Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Но дело не только в том, что гуманистический потенциал спорта реализуется в современных условиях недостаточно полно и эффективно. В современном спорте гуманистические ценности нередко вообще отступают на задний план и со спортом связан целый "букет" негативных явлений.
Прежде всего речь идет о существенной девальвации нравственных и других духовных ценностей в спорте, особенно в спорте высших достижений [59, 170, 189, 191, 192, 197, 199, 202, 205, 208 и др.].
Все большее число людей,
даже детей и подростков, спорт
привлекает вовсе не как сфера
проявления эстетики, нравственности,
культуры, чисто человеческого (неформального)
общения, гуманного отношения людей
друг к другу и к природе, не
как средство гармоничного развития
личности. Они включаются в спорт
и спортивные соревнования (как их
непосредственные участники, зрители
и т.д.) прежде всего потому, что
здесь можно заработать деньги, приобрести
иные материальные блага, славу, поднять
свой престиж, наблюдать и проявить
жестокость, агрессивность, грубую физическую
силу, превосходство одного человека
над другим. Так например, на основе
опроса венгерских олимпийцев еще в
начале 80-х гг. известный венгерский
социолог спорта Фельдеши-Сабо пришла
к выводу, что "в системах ценностей
венгерских олимпийцев 1948-76 гг. общие
социальные ценности располагаются
на дальнем плане, тогда как на
первый план выдвигаются ценности,
связанные с карьерой или личной
выгодой" [Фельдеши, 1983, с. 20]. В последующие
годы такая ориентация не ослабевает,
а усиливается в связи с
коммерциализацией спорта и олимпийского
движения. Она затрагивает не только
спорт высших достижений, но и "спорт
для всех". Укажем и на тот факт,
что в ходе опроса старшеклассников,
который провела Сегал [1989], более
трети из них указали на первостепенную
привлекательность для них
Как отмечается в литературе, "отделившись, обособившись от культуры физической, гуманитарной, спорт, превратившийся в экспериментальный полигон, в фабрику по производству рекордсменов, специалистов по поддержанию государственного престижа, этот большой спорт гипертрофировал в человек специальные навыки и умения в ущерб воспитанию в нем высоких нравственных качеств, за счет недобора им универсальных знаний, вместо ориентирования его на общечеловеческие ценности" [59, с. 209].
Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет применения спортсменами медицинских и фармацевтических средств, пагубно отражающихся на их здоровье, а также нарушения нравственных норм и принципов. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах показывают, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте.
Финский ученый Heinila [359] еще в 1969 г. на основе опроса молодых футболистов в возрасте 15-18 лет из разных стран и разной квалификации (было опрошено 17 профессиональных и 16 любительских клубов Англии, 38 клубов Швеции, входящих в 1-4 лигу и 38 команд Финляндии, участвовавших в первенстве страны) показал, что спортсмены высокой квалификации в меньшей степени склонны к ориентации на нравственное поведение в спортивных поединках, нежели спортсмены низкой квалификации. "Молодые футболисты из профессиональных клубов, - отмечал Heinila, опираясь на полученные им результаты, - в большей степени склоняются в сторону эффективности и в меньшей степени - в сторону идеализма, чем молодые футболисты из других групп. Наиболее типичным для молодых футболистов из профессиональных клубов является то, что они рассматривают такие категории, как коммерческое отношение к спорту, приоритет интересов команды, бесчестность, жестокость и "зуб за зуб", в качестве допустимых моральных категорий в системе с критерием эффективности" [359, p. 33]. Проведенный Heinila опрос показал, в частности, что согласны: с утверждением "если игрок противника находится в выгодном положении для удара по воротам, то его нужно немедленно сбить с ног", - 70% опрошенных молодых футболистов Англии из профессиональных клубов и 54% из любительских; с утверждением "в главных играх все средства допустимы для достижения победы" - 54% футболистов из профессиональных клубов и 38% из любительских; с утверждением "в ходе матча игрок может позволить себе все лишь бы это не обнаружили" - 69% профессиональных игроков и 42% любителей; с утверждением "игрок может сыграть рукой, если судья этого не видит", - 83% профессиональных игроков и 63% любителей [359, pр. 21-22].
Исследования, которые в разные годы и в разных странах провели Mantel и Vander (1974) [442], Fielding (1976) [318], Allisson (1980-1981) [239, 240], Nixon (1980) [467], Regnier (1984) [494], Bredemeier и Shields (1985) [259, 260], Mugno и Feltz (1985) [460], Bredemeier, Weiss и др. (1986) [261], Вишневский (1987) [28], Arnold (1989) [245], Goncalves (1989) [337], Винник (1991) [26], Баринова [8], Гутин [36], Самусенков [145], Сегал [155], Стопникова [211] и др. (1982-1994 гг.) - в рамках комплексного международного исследования, проведенного по программе и под руководством автора данной работы, показали, что эта ситуация в спорте не только сохраняется, но становится все более характерной для него. Те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение нравственного кодекса "честной игры", чем постоянные участники состязаний, и спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами "более низкого класса" проявляют меньшую склонность связывать себя этим кодексом.
Так, Nixon [467] на основе опроса студенческой молодежи пришел к выводу, что те, кто показывает лучшие спортивные результаты, как правило, чаще нарушают кодекс честной игры.
Согласно данным, полученным Винник на основе опроса более 3 тыс. человек (в том числе более двух тысяч в возрасте от 12 до 25 лет), готовность нарушать правила соревнований в целях достижения успеха значительно ярче выражена у спортсменов даже по сравнению с физкультурниками: 13,4% физкультурников и 21,1% спортсменов занимают позицию, согласно которой в важной и ответственной спортивной игре допустимы все средства; готовы на нечестный поступок во имя личной выгоды 8,1% спортсменов и 5,9% физкультурников. Среди спортсменов низкой квалификации, которые опрошены Винник, 20,5% готовы пойти на бесчестный поступок в соревнованиях ради победы, а среди спортсменов 1 разряда и выше таковых уже 35,5%. По ее данным, уже через 2-3 года занятий в спортшколах при практически одинаковых исходных позициях в реакции на нарушение правил "честной игры" с остальными школьниками подросток-спортсмен начинает в 1,5 раза чаще занимать безразличную позицию, чем его сверстники [26, с. 14, 16].
Этот вывод подтверждают результаты социологических опросов, которые провели Самусенков [145] и Вишневский [28]. В том и другом исследовании изучалось нравственное поведение юных футболистов в спортивных поединках, их отношение к принципам "Фэйр плэй". Однако первый опрашивал учащихся ДЮСШ, специализирующихся в футболе, а второй - школьников-участников массовых спортивных соревнований по футболу "Кожаный мяч", как правило, не занимающихся регулярно этим видом спорта. Сравнительный анализ результатов, полученных в двух указанных исследованиях, показывает, что юные футболисты-учащиеся ДЮСШ проявляют меньшую по сравнению со школьниками ориентацию на нравственное поведение в спорте.
Так, почти половина (48,5%) опрошенных Самусенковым юных футболистов придерживается мнения, что в современном футболе нельзя добиться успеха, если придерживаться поведения в духе честной игры, и 85,6% высказали мнение о том, что возможны ситуации, когда надо добиваться победы любой ценой.
Повидимому, исходя из этих соображений, более 80% юных футболистов (значительно больше, чем процент школьников и студентов) допускает грубую игру спортсмена (команды) в ответ на такую же игру соперника. 75% считает, что игрок может сыграть рукой, если судья этого не видит. 74% полностью или частично согласны с тем, что игрок может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе его команды. 72% согласились с утверждением о том, что в ключевых играх для достижения победы можно использовать любые средства, а 77% - с утверждением о том, что во время футбольного матча игрок может действовать на поле так, как этого требует его темперамент. 61,5% согласны с тем, что если игрок нарушил правила, а судья проявляет нерешительность, надо попытаться повлиять на решение судьи с помощью демонстративных протестов. За имитацию травм с целью создания условий для отдыха своей команды высказались 43,8%, а 93,1% - за затяжку времени с целью довести матч до победы, и т.д.
Вишневский [28] также выявил целый ряд негативных моментов в нравственном облике опрошенных им школьников - участников массовых соревнований "Кожаный мяч", в том числе проявление у многих из них четко выраженной индивидуалистической направленности личности. Вместе с тем, по его данным, большинство юных футболистов доброжелательно настроены к сопернику, не стремятся к победе любой ценой, что соответствует нормам спортивной этики, 78% согласны с выражением: "борьба за победу дороже самой победы", 63% на вопрос, что бы они пожелали своему сопернику, встретив его перед выступлением в соревнованиях, ответили: "пожелал бы удачи", а "пожелал бы поражения" - только 4,3%. Около половины опрошенных в критических ситуациях готовы помочь сопернику, не считаясь со своим выигрышем.
Интересно сравнить приведенные выше данные с результатами исследования, которое провел Goncalves [337]. В 12 начальных и средних школах Португалии им было опрошено 2515 школьников (1290 мальчиков и 1225 девочек), из которых 1124 выступает в спортивных соревнованиях (642 мальчика и 432 девочки). 755 из них занимаются индивидуальными видами спорта (плаванием, гимнастикой, теннисом) и 369 - командными (футболом, баскетболом). Цель опроса состояла в том, чтобы определить уровень знаний школьников о концепции честной игры и их готовность соблюдать ее нормы в различных ситуациях, возникающих в спортивных состязаниях.
Для опроса использовалась анкета,
состоявшая из двух частей. В первой
части знания школьников относительно
честной игры оценивались по количеству
правильных ответов, данных на 12 вопросов
типа: "Является ли признаком честной
игры согласие с решением судьи, которое
расходится с интересами вашей команды?".
Каждый правильный ответ оценивался
в 1 балл (максимальное количество баллов
- 12). Во второй части анкеты оценивалась
готовность школьников вести себя в
соответствии с кодексом честной
игры. При оценке учитывалась их
реакция на 5 ситуаций, которые могут
возникнуть в спортивном соревновании
и которые требуют решения
нравственной проблемы. Например, предлагалось
принять решение, связанное с
указанной ниже ситуацией: "Ты участвуешь
в последнем забеге финала ежегодного
школьного соревнования по бегу на
50 метров. На середине дистанции твой
главный соперник споткнулся и упал.
Ты продолжил бег без соперника
и выиграл соревнование. Перед
тобой выбор: 1) не обращать внимания
на то, что произошло с соперником,
и оказаться победителем или 2)
попросить учителя снова
Опрос показал, что школьники, как занимающиеся спортом, так и не занимающиеся, достаточно хорошо знакомы с концепцией и принципами честной игры (средняя оценка знаний - 10,6 баллов). Девочки показали несколько лучшие знания (10,8 баллов) по сравнению со знаниями мальчиков (10,4 балла). Вид спорта, которым занимаются школьники, не оказывает какого-либо существенного влияния на их знания концепции честной игры.
Самое же главное состоит в том, что школьники, не выступающие в спортивных соревнованиях, проявили более выраженное стремление к соблюдению норм честной игры, чем те, кто выступает в соревнованиях. Из числа школьников, занимающихся спортом, 61% заявил, что они считают возможными любые действия, включая агрессивное поведение, при условии, что все это не будет замечено судьей. Тем самым проведенный опрос, как подчеркивает Goncalves, подтвердил данные, которые ранее получили], Allisson [239-240], Mantel и Vander [442], Mugno и Feltz [460], Regnier [494] и др.
Часто имеет место лишь формальное, декларативное признание (под влиянием пропаганды) в спорте гуманистических идеалов, в том числе нравственных принципов. Это достаточно четко выявилось, например, в ходе указанных выше международных социологических исследований. При опросе и юных спортсменов, и школьников, и учащихся ПТУ, и студентов, как правило, выявлялось противоречие между их согласием с нравственными нормами и слабой ориентацией на эти нормы в тех конкретных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе спортивных соревнований и требуют нравственной оценки.
При опросе студентов декларативное
признание нравственных норм поведения
проявилось в их ответах на многие
предложенные им вопросы анкеты. Так
например, при ответе на вопрос о
том, какие идеалы олимпизма являются
для них наиболее привлекательными,
большинство респондентов указало
на принцип честной игры, 44,6% отметили,
что он является для них наиболее
привлекательным, а 22,4% - в определенной
степени привлекает их. Отвечая на
вопрос о том, каким образом спортсмены
нашей страны должны относиться к
спортсменам других стран, с которыми
им приходится встречаться в ответственных
соревнованиях (на Олимпийских играх,
чемпионатах мира и т.д.) более 60%
респондентов выбрали те варианты,
которые соответствуют
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения