Анализ розничого товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Методика расчета:

  1. Скорость обращения товаров:

ОБ=Р/Т3=2340807/504715=4,6

  1. Удельный вес работников прилавка в среднесписочной численности работников:

Д=Чпр/Ч* 100=10/12* 100=83,3

  1. Среднегодовая нагрузка на 1 кв.метр торговой площади:

H=P/S=2340807/300=7802,7

  1. Расходы на оплату труда в расчете на 1 работника предприятия:

ОТраб=ФОТ/Ч=13996/10=1166,3

  1. Комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности:

КП=ОБ+Враб+Н+Ф=92,2+88.0+102.7+92.5/4=93.9

  1. Отклонение:

∆Р=Р1 - Ро=2403109-2340807=62302

  1. Темп роста:

Т=Р,/Р0*100%=2403109/2340807*100=102,7

ВЫВОД: Анализируя данные таблицы следует отметить, что выручка от продажи товаров увеличилась по сравнению с прошлым годом на 62302,0 руб. или составила 102,7%. Среднесписочная численность увеличилась на 2 человека или на 16,7% по сравнению с прошлым годом, следовательно, увеличились затраты на оплату груда на 3976,0 руб. или на 28,4%.Но, не смотря на увеличение выручки в отчетном  году, скорость обращения товаров замедлился на 0,4 оборота или снизился на 7.8%). Замедление оборачиваемости средних товарных запасов требует вовлечение дополнительных оборотных средств. Так же отрицательным моментом деятельности магазина является снижение среднегодовой выработки одного работника и одного работника прилавка на 23416,6 руб.(22,0%) и на33821,6 (15,4%) соответственно. Комплексный показатель показывает, что магазин работает не достаточно эффективно, т.к. темп роста составил 93,9%

 

Анализ динамики финансовых результатов за отчетный год

Таблица 2

Показатели

Ед.измерения

Условные обозначения

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

Темп роста,

%

1. Выручка от продажи товаров

руб.

Р

2340807,0

2403109

62302

102,7

2. Валовая прибыль

руб.

Пвал

278562,0

308925,0

30363

110,9

3. Уровень валовой  прибыли

%

Упвал

11,9

12,9

1,0

108,0

4. Издержки обращения

руб.

ИО

165,2

157,9

-7306,2

95,6

5. Уровень издержек  обращения

%

Уио

7,1

6,6

-0,5

93,1

6. Прибыль от  продаж

руб.

Ппр

113325,5

150994,7

37669,2

133,2

7.Рентабельность продаж

%

Rn

4,8

6,3

1,4

129,8

8.Операционные доходы

руб.

о/д

       
   

 

-------

---------

------

------

9.Операционные 
расходы

руб.

О/Р

2063,0

1981,0

-82,0

96,0

10.Внереализационные доходы

руб.

в/д

 

-----

 

------

 

-----

 

-----

 

 

 

       

11.Внереализационные 
расходы

руб.

В/Р

 

------

 

----

 

---

 

----

 

 

 

       

12Прыбиль до 
налогообложения

руб.

Пн/о

111262,5

149013,7

37751,2

133,9

13. налог на прибыль, 
20 %

руб.

Нпр

22252,5

29802,74

7550,24

133,9

14. Чистая прибыль

руб.

Пч

84559,5

113250,4

28690,9

133,9

15. Рентабельность 
предприятия

%

R

3,6

4,7

1,1

130,5


Методика расчета:

  1. Упвал=Пвал/Р* 100=278562,0/2340807,0*100=11,9
  2. Уио=ИО/Р* 100= 165236,5/2340807* 100=7,1
  3. Ппр=Пвал-Ио=278562,0-165236,5=1 13325,5
  4. Rnp=IInp/P* 100=113325,5/2340807*100=4,8
  5. Пн/о=Ппр+0/Д-0/Р+В/Д-В/Р=1 13325,5-2063,0=1 1 1262,5
  6. Нпр=Пн/о*20%=1 1 1262,5*20%=22252,5
  7. Пч=Пн/о-Нпр=1 11262,5-26703,0=84559,5
  8. R=ri4/P* 100=84559,5/2340807,0* 100=3,6

ВЫВОД: Анализируя таблицу 2, следует отметить, что выручка от реализации возросла на 2.7%   или на 62302 руб. В результате чего прибыль от продаж возросла на 33,2% или на 37669,2 руб. В результате хозяйственной финансовой деятельности прибыль до налогообложения тоже возросла на 37751,2 руб.

Возросшие масштабы хозяйственной финансовой деятельности привели к росту чистой прибыли на 28690,9 руб., а рентабельность организации увеличилась на 1,1 руб. товарооборота.

К сокращению чистой прибыли привело увеличение налога на прибыль на 9060,3 руб.

 

 

                   4.   Общий анализ товарооборота

       4.1.Анализ динамики товарооборота

Объем производства, и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет  большое значение.

Объем производства, и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3)

 

Таблица 3.

Анализ динамики товарооборота

 

Годы

Показатели

2011

2012 Р-,

2013 Р2

 

(базисный) Р0

 

 

1.Товарооборот

2001093,0

2340807,0

2403109,0

2.Абсолютный прирост:

     

Цепной

 

339714,0

62302,0

базисный

 

339714,0

402016,0

З.Темп роста:

     

Цепной

100,0

117,0

102,7

базисный

100,0

117,0

120,1

4.Темп прироста

     

Цепной

 

17,0

2,7

базисный

 

17,0

20,1

5.абсолютное значение

     

1%прироста

 

20010,9

23408,1




 

 

 

 

Методика расчета:

Абсолютный прирост:

  • Цепной метод ∆Рц=Рᵢ-Рᵢ-1=2403109,0-2340807,0=62302,0
  • Базисный метод ∆Рб=Рᵢ-Р0 =2340807,0-2001093,0=339714,0 
    Темп роста:
  • Цепной метод Тц = Pi / Рᵢ-1*100%=2403109/2340807*100=102,7
  • Базисный метод Тб=Рᵢ/Ро*100%=2340807/2001093* 100=117,0 
    Темп прироста:
  • Цепной метод ∆Тпрц=Тц-100=102,7-100=2,7

■Базисный дТпрб=Тб)-100=117,0-100=17,0 
Абсолютное значение 1% прироста:

  • А%=Р/100=2340807,0/100=23408,1 
    Среднегодовой темп роста:

Среднегодовой абсолютный прирост:

∆Р=Рn-Р0/n-1 =2403109-2001093/3-1=201008руб.

ВЫВОД: Таким образом за период с 2011 года по 2013 год в магазине ООО Фирма «Детский мир» произошла положительная динамика роста товарооборота: среднегодовой темп роста составил 109,6%, среднегодовой абсолютный прирост составил 201008руб.Темп роста товарооборота в 2013 г. по сравнению с 2011 составил 120,1%) т.е. товарооборот возрос на 20,1%, а абсолютный прирост составил 402016 руб. Анализируя динамику товарооборота внутри анализируемого периода следует отметить, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. произошло замедление темпа роста товарооборота и составило 2,7%. Максимальное увеличение выручки от продажи товаров было достигнуто в 2012 г. и составило 17%. В целом по магазину следует отметить положительную тенденцию объема выручки за два года, о чем свидетельствует график.

 

4.2 Анализ динамики розничного  товарооборота в сопоставимых ценах

При анализе динамики розничного товарооборота необходимо сопоставить его с данными прошлых лет в сопоставимых ценах. Это необходимо для, того чтобы оценка развития товарооборота была более точной. Необходимо для этого устранить влияние изменения цен на фактический товарооборота (табл. 4)

Анализ динамики товарооборота в сопоставимых ценах.

Методика расчета: 
Рiц=Рф/iц=2035698/1,15=1770172,2

ВЫВОД: Таким образом, за анализируемый период (2011-2013гг.) в магазине снизился товарооборот в сопоставимых ценах по сравнению с товарооборотом в фактических ценах, что произошло за счет роста цен. Товарооборот в сопоставимых ценах в 2013 г. по сравнению с 2011 г. составил 21,2% или 375460,9 руб. Оценивая товарооборот в сопоставимых ценах внутри анализируемого периода можно отметить, что максимальное увеличение выручки было достигнуто в 2012 г. и составило 117,0% или 301338,4 руб.

 

4.3 Анализ ритмичности и равномерности  товарооборота

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции.

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте в равные отрезки времени в течении отчетного периода к плановому.

Ритмичная работа хозяйствующего субъекта является важным условием выпуска и реализации продукции, повышения качества, снижения себестоимости и увеличения прибыли. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели работы: снижается качество, увеличивается объем незавершенного производства, увеличиваются сверхплановые остатки готовой продукции на складе, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются контракты, договоры поставки. Несвоевременная отгрузка продукции приводит к тому, что несвоевременно поступает выручка, имеет место перерасход фонда оплаты труда. Это приводит к увеличению себестоимости, снижению прибыли и ухудшению финансового состояния.

Для характеристики ритмичности выпуска используется ряд показателей. Показатели равномерности выпуска делятся на две группы: прямые и косвенные.

К прямым показателям относятся:

  • коэффициент ритмичности,
  • коэффициент аритмичности,
  • удельный вес производства продукции за каждый месяц к квартальному выпуску и т.д.

Косвенные показатели ритмичности оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, штрафы за недопоставленную продукцию, и т.д. Обобщающим показателем равномерности выпуска продукции является коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика.

Коэффициент ритмичности (Крит) равен отношению количества периодов 
выполнивших план к общему количеству период

Крит = кол-во периодов выполнивший план/общее кол-во периодов

Чем ближе коэффициент ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания.

Данные для характеристики работы хозяйствующего субъекта исчисления коэффициента ритмичности можно получить из оперативно-технической отчетности (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Месяца и 
кварталы

Фактически 
за прошлый 
год Ро

Отчетный год

Отклонение (+,-)

В

процентах

к

прошлому 
году, %

 

 

План 
Рп

Факт 
Рф

%

Выполния плана,

%

от плана

от

прошлого 
года

 

Январь

200632,0

196325,0

200561,0

102,2

4236,0

-71,0

99,96

Февраль

156324,0

201456,0

130258,0

64,7

-71198,0

-26066,0

83,3

март

241445,8

125196,0

266080,0

212,5

140884,0

24634,3

110,2

1 квартал

598401,8

522977,0

596899,0

114,1

73922,0

-1502,8

99,7

Апрель

210365,0

100235,0

250136,0

249,5

149901,0

39771,0

118,9

май

200325,3

150236,0

196456,0

130,8

46220,0

-3869,3

98,1

июнь

161711,4

269665,0

154382,0

57,2

-115283,0

-7329,4

95,5

II квартал

572401,8

520136,0

600974,0

115,5

80838,0

28572,3

105,0

1 полугодие

1170803,5

1043113,0

1197873,0

114,8

154760,0

27069,5

102,3

июль

256321,0

150963,0

301256,0

199,6

150293,0

44935,0

117,5

август

174562,1

100455,0

158963,0

158,2

58508,0

-15599,1

91,1

сентябрь

169352,0

187849,0

242648,0

129,2

54799,0

73296,0

143,3

III квартал

600235,1

439267,0

702867,0

160,0

263600,0

102631,9

117,1

9 месяцев

1771038,6

1482380,0

1900740,0

389,7

418360,0

129701,4

321,8

октябрь

145263,2

198778,0

201365,0

101,3

2587,0

56101,8

138,6

ноябрь

142568,1

100236,0

156489,0

156,1

56253,0

13920,9

109,8

декабрь

281937,1

121351,0

144515,0

119,1

23164,0

-137422,1

51,3

IV квартал

569768,4

420365,0

502369,0

119,5

82004,0

-67399,4

88,2

II полугодие

1170003,5

859632,0

1205236,0

140,2

345604,0

35232,5

103,0

Итого за год

2340807,0

1902745,0

2403109,0

126,3

500364,0

62302,0

102,7

Информация о работе Анализ розничого товарооборота