Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

 

В. И. Столяров (Россия)

 

Введение

 

В нашей работе, которая  помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры.

 

В данной работе, которая  продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения  спорта и культуры рассматривается  не в ее общем виде, а применительно  к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт  и олимпийское движение гуманистическим  идеалам, содействуют ли они и  в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется  его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт  и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной  культуры1.

 

Проблема гуманистической  ценности современного спорта и олимпийского движения, их места в современной  культуре служила и до сих пор  является предметом острых споров и  дискуссий среди ученых - философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены  многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. [см. список литературы в конце  работы].

 

Указанная проблема служила  предметом обсуждения на многих научных  конгрессах, конференциях, симпозиумах  и т.д. Некоторые из них, в том  числе международные - например, семинары в Варшаве "Гуманистические ценности спорта" [369], "Спорт и культура" [89], "Культурные ценности спорта" [397], международная конференция в  Глазго "Спорт, культура, общество" [538], международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония на тему "Спорт  и гуманизм" [535], международный  конгресс "Спорт и международное  взаимопонимание" в Хельсинки [537] и др. - специально были посвящены  данной проблеме.

 

Особенно острые споры  вызывает спорт высших достижений, или, как его еще называют "рекордный  спорт", "элитный спорт". Именно с этим спортом связан целый букет  негативных явлений, затрагивающих  как отдельную личность, так и  взаимоотношения людей, народов, стран, наций и т.д. Поэтому естественно  желание ученых и общественных деятелей выяснить значение этой разновидности  современного спорта, уточнить его  основные социокультурные функции  и влияние на человека и общество, понять социальный смысл спортивных рекордов и т.д. Эти вопросы в  течение десятилетий находятся  в центре внимания дискуссий, касающихся гуманистической ценности современного спорта. Практически ни один крупный научный конгресс, семинар, симпозиум, ни одна конференция, посвященные современному спорту, не обходят их стороной [см.: 29, 30, 88, 89, 97, 100, 102, 152, 167, 232, 237, 325, 369, 397, 453, 454, 469, 479, 532, 535-539, 541].

 

Как бы "точкой отсчета" во всех упомянутых дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, в работах  которого2 заданы гуманистические ориентиры  для современного спорта и олимпийского движения, сформулированы стоящие перед  ними важнейшие задачи, решение которых, как считал Кубертен, придаст им высокий культурный статус.

 

Разрабатывая философию  современного олимпизма, Кубертен исходил  из того, что спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических  идеалов и ценностей, в совершенствование  человека, человеческих отношений и  общества в целом. На основе этого  он трактовал и сам олимпизм. Кубертен ввел этот термин в 1912 г. "В олимпизме, - писал он, - словно в пучке солнечных  лучей, собраны все те принципы, которые  способствуют совершенству человека" [Цит. по: 114, с. 29].

 

Кубертен считал, что спорт  и международные спортивные связи  могут вдохнуть в человечество "дух  свободы, мирного соревнования и  физического совершенства", способствовать сохранению и укреплению здоровья людей, их физическому совершенствованию, формированию и развитию высокой  нравственности, утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания  между народами, их культурному сотрудничеству, "прекращению споров, разногласий  и недоразумений", преодолению  националистических предрассудков, помогут  улучшить политические отношения между  народами, принадлежащими к разным культурам. Он считал, что "вместе со спортом растет новая и мощная опора делу мира" [цит. по: 96, с. 29] и  что "мирные рыцарские соревнования создадут наилучший интернационализм" [283, p. 2-3]. "Истинная демократия и мудрый и миролюбивый интернационализм придут на обновленный стадион, чтобы  поддерживать на нем культ чести  и бескорыстия, который позволит атлетизму осуществить духовное совершенствование и социальный мир одновременно с телесным развитием", - писал Кубертен [Цит. по: 113, с. 17-18].

 

Свою идею использовать Олимпийские  игры в борьбе за мир и с милитаризмом Кубертен выразил еще в 1896 г., сказав, что "атлетизм будет возвеличен и  облагорожен и международная  молодежь будет черпать в нем  любовь к миру и уважение к жизни" [Цит. по: 113, с. 18].

 

Кубертен как педагог-историк  и общественный деятель постоянно  обращался к проблеме войны и  мира и в своих научных трудах, начиная с одной из первых работ, которая была опубликована в 1889 г. и  была посвящена воспитанию в духе мира, и в своей практической деятельности, в том числе во Всемирном педагогическом союзе (1927 г.) и в Международном  бюро по спортивной педагогике (1933 г.). Главным средством достижения мира Кубертен считал воспитание у граждан высоких нравственных качеств личности. В 1915 г. в разгар войны он опубликовал работу "Нравственное воспитание", посвященную основным элементам нравственной культуры, воспитание которой посредством спорта легло в основу его универсальной теории мира. Огромное значение он придавал тому, чтобы молодежь каждой страны как можно больше знала о других странах. И существенную роль в решении этой проблемы он также отводил спорту.

 

Кубертен полагал, что  спортивные соревнования способны "формировать  характер и укреплять нравственные силы" [283, р. 57], а также "инициативность, стойкость, энергичность, стремление к  самосовершенствованию и пренебрежению  к возможным опасностям" [283, р. 108], а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но "гармоничному развитию взрослого  человека" [283, р. 79]. Он исходил из того, что "олимпизм может стать  школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы, но только при том условии, что каждый человек развивает  свои представления о чести и  спортивной незаинтересованности не в  меньшей степени, чем мышечную силу" [283, р. 100].

 

Таковы вкратце те гуманистически ориентированные задачи, которые  Кубертен выдвигал перед современным  спортом и олимпийским движением [более подробную их характеристику см.: 179, 190, 196, 201, 256, 257, 274, 276-283, 297, 302-304, 437 и др.].

 

На решение этих задач  ориентируют и важнейшие официальные  документы современного спортивного  и олимпийского движения.

 

Ярким примером является Олимпийская  хартия. "Целью Олимпизма, - отмечается здесь, - является повсеместное становление  спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства."[104, с. 6]. Достижению этих целей, согласно Хартии, должны содействовать МОК, Национальные олимпийские комитеты и международные  спортивные федерации.

 

Аналогичные цели международного спорта указываются и в "Международной  хартии физического воспитания и  спорта" ЮНЕСКО: "Генеральная конференция  Организации Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и  культуры, собравшаяся в Париже на свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г., ... считая, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое воспитательное воздействие во имя утверждения  основных человеческих ценностей, которые  служат основой для полного развития народов, подчеркивая в связи  с этим, что физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать  сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию  целостности и достоинства людей, ... подчеркивая значение сотрудничества между международными правительственными и неправительственными организациями, ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы между народами, провозглашает настоящую международную Хартию с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества..." [85, с. 1].

 

В современной трактовке  олимпизма особенно важное значение придается идее Кубертена о том, что олимпийский атлет непременно должен соблюдать принципы "честной  игры", демонстрировать рыцарское  поведение в соревнованиях [5, 70, 83, 129, 201, 205, 297, 316, 359, 408, 441, 447, 611 и др.].

 

Не случайно и в Олимпийской  хартии (1991) неоднократно упоминаются  принципы "честной игры". Цель олимпийского движения, согласно Хартии, - "способствовать построению мирного  и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без  какой-либо дискриминации и в  олимпийском духе, что включает в  себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры" [104, с. 6]. При  перечислении основных задач МОК  в Хартии отмечается, что этот Комитет: "... 5) способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики; 6) посвящает  свои усилия тому, чтобы дух честной  игры превалировал на спортивных площадках  и чтобы насилие было изгнано  с них" [с. 7]. В тексте "Манифеста  о честной игре", принятом на заседании  Международного комитета честной игры в 1992 г., отмечается, что "принципы Честной  игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера  де Кубертена (олимпизм)" [441, р. 10 ].

 

При характеристике идеалов  олимпизма, целей и задач воспитательной работы в рамках олимпийского движения в научных публикациях, в выступлениях видных государственных и общественных деятелей, представителей руководящих  органов олимпийского движения, а  также в официальных документах часто упоминается и идея Кубертена  о необходимости гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца [см. например, 4, 5, 42, 50, 69, 94, 124, 179, 190, 196, 200, 202, 205, 207, 208, 297, 302, 304, 339, 406, 410, 413-422, 437, 456, 461, 466, 549, 551, 575, 609 и др.].

 

Эта идея постоянно обсуждается  и пропагандируется на сессиях Международной  Олимпийской академии и Национальных олимпийских академий. С определенной коррекцией она включена в последний  вариант Олимпийской хартии [104, с. 6], а также в принятую ЮНЕСКО Международную  Хартию физического воспитания и  спорта [85, с. 1] .

 

В центре внимания тех споров, дискуссий, которые ведутся относительно культурного статуса современного спорта и олимпийского движения, их гуманистической значимости как  раз и находятся вопросы о  том, удалось ли добиться практической реализации тех гуманистических  идеалов и ценностей, связанных  со спортом, которые были провозглашены  основателем этого движения Пьером де Кубертеном, каков вклад олимпийского движения в реализацию духовных ценностей  спорта и т.д.

 

Именно этим вопросам будут  уделено основное внимание и в  данной работе. В ходе их анализа  будут использованы результаты педагогических наблюдений и социологических исследований, проведенных учеными разных стран, в том числе автором данной работы, его учениками и коллегами. Приводимые ниже цифровые данные прежде всего относятся (если отсутствует  ссылка на какие-то другие источники) к  результатам двух международных  социологических исследований, проведенных  по проекту и под руководством автора данной работы.

 

В ходе одного из них на тему "Показатели и компоненты здорового  образа жизни и физической культуры различных групп населения" в 1988-1990 гг. в бывших республиках СССР по единой программе и методике опрошено более 10 тыс. человек, в том числе 4180 студентов 24 вузов, 2,6 тыс. учащихся 7-10 классов и 945 учащихся ПТУ. По той  же программе был проведен опрос  студентов Югославии и Ирака [см. 20, 55, 57, 160, 162, 163, 193, 195, 198, 204, 206, 211, 560, 565-567].

 

Другое международное  комплексное исследование "Олимпийское  и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: состояние и  пути активизации" проведено в 1988-1994 гг. в бывшем СССР и ряде других стран. В ходе исследования опрошено более 1500 студентов и 400 преподавателей 15 вузов (нефизкультурного профиля) различных  городов и регионов бывшего СССР, 220 студентов бывшего ГЦОЛИФК (ныне РГАФК), около 500 студентов Югославии, более тысячи школьников 9-10 классов  нескольких городов, 130 юных футболистов 14-16 лет, выступавших за команды спортивных интернатов, СДЮШОР и ДЮСШ; 75 тренеров этих юных футболистов и т.д. [см. 8, 28, 48, 137, 155, 194, 210, 211 и др.].

 

В данной работе учтены результаты и ряда других социологических исследований, в том числе международных, которые  будут указаны ниже.

 

Вообще в ходе анализа  обсуждаемой проблемы мы стремились максимально учесть имеющиеся научные  разработки по данной проблеме и ознакомить читателя с ними.

 

Эту задачу мы считали одной  из наиболее важных, учитывая то обстоятельство, что читатели нашей страны имеют  крайне скудную информацию об огромной палитре разнообразных мнений, подходов, концепций, связанных с обсуждаемой  проблемой. Этим объясняется большое  число (более 600) использованных нами публикаций, список которых помещен в конце  работы и может служить читателю библиографией по теме.

 

Анализ проблемы мы начнем с характеристики довольно часто  встречающихся односторонних подходов к оценке гуманистического значения современного спорта и олимпийского движения, их роли в системе явлений  современной культуры.

 

I. Односторонние подходы

 

Под односторонним подходом к оценке современного спорта и олимпийского движения мы понимаем такой подход, который основывается на учете узкого круга фактов, касающихся той или  иной разновидности спорта, тех или  иных акций олимпийского движения и  т.д. На основе такого подхода современному спорту и олимпийскому движению дается строго однозначная (позитивная или  негативная) оценка) с точки зрения гуманистических идеалов и ценностей.

 

Особенно часто встречается  позитивная их оценка. В огромном числе  книг, монографий, статей, докладов и  т.д., которые, разумеется, нет возможности  здесь перечислить, отмечается важная роль спорта в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом совершенствовании, формировании личности, пробуждении  в людях активности, стремления к  развитию различных способностей, талантов и умений, приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению  и т.д.

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения