Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Неоднократно спорт выступал в качестве "посла мира", способствовал  установлению или поддержанию культурных и политических связей, дружественных  отношений между различными странами и народами в условиях общей конфронтации. Так, в 1936 г., когда отношения между  Германией и Америкой были особенно напряженными, немец Лутслон и  Оуэнс, который был представителем расы, не слишком почитаемой в Германии, встретились на спортивной площадке. Эта встреча растопила лед  отношений между двумя странами, и между спортсменами установилась дружба, продолжавшаяся вплоть до гибели Лутслона. Футбольный матч между Западной Германией и СССР в Ауксбурге  вскоре после войны, когда отношения  между этими странами были натянутыми, способствовал преодолению враждебности и недоверия [см. 79, с. 28].

 

Отметим также важную роль соревнований по настольному теннису ("пингпонговой дипломатии") в  восстановлении дипломатических отношений  между КНР и США, позитивную роль спортивных контактов в налаживании  контактов ГДР и Кубы в период их международной изоляции с капиталистическими странами, продолжение Олимпийских  игр 1972 г. после трагедии с убийством  израильских заложников и т.д.

 

Обратим внимание на то, что  международные спортивные контакты начались еще тогда, когда многие другие области культуры ограничивались национальной средой. Если они и  прерывались в силу чрезвычайных обстоятельств, то возобновлялись при  первой же возможности. Так, уже почти  на следующий день после окончания  первой и второй мировых войн, как  только сражающиеся стороны прекращали военные действия, спортсмены обеих  сторон договаривались о спортивных встречах между собой.

 

Для современного международного спортивного движения характерны многообразные  спортивные встречи и контакты. Причем, они являются наиболее систематическими и регулярными по сравнению со всеми другими. К примеру, в Европе сейчас нет такой недели, чтобы  не проходили международные встречи. Кроме чемпионатов почти по 50 видам спорта проводится огромное число  турниров. Различные Кубки, детские  и юношеские соревнования, розыгрыши  памятных призов, кроссы и велосипедные гонки, многосторонние и двусторонние матчи по разным видам спорта.

 

Международные контакты в  области спорта являются важной составной  частью гуманитарного сотрудничества. Как область культурного обмена они обладают широким диапазоном форм и видов связей, наличием исторически  сложившихся традиций, развитой организационной  структурой [см. 227]. Так например, в  практику международных спортивных контактов прочно вошла система  долгосрочных двусторонних и многосторонних соглашений, которая помогает придать  процессу международной интеграции в сфере спорта управляемый и  планируемый характер. Эта система  предусматривает многообразные  формы контактов: обмен спортивными  делегациями и отдельными спортсменами для участия в двусторонних и  международных соревнованиях; проведение совместных тренировочных сборов по различным видам спорта; обмен  тренерами, учеными и специалистами  в области спортивной науки, медицины, спортивной индустрии, архитектуры, а  также средств массовой информации; участие в семинарах и конференциях, проводимых с целью повышения  мастерства спортсменов, квалификации тренеров и обмена достижениями, исследованиями в различных областях спорта; обмен  документацией и опытом организации  работы в области строительства  спортивных сооружений и производства спортивного инвентаря и оборудования; обмен делегациями руководителей  спортивных организаций для ознакомления со спортивным движением, согласования программ спортивных обменов, консультаций по актуальным вопросам международного спортивного движения [106, с. 3; 134, с. 52-72].

 

О масштабах и тенденциях международных отношений в этой области можно судить хотя бы по следующим цифрам: в 1973 г. ГДР приняла 632 спортивных делегации и 7428 атлетов  из-за рубежа и послала в другие страны 667 делегаций и 7766 спортсменов, а в 1981 г. - приняла уже 847 делегаций  и 9800 атлетов, а 734 делегации и 11302 атлета были посланы в другие страны [314, р. 36]; СССР поддерживал спортивные контакты более чем с 90 странами мира (в 54 видах  спорта), ГДР - с 80 странами [107, 134].

 

Тенденция расширения международных  контактов действует и в настоящее  время. Это связано с тем, что  для эффективного функционирования и развития международных спортивных контактов создана солидная институциональная  база: национальные и международные  спортивные федерации, которые руководят  развитием отдельных видов спорта, а также универсальные и специальные  организации, объединяющие различные  комитеты, федерации, ассоциации и союзы  или отдельных деятелей различного профиля [см. 86, 87, 90, 144, 174]. Особенно важную роль в этом плане играет МОК и  НОКи, которые имеют значительную дозу суверенности по отношению к  национальным институтам.

 

Наблюдается процесс расширения институциональной базы международных  спортивных контактов. Если до 1950 г. было только 60 международных спортивных организаций, то уже к концу 1970 г. их число увеличилось более чем  в два раза, а сегодня насчитывается  свыше 200 всемирных и региональных неправительственных организаций  в области физического воспитания и спорта. Число стран, присоединившихся к международным федерациям в  наиболее популярных видах спорта, таких, например, как легкая атлетика и футбол, уже превышает 150 [см. 86, 87, 90, 144, 174, 366].

 

Бугров [15], Столбов [174] и другие исследователи выделяют три основных периода в развитии международных  спортивных связей. В течение первого  периода, который продолжался с  начала возникновения международных  спортивных связей в XVIII в. до 1914 г., формировалось  общее представление о роли этих связей в системе международных  отношений, закладывались традиции, выявлялись основные направления и  формы осуществления международных  контактов в области спорта, происходило  формирование основных систем управления этими контактами. Для второго  этапа (1917-1939 гг.) характерно наличие  двух направлений международного спортивного  движения - рабочего и буржуазного. На третьем этапе, который начался  после окончания второй мировой  войны, наблюдается значительное расширение международных спортивных связей, активное включение в них социалистических и развивающихся стран.

 

Гуськов также выделяет три  периода развития международного спорта в XX в. Однако он дает им иную характеристику. Первый период, который Гуськов относит  к первой половине XX в. (1900-1945 гг. ), - это  период создания многих международных  спортивных организаций, активного  развития международного рабочего спортивного  движения, появления спортивных трансляций по радио и телевидению. "Спорт  в этот период, - отмечает Гуськов, - не носил массового характера, и  в его развитии по многих странах  преобладала соревновательно-оздоровительная  направленность (немецкая, французская  и шведская спортивные системы)" [35, c. 37]. Второй период (1946-1985 гг. ) Гуськов  связывает с годами "холодной войны", тоталитарных режимов и  апартеида в ряде стран мира. В  этот период на международной спортивной арене появляются спортсмены так  называемых "социалистических" и "развивающихся" стран, развертывается технологическая революция в  спорте, происходит его коммерциализация и профессионализация и другие связанные  с этими процессами явления (ранняя специализация, применение спортсменами допинга и т.д. ). По его мнению, "это был период спортивно-соревновательной направленности в развитии спорта... Многие страны мира использовали спорт  в воспитательных и оздоровительных  целях, а морально-этические нормы  в спорте носили пока преобладающий  характер". На развитие мирового спорта в этот период существенное влияние оказало противостояние двух общественно-политических систем. Международный спорт активно использовался в идеологических и политических целях и становится ареной большой политики (апартеид, бойкоты, национализм, терроризм и т.д.) [35, c. 37-38].

 

С 1986 г., как считает Гуськов, начинается современный период развития международного спорта. Для этого  периода характерны кардинальные изменения  в сфере спорта. Было покончено  с лжелюбительством в спорте, профессиональные спортсмены в ряде видов спорта были допущены к участию в Олимпийских  играх, усилилась борьба международных  спортивных организаций с допингом, меркантелизм стал основной ценностью  в спорте, и сам спорт стал "товаром". Важно и то, отмечает Гуськов, что "если для второго периода характерным  было существование жизненного представления  об использовании свободного от работы времени для получения, главным  образом, нового заряда жизни для  той же работы", то в 90-е гг. "широкое  распространение получает так называемое гедонистическое представление  о жизни, согласно которому работа рассматривается  как необходимость создания условий  для лучшего проведения досуга, т.е. свободного времени, в том числе  часы занятий спортом призваны служить  удовлетворению личных потребностей и  удовольствий человека" [35, c. 38-39].

 

С нашей точки зрения, между  двумя указанными выше классификациями  периодов развития международного спорта нет противоречия, ибо они выделены по различным основаниям, каждое из которых имеет определенный смысл  и может быть использовано для  определенных целей.

 

При оценке миротворческой функции  современного спорта необходимо учитывать  и еще одно обстоятельство. Как  показывает история международного спорта в ХХ столетии, наиболее благоприятные  условия для его развития складываются при наличии мирных отношений  между государствами. Международная  напряженность, эскалация гонки  вооружений и тем более военные  действия создают огромные препятствия, наносят существенный ущерб, а иногда приводят и к катастрофическим последствиям для международного спорта. Это ярко подтверждает история олимпийского движения. Как известно, из 26 Олимпийских  игр современности, начиная с 1896 г., из-за мировых войн не состоялись Олимпиады 1916 г. в Берлине, 1940 г. в  Хельсинки и 1944 г. в Лондоне; Германия, как главный виновник мировых  войн, не была допущена к участию  в Олимпиадах 1920 г. в Антверпене, 1924 г. в Париже и 1948 г. в Лондоне  и т.д.

 

Эта ситуация подталкивает всех тех, кто участвует в спорте и  олимпийском движении, связан с ними, ценит их, к активной борьбе за мир, за мирные способы разрешения возникающих  конфликтов. В период "холодной войны" спортсмены играли активную роль в  рамках развернутого во всем мире движения прогрессивных сил за предотвращение войны, сохранение мира и жизни на земле. Среди наиболее крупных акций  в этом плане можно отметить участие  спортсменов во Всемирной ассамблее "За мир и жизнь, против ядерной  войны", ежегодные международные  форумы атлетов в ФРГ в поддержку  Крефельдского воззвания, различные  международные соревнования, специально посвященные укреплению мира и дружбы между народами (например, многодневная велогонка мира, международные автомобильные соревнования - ралли "За мир и дружбу", легкоатлетические матчи Дружбы команд ГДР, Польши и ЭССР, кубок Дружбы по фигурному катанию, матчевые встречи боксеров и легкоатлетов СССР-США, эстафеты и велопробеги мира в Швеции, Голландии, Финляндии, Германии и др. В ряде стран спортсмены объединялись для борьбы за мир. В качестве примера можно сослаться на движение "Спортсмены против атомных ракет", развернутое сначала в ФРГ, а затем в Финляндии, Дании, Швеции и других странах. В Греции была создана организация "Спортсмены за мир и разрядку", в США - "Союз спортсменов за мир" и т.д. [см. 115, 342-349, 399, 508].

 

Многие факты свидетельствуют  и о том, что спорт активно  содействовал единению наций, доказательству их жизнеспособности. Свидетельством этого является, в частности, история  немецкого гимнастического движения, сокольского движения в Чехии, польского  спорта в период немецкой оккупации  и т.д. Как отмечают Adefope [234], Deutsch [290], Foltz [324], Toohey и Warning [580], Vayrynen [587], Wohl [602] и  др., участие в международном спортивном движении способствовало процессу формирования и укрепления национального самосознания во многих странах "третьего мира", который начался после их освобождения от иностранной экономической и  политической зависимости.

 

Спорт содействует и установлению дружеских отношений между спортсменами различных стран. В ходе опроса спортсменов  различных стран, который провел Heinila, выяснилось, например, что свыше 10% респондентов имеют более 10 друзей-иностранцев, а некоторые имеют более 30 таких  друзей [362, p. 81].

 

Выше были охарактеризованы гуманистические культурные функции  современного спорта, связанные с  его инструментальными ценностями. Но помимо он выполняет важную символическую  функцию. Данная культурная функция  спорта, как отмечают Bouet [255], Defrance [288], Durantez [303], Duret и Wolff [305], Krawczyk [385], Maheo [438], McIntosh [450], Saraf [504], Silance [523], Swierczewski [573], Tatano [578, Tyszka [582], Urbankowski [584] и др. [см., например, 574], связана с его "аксиологической  структурой", с системой присущих ему ценностей. Smitz [522] писал о  том, что спорт представляет собой  попытку овладеть реальным миром, многообразными силами природы, своим телом и  на основе этого создать новый  мир, новую действительность, которая  как бы "снимает", если использовать гегелевский термин "Aufhebung" (Shmitz в том же значении использует термин "supersession") существующую реальность, поскольку является промежуточной  между свободой во всей ее полноте  и неволей беспощадной необходимости. А Kuczynski [395] считает, что для многих людей спорт является возвратом  к счастливой собственной и родовой  молодости, к источниковой связи  с природой и бытием. Посредством  спорта человек доступным ему  способом наиболее глубоко утверждает себя, осуществляет самореализацию. Он не размышляет о смысле жизни, а реализует  этот смысл наиболее надежным способом - сам созидает мир, в котором может  найти справедливость и совершенство, а тем самым становится полноценным  человеком.

 

В спорте, который мы рассматриваем  как гуманную игровую модель соревновательных ситуаций реальной жизни [201], создаются  предпосылки для реализации гуманистического принципа справедливости и равенства  шансов: "Мир игры - это та единственная, искусственно созданная реальность, в которой можно без социальных трений осуществить демократию равных" [51, с. 39-40]. Правила спортивных соревнований одинаковы для всех участников. Игроки одобряют их и подчиняются им сознательно  и добровольно. Победитель определяется на основе установленных и принятых игроками четких критериев. Оценки в  игре производятся публично. Успех  в спорте почти исключительно  зависит от способностей, знаний, воли человека, его самоотверженного труда  на тренировках. В спортивной деятельности не принимается в расчет рождение, позиция в профессиональных и  товарищеских группах, деньги и связи. Здесь действительно могут быть созданы условия для того, чтобы  выигрывал тот, кто лучше подготовлен, т.е. для практической реализации принципа справедливости.

 

 

Эта система ценностей, "аксиологическая  структура" спорта делает его - в  символическом плане - необычайно привлекательной  моделью человеческого мира, справедливой, хотя и не бесконфликтной, общественной жизни, взаимных отношений между  соперничающими сторонами - отдельными лицами или группами. В противовес жестким, антигуманным формам борьбы спортивные соревнования представляют собой "мягкую", гуманную форму соперничества, поскольку  они регулируются определенными  правилами игры и выступают как "символическое состязание между  соперниками". "Спортивное состязание символизирует диалектическое единство конфликта и общности и являет собой образец мирного соревнования, способного стать фактором культурного  развития" [80, с. 18]. Спорт выступает "как символ сотрудничества и  понимания в мире и как символический  мост для решения конфликтов" [342, S. 40].

 

В соответствии с этим и  Олимпийские игры - это как бы "символ более лучшего мира, взаимопонимания  спортивной молодежи, преодолевающий все национальные и культурные барьеры", как "пленительный символ единства человечества в его высочайших устремлениях" [419, p. 164], как "символ сплоченности и  единения между людьми" [418, с. 79], как "символ мирного соревнования между  народами в условиях взаимопонимания" [80, с. 13], а олимпийский огонь - как "символ мира" [217, с. 2-3] и единения всего человечества [487, 488]. "Олимпиады  служат символом, отражающим стремление людей честно и на равных условиях соревноваться между собой во имя достижения определенных целей" [Эрдем, 1992, с. 18].

 

В этом отношении спорт, если его рассматривать с позиций  общей теории культуры, как отмечает Krawczyk [388], является идеальным конструктом  упорядоченного и справедливого  общественного мира. Он показывает человечеству, столкнувшемуся на пороге ХХI столетия с серьезными трудностями  и противоречиями в своем развитии, в каком направлении следует  идти для их преодоления и разрешения. Oetinger [468] считает, что спорт является хорошей моделью для установления отношений сотрудничества и взаимопонимания  в политической области. Suenens полагает, что принципы честной игры в спорте служат примером для установления "fair play между политическими партиями страны, fair play в коммерческих сделках  между конкурентами, fair play между  развитыми и развивающимися странами" и помогают им "в решении возникающих конфликтов, по крайней мере в создании атмосферы, имеющей важное значение для любой попытки решить их" [570, p. 6]. "Олимпийские игры... , - подчеркивает Kuczynski, - являются моделью отношений между нациями, выражением мечты о международной солидарности и в то же самое время выражением справедливости между соперниками, моделью специфической социальной чистоты и нравственности" [395, р. 138]. Lenk считает, что Олимпийские игры как символ мирного единения человечества играют особую позитивную роль - мифологическую. Oн полагает, что спортсмены высокого класса в символическом плане выступают как Геркулесы западной культуры и как модель ее самовыражения [420, p. 96].

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения