Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Но дело не только в том, что гуманистический потенциал  спорта реализуется в современных  условиях недостаточно полно и эффективно. В современном спорте гуманистические  ценности нередко вообще отступают  на задний план и со спортом связан целый "букет" негативных явлений.

 

Прежде всего речь идет о существенной девальвации нравственных и других духовных ценностей в  спорте, особенно в спорте высших достижений [59, 170, 189, 191, 192, 197, 199, 202, 205, 208 и др.].

 

Все большее число людей, даже детей и подростков, спорт  привлекает вовсе не как сфера  проявления эстетики, нравственности, культуры, чисто человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей  друг к другу и к природе, не как средство гармоничного развития личности. Они включаются в спорт  и спортивные соревнования (как их непосредственные участники, зрители  и т.д.) прежде всего потому, что  здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять  свой престиж, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, превосходство одного человека над другим. Так например, на основе опроса венгерских олимпийцев еще в  начале 80-х гг. известный венгерский социолог спорта Фельдеши-Сабо пришла к выводу, что "в системах ценностей  венгерских олимпийцев 1948-76 гг. общие  социальные ценности располагаются  на дальнем плане, тогда как на первый план выдвигаются ценности, связанные с карьерой или личной выгодой" [Фельдеши, 1983, с. 20]. В последующие  годы такая ориентация не ослабевает, а усиливается в связи с  коммерциализацией спорта и олимпийского движения. Она затрагивает не только спорт высших достижений, но и "спорт  для всех". Укажем и на тот факт, что в ходе опроса старшеклассников, который провела Сегал [1989], более  трети из них указали на первостепенную привлекательность для них драк, столкновений и споров спортсменов  друг с другом при наблюдении за спортивными зрелищами, а тем "спорт  и искусство" заняла одно из последних  мест в иерархии тем, которые их интересуют.

 

Как отмечается в литературе, "отделившись, обособившись от культуры физической, гуманитарной, спорт, превратившийся в экспериментальный полигон, в  фабрику по производству рекордсменов, специалистов по поддержанию государственного престижа, этот большой спорт гипертрофировал  в человек специальные навыки и умения в ущерб воспитанию в  нем высоких нравственных качеств, за счет недобора им универсальных  знаний, вместо ориентирования его  на общечеловеческие ценности" [59, с. 209].

 

Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет применения спортсменами медицинских и фармацевтических средств, пагубно отражающихся на их здоровье, а также нарушения нравственных норм и принципов. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах показывают, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте.

 

Финский ученый Heinila [359] еще  в 1969 г. на основе опроса молодых футболистов  в возрасте 15-18 лет из разных стран  и разной квалификации (было опрошено 17 профессиональных и 16 любительских клубов Англии, 38 клубов Швеции, входящих в 1-4 лигу и 38 команд Финляндии, участвовавших  в первенстве страны) показал, что  спортсмены высокой квалификации в  меньшей степени склонны к  ориентации на нравственное поведение  в спортивных поединках, нежели спортсмены низкой квалификации. "Молодые футболисты из профессиональных клубов, - отмечал Heinila, опираясь на полученные им результаты, - в большей степени склоняются в сторону эффективности и  в меньшей степени - в сторону  идеализма, чем молодые футболисты из других групп. Наиболее типичным для  молодых футболистов из профессиональных клубов является то, что они рассматривают  такие категории, как коммерческое отношение к спорту, приоритет  интересов команды, бесчестность, жестокость и "зуб за зуб", в качестве допустимых моральных категорий в системе  с критерием эффективности" [359, p. 33]. Проведенный Heinila опрос показал, в частности, что согласны: с утверждением "если игрок противника находится  в выгодном положении для удара  по воротам, то его нужно немедленно сбить с ног", - 70% опрошенных молодых  футболистов Англии из профессиональных клубов и 54% из любительских; с утверждением "в главных играх все средства допустимы для достижения победы" - 54% футболистов из профессиональных клубов и 38% из любительских; с утверждением "в ходе матча игрок может  позволить себе все лишь бы это  не обнаружили" - 69% профессиональных игроков и 42% любителей; с утверждением "игрок может сыграть рукой, если судья этого не видит", - 83% профессиональных игроков и 63% любителей [359, pр. 21-22].

 

Исследования, которые в  разные годы и в разных странах  провели Mantel и Vander (1974) [442], Fielding (1976) [318], Allisson (1980-1981) [239, 240], Nixon (1980) [467], Regnier (1984) [494], Bredemeier и Shields (1985) [259, 260], Mugno и Feltz (1985) [460], Bredemeier, Weiss и др. (1986) [261], Вишневский (1987) [28], Arnold (1989) [245], Goncalves (1989) [337], Винник (1991) [26], Баринова [8], Гутин [36], Самусенков [145], Сегал [155], Стопникова [211] и др. (1982-1994 гг.) - в рамках комплексного международного исследования, проведенного по программе  и под руководством автора данной работы, показали, что эта ситуация в спорте не только сохраняется, но становится все более характерной  для него. Те, кто не участвует  регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания  выступать за соблюдение нравственного  кодекса "честной игры", чем  постоянные участники состязаний, и  спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами "более  низкого класса" проявляют меньшую  склонность связывать себя этим кодексом.

 

Так, Nixon [467] на основе опроса студенческой молодежи пришел к выводу, что те, кто показывает лучшие спортивные результаты, как правило, чаще нарушают кодекс честной игры.

 

Согласно данным, полученным Винник на основе опроса более 3 тыс. человек (в том числе более двух тысяч  в возрасте от 12 до 25 лет), готовность нарушать правила соревнований в  целях достижения успеха значительно  ярче выражена у спортсменов даже по сравнению с физкультурниками: 13,4% физкультурников и 21,1% спортсменов  занимают позицию, согласно которой  в важной и ответственной спортивной игре допустимы все средства; готовы на нечестный поступок во имя личной выгоды 8,1% спортсменов и 5,9% физкультурников. Среди спортсменов низкой квалификации, которые опрошены Винник, 20,5% готовы пойти на бесчестный поступок в соревнованиях  ради победы, а среди спортсменов 1 разряда и выше таковых уже 35,5%. По ее данным, уже через 2-3 года занятий  в спортшколах при практически  одинаковых исходных позициях в реакции  на нарушение правил "честной  игры" с остальными школьниками  подросток-спортсмен начинает в 1,5 раза чаще занимать безразличную позицию, чем  его сверстники [26, с. 14, 16].

 

Этот вывод подтверждают результаты социологических опросов, которые провели Самусенков [145] и  Вишневский [28]. В том и другом исследовании изучалось нравственное поведение юных футболистов в  спортивных поединках, их отношение  к принципам "Фэйр плэй". Однако первый опрашивал учащихся ДЮСШ, специализирующихся в футболе, а второй - школьников-участников массовых спортивных соревнований по футболу "Кожаный мяч", как правило, не занимающихся регулярно этим видом  спорта. Сравнительный анализ результатов, полученных в двух указанных исследованиях, показывает, что юные футболисты-учащиеся ДЮСШ проявляют меньшую по сравнению  со школьниками ориентацию на нравственное поведение в спорте.

 

Так, почти половина (48,5%) опрошенных Самусенковым юных футболистов придерживается мнения, что в современном футболе  нельзя добиться успеха, если придерживаться поведения в духе честной игры, и 85,6% высказали мнение о том, что  возможны ситуации, когда надо добиваться победы любой ценой.

 

Повидимому, исходя из этих соображений, более 80% юных футболистов (значительно  больше, чем процент школьников и  студентов) допускает грубую игру спортсмена (команды) в ответ на такую же игру соперника. 75% считает, что игрок  может сыграть рукой, если судья  этого не видит. 74% полностью или  частично согласны с тем, что игрок  может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе его команды. 72% согласились  с утверждением о том, что в  ключевых играх для достижения победы можно использовать любые средства, а 77% - с утверждением о том, что  во время футбольного матча игрок  может действовать на поле так, как  этого требует его темперамент. 61,5% согласны с тем, что если игрок  нарушил правила, а судья проявляет  нерешительность, надо попытаться повлиять на решение судьи с помощью  демонстративных протестов. За имитацию травм с целью создания условий  для отдыха своей команды высказались 43,8%, а 93,1% - за затяжку времени с  целью довести матч до победы, и  т.д.

 

Вишневский [28] также выявил целый ряд негативных моментов в  нравственном облике опрошенных им школьников - участников массовых соревнований "Кожаный  мяч", в том числе проявление у многих из них четко выраженной индивидуалистической направленности личности. Вместе с тем, по его данным, большинство юных футболистов доброжелательно настроены к сопернику, не стремятся к победе любой ценой, что соответствует нормам спортивной этики, 78% согласны с выражением: "борьба за победу дороже самой победы", 63% на вопрос, что бы они пожелали своему сопернику, встретив его перед выступлением в соревнованиях, ответили: "пожелал бы удачи", а "пожелал бы поражения" - только 4,3%. Около половины опрошенных в критических ситуациях готовы помочь сопернику, не считаясь со своим выигрышем.

 

Интересно сравнить приведенные  выше данные с результатами исследования, которое провел Goncalves [337]. В 12 начальных  и средних школах Португалии им было опрошено 2515 школьников (1290 мальчиков  и 1225 девочек), из которых 1124 выступает  в спортивных соревнованиях (642 мальчика и 432 девочки). 755 из них занимаются индивидуальными  видами спорта (плаванием, гимнастикой, теннисом) и 369 - командными (футболом, баскетболом). Цель опроса состояла в том, чтобы  определить уровень знаний школьников о концепции честной игры и  их готовность соблюдать ее нормы  в различных ситуациях, возникающих  в спортивных состязаниях.

 

Для опроса использовалась анкета, состоявшая из двух частей. В первой части знания школьников относительно честной игры оценивались по количеству правильных ответов, данных на 12 вопросов типа: "Является ли признаком честной  игры согласие с решением судьи, которое  расходится с интересами вашей команды?". Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл (максимальное количество баллов - 12). Во второй части анкеты оценивалась  готовность школьников вести себя в  соответствии с кодексом честной  игры. При оценке учитывалась их реакция на 5 ситуаций, которые могут  возникнуть в спортивном соревновании и которые требуют решения  нравственной проблемы. Например, предлагалось принять решение, связанное с  указанной ниже ситуацией: "Ты участвуешь в последнем забеге финала ежегодного школьного соревнования по бегу на 50 метров. На середине дистанции твой главный соперник споткнулся и упал. Ты продолжил бег без соперника  и выиграл соревнование. Перед  тобой выбор: 1) не обращать внимания на то, что произошло с соперником, и оказаться победителем или 2) попросить учителя снова провести забег. Если бы ты оказался в такой  ситуации, то попросил бы учителя снова  провести забег?". Ко всем ситуациям  были даны пять вариантов ответов: 1) "да, конечно"; 2) "да, наверное"; 3) "не знаю"; 4) "наверное, нет"; 5) "конечно, нет". Ответы школьников оценивались по шкале - от одного балла (при ответе "нет, ни в коем случае") до пяти баллов (при ответе "да, только так").

 

Опрос показал, что школьники, как занимающиеся спортом, так и  не занимающиеся, достаточно хорошо знакомы  с концепцией и принципами честной  игры (средняя оценка знаний - 10,6 баллов). Девочки показали несколько лучшие знания (10,8 баллов) по сравнению со знаниями мальчиков (10,4 балла). Вид спорта, которым  занимаются школьники, не оказывает  какого-либо существенного влияния  на их знания концепции честной игры.

 

Самое же главное состоит  в том, что школьники, не выступающие  в спортивных соревнованиях, проявили более выраженное стремление к соблюдению норм честной игры, чем те, кто  выступает в соревнованиях. Из числа школьников, занимающихся спортом, 61% заявил, что они считают возможными любые действия, включая агрессивное поведение, при условии, что все это не будет замечено судьей. Тем самым проведенный опрос, как подчеркивает Goncalves, подтвердил данные, которые ранее получили], Allisson [239-240], Mantel и Vander [442], Mugno и Feltz [460], Regnier [494] и др.

 

Часто имеет место лишь формальное, декларативное признание (под влиянием пропаганды) в спорте гуманистических идеалов, в том  числе нравственных принципов. Это  достаточно четко выявилось, например, в ходе указанных выше международных  социологических исследований. При  опросе и юных спортсменов, и школьников, и учащихся ПТУ, и студентов, как  правило, выявлялось противоречие между  их согласием с нравственными  нормами и слабой ориентацией  на эти нормы в тех конкретных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе спортивных соревнований и  требуют нравственной оценки.

 

При опросе студентов декларативное  признание нравственных норм поведения  проявилось в их ответах на многие предложенные им вопросы анкеты. Так  например, при ответе на вопрос о  том, какие идеалы олимпизма являются для них наиболее привлекательными, большинство респондентов указало  на принцип честной игры, 44,6% отметили, что он является для них наиболее привлекательным, а 22,4% - в определенной степени привлекает их. Отвечая на вопрос о том, каким образом спортсмены нашей страны должны относиться к  спортсменам других стран, с которыми им приходится встречаться в ответственных  соревнованиях (на Олимпийских играх, чемпионатах мира и т.д.) более 60% респондентов выбрали те варианты, которые соответствуют нравственным принципам: "как к соперникам, которых надо обязательно победить, но в честной, справедливой борьбе" или "как к друзьям, в соревновании с которыми главная задача - не победа, а общение, взаимопонимание, сотрудничество". Только около 4% предпочли иной вариант: "как к противникам (злейшим  врагам), которых надо победить во что  бы то ни стало (любыми средствами)".

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения