». Этот стиль управления характерен для традиционного общества, и по наблюдениям автора по-прежнему широко применяется в Казахстане, особенно в сельских районах.

В последнее время оценки стилей управления среди исследователей в  значительной степени изменились. Если либеральный и авторитарный не так  давно характеризовали преимущественно  негативно, а демократический считался самым положительным, то сейчас пришло понимание, что оптимален тот  стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы. Все большее  внимание уделяется субъективным, психологическим  особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам. Российский психолог Р. Шакуров отмечает, что каждое отдельное  психическое качество включается в  состав стиля не во всем объеме, а  лишь в той мере и форме, в какой  это необходимо для данной деятельности. Формы и степень проявления психических  свойств регламентируются довольно жестко, так как управленческие роли имеют повышенную социальную значимость. Это не отменяет общего положения  о том, что эффективность решений  руководителя в конкретной производственной ситуации зависит, прежде всего, от объективных  внешних условий и факторов.

Поскольку существует множество взглядов на стили управления, то с точки  зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Хороший результат  может быть достигнут не только благодаря  эффективному управлению людьми, но и  просто под влиянием случайностей.

С точки зрения многих исследователей не существует универсального, наилучшего стиля управления. Нелинейность развития социальных событий и слабая прогнозируемость общественных взаимосвязей, особенно на среднесрочный и долгосрочный периоды, требуют от руководителя адекватной оценки ситуации, творческого анализа  объективных ограничений и субъективных возможностей их преодоления, прогнозирования  последствий принятия решений. Иначе  говоря, современная ситуация требует  от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки  вкупе с сознательным использованием сильных сторон личности управленца. Такой подход нами обозначен как  индивидуально-ситуативный стиль  управления.

3.2 Стиль руководства Председателя Комитета по экономической политике

Каждый руководитель отличается собственным  индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными. Стиль Руководства  Председателя Комитета по Экономической  Политике можно определить как демократичный. Подчинённым предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым  функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. В комитете поощряется инициатива и  творческая активность. Председатель Комитета по Экономической Политике с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается  помочь подчиненным в возникающих  вопросах, считается с их мнением  и советами.

Однако на практике не встречается  стиля руководства в чистом виде, поэтому и для Председателя Комитета прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении  с подчинёнными можно было увидеть  черты либерального стиля - желание  всем помочь, понравиться, влияет на подчинённых  часто в форме просьб и путём  удовлетворения их потребностей.

В последние годы, благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось  выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения  дел в сфере бизнеса и менеджмента.

Ими являются:

1) Широта взглядов и глобальный  подход - характеристика, указывающая  на важность наличия у руководителя  широкого видения проблем, выходящих  за рамки задач фирмы. Данная  особенность менеджера предполагает  преодоление им узкого, технократического  понимания своих задач, формирование  у него чувства ответственности  не только за экономические,  но и социальные, экологические,  нравственные последствия своей  деятельности.

2) Долгосрочное предвидение - противостоит  скромности некоторых руководителей,  что называется, зарываться в  текущих проблемах и упускать  из вида перспективу развития  организации в условиях меняющейся  рыночной конъюнктуры, технологического  прогресса открытия новых энергоносителей  и т.д.

3) Решительность - твердость и  смелость в принятии решений.  Очень важная характеристика  любого руководителя. Так как  отсутствие решительности, смелости  может привести к тому, что  решение будет принято поздно  или вообще не будет принято,  что может сказаться отрицательно  на предприятии.

4) Упорная работа и непрерывная  учеба - необходима, в связи с  постоянным обновлением, пополнением  законов, нормативных актов, с  выходом каких либо указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.

5) Умение чётко формулировать  цели - один из способов повышения  мотивации людей к труду. Это  качество главным образом результат  самосовершенствования руководителя.

6) Готовность выслушивать мнения  других, в особенности, когда эти  другие-подчинённые. Вместе с  тем, демонстрация руководителем  данного качества в отношении  любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной  социальной потребности последнего - потребности в уважении.

7) Беспристрастность, бескорыстие,  лояльность. В беспристрастности  руководителя кроется важный  ресурс эффективности кадровой  политики организации.

8) Способность полностью  использовать возможности сотрудников  с помощью правильной расстановки  и справедливых санкций и создавать  коллектив с гармоничной атмосферой  в нём. «О качестве менеджера  надо судить по тому, как хорошо  он может организовать большое  число людей и насколько эффективно  он может добиваться наилучших  результатов от каждого из  них, сливая их в единое целое» - А.Морита

9) И, наконец, личное  обаяние, и здоровье - у здорового  человека, при всем процессе больше  шансов выглядеть обаятельным  человеком.

10) Умение правильно использовать  своё время. Председатель комитета  обладает широтой взглядов и  глобальным подходом к любому  вопросу.

Однако Председатель Комитета не умеет четко формулировать  цели и задачи, стоящие перед сотрудниками комитета. Ставя перед ними определённые задачи на аппаратных совещаниях, он часто  отклоняется от самой задачи, концентрирует  все внимание на важности её выполнения, а не на том, в чем состоит задача и как её выполнять это заставляет сотрудников повторно обращаться к  председателю Комитета за уточнением задачи и снижает мотивацию к  труду.

Заключение

Стиль управления -- это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Необходимо быть цельным. Люди должны знать, что можно ожидать  от руководителя. Отдав однажды предпочтение какой-то личности или поставив определенную задачу, он обязан с уважением отнестись  к своему решению. Хороший пример для подражания - отличный исполнитель. Он делает свою работу настолько хорошо, что у людей, с которыми он работает, не возникает в этом ни малейшего  сомнения. Он с достоинством относится  и к занимаемому им посту, и  к выполняемой работе, и к стоящим  перед ним целям. Он не умаляет  значения своего положения, выполняемой  работы и целей, которых хочет  достичь.

Наука управления имеет в  своей основе систему базовых  положений, элементов, моделей, стилей руководства, присущи только ей, при  этом связанные с управлением. Поведением одного из основных и наиболее сложных  субъектов управления - человека также  строиться на определенной деятельности, внутренних убеждений, которые определяют его отношение к действительности.

Пристальное внимание уделяется  разработке и практическому применению основных базовых положений управленческой деятельности, соотнесенных с особенностями  социальных взаимодействий отдельных  личностей. При этом значимость придается  обеспечению эффективности управленческой деятельности: подготовке и принятию решений, их научной обоснованности, их практической реализации, контролю за их выполнением.

Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности  решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные  сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей  быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных  реформ, а так же к изменению  стиля руководства. Даже самый опытный  руководитель, прекрасно владеющий  теорией управления, не застрахован  от неразумной, эмоциональной реакции  на ситуацию.

От выбора стиля руководства  зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация  работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что  помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, - в том числе  и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность  работой.

Список литературы

1. Роджерс Ф. Дж., Путь  успеха: как работает корпорация IBM.

2. Туник Е. Е., Стили  руководства в системе образования,  Психологическая газета, № 8, 2000 г.

3. Маусов Н., Менеджмент  персонала - ключевое звено внутрифирменного // Проблемы теории и практики  управления. 1995г.

4. Пугачев В. П., Руководство  персоналом организации. - М., 1998г.

5. Семенов А. К., Маслова  Е. Л., Психология и этика менеджмента  и бизнеса. - М.,2000г.

6. www. Businessman. Su, Травин А.В.

7. Пугачев В.П., Руководство  персоналом организации. - М.: Аспект  Пресс.- 2000. - С.135

8. Комарова Е., «Управление  персоналом», статья, 20 (174)/2007


Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях конфликта