Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

По данным опроса общественного  мнения граждан США, проведенного в 1984 г., на вопрос: "Как, по вашему мнению: Олимпийские игры снижают или  повышают международную напряженность?" 51% ответили "снижают", 33% - "повышают", 10% - "не влияют на международную обстановку" и 6% - "не могу сказать" [см. Опрос..., 1984, с. 11].

 

Международные социологические  исследования, которые провели Lee Sang Hwe [405], McРherson и Kenyon [452], Patriksson [478] также  выявили противоречивые мнения о  социально-культурной ценности современного спорта и Олимпийских игр.

 

Таким образом, и среди  ученых и в обыденном сознании существуют противоречивые взгляды  на гуманистическое значение современного спорта и олимпийского движения, на их роль в системе явлений современной  культуры: дается либо позитивная, либо негативная оценка их в рассматриваемом  отношении.

 

В последние годы такой  односторонний подход к оценке современного спорта и олимпийского движения все  чаще подвергается критике и обосновывается необходимость комплексного, диалектического  подхода, учитывающего сложный и  противоречивый характер этих социокультурных  феноменов, присущие им позитивные и  негативные стороны.

 

II. Критика одностороннего  и обоснование комплексного 

 

подхода к оценке современного спорта и олимпийского движения

 

Попытаемся выяснить реальную гуманистическую культурную ценность современного спорта и олимпийского движения, используя при этом методологию, которая обоснована в наших предыдущих работах.

 

Эта методология включает в себя, во-первых, общие логико-методологические принципы (необходимость учитывать  диалектический, противоречивый характер изучаемых явлений, в том числе  спорта и олимпийского движения, сочетать логический и исторический подходы  к их анализу, соблюдать логико-методологические принципы введения понятий и др.) [175-177, 180-182, 545, 548, 555], а, во-вторых, те специфические  принципы, в соответствии с которыми при оценке гуманистической ценности спорта и олимпийского движения важно:

 

- учитывать не отдельные  факты, а все их многообразие;

 

- принимать во внимание  многообразие и самого спорта, в том числе такие его разновидности,  которые обычно называют "массовым  спортом" ("спортом для всех") и "спортом высших достижений" (или "большим", "рекордным"  спортом), а также школьный спорт,  спорт для инвалидов и др.;

 

-различать культурный  гуманистический потенциал спорта  и то, насколько этот потенциал  практически реализуется, а также  те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются  (декларируются), и те ценности, на  которые действительно ориентируются  люди в своем реальном поведении  [201].

 

Такая методология анализа  обсуждаемой проблемы прежде всего  приводит к выводу о том, что современный  спорт выполнял и выполняет целый  комплекс важных социокультурных функций  гуманистической ориентации. В XX столетии достигнуты существенные успехи не только в широком развитии спорта, вовлечении в него различных слоев и групп  населения, в том числе детей  и молодежи, но и в применении его для решения многих важных социально-культурных гуманистических  задач.

 

Спорт достаточно эффективно используется для сохранения и укрепления здоровья людей (в этом плане речь идет в первую очередь о "спорте для всех"), а также для их физического совершенствования (улучшения  телосложения, физических качеств и  двигательных способностей и т.д.). Это  определяет важное значение современного спорта для подготовки людей к  трудовой, профессиональной деятельности, для обеспечения возможности  их полноценного участия в различных  сферах общественной жизни.

 

В работах Бальсевича и  Лубышевой [7], Белорусовой [10], Вишневского [28], Ипатова [52], Матвеева [84], Родиченко [139], Самусенкова [145], Тер-Ованесяна  А. А. и Тер-Ованесяна И. А. [218], Филина и Фомина [222] и др. обосновано положение  о том, что спорт, органично включенный в целостную социально-педагогическую систему, "является одним из действеннейших средств воспитания личности..." [84, с. 435].

 

Прежде всего имеется  в виду важная роль спорта как средства физического воспитания человека. Спортивные соревнования и тщательная подготовка к ним позволяют целенаправленно  и эффективно воздействовать на все  компоненты физического состояния  человека, включая разнообразные  физические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье и т.д., вносить  в них нужные коррективы, исправлять дефекты и т.д., а также формировать  связанные со всей этой деятельностью  знания, умения, интересы, потребности, ценностные ориентации и т.д

 

Важную роль спорт играет в формировании и разнообразных  психических качеств и способностей человека, выступая как "школа воли", "школа эмоций", "школа характера", поскольку спортивные состязания и  вся спортивная деятельность предъявляют  высокие требования к проявлению волевых качеств и к саморегуляции [84, с. 435]. Достижение успеха в соревнованиях  требует от спортсмена постоянных усилий, ограничений, строгого режима, и все  это - на протяжении многих лет, причем, до последней минуты нет гарантии полного успеха [см. 461, р. 37].

 

В научной литературе обосновано положение о том, что весьма значительное - и все увеличивающееся позитивное влияние - современный спорт оказывает  на эстетическую культуру людей. Многие педагоги эффективно используют его  как важное средство эстетического  воспитания человека, воспитания способности  воспринимать, чувствовать и правильно  понимать прекрасное, действовать "по законам красоты". Особенно важное значение в этом плане имеют такие  виды спорта, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл, прыжки на лыжах с трамплина и другие так называемые "художественные" виды спорта, в которых эстетические явления представлены наиболее ярко. Эстетика составляет здесь предмет  особой заботы тренера и спортсмена. К примеру, в прыжках с трамплина  спортсмены в такой же степени  заботятся о красоте полета, сколько  и о его дальности.

 

Повышение внимания к эстетическому  фактору - артистизму, выразительности  движений и т.д. - характерно в настоящее  время не только для "художественных", но и для других видов спорта. Одно из проявлений этого процесса в свое время точно подметил Бернштейн, подчеркнув, что раньше старались  наращивать грубую силу, теперь же главная  задача тренировки - добиться совершенства в выполнении движений, управлении ими, в четком и осознанном контроле за ними. Другое проявление данного  процесса состоит в том, что в  большинстве видов спорта все  большее внимание уделяется эстетической организации спортивных действий. В  связи с этим уместно напомнить  о стремлении многих футбольных и  баскетбольных команд мира показывать не только высокие спортивные результаты, но и вызывать восхищение у публики  красотой своих действий [22, 54, 75, 126, 147, 148, 150, 151, 203, 208, 209, 224, 244, 280, 552, 553, 577, 595, 596 и др.].

 

Современный спорт вносит определенный вклад в формирование и развитие творческих способностей спортсменов, чем определяется его  эвристическая ценность. Как отмечает Праздников, "не нуждается в пространном  обосновании доказательство эвристически-творческого  характера решений, принимаемых в сверхсложных состязательных ситуациях (особенно в спортивных играх). Импровизационная точность, мгновенное угадывание единственно верного решения, когда сознательный выбор вариантов просто невозможен, несомненно сближает особенности видения, мышления, двигательных реакций у спортсменов с аналогичными психическими процессами и физическими действиями в художественном творчестве" [126, c. 12]. Pruvulovich, обосновывая эвристическую ценность спортивных соревнований, пишет: "Соревнование может выявлять и выявляет новые таланты, часто неожиданно и в разнообразных формах содействует развитию различных способностей, талантов и умений. Кроме того оно поощряет новые начинания и возбуждает стремление к приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению" [493, pp. 82-83].

 

Еще одна социокультурная  ценность современного спорта состоит  в том, что, как отмечает Suenens, он "выступает  как школа fair play" [570, p. 5], нравственного  воспитания. Английское выражение "fair play" (оно переводится как "честная, или справедливая, игра") используется для обозначения набора этических, духовно-нравственных принципов, на которые  должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом3 . Эти принципы требуют решительного и полного  отказа от победы любой ценой, создания равных условий для всех участников соревнований, предполагают внутреннее убеждение в том, что победить путем обмана, за счет ошибки судьи, за счет несправедливо сложившихся  условий - значит, не победить вообще. Честная  игра - уважение к партнеру, к сопернику, к самому себе, к судьям и зрителям, умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение [см. 83, 129, 441, 447]. История современного спорта дает немало ярких примеров демонстрации спортсменами, тренерами  духа "Фэйр плэй" и тем самым  вносит определенный вклад в формирование и развитие нравственной культуры личности современного человека.

 

Культурно-воспитательная ценность современного спорта связана и с  тем, что он выступает как одна из важных специфических сфер самореализации и самоутверждения личности [188, 201, 202]. На эту сторону дела применительно  к спорту высших достижений обращают внимание, в частности, Lenk [411, 416], Wischmann [597] и др. Как отмечает Сьюэне, "спорт  помогает человеку овладеть самим собой, а это составляет основу любой  подлинной цивилизации" [214, с. 136]. Спортивные соревнования дают возможность  человеку испытать радость победы не только над своим соперником, но и над самим собой, над своими слабостями и недостатками, радость  самоутверждения, самореализации, достигнутой  на основе воли, настойчивости, длительной подготовки, самоотверженного труда. Эти  чувства позволяют человеку достигнуть то, что на первый взгляд кажется  просто фантастичным и невозможным. Например, в 1979 г. в г. Вальдниле (Германия) одна из японских спортсменок приняла  участие в марафоне, хотя у нее  было всего одно легкое.

 

Особенно велика ценность в этом плане спортивных рекордов. Всякого человека наполняет огромное чувство гордости за самого себя, когда  он достигает того, чего не мог добиться ранее в спортивных поединках. Но эти чувства не идут ни в какое  сравнение с теми, которые переполняют  человека, когда он вообще первый из спортсменов достигает какого-то результата, переступает те границы, которые ранее казались недосягаемыми. Поэтому вполне понятно стремление многих людей добиться таких результатов, которые позволяют им испытать это чувство.

 

В соревнованиях спортсмены демонстрируют не только свои способности, но и способности группы людей, проживающих  в определенном районе, городе, стране, а также нации и т.д., которую  они представляют. Их успех в соревнованиях  имеет важное значение для того, чтобы поднять престиж не только их самих, но и данной группы людей, а также соответствующего района, города, страны, нации и т.д. И нередко  только спорт предоставляет им возможность  привлечь к себе внимание [см. 188, 585].

 

Современный спорт (особенно спорт высших достижений) имеет также  важное познавательное значение [1, 63-65, 184, 188]. На тренировках и соревнованиях  организм подвергается воздействию  разнообразных факторов, попадает в  различные условия и открывает  человеку свои "тайны". Особенно важную роль в этом плане играют спортивные рекорды, сам процесс подготовки к ним и их установления. Не случайно известный биолог, лауреат Нобелевской  премии Хилл писал, что "больше всего  биологической информации о человеке сконцентрировано в... спортивных рекордах". Все дело в том, что "механизм" и законы функционирования организма  человека, как показывают исследования ученых, наиболее отчетливо и полно  проявляются именно в условиях предельного  напряжения человеческих сил и способностей. Известный физиолог Бернштейн отмечал, что наиболее интересные факты для  изучения вопроса управления движениями у человека можно получить лишь в  условиях максимальных нервно-мышечных напряжений. Поэтому "физические, психические, двигательные способности человека, проявляемые им в зоне видовых  биолого-психических пределов, позволяют  выявить универсальные закономерности изучаемых способностей" [64, с. 30]. Анализ деятельности спортсменов высокого класса действительно дал ученым новую и важную научную информацию о механизмах функционирования и  развития человеческого организма (например, позволил продвинуться вперед в понимании сократительного  мышечного акта, уточнить механизм выносливости и т.д. ).

 

Стремление к победе и  установлению спортивных рекордов постоянно  подталкивает тренеров, ученых, самих  спортсменов использовать полученные знания для отыскания таких эффективных  путей, средств, методов воздействия  на организм человека, которые позволяют  изменять его в нужном направлении, обеспечивают его оптимальное функционирование. Поэтому современный спорт - важный инструмент познания не только закономерностей  функционирования, но и закономерностей  управления человеческим организмом для  его совершенствования в том  или ином направлении. Он позволяет  выяснить, чего можно достичь, используя  определенные средства для совершенствования  тех или иных качеств и способностей. Особенно важная роль в этом принадлежит  спортивным рекордам, ибо они определяют границы, которых можно достичь  на основе использования тех или  иных средств, предельные возможности, которыми вообще в этом плане располагает  человек [см. 65].

 

В этом смысле современный  спорт служит своеобразным "испытательным  полигоном", исследовательской лабораторией, позволяющей выявить и проверить  возможности и способности человека (в технических видах спорта - и техники), пути их совершенствования. "Спорт высших достижений - это  непрерывно ведущийся эксперимент, в ходе которого человечество в лице своих специально отобранных представителей - спортсменов и тренеров - постоянно  пытается найти границы предельных физических возможностей человеческого  организма и определить оптимальные  пути реализации этих возможностей" [1, с. 34]. В этом смысле "спортсмен  высокого класса - это донор человечества XXI века" (формулировка Кузнецова).

 

Во многих публикациях [см. например, 154, 598-603] обращается внимание на важную роль спорта высших достижений для "массового спорта", для  привлечения людей к активным занятиям физическими упражнениями и спортом. К сожалению, при этом нередко данное воздействие трактуется в крайне упрощенном виде.

 

Более правильным и перспективным  представляется подход, развиваемый  в последние годы в работах  Бальсевича [6] который ставит вопрос о создании новой прогрессивной  технологии физического воспитания на основе адаптирования высоких  технологий спортивной подготовки к  потребностям и условиям физического  воспитания детей, подростков и молодежи.

 

В спорте заключен огромный потенциал для выполнения такой  важной социокультурной функции, как  интеграция, общение, сближение людей, укрепление международного взаимопонимания. [201]. Анализ истории современного спорта дает множество примеров реализации этого потенциала.

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения