Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Противоречивое отношение
к гуманистической культурной ценности
современного спорта и олимпийского
движения выявляют и опросы различных
групп населения. Для иллюстрации
сошлемся на результаты международного
исследования "Олимпийское и спортивно-
Опрос показал достаточно высокую оценку спортивных соревнований. При опросе студентов выяснилось, например, что 48% из них считает важными и полезными все спортивные соревнования - как те, в которых участвуют ради отдыха, развлечения и здоровья, так и те, участники которых стремятся установить высокие спортивные достижения, рекорды (среди югославских студентов 76% дает такую оценку всем спортивным соревнованиям). Лишь 3,5% респондентов считает спортивные соревнования бесполезными и ненужными, а чуть больше 3% - вредными всякие соревнования, в том числе и спортивные.
Вместе с тем почти
третья часть опрошенных студентов
(у югославских студентов
О таком отношении студентов к этой разновидности спорта свидетельствуют и их ответы на один из вопросов анкеты, который специально касался спорта высших достижений. Почти 43% не видят никакого смысла в этом спорте и в спортивных рекордах, хотя в принципе и не возражают против того, чтобы они поддерживались обществом и развивались. 8% считают спорт высших достижений и связанную с ним погоню за рекордами не только бесполезной, но и вредной. Только 37% студентов (чуть больше студентов, чем студенток, одинаковое число студентов 1 и 4 курса) придает важное социальное значение спорту высших достижений и спортивным рекордам.
Обнаружилась существенная разница в оценке спорта высших достижений студентами нашей страны и Югославии. 74% последних дали высокую оценку этой разновидности спорта, 20% - не возражают против того, чтобы этот спорт поддерживался и развивался обществом и 4% считают его бесполезным и вредным.
Больше половины опрошенных
студентов (почти 53%) нашей страны дали
невысокую оценку Олимпийским играм;
7% из них оценивают их даже отрицательно,
а 17,4% не высказали по данному вопросу
какого-либо определенного мнения (процент
югославских студентов, очень высоко
оценивающих Игры, почти в 2 раза
превосходит соответствующий
В настоящее время для
различных групп населения, особенно
для интеллигенции, характерно скептическое
и даже негативное отношение к
духовно-нравственным и эстетическим
ценностям современного спорта. Такое
отношение присуще и
Совсем иначе молодые
люди оценивают возможности этих
занятий в плане их воздействия
на духовное (интеллектуальное, нравственное,
эстетическое и т.п.) развитие человека.
Лишь четвертая часть студентов
признает возможность интеллектуального
и нравственного
Примерно таким же образом
студенты оценивают потенциал спорта
в развитии общей культуры личности.
21,5% сомневаются в том, что спорт
обладает такими возможностями. 15% уверены
в том, что на основе активных занятий
спортом невозможно повысить общую
культуру человека. 64,5% придерживаются
мнения, что занятия спортом приводят
к понижению общей культуры. 53,6%
полагают, что этого негативного
влияния можно избежать, но, по мнению
33,1%, сделать это практически
Аналогичные данные получены и при опросе старшеклассников, учащихся ПТУ и юных футболистов. Например, опрос старшеклассников показал, что 64,4% девушек и 57,5% юношей не уверены в возможности с помощью спорта развить интеллектуальные способности личности. 15,4% и 17,2% соответственно считают это невозможным. По отношению к развитию нравственных качеств в процессе занятий и соревнований сомнение высказали 60,6% юношей и 60,8% девушек, отрицательное мнение - 18,9% юношей и 24,3% девушек. Аналогичным образом они оценивают потенциал спорта в развитии общей культуры личности. 44,2% юношей и 50,8% девушек сомневаются в наличии у спорта такого потенциала. 21,1% юношей и 19,6% девушек уверены в том, что средствами спорта невозможно повысить общую культуру.
Для сравнения отметим, что
согласно данным, полученным Фельдеши
при опросе учащихся средних учебных
заведений ВНР и ПНР в начале
80-х гг. (было опрошено по 1 тыс. учащихся
в каждой стране), 124 учащихся в ВНР
и 70 - в ПНР высказали мнение, согласно
которому занятия спортом не способствуют
развитию личности, а 352 школьника ВНР
и 355 школьников ПНР - мнение о том, что
эти занятия могут как
Из числа опрошенных юных футболистов лишь половина признает возможность положительного воздействия занятий футболом на эстетические способности, причем, 17,5% считает, что занятия футболом негативно влияют на эти способности, а 32,5% придерживаются мнения о "нейтральной позиции" занятий футболом в этом плане. Возможность положительного воздействия занятий футболом на нравственный облик признает лишь 77,5% юных спортсменов, а на уровень культуры - только 63%, причем, 7,5% (соответственно 10%) из них придерживаются мнения о негативном воздействии занятий футболом в этом плане, а 15% (соответственно 25%) - об отсутствии какого-либо влияния занятий футболом на эти стороны личности. По мнению большинства (92,5%) юных спортсменов, такой эффект воздействия занятий футболом не случаен. С их точки зрения, такое же воздействие на личность человека имеет место и применительно к другим видам спорта.
Сошлемся также на результаты проведенного Кинкадзе [57] (в рамках указанного международного социологического исследования) опроса в Грузии в 1989 г. учащихся средних и старших классов 7 общеобразовательных школ, учащихся 7 младших и старших классов 7 техникумов, а также студентов младших и старших курсов 4 вузов.
По данным этого опроса,
большинство респондентов, достаточно
высоко оценивая возможности занятий
спортом в плане их воздействия
на физическое состояние человека,
весьма скептически относится к
заложенным в этих занятиях возможностям
воздействия на иные аспекты личности.
Например, почти 40% респондентов (из них
30,2% школьников, 37,3% - учащихся техникумов
и 47,8% - студентов) самым низким баллом
оценили данные занятия в плане
их позитивного воздействия на общительность
и коммуникабельность. Столь же низко
21,7% респондентов (среди них 16,3% - школьники,
14,1% - учащиеся техникумов и 28,3% - студенты)
оценили возможность
Еще одним проявлением
негативного отношения многих людей
к духовно-нравственному и
Поэтому для многих из молодых
людей спортсмены-олимпийцы
Примерно у половины (52,8%) студентов известные им спортсмены и олимпийцы вызывают восхищение. Причем, для 18% они являются даже кумиром, образцом для подражания. Однако, большинству студентов (примерно 34%) в тех спортсменах, которые являются для них идеалом, образцом для подражания, нравятся в первую очередь их способность показывать необычайно высокие спортивные результаты и их профессиональное мастерство. У 19% восхищение вызывает внешний вид спортсменов. Лишь 15% восхищается их гармоничным развитием и 13% - высокой нравственностью и культурой.
Важно отметить, что негативное
отношение к культурному, духовно-нравственному
потенциалу спорта проявляют даже специалисты
в области физической культуры и
спорта. Как показал опрос учителей
физкультуры, преподавателей физического
воспитания и тренеров, меньше половины
из них придерживается мнения о том,
что благодаря активным занятиям
спортом можно развить свои эстетические
и интеллектуальные способности, повысить
уровень культуры. Лишь 28% признает
возможность нравственного
Представляют интерес
результаты международного социологического
исследования "Спорт и международное
взаимопонимание", которое провел
Heinila [362]. Используя факторный анализ,
он выделил внутреннюю "факториальную
структуру" международного соревнования,
как оно понимается спортсменами,
используя биполярные прилагательные.
На основе этого им было выделено 6 факторов.
Фактор I: справедливость (беспристрастный-пристрастный;
справедливый-несправедливый; равный-неравный;
честный-бесчестный; человечный-бесчеловечный;
политизированный-аполитичный). Фактор
II: привлекательность (приятный-неприятный;
безопасный-опасный; мирный-воинственный;
имеющий важное значение-бессмысленный;
веселый-серьезный). Фактор III: общительность
(общительный-необщительный; эгоистичный-бескорыстный;
грязный-чистый; аморальный-моральный;
здоровый-нездоровый). Фактор IV: неантагонистичность
(драчливый-миролюбивый; враждебный-дружественный;
насильственный-
Опрос спортсменов различных стран, который провел Heinila, показал, что большинство при оценке международных спортивных соревнований из указанных выше прилагательных, как правило, используют позитивные характеристики, т.е. в целом дают позитивную оценку международному спорту. Вместе с тем выяснилось, что среди опрошенных спортсменов немало таких, кто оценивает международный спорт с использованием таких негативных характеристик, как "бесчестный", "бесчеловечный", "политизи-рованный", "неприятный", "опасный", "эгоистичный", "воинственный", "враждебный", "насильственный" и т.п. Например, термин "бесчестный" использовали 24% финских и 15% венгерских спортсменов, термин "политизированный" - 36% финских и 43% венгерских спортсменов, термин "эгоистичный" - 55% финских и 41% венгерских спортсменов, термин "воинственный" - 18% финских и 33% венгерских спортсменов [362, p. 68].
В 1986-1990 гг. Кравчик (Польша) организовал международное социологическое исследование с целью выяснить отношение населения различных стран к ценностям физической культуры, современного спорта и олимпийского движения [см. 323, 386, 387]. В ходе исследования было опрошено 4410 человек в возрасте свыше 18 лет - жители Гаваны, Будапешта, Праги, Таллина и Варшавы. Опрос выявил весьма противоречивые взгляды респондентов по указанному вопросу. Так например, как позитивные в социальном плане оценили спортивные соревнования только 67,5% респондентов, в том числе только 25% респондентов Будапешта, 60,8% респондентов Праги, 77,8% респондентов Таллина. В качестве ценности международных спортивных событий международную дружбу признали только 27% респондентов Варшавы и 60,6% Багдада, мир - 26,7% респондентов Варшавы и 70,5% Багдада, Fair Play - 42,6% респондентов Варшавы и 28,1% Багдада [см. 386, p. 250; 387, p. 100].
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения