Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Высокая оценка дается роли
спорта и олимпийского движения в
системе международных
Erbach в докладе на международном
конгрессе "Спорт и
Высокая позитивная оценка социально-культурного
значения спорта (по крайней мере того,
который развивался в социалистических
странах), особенно характерна была для
ученых СССР, ГДР и других социалистических
стран [см. например, 15-16, 116, 166, 308 и др.].
Так например, известный польский
ученый Wohl [598-603] обосновывает важные социальные
функции современного (особенно социалистического)
спорта, имея в виду как массовый
спорт, так и спорт высших достижений.
Он подчеркивает их значение для физического
совершенствования человека, для
приспособления его тела к условиям
и требованиям современной
Аналогичную оценку современному спорту и олимпийскому движению давали и дают многие ученые, общественные деятели и других стран.
Так например, член МОК Паунд
(Канада) в статье, опубликованной сначала
в ж. "Нью-Йорк таймс", а затем
воспроизведенной на страницах американского
журнала "Олимпиэн" [108], свою позицию
четко выразил уже в самом
названии статьи: "Спорт сближает
народы". При обосновании этой
позиции он отмечает прежде всего
огромную притягательность международного
спорта, превышающую, по его мнению,
притягательность спорта национального.
Паунд так объясняет этот феномен:
"Отчасти, ответ можно найти
в ритуалах и торжественных церемониях,
являющихся неотъемлемой частью крупнейших
международных соревнований. Но у
международного спорта есть и другая
черта. Мы можем идентифицировать себя
с соотечественниками-
Паунд указывает также на возможность участия спортсмена и зрителя (первого - в прямом, второго - в переносном смысле) в борьбе за наивысший спортивный результат. "Оба они, - пишет Паунд, могут извлечь пользу из своих переживаний. Поучителен пример спортсмена, выкладывающего все ресурсы, преодолевающего трудности как физического, так и психологического порядка, и добивающегося в итоге результата, превышающего все ранее достигнутое... Подобные триумфы (за исключением чувства сугубо личного удовлетворения, которое может испытать только сам спортсмен) могут быть разделены каждым. Переживание неудачи может быть столь же благородным. Когда принимаешь ее с достоинством, с сознанием того, что сделал все, что было в твоих силах, она может послужить отличным уроком на всю оставшуюся жизнь" [108, с. 18].
Паунд отмечает и другие позитивные, культурные функции современного спорта: "он позволяет расширить рамки человеческих возможностей", "оправдывает себя и в качестве средства развлечения, и в качестве средства индивидуального или коллективного "катарсиса"" [108, с. 19].
Hietanen и Varis на основе
проведенного ими в 1980 г. опроса
международных спортивных
При обосновании миротворческой функции современного спорта весьма часто ссылаются на концепцию, согласно которой каждый человек испытывает потребность в снятии изначально присущей ему агрессивности, и спорт является одним из наиболее важных клапанов для этого. Так, Elias [310-311] обосновывает положение о том, что современный спорт, как и спорт вообще, в своем историческом генезисе является продуктом и активным элементом осуществления культурного и общественного цивилизационного процесса в смысле уменьшения насилия благодаря общественной институционализации поведения, регулирующего насилие. Eibl-Eibesfeldt [306], а также Elias и Dunning [312] рассматривают этот способ снятия агрессивности и напряженности как особенно характерный для современного индустриального общества.
К числу наиболее известных
сторонников этой концепции относится
прежде всего Lorenz [424, 425], пытавшийся применить
к спорту теорию катарсиса, т.е. снятия
эмоционального напряжения, агрессивных
импульсов через участие в
игре или ее созерцание. Он считал, что
спорт выполняет функцию "безопасного
клапана" для снятия или по крайней
мере смягчения природной
Аналогичные взгляды высказывали и многие другие исследователи. Так например, Beisser считал, что "спорт открывает возможность контроля за изначально опасными агрессивными импульсами" [248, p. 147]. Richter [496] обосновывал положение о том, что Олимпийские игры и другие международные соревнования существуют лишь потому, что спорт делает возможным компенсаторную замену агрессии, и что все эти соревнования дают "коллективам и индивидам шанс решить определенным образом свои проблемы соперничества, чтобы эмоциональные потребности были удовлетворены без серьезных последствий". Ученый из Бельгии Suenens в своем докладе "Отчуждение и тождество человека" на международном научном конгрессе в Мюнхене в 1972 г. обосновывал положение о том, что "спорт является инструментом международного мира или по крайней мере инструмент объединения людей. Международные спортивные соревнования, если они проходят в истинно олимпийском духе, особенно если они привлекают спортсменов и зрителей из числа стран, которые различны в расовом отношении, принадлежат к различным идеологическим и социально-экономическим системам, могут действительно вносить реальный вклад в укрепление мира во всем мире. Международные соревнования представляют собой разновидность сублимации природной агрессивности человека и дают народам возможность осознать, насколько тесно они связаны друг с другом" [570, p. 7].
Такое понимание культурной
функции спорта широко распространено
и среди известных деятелей олимпийского
движения. Так, Mzali, премьер-министр
Туниса, член МОК, высказал мнение о
том, что "катарсис" посредством
спорта более сильный и более
эффективный, нежели, например, с помощью
театра, которому аналогичную функцию
приписывал Аристотель [462, p. 40]. Nissiotis, бывший
президент Международной
Morris [458] считал, что человеку
изначально присущ охотничий
инстинкт и рассматривал
Gerth, Mills и Wright [332], Loy, McPherson
и Kenyon [427], Spinrad [534] и др. высказывают
мнение о том, что вторичное
вовлечение в спорт, в
Важный вклад спорта в международные усилия государств, направленные на обеспечение мира, взаимопонимания, сотрудничества и развития дружественных отношений неоднократно отмечался в резолюциях и решениях, а также в выступлениях организаторов и участников различных международных конгрессов, конференций, симпозиумов. Так например, на проходившем в Болгарии Х Олимпийском Конгрессе (1973) большинство делегатов отмечали важную роль спорта в развитии мира, дружбы и взаимопонимания между народами.
Ноэль-Бейкер, лауреат Нобелевской премии мира, почетный президент Международного организационного комитета Всемирного научного конгресса "Спорт в современном обществе" (Москва, 1974 г.), в интервью по поводу данного конгресса отметил, что спорт в своей сущности несовместим с войной, потому что в его природе лежит честное соперничества, и что спортсмены и деятели спорта, исповедующие правила благородной игры вносят огромный вклад в дело мира.
Павлов, председатель Комитета
по физической культуре и спорту при
СМ СССР, в докладе "Вклад спорта
в укрепление международного сотрудничества"
на Второй европейской спортивной конференции
(Дрезден, ГДР, 1975 г.) в качестве одного
из главных тезисов выдвинул следующее
положение: "Нет сомнения, что
в настоящее время спорт стал
значительным общественным явлением и
признан действенным
В "Манифесте о спорте", который подготовлен СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО после консультаций с правительствами, при характеристике значения современного спорта для человечества отмечается: "Спорт позволяет создавать социальные группы, игнорирующие иерархию денег или профессионального успеха, проникнутые духом товарищества и братства. Он тем самым расширяет человеческие отношения и, следовательно, является прочной основой для добрых отношений между людьми в пределах одной местности, одной страны и между странами... Он способствует укреплению человеческих отношений, коллективного духа и международного взаимопонимания" [82, с. 16, 32].
В "Международной хартии физического воспитания и спорта", принятой ЮНЕСКО в 1978 г., указывается, что "сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат для решения международных проблем" [85, с. 4].
В резолюции "Спорт и мир", принятой на 27 заседании Центрального комитета ДСБ (Спортивной федерации Германии) в декабре 1983 г. отмечалось, что "спорт может внести свой вклад в укрепление мира посредством: постоянной ориентации на честность и терпимость; содействия гуманистическому воздействию на спорт; акцента на функции международных соревнований как места встречи; содействия развитию помощи для стран третьего мира" [495, р. 218; см. также: 352, p. 216].
Особенно высоко оценивается
роль олимпийского движения в реализации
фундаментальных ценностей
По мнению Генерального секретаря
ООН господина Бутроса Гали "олимпийские
идеалы - это гимн терпимости и взаимопониманию
между народами и их культурами.
Это приглашение к соревнованию
- соревнованию, основанному на взаимном
уважении. Олимпизм - это школа демократии"
[цит. по: 127, с. 7]. Один из наиболее известных
пропагандистов идей олимпизма Powell (Канада)
считает, что "гармония идей и идеалов
утверждает ценность олимпийского спорта
в содействии и развитии как физических,
так и моральных качеств
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения