Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
По данным опроса общественного мнения граждан США, проведенного в 1984 г., на вопрос: "Как, по вашему мнению: Олимпийские игры снижают или повышают международную напряженность?" 51% ответили "снижают", 33% - "повышают", 10% - "не влияют на международную обстановку" и 6% - "не могу сказать" [см. Опрос..., 1984, с. 11].
Международные социологические исследования, которые провели Lee Sang Hwe [405], McРherson и Kenyon [452], Patriksson [478] также выявили противоречивые мнения о социально-культурной ценности современного спорта и Олимпийских игр.
Таким образом, и среди ученых и в обыденном сознании существуют противоречивые взгляды на гуманистическое значение современного спорта и олимпийского движения, на их роль в системе явлений современной культуры: дается либо позитивная, либо негативная оценка их в рассматриваемом отношении.
В последние годы такой односторонний подход к оценке современного спорта и олимпийского движения все чаще подвергается критике и обосновывается необходимость комплексного, диалектического подхода, учитывающего сложный и противоречивый характер этих социокультурных феноменов, присущие им позитивные и негативные стороны.
II. Критика одностороннего и обоснование комплексного
подхода к оценке современного спорта и олимпийского движения
Попытаемся выяснить реальную гуманистическую культурную ценность современного спорта и олимпийского движения, используя при этом методологию, которая обоснована в наших предыдущих работах.
Эта методология включает
в себя, во-первых, общие логико-методологические
принципы (необходимость учитывать
диалектический, противоречивый характер
изучаемых явлений, в том числе
спорта и олимпийского движения, сочетать
логический и исторический подходы
к их анализу, соблюдать логико-
- учитывать не отдельные факты, а все их многообразие;
- принимать во внимание
многообразие и самого спорта,
в том числе такие его
-различать культурный
гуманистический потенциал
Такая методология анализа обсуждаемой проблемы прежде всего приводит к выводу о том, что современный спорт выполнял и выполняет целый комплекс важных социокультурных функций гуманистической ориентации. В XX столетии достигнуты существенные успехи не только в широком развитии спорта, вовлечении в него различных слоев и групп населения, в том числе детей и молодежи, но и в применении его для решения многих важных социально-культурных гуманистических задач.
Спорт достаточно эффективно используется для сохранения и укрепления здоровья людей (в этом плане речь идет в первую очередь о "спорте для всех"), а также для их физического совершенствования (улучшения телосложения, физических качеств и двигательных способностей и т.д.). Это определяет важное значение современного спорта для подготовки людей к трудовой, профессиональной деятельности, для обеспечения возможности их полноценного участия в различных сферах общественной жизни.
В работах Бальсевича и
Лубышевой [7], Белорусовой [10], Вишневского
[28], Ипатова [52], Матвеева [84], Родиченко
[139], Самусенкова [145], Тер-Ованесяна
А. А. и Тер-Ованесяна И. А. [218], Филина
и Фомина [222] и др. обосновано положение
о том, что спорт, органично включенный
в целостную социально-
Прежде всего имеется
в виду важная роль спорта как средства
физического воспитания человека. Спортивные
соревнования и тщательная подготовка
к ним позволяют
Важную роль спорт играет
в формировании и разнообразных
психических качеств и
В научной литературе обосновано
положение о том, что весьма значительное
- и все увеличивающееся
Повышение внимания к эстетическому фактору - артистизму, выразительности движений и т.д. - характерно в настоящее время не только для "художественных", но и для других видов спорта. Одно из проявлений этого процесса в свое время точно подметил Бернштейн, подчеркнув, что раньше старались наращивать грубую силу, теперь же главная задача тренировки - добиться совершенства в выполнении движений, управлении ими, в четком и осознанном контроле за ними. Другое проявление данного процесса состоит в том, что в большинстве видов спорта все большее внимание уделяется эстетической организации спортивных действий. В связи с этим уместно напомнить о стремлении многих футбольных и баскетбольных команд мира показывать не только высокие спортивные результаты, но и вызывать восхищение у публики красотой своих действий [22, 54, 75, 126, 147, 148, 150, 151, 203, 208, 209, 224, 244, 280, 552, 553, 577, 595, 596 и др.].
Современный спорт вносит определенный вклад в формирование и развитие творческих способностей спортсменов, чем определяется его эвристическая ценность. Как отмечает Праздников, "не нуждается в пространном обосновании доказательство эвристически-творческого характера решений, принимаемых в сверхсложных состязательных ситуациях (особенно в спортивных играх). Импровизационная точность, мгновенное угадывание единственно верного решения, когда сознательный выбор вариантов просто невозможен, несомненно сближает особенности видения, мышления, двигательных реакций у спортсменов с аналогичными психическими процессами и физическими действиями в художественном творчестве" [126, c. 12]. Pruvulovich, обосновывая эвристическую ценность спортивных соревнований, пишет: "Соревнование может выявлять и выявляет новые таланты, часто неожиданно и в разнообразных формах содействует развитию различных способностей, талантов и умений. Кроме того оно поощряет новые начинания и возбуждает стремление к приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению" [493, pp. 82-83].
Еще одна социокультурная ценность современного спорта состоит в том, что, как отмечает Suenens, он "выступает как школа fair play" [570, p. 5], нравственного воспитания. Английское выражение "fair play" (оно переводится как "честная, или справедливая, игра") используется для обозначения набора этических, духовно-нравственных принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом3 . Эти принципы требуют решительного и полного отказа от победы любой ценой, создания равных условий для всех участников соревнований, предполагают внутреннее убеждение в том, что победить путем обмана, за счет ошибки судьи, за счет несправедливо сложившихся условий - значит, не победить вообще. Честная игра - уважение к партнеру, к сопернику, к самому себе, к судьям и зрителям, умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение [см. 83, 129, 441, 447]. История современного спорта дает немало ярких примеров демонстрации спортсменами, тренерами духа "Фэйр плэй" и тем самым вносит определенный вклад в формирование и развитие нравственной культуры личности современного человека.
Культурно-воспитательная ценность современного спорта связана и с тем, что он выступает как одна из важных специфических сфер самореализации и самоутверждения личности [188, 201, 202]. На эту сторону дела применительно к спорту высших достижений обращают внимание, в частности, Lenk [411, 416], Wischmann [597] и др. Как отмечает Сьюэне, "спорт помогает человеку овладеть самим собой, а это составляет основу любой подлинной цивилизации" [214, с. 136]. Спортивные соревнования дают возможность человеку испытать радость победы не только над своим соперником, но и над самим собой, над своими слабостями и недостатками, радость самоутверждения, самореализации, достигнутой на основе воли, настойчивости, длительной подготовки, самоотверженного труда. Эти чувства позволяют человеку достигнуть то, что на первый взгляд кажется просто фантастичным и невозможным. Например, в 1979 г. в г. Вальдниле (Германия) одна из японских спортсменок приняла участие в марафоне, хотя у нее было всего одно легкое.
Особенно велика ценность
в этом плане спортивных рекордов.
Всякого человека наполняет огромное
чувство гордости за самого себя, когда
он достигает того, чего не мог добиться
ранее в спортивных поединках. Но
эти чувства не идут ни в какое
сравнение с теми, которые переполняют
человека, когда он вообще первый из
спортсменов достигает какого-
В соревнованиях спортсмены демонстрируют не только свои способности, но и способности группы людей, проживающих в определенном районе, городе, стране, а также нации и т.д., которую они представляют. Их успех в соревнованиях имеет важное значение для того, чтобы поднять престиж не только их самих, но и данной группы людей, а также соответствующего района, города, страны, нации и т.д. И нередко только спорт предоставляет им возможность привлечь к себе внимание [см. 188, 585].
Современный спорт (особенно
спорт высших достижений) имеет также
важное познавательное значение [1, 63-65,
184, 188]. На тренировках и соревнованиях
организм подвергается воздействию
разнообразных факторов, попадает в
различные условия и открывает
человеку свои "тайны". Особенно важную
роль в этом плане играют спортивные
рекорды, сам процесс подготовки
к ним и их установления. Не случайно
известный биолог, лауреат Нобелевской
премии Хилл писал, что "больше всего
биологической информации о человеке
сконцентрировано в... спортивных рекордах".
Все дело в том, что "механизм"
и законы функционирования организма
человека, как показывают исследования
ученых, наиболее отчетливо и полно
проявляются именно в условиях предельного
напряжения человеческих сил и способностей.
Известный физиолог Бернштейн отмечал,
что наиболее интересные факты для
изучения вопроса управления движениями
у человека можно получить лишь в
условиях максимальных нервно-мышечных
напряжений. Поэтому "физические, психические,
двигательные способности человека,
проявляемые им в зоне видовых
биолого-психических пределов, позволяют
выявить универсальные
Стремление к победе и
установлению спортивных рекордов постоянно
подталкивает тренеров, ученых, самих
спортсменов использовать полученные
знания для отыскания таких
В этом смысле современный
спорт служит своеобразным "испытательным
полигоном", исследовательской
Во многих публикациях [см. например, 154, 598-603] обращается внимание на важную роль спорта высших достижений для "массового спорта", для привлечения людей к активным занятиям физическими упражнениями и спортом. К сожалению, при этом нередко данное воздействие трактуется в крайне упрощенном виде.
Более правильным и перспективным представляется подход, развиваемый в последние годы в работах Бальсевича [6] который ставит вопрос о создании новой прогрессивной технологии физического воспитания на основе адаптирования высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи.
В спорте заключен огромный потенциал для выполнения такой важной социокультурной функции, как интеграция, общение, сближение людей, укрепление международного взаимопонимания. [201]. Анализ истории современного спорта дает множество примеров реализации этого потенциала.
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения