Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
С указанной выше символической
функцией спорта связаны две его
функции в системе
Не следует слишком примитивно понимать эти функции спорта. Реальность миротворческой функции спорта, использования его хотя бы для временного прекращения военных столкновений, установления "локального" мира, обычно обосновывают ссылкой на то, что еще античные Олимпийские игры стояли на службе идеи мира, поскольку "во время их проведения прекращались все войны и объявлялось "священное перемирие", которое начиналось за месяц до Игр и кончалось после того, как участники разъезжались по домам" [221, с. 111 ]. "Самое замечательное в этом перемирии - то, что его признавали все города и общины Греции. Это было подлинно всеобщее перемирие" [Пуре, 1980, с. 29].
Немецкие исследователи Леммер и Вайлер, опираясь на исследование исторических фактов, несколько уточняют это представление. Прежде всего они обращают внимание на сам термин "олимпийское перемирие", "священное перемирие", "экехейрия". Что обозначал этот термин? Если буквально переводить его, он будет обозначать "состояние отведенной или остановленной руки". Это понятие, отмечает Леммер, употреблялось в основном в качестве перемирия, предшествовавшего мирным переговорам. Договаривающиеся стороны брали на себя обязательства подавлять всякие попытки нарушения нейтралитета между Олимпией и Элеей во время Олимпиад (народы этих государств имели репутацию мирных жителей и не участвовали во внутригреческих конфликтах, и неприкосновенность территории древней Эллады, по-видимому, всеми уважалась) и в соответствии с этим неприкосновенность всех участников Олимпийских игр. Правители предоставляли особое покровительство богов всем участникам Игр: спортсменам, тренерам и организаторам, которые могли там находиться в безопасности и без риска возвращаться домой. Эта особая защита участников празднеств, указывает Леммер, и составляет более узкий смысл термина "перемирие". Такое перемирие вступало в силу, когда официально объявляли о начале Игр и приносили совместные жертвоприношения, и длилось примерно три месяца. Как подчеркивает Леммер, речь при этом не идет о всеобщем мире на территории Греции, как это нередко утверждают. Перемирие не могло означать всеобщего мира, поскольку Олимпийские игры в Греции не были единственными, проводились другие соревнования и праздники и сроки их проведения не совпадали [71, с. 41].
Таким образом, замечает по этому поводу Нидерман, в античный период "в наполненном войнами мире" Олимпия не могла повлиять на прекращение войн. Самое большее, что она могла гарантировать, - это проведение Игр несмотря на войны, да и то иногда благодаря тому, что район проведения Игр окружался войсками [96, с. 25].
К выводу о том, что "догма о всеобщем прекращении военных действий" во время античных Олимпийских игр "является фикцией" приходит и английский ученый Parry. Он подчеркивает, что в античности речь шла не о мире (peace), а о перемирии (truce). Условиями такого перемирия были три условия: неприкосновенность Эллады; участникам соревнований в течение трех месяцев разрешалось свободно путешествовать; все олимпийские государства договаривались о применении санкций к нарушителям" [477, p. 83]. Немецкий исследователь Шрёдер также отмечает, что "столь часто восхваляемый "олимпийский мир", так называемая "экехирия", был не более чем временным прекращением военных действий на греческой территории, где почти непрерывно происходили военные конфликты; без такого перемирия паломничество к святыням Олимпии было бы невозможно". Он обращает внимание и на тот факт, что самая известная речь, прозвучавшая во время Олимпиады 380 года до н.э., отнюдь не была одой миру; "это был призыв к грекам возобновить под предводительством Афин борьбу против персов" [Шрёдер, 1985, с. 5].
Весьма сложная ситуация с миротворческой функцией спорта характерна и для современного олимпийского движения. Организаторы современных Олимпийских игр неоднократно сталкивались и должны были решать проблему отношения олимпийского движения к войнам и воюющим странам.
О характере принимаемых в связи с этим решений свидетельствуют хотя бы следующие факты. Уже в 1896 г. спортсмены соревновались в стране, которая находилась на пороге войны, разразившейся сразу же после окончания соревнований (Крит воевал с Турцией). В 1900 г. Британия принимала участие в англо-бурской войне, а французские войска оккупировали Нигер. Перед началом Олимпийских Игр 1904 г. США развязали войну в Колумбии за отделение северных территорий и преобразование их в государство Панама, которое сразу же было признано Соединенными Штатами Америки. Во время Олимпийских игр 1904 г. войска США все еще находились в Панаме, а германские войска - в Камеруне. В 1912 г. страны-участницы Олимпийских игр сражались в Балканской войне. Перечень войн, проходивших непосредственно перед Олимпийскими играми или в период их проведения, даже если ограничиться периодом, когда президентом МОК был Кубертен, слишком длинен, чтобы можно было привести его полностью. И перемирие в этих и более поздних военных действиях на время проведения Олимпийских игр не объявлялось.
В связи с обсуждаемой проблемой весьма показательна и ситуация, связанная с организацией Олимпийских игр 1940 г. В 1938 г. после отказа Японии проводить летние Олимпийские игры столицей олимпиады был выбран Хельсинки, а в 1939 г. было решено о проведении зимних Игр в Германии, учитывая то обстоятельство, что только страна-организатор предыдущих Игр смогла бы подготовиться к новым Играм за такой короткий период времени. Это решение было принято уже после аннексии Чехословакии Германией. МОК встал перед выбором между отменой Олимпийских игр и проведением их в стране, которая готовилась к войне, уже захватила соседние страны и угрожала другим. При первом голосовании за указанное решение было подано 2 голоса, а 27 голосов - против; после второго голосования местом проведения Игр была названа Германия.
Через две недели после
начала второй мировой войны президент
МОК граф Байе-Латур поставил на
голосование перед членами
Каков же реальный смысл указанных выше функций спорта?
Во-первых, спортивные соревнования,
как уже отмечалось выше, содействуют
единению, взаимопониманию и
Во-вторых, спортивные соревнования демонстрируют (доказывают) возможность и преимущества мирной ("мягкой", "гуманной", "человечной", основанной на этических принципах) модели соперничества, противостоящей такой его "жесткой", антигуманной форме, связанной с использованием оружия, какой является война. "Спортивное состязание символизирует диалектическое единство конфликта и общности и являет собой образец мирного соревнования, способного стать фактором культурного развития" [80, с. 18]. Оно дает пример разрешения конфликтов бескомпромиссным и соревновательным, но мирным путем. Тем самым спорт как бы призывает: "Давайте лучше состязаться в спорте, чем убивать друг друга!"
Эта функция спорта, Олимпийских игр в частности, особенно важна в современном мире, полном разногласий, споров, конфликтов. Как отмечает профессор политологии Krockow, автор нескольких трудов на тему "Спорт, общественность и политика", "в условиях прочного мира, всеобщей гармонии и единства Олимпийские игры почти не были нужны - в лучшем случае в качестве особого захватывающего вида развлечения". Однако они крайне необходимы "в условиях глубоких конфликтов и всеобщей напряженности и раздора". "Верно то, что спорт не может разрешить политические конфликты... Идея спорта и в особенности Олимпийских игр заключается в том, чтобы молодежь со всего света встречалась в мирной борьбе, несмотря на все конфликты или даже из-за них, вопреки всем раздорам, характеризующим наш мир или именно из-за них" [392, p. 10].
Роль современного спорта в укреплении мира связана с решением и еще одной важной проблемы. Как отмечает Суходольский [213], воспитание подрастающего поколения имеет две разные, хотя и взаимосвязанные, задачи. Одна из них - защита мира, другая - подготовка к мирной жизни. До сих пор преимущественное внимание обращалось на решение первой задачи. Главной целью воспитания, направленного на защиту мира, было достижение согласия между людьми и на планете в целом. В связи с этим совершенно обоснованно развивались знания о войне и мире, о формах воспитания, подавляющих агрессивность, о новой хозяйственной политике в мировом масштабе и т.д.
Однако в настоящее время у этой проблемы, подчеркивает Суходольский, возникли новые аспекты. Имеются в виду те жизненные ценности, которые обеспечивают безопасность человечеству и качество жизни. Еще раньше философ и психолог Джеймс обратил внимание на парадоксальную ситуацию в оценке войны и мира. Осуждая войну с моральной точки зрения, вместе с тем нельзя отрицать, что с ней связаны такие важные и благородные человеческие качества, как жертвенность, героизм, смелость, сотрудничество. Причем, нет уверенности в том, что эти качества будут сохранены в эпоху мира, когда условия полной безопасности могут способствовать развитию эгоистический тенденций. Пытаясь решить этот парадокс, Джеймс предлагал найти "моральный эквивалент войны", т.е. поставить такие задачи, которые требовали бы проявления героических качеств, но не носили бы военного характера. Аналогичную проблему затрагивал и югославский писатель Булатович, который обращал внимание на то, что в мирный период времени эгоизм и хищность людей уничтожают не только героические, но и простые человеческие стремления к сотрудничеству и общности. Как отмечает Суходольский, спорт занимает важное место в воспитательных программах, которые должны решить эту проблему [213, c. 5-6].
Проделанный выше анализ выявляет, таким образом, достаточно высокую культурную гуманистическую значимость современного спорта и олимпийского движения. Они показали свою эффективность в решении целого ряда важных социально-культурных задач. Именно поэтому олимпийское движение превратилось в одно из самых мощных социальных движений современности, а "ценности спорта получили такое всеобщее признание, которого не добивалась ни одна из величайших религиозных или политических систем в истории человечества" [450, p. 77].
Известные деятели искусства - артист Борис Чирков и кинодраматург Д. Полонский заметили однажды, что современный спорт "взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, "конструирование" личности, нравственности, доброты, честности, товарищества". "И здесь у спорта, - по их мнению, - может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства".
Проведенный выше анализ подтверждает
это. С современным спортом связан
необычайно широкий круг гуманистических,
культурных, духовных ценностей, поскольку
он позволяет сознательно, целенаправленно
и весьма эффективно воздействовать
на самые разнообразные
Подчеркивая гуманистическое
культурное значение современного спорта,
важно иметь в виду, что это
- лишь одна сторона его оценки с
позиций гуманистических
Во-первых, научный анализ выявляет тот факт, что огромный гуманистический культурный потенциал спорта реализуется в настоящее время недостаточно полно и эффективно. Особенно это касается роли спорта в формировании и развитии духовно-нравственных, эстетических, творческих способностей детей и молодежи, их нравственной, коммуникативной, экологической культуры. У детей и молодежи, активно занимающейся спортом, не развивается интерес к различным видам интеллектуальной и художественной деятельности, в том числе к отображению спорта средствами искусства (музыки, живописи, фотографии и т.д. Спортивные мероприятия недостаточно полно и эффективно используются их организаторами для пробуждения у участников интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях.
Исследования [cм. напр., 58, 145 и др.] выявляют дефицит положительных эмоций у спортсменов во время тренировок и на соревнованиях Опрос юных футболистов показал, например, что только 12,5% из них не испытывает отрицательных эмоций во время занятий футболом; 20% часто имеют такие эмоции; 12,5% редко испытывает положительные эмоции, а 2,5% - никогда. Менее половины (47,5%) испытывают удовлетворение от общения с природой, только 55% - эстетическое удовлетворение, связанное с созерцанием красоты, прекрасного, только 75% - удовлетворение от общения с другими людьми и т.д. [см. 145]. Почти 60% старшеклассников, судя по их ответам, никогда не получали эстетического удовлетворения на уроках физкультуры в школе. Тема "Спорт и искусство" заняла одно из последних мест в иерархии тем, вызывающих наибольший интерес у старшеклассников [155, с. 119]. Из числа опрошенных студентов лишь 46% часто испытывают положительные эмоции в ходе занятий физкультурой и спортом, 12% постоянно имеют негативные эмоции, а более половины (52,3%) - испытывают их время от времени. Более 60% отметили, что они редко получают эстетическое удовольствие на занятиях, либо совсем не испытывают его и что эти занятия, как правило, не дают им возможности для общения с природой [см. 211].
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения