Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Высокая оценка дается роли спорта и олимпийского движения в  системе международных отношений. Обращается внимание на то, что современный  спорт и Олимпийские игры выступают  как фактор интеграции, сближения  народов, выполняют функцию "посла  мира", помогают перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и  доброй воли, установить дружественные  отношения между различными странами и народами и т.д. [см. например: 120-123, 215-217, 484, 485]. Так например, Пономарев, подводя итоги анализу миротворческой функции спорта, формулирует следующие  выводы: "Таким образом, спорт  является важным фактором интернационализма, мира и дружбы между народами" [120, с. 34]; "Можно, с полным на то основанием, заключить, что современный спорт, как важное социальное явление, имеет  существенное значение в сохранении мира, развитии между народами дружеских  отношений, взаимопонимания и сотрудничества" [122, с. 12].

 

Erbach в докладе на международном  конгрессе "Спорт и международное  взаимопонимание" в Хельсинки  в 1982 г., в качестве одного из  основных тезисов своего доклада  выделяет положение о том, что  "без всякого сомнения спорт  является фактором понимания,  кооперации и укрепления отношений  на международном уровне, что  он может содействовать сохранению  и укреплению мира... Как существенное  выражение интернационализма международное  спортивное соревнование является  культурным достижением, которое  может эффективно содействовать  знакомству стран друг с другом, взаимному признанию, уважению  и преодолению предубеждений.  Он может также содействовать  формированию гуманистического, морального  сознания и поведения" [314, рр. 33, 35].

 

Высокая позитивная оценка социально-культурного  значения спорта (по крайней мере того, который развивался в социалистических странах), особенно характерна была для  ученых СССР, ГДР и других социалистических стран [см. например, 15-16, 116, 166, 308 и др.]. Так например, известный польский ученый Wohl [598-603] обосновывает важные социальные функции современного (особенно социалистического) спорта, имея в виду как массовый спорт, так и спорт высших достижений. Он подчеркивает их значение для физического  совершенствования человека, для  приспособления его тела к условиям и требованиям современной цивилизации, их роль в социальной интеграции (функция  единения нации, международная интегративная  функция) и т.д.

 

Аналогичную оценку современному спорту и олимпийскому движению давали и дают многие ученые, общественные деятели и других стран.

 

Так например, член МОК Паунд (Канада) в статье, опубликованной сначала  в ж. "Нью-Йорк таймс", а затем  воспроизведенной на страницах американского  журнала "Олимпиэн" [108], свою позицию  четко выразил уже в самом  названии статьи: "Спорт сближает народы". При обосновании этой позиции он отмечает прежде всего  огромную притягательность международного спорта, превышающую, по его мнению, притягательность спорта национального. Паунд так объясняет этот феномен: "Отчасти, ответ можно найти  в ритуалах и торжественных церемониях, являющихся неотъемлемой частью крупнейших международных соревнований. Но у  международного спорта есть и другая черта. Мы можем идентифицировать себя с соотечественниками-спортсменами, даже если не до конца разбираемся  в том или ином виде спорта. Всякий человек немного шовинист в душе, что не так уж плохо. Чрезмерный шовинизм отвратителен, но, к счастью, редок. Определенная мера национального самоуважения является необходимой предпосылкой оказания государственной помощи спорту: без одного не было бы другого. Кое-кто  клевещет на спорт, видя в нем "ритуальную войну". Но и в этой точке зрения есть рациональное зерно, ведь и это - веский аргумент в пользу международного спорта" [108, с. 18].

 

Паунд указывает также  на возможность участия спортсмена и зрителя (первого - в прямом, второго - в переносном смысле) в борьбе за наивысший спортивный результат. "Оба  они, - пишет Паунд, могут извлечь  пользу из своих переживаний. Поучителен пример спортсмена, выкладывающего все  ресурсы, преодолевающего трудности  как физического, так и психологического порядка, и добивающегося в итоге  результата, превышающего все ранее  достигнутое... Подобные триумфы (за исключением  чувства сугубо личного удовлетворения, которое может испытать только сам  спортсмен) могут быть разделены  каждым. Переживание неудачи может  быть столь же благородным. Когда  принимаешь ее с достоинством, с  сознанием того, что сделал все, что  было в твоих силах, она может  послужить отличным уроком на всю  оставшуюся жизнь" [108, с. 18].

 

Паунд отмечает и другие позитивные, культурные функции современного спорта: "он позволяет расширить рамки  человеческих возможностей", "оправдывает  себя и в качестве средства развлечения, и в качестве средства индивидуального  или коллективного "катарсиса"" [108, с. 19].

 

Hietanen и Varis на основе  проведенного ими в 1980 г. опроса  международных спортивных федераций,  национальных спортивных ассоциаций  и олимпийских комитетов различных  стран пришли к следующему  выводу: "Кажется вполне вероятным,  что в мире быстрых изменений,  нестабильности и напряженности  международный спорт может функционировать  как стабилизирующий фактор. Наше  исследование показало, что спорт  является относительно автономным  даже в отношениях между великими  державами и что интеграция, основанная  на блоках, не очень сильна  в сфере спорта" [366, p. 229 ].

 

При обосновании миротворческой функции современного спорта весьма часто ссылаются на концепцию, согласно которой каждый человек испытывает потребность в снятии изначально присущей ему агрессивности, и спорт  является одним из наиболее важных клапанов для этого. Так, Elias [310-311] обосновывает положение о том, что современный  спорт, как и спорт вообще, в  своем историческом генезисе является продуктом и активным элементом  осуществления культурного и  общественного цивилизационного процесса в смысле уменьшения насилия благодаря  общественной институционализации  поведения, регулирующего насилие. Eibl-Eibesfeldt [306], а также Elias и Dunning [312] рассматривают  этот способ снятия агрессивности и  напряженности как особенно характерный  для современного индустриального  общества.

 

К числу наиболее известных  сторонников этой концепции относится  прежде всего Lorenz [424, 425], пытавшийся применить  к спорту теорию катарсиса, т.е. снятия эмоционального напряжения, агрессивных  импульсов через участие в  игре или ее созерцание. Он считал, что  спорт выполняет функцию "безопасного  клапана" для снятия или по крайней  мере смягчения природной агрессивности  человека, перевода ее в форму "ритуального  конфликта".

 

Аналогичные взгляды высказывали  и многие другие исследователи. Так  например, Beisser считал, что "спорт  открывает возможность контроля за изначально опасными агрессивными импульсами" [248, p. 147]. Richter [496] обосновывал  положение о том, что Олимпийские  игры и другие международные соревнования существуют лишь потому, что спорт  делает возможным компенсаторную замену агрессии, и что все эти соревнования дают "коллективам и индивидам  шанс решить определенным образом свои проблемы соперничества, чтобы эмоциональные  потребности были удовлетворены  без серьезных последствий". Ученый из Бельгии Suenens в своем докладе "Отчуждение и тождество человека" на международном  научном конгрессе в Мюнхене  в 1972 г. обосновывал положение о  том, что "спорт является инструментом международного мира или по крайней  мере инструмент объединения людей. Международные спортивные соревнования, если они проходят в истинно олимпийском  духе, особенно если они привлекают спортсменов и зрителей из числа  стран, которые различны в расовом  отношении, принадлежат к различным  идеологическим и социально-экономическим  системам, могут действительно вносить  реальный вклад в укрепление мира во всем мире. Международные соревнования представляют собой разновидность сублимации природной агрессивности человека и дают народам возможность осознать, насколько тесно они связаны друг с другом" [570, p. 7].

 

Такое понимание культурной функции спорта широко распространено и среди известных деятелей олимпийского движения. Так, Mzali, премьер-министр  Туниса, член МОК, высказал мнение о  том, что "катарсис" посредством  спорта более сильный и более  эффективный, нежели, например, с помощью  театра, которому аналогичную функцию  приписывал Аристотель [462, p. 40]. Nissiotis, бывший президент Международной Олимпийской  академии, член МОК, важную миротворческую миссию спорта связывает с тем, что "агрессивность составляет наиболее фундаментальную и необходимую  силу человеческой природы", а "спортивное соревнование трансформирует человеческую агрессивность - биологический, существенный элемент, который выражает стремление доминировать над другими - в средство дружеских отношений. Агрессивность, которая приводит к агрессивным  действиям и в конечном итоге  провоцирует все формы насилия, криминального поведения или  даже девиации в сексуальном и  эмоциональном поведении, становится необходимым источником величайшего  усилия по преодолению границ возможностей человека посредством установления атлетических рекордов в мирном соревновании с другими" [466, р. 59].

 

Morris [458] считал, что человеку  изначально присущ охотничий  инстинкт и рассматривал спортивную  активность как такую существенно  модифицированную форму охоты,  в которой изначальная цель  убийства животного заменяется  символической - победить. Проводя  различие между воинственно кровавым  спортом прошлого столетия и  бескровным спортом современного  человека, Он подчеркивал важное  значение современного спорта  как активность, уменьшающую шансы  развязывания войны. 

 

Gerth, Mills и Wright [332], Loy, McPherson и Kenyon [427], Spinrad [534] и др. высказывают  мнение о том, что вторичное  вовлечение в спорт, в качестве  зрителей (в том числе с использованием  средств массовой информации), также  составляет важный социальный  институт смягчения агрессивных,  воинственных, охотничьих инстинктов  человека.

 

Важный вклад спорта в  международные усилия государств, направленные на обеспечение мира, взаимопонимания, сотрудничества и развития дружественных  отношений неоднократно отмечался  в резолюциях и решениях, а также  в выступлениях организаторов и  участников различных международных  конгрессов, конференций, симпозиумов. Так например, на проходившем в  Болгарии Х Олимпийском Конгрессе (1973) большинство делегатов отмечали важную роль спорта в развитии мира, дружбы и взаимопонимания между  народами.

 

Ноэль-Бейкер, лауреат Нобелевской  премии мира, почетный президент Международного организационного комитета Всемирного научного конгресса "Спорт в современном  обществе" (Москва, 1974 г.), в интервью по поводу данного конгресса отметил, что спорт в своей сущности несовместим с войной, потому что в его природе лежит честное соперничества, и что спортсмены и деятели спорта, исповедующие правила благородной игры вносят огромный вклад в дело мира.

 

Павлов, председатель Комитета по физической культуре и спорту при  СМ СССР, в докладе "Вклад спорта в укрепление международного сотрудничества" на Второй европейской спортивной конференции (Дрезден, ГДР, 1975 г.) в качестве одного из главных тезисов выдвинул следующее  положение: "Нет сомнения, что  в настоящее время спорт стал значительным общественным явлением и  признан действенным инструментом мира. Спорт, смело перешагивая через  границы, объединяет все большее  число людей, помогает им лучше понимать друг друга, содействует укреплению сотрудничества между странами с  различным государственным строем и общественным укладом жизни" [106, с. 2]. Кивисто, министр образования  Финляндии, заявил в своей речи на открытии международного конгресса, специально посвященного обсуждению вопроса о  роли спорта в укреплении международного взаимопонимания: "Мы исходим из того, что современный спорт представляет собой всемирный социополитический  и культурный феномен, который расширяет  свое влияние в различных сферах жизни, включая международные отношения" [383, p. 2].

 

В "Манифесте о спорте", который подготовлен СИЕПС в  сотрудничестве с ЮНЕСКО после консультаций с правительствами, при характеристике значения современного спорта для человечества отмечается: "Спорт позволяет  создавать социальные группы, игнорирующие иерархию денег или профессионального  успеха, проникнутые духом товарищества и братства. Он тем самым расширяет  человеческие отношения и, следовательно, является прочной основой для  добрых отношений между людьми в  пределах одной местности, одной  страны и между странами... Он способствует укреплению человеческих отношений, коллективного  духа и международного взаимопонимания" [82, с. 16, 32].

 

В "Международной хартии физического воспитания и спорта", принятой ЮНЕСКО в 1978 г., указывается, что "сотрудничая друг с другом и  защищая общие интересы в области  физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут  содействовать сохранению и поддержанию  прочного мира, укреплению взаимного  уважения и дружбы и создадут также  благоприятный климат для решения  международных проблем" [85, с. 4].

 

В резолюции "Спорт и  мир", принятой на 27 заседании Центрального комитета ДСБ (Спортивной федерации  Германии) в декабре 1983 г. отмечалось, что "спорт может внести свой вклад  в укрепление мира посредством: постоянной ориентации на честность и терпимость; содействия гуманистическому воздействию  на спорт; акцента на функции международных  соревнований как места встречи; содействия развитию помощи для стран  третьего мира" [495, р. 218; см. также: 352, p. 216].

 

Особенно высоко оценивается  роль олимпийского движения в реализации фундаментальных ценностей гуманизма, таких как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее  общение людей, идеал гармонично развитой личности и т.п.

 

По мнению Генерального секретаря  ООН господина Бутроса Гали "олимпийские  идеалы - это гимн терпимости и взаимопониманию  между народами и их культурами. Это приглашение к соревнованию - соревнованию, основанному на взаимном уважении. Олимпизм - это школа демократии" [цит. по: 127, с. 7]. Один из наиболее известных  пропагандистов идей олимпизма Powell (Канада) считает, что "гармония идей и идеалов  утверждает ценность олимпийского спорта в содействии и развитии как физических, так и моральных качеств индивидов, а также в содействии более  лучшему и более мирному миру путем создания возможности нациям встречаться в атмосфере взаимного  уважения и международной дружбы" [489, p. 107]. Майер отмечал, что "пока проводятся международные соревнования, а значит, политические противники хотя бы на спортивной площадке остаются партнерами, спорт будет вносить  свой вклад в культуру политических отношений, и Олимпийские игры сохранят свою миротворческую миссию" [80, с. 14]. Schelsky писал о том, что не олимпийское  соревнование и даже не олимпийская  победа является основной идеей Олимпийских  игр, "а Олимпийский мир, который  единственно объединяет и примиряет  победу и поражение" [506, S. 7]. Родиченко, вице-президент Олимпийского комитета России, считает, что "олимпийскому движению принадлежит важнейшая  роль как фактору международного взаимопонимания и инструменту  социального управления, включая  управление спортом" [142, с. 3]. Pouret [136, 487, 488] в ряде докладов и публикаций обосновывает огромный вклад олимпизма  в развитие отношений между людьми.

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения