Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения
В. И. Столяров (Россия)
Введение
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры.
В данной работе, которая
продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения
спорта и культуры рассматривается
не в ее общем виде, а применительно
к конкретным историческим условиям
XX века. При этом ставится задача выяснить,
соответствуют ли современный спорт
и олимпийское движение гуманистическим
идеалам, содействуют ли они и
в какой мере реализации этих идеалов,
насколько полно и эффективно
в современном спорте реализуется
его огромный гуманистический, культурный
потенциал, какое место спорт
и олимпийское движение занимают
в системе ценностей
Проблема гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых - философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. [см. список литературы в конце работы].
Указанная проблема служила
предметом обсуждения на многих научных
конгрессах, конференциях, симпозиумах
и т.д. Некоторые из них, в том
числе международные - например, семинары
в Варшаве "Гуманистические ценности
спорта" [369], "Спорт и культура"
[89], "Культурные ценности спорта"
[397], международная конференция в
Глазго "Спорт, культура, общество"
[538], международный семинар
Особенно острые споры вызывает спорт высших достижений, или, как его еще называют "рекордный спорт", "элитный спорт". Именно с этим спортом связан целый букет негативных явлений, затрагивающих как отдельную личность, так и взаимоотношения людей, народов, стран, наций и т.д. Поэтому естественно желание ученых и общественных деятелей выяснить значение этой разновидности современного спорта, уточнить его основные социокультурные функции и влияние на человека и общество, понять социальный смысл спортивных рекордов и т.д. Эти вопросы в течение десятилетий находятся в центре внимания дискуссий, касающихся гуманистической ценности современного спорта. Практически ни один крупный научный конгресс, семинар, симпозиум, ни одна конференция, посвященные современному спорту, не обходят их стороной [см.: 29, 30, 88, 89, 97, 100, 102, 152, 167, 232, 237, 325, 369, 397, 453, 454, 469, 479, 532, 535-539, 541].
Как бы "точкой отсчета" во всех упомянутых дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, в работах которого2 заданы гуманистические ориентиры для современного спорта и олимпийского движения, сформулированы стоящие перед ними важнейшие задачи, решение которых, как считал Кубертен, придаст им высокий культурный статус.
Разрабатывая философию современного олимпизма, Кубертен исходил из того, что спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. На основе этого он трактовал и сам олимпизм. Кубертен ввел этот термин в 1912 г. "В олимпизме, - писал он, - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека" [Цит. по: 114, с. 29].
Кубертен считал, что спорт и международные спортивные связи могут вдохнуть в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства", способствовать сохранению и укреплению здоровья людей, их физическому совершенствованию, формированию и развитию высокой нравственности, утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, "прекращению споров, разногласий и недоразумений", преодолению националистических предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими к разным культурам. Он считал, что "вместе со спортом растет новая и мощная опора делу мира" [цит. по: 96, с. 29] и что "мирные рыцарские соревнования создадут наилучший интернационализм" [283, p. 2-3]. "Истинная демократия и мудрый и миролюбивый интернационализм придут на обновленный стадион, чтобы поддерживать на нем культ чести и бескорыстия, который позволит атлетизму осуществить духовное совершенствование и социальный мир одновременно с телесным развитием", - писал Кубертен [Цит. по: 113, с. 17-18].
Свою идею использовать Олимпийские игры в борьбе за мир и с милитаризмом Кубертен выразил еще в 1896 г., сказав, что "атлетизм будет возвеличен и облагорожен и международная молодежь будет черпать в нем любовь к миру и уважение к жизни" [Цит. по: 113, с. 18].
Кубертен как педагог-историк и общественный деятель постоянно обращался к проблеме войны и мира и в своих научных трудах, начиная с одной из первых работ, которая была опубликована в 1889 г. и была посвящена воспитанию в духе мира, и в своей практической деятельности, в том числе во Всемирном педагогическом союзе (1927 г.) и в Международном бюро по спортивной педагогике (1933 г.). Главным средством достижения мира Кубертен считал воспитание у граждан высоких нравственных качеств личности. В 1915 г. в разгар войны он опубликовал работу "Нравственное воспитание", посвященную основным элементам нравственной культуры, воспитание которой посредством спорта легло в основу его универсальной теории мира. Огромное значение он придавал тому, чтобы молодежь каждой страны как можно больше знала о других странах. И существенную роль в решении этой проблемы он также отводил спорту.
Кубертен полагал, что
спортивные соревнования способны "формировать
характер и укреплять нравственные
силы" [283, р. 57], а также "инициативность,
стойкость, энергичность, стремление к
самосовершенствованию и
Таковы вкратце те гуманистически
ориентированные задачи, которые
Кубертен выдвигал перед современным
спортом и олимпийским
На решение этих задач
ориентируют и важнейшие
Ярким примером является Олимпийская
хартия. "Целью Олимпизма, - отмечается
здесь, - является повсеместное становление
спорта на службу гармоничного развития
человека с тем, чтобы способствовать
созданию мирного общества, заботящегося
о сохранении человеческого достоинства."[
Аналогичные цели международного
спорта указываются и в "Международной
хартии физического воспитания и
спорта" ЮНЕСКО: "Генеральная конференция
Организации Объединенных Наций
по вопросам образования, науки и
культуры, собравшаяся в Париже на
свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г.,
... считая, что физическое воспитание
и спорт должны усилить свое воспитательное
воздействие во имя утверждения
основных человеческих ценностей, которые
служат основой для полного развития
народов, подчеркивая в связи
с этим, что физическое воспитание
и спорт должны стремиться содействовать
сближению как между народами,
так и между отдельными людьми,
а также бескорыстному
В современной трактовке
олимпизма особенно важное значение
придается идее Кубертена о том,
что олимпийский атлет
Не случайно и в Олимпийской хартии (1991) неоднократно упоминаются принципы "честной игры". Цель олимпийского движения, согласно Хартии, - "способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры" [104, с. 6]. При перечислении основных задач МОК в Хартии отмечается, что этот Комитет: "... 5) способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики; 6) посвящает свои усилия тому, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них" [с. 7]. В тексте "Манифеста о честной игре", принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., отмечается, что "принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)" [441, р. 10 ].
При характеристике идеалов олимпизма, целей и задач воспитательной работы в рамках олимпийского движения в научных публикациях, в выступлениях видных государственных и общественных деятелей, представителей руководящих органов олимпийского движения, а также в официальных документах часто упоминается и идея Кубертена о необходимости гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца [см. например, 4, 5, 42, 50, 69, 94, 124, 179, 190, 196, 200, 202, 205, 207, 208, 297, 302, 304, 339, 406, 410, 413-422, 437, 456, 461, 466, 549, 551, 575, 609 и др.].
Эта идея постоянно обсуждается и пропагандируется на сессиях Международной Олимпийской академии и Национальных олимпийских академий. С определенной коррекцией она включена в последний вариант Олимпийской хартии [104, с. 6], а также в принятую ЮНЕСКО Международную Хартию физического воспитания и спорта [85, с. 1] .
В центре внимания тех споров,
дискуссий, которые ведутся относительно
культурного статуса
Именно этим вопросам будут
уделено основное внимание и в
данной работе. В ходе их анализа
будут использованы результаты педагогических
наблюдений и социологических
В ходе одного из них на тему "Показатели и компоненты здорового образа жизни и физической культуры различных групп населения" в 1988-1990 гг. в бывших республиках СССР по единой программе и методике опрошено более 10 тыс. человек, в том числе 4180 студентов 24 вузов, 2,6 тыс. учащихся 7-10 классов и 945 учащихся ПТУ. По той же программе был проведен опрос студентов Югославии и Ирака [см. 20, 55, 57, 160, 162, 163, 193, 195, 198, 204, 206, 211, 560, 565-567].
Другое международное
комплексное исследование "Олимпийское
и спортивно-гуманистическое
В данной работе учтены результаты и ряда других социологических исследований, в том числе международных, которые будут указаны ниже.
Вообще в ходе анализа обсуждаемой проблемы мы стремились максимально учесть имеющиеся научные разработки по данной проблеме и ознакомить читателя с ними.
Эту задачу мы считали одной из наиболее важных, учитывая то обстоятельство, что читатели нашей страны имеют крайне скудную информацию об огромной палитре разнообразных мнений, подходов, концепций, связанных с обсуждаемой проблемой. Этим объясняется большое число (более 600) использованных нами публикаций, список которых помещен в конце работы и может служить читателю библиографией по теме.
Анализ проблемы мы начнем
с характеристики довольно часто
встречающихся односторонних
I. Односторонние подходы
Под односторонним подходом
к оценке современного спорта и олимпийского
движения мы понимаем такой подход,
который основывается на учете узкого
круга фактов, касающихся той или
иной разновидности спорта, тех или
иных акций олимпийского движения и
т.д. На основе такого подхода современному
спорту и олимпийскому движению дается
строго однозначная (позитивная или
негативная) оценка) с точки зрения
гуманистических идеалов и
Особенно часто встречается
позитивная их оценка. В огромном числе
книг, монографий, статей, докладов и
т.д., которые, разумеется, нет возможности
здесь перечислить, отмечается важная
роль спорта в сохранении и укреплении
здоровья людей, их физическом совершенствовании,
формировании личности, пробуждении
в людях активности, стремления к
развитию различных способностей, талантов
и умений, приобретению новых знаний
и более глубокому
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения