Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Противоречивое отношение  к гуманистической культурной ценности современного спорта и олимпийского движения выявляют и опросы различных  групп населения. Для иллюстрации  сошлемся на результаты международного исследования "Олимпийское и спортивно-гуманистическое  воспитание детей и молодежи: состояние  и пути активизации".

 

Опрос показал достаточно высокую оценку спортивных соревнований. При опросе студентов выяснилось, например, что 48% из них считает важными  и полезными все спортивные соревнования - как те, в которых участвуют  ради отдыха, развлечения и здоровья, так и те, участники которых  стремятся установить высокие спортивные достижения, рекорды (среди югославских  студентов 76% дает такую оценку всем спортивным соревнованиям). Лишь 3,5% респондентов считает спортивные соревнования бесполезными и ненужными, а чуть больше 3% - вредными всякие соревнования, в том числе  и спортивные.

 

Вместе с тем почти  третья часть опрошенных студентов (у югославских студентов значительно  меньше - 14%) отрицает социально-культурную ценность спортивных соревнований, участники  которых ориентированы на рекорды  и победы, т.е. спорта высших достижений.

 

О таком отношении студентов  к этой разновидности спорта свидетельствуют  и их ответы на один из вопросов анкеты, который специально касался спорта высших достижений. Почти 43% не видят  никакого смысла в этом спорте и  в спортивных рекордах, хотя в принципе и не возражают против того, чтобы  они поддерживались обществом и  развивались. 8% считают спорт высших достижений и связанную с ним  погоню за рекордами не только бесполезной, но и вредной. Только 37% студентов (чуть больше студентов, чем студенток, одинаковое число студентов 1 и 4 курса) придает  важное социальное значение спорту высших достижений и спортивным рекордам.

 

Обнаружилась существенная разница в оценке спорта высших достижений студентами нашей страны и Югославии. 74% последних дали высокую оценку этой разновидности спорта, 20% - не возражают  против того, чтобы этот спорт поддерживался  и развивался обществом и 4% считают  его бесполезным и вредным.

 

Больше половины опрошенных студентов (почти 53%) нашей страны дали невысокую оценку Олимпийским играм; 7% из них оценивают их даже отрицательно, а 17,4% не высказали по данному вопросу  какого-либо определенного мнения (процент  югославских студентов, очень высоко оценивающих Игры, почти в 2 раза превосходит соответствующий процент  студентов нашей страны). Большая  часть (58%) респондентов (71,5% студенток  и 57,2% студентов), судя по их ответам, не имеют желания стать участниками  олимпийского движения. Около трети  из них совершенно не интересуют цели и задачи этого движения, его идеалы и принципы, а 35,5% они интересуют лишь незначительно.

 

В настоящее время для  различных групп населения, особенно для интеллигенции, характерно скептическое и даже негативное отношение к  духовно-нравственным и эстетическим ценностям современного спорта. Такое  отношение присуще и значительной части молодежи. Об этом также свидетельствуют  результаты социологических опросов [см. 145, 155, 160, 162]. Наиболее высоко молодые  люди оценивают значение физкультурно-спортивной деятельности для сохранения и укрепления здоровья человека, а также для  его физического совершенствования. Причем, эта их ценность признается большинством респондентов. Например, большинство студентов (82,5%), старшеклассников (93,7%) и юных спортсменов (95%) признает существенное позитивное воздействие  занятий спортом на физическое развитие человека, на его физические качества и двигательные способности.

 

Совсем иначе молодые  люди оценивают возможности этих занятий в плане их воздействия  на духовное (интеллектуальное, нравственное, эстетическое и т.п.) развитие человека. Лишь четвертая часть студентов  признает возможность интеллектуального  и нравственного совершенствования  на основе занятий спортом. Одна треть - не уверена в возможности развития интеллектуальных способностей, а одна пятая - в совершенствовании нравственных качеств с помощью спорта. 13,5% считает это невозможным применительно  к интеллектуальным способностям, а 23% - к нравственным качествам. 12,8% не только признает возможность развития негативных нравственных качеств в результате занятий спортом, но и считает это неизбежным.

 

Примерно таким же образом  студенты оценивают потенциал спорта в развитии общей культуры личности. 21,5% сомневаются в том, что спорт  обладает такими возможностями. 15% уверены  в том, что на основе активных занятий  спортом невозможно повысить общую  культуру человека. 64,5% придерживаются мнения, что занятия спортом приводят к понижению общей культуры. 53,6% полагают, что этого негативного  влияния можно избежать, но, по мнению 33,1%, сделать это практически невозможно. 32% студентов сомневаются в положительном  воздействии занятий спортом  на эстетические способности. Почти  половина считает, что не все виды спорта могут позитивно влиять на них, а 9% - что спорт вообще не может  оказывать такое воздействие. Почти  половина студентов признает существование "неэстетичных" видов спорта (бокс, женский футбол, карате, атлетическая гимнастика).

 

Аналогичные данные получены и при опросе старшеклассников, учащихся ПТУ и юных футболистов. Например, опрос старшеклассников показал, что 64,4% девушек и 57,5% юношей не уверены  в возможности с помощью спорта развить интеллектуальные способности  личности. 15,4% и 17,2% соответственно считают  это невозможным. По отношению к  развитию нравственных качеств в  процессе занятий и соревнований сомнение высказали 60,6% юношей и 60,8% девушек, отрицательное мнение - 18,9% юношей и 24,3% девушек. Аналогичным образом  они оценивают потенциал спорта в развитии общей культуры личности. 44,2% юношей и 50,8% девушек сомневаются  в наличии у спорта такого потенциала. 21,1% юношей и 19,6% девушек уверены  в том, что средствами спорта невозможно повысить общую культуру.

 

Для сравнения отметим, что  согласно данным, полученным Фельдеши при опросе учащихся средних учебных  заведений ВНР и ПНР в начале 80-х гг. (было опрошено по 1 тыс. учащихся в каждой стране), 124 учащихся в ВНР  и 70 - в ПНР высказали мнение, согласно которому занятия спортом не способствуют развитию личности, а 352 школьника ВНР  и 355 школьников ПНР - мнение о том, что  эти занятия могут как способствовать, так и не способствовать развитию личности [220, с. 126].

 

Из числа опрошенных юных футболистов лишь половина признает возможность положительного воздействия  занятий футболом на эстетические способности, причем, 17,5% считает, что занятия  футболом негативно влияют на эти  способности, а 32,5% придерживаются мнения о "нейтральной позиции" занятий  футболом в этом плане. Возможность  положительного воздействия занятий  футболом на нравственный облик признает лишь 77,5% юных спортсменов, а на уровень  культуры - только 63%, причем, 7,5% (соответственно 10%) из них придерживаются мнения о  негативном воздействии занятий  футболом в этом плане, а 15% (соответственно 25%) - об отсутствии какого-либо влияния  занятий футболом на эти стороны  личности. По мнению большинства (92,5%) юных спортсменов, такой эффект воздействия  занятий футболом не случаен. С их точки зрения, такое же воздействие  на личность человека имеет место  и применительно к другим видам  спорта.

 

Сошлемся также на результаты проведенного Кинкадзе [57] (в рамках указанного международного социологического исследования) опроса в Грузии в 1989 г. учащихся средних и старших  классов 7 общеобразовательных школ, учащихся 7 младших и старших классов 7 техникумов, а также студентов  младших и старших курсов 4 вузов.

 

По данным этого опроса, большинство респондентов, достаточно высоко оценивая возможности занятий  спортом в плане их воздействия  на физическое состояние человека, весьма скептически относится к  заложенным в этих занятиях возможностям воздействия на иные аспекты личности. Например, почти 40% респондентов (из них 30,2% школьников, 37,3% - учащихся техникумов и 47,8% - студентов) самым низким баллом оценили данные занятия в плане  их позитивного воздействия на общительность  и коммуникабельность. Столь же низко 21,7% респондентов (среди них 16,3% - школьники, 14,1% - учащиеся техникумов и 28,3% - студенты) оценили возможность позитивного  воздействия спорта на уровень общей  культуры, а 27% респондентов (среди них 22,3% - школьники, 20,1% - учащиеся техникумов и 36,7% - студенты) - на нравственный облик (честность, порядочность и т.д.) человека. Причем, по мере роста опыта занятий  спортом, как показал опрос, увеличивается  число низких оценок спорта в указанном  отношении.

 

Еще одним проявлением  негативного отношения многих людей  к духовно-нравственному и эстетическому  потенциалу спорта является широко распространенное мнение о том, что интерес человека к спорту, к спортивным состязаниям (в отличие, например, от увлеченности театром, музыкой, живописью, поэзией  и т.д.) и активные занятия спортом (по крайней мере определенными его  видами) свидетельствуют о низком уровне духовно-нравственной культуры, о грубом, неразвитом эстетическом вкусе. Так например, большинство  опрошенных молодых людей (около 80% студентов, 75% старшеклассников и 70% юных спортсменов) частично или полностью  разделяет мнение о спортсмене высокого класса (олимпийце) как о человеке, который прекрасно физически  развит, способен показывать самые  высокие спортивные результаты, а  вместе с тем имеет низкий уровень  общей культуры, высокое самомнение, слабо развитый интеллект, чаще допускает  аморальные и безнравственные поступки.

 

Поэтому для многих из молодых  людей спортсмены-олимпийцы вовсе  не являются идеалом для подражания. Так, лишь 1/3 школьников старших классов  находит себе образец для подражания среди спортсменов. Причем, для 46,2% юношей и 36,2% девушек наиболее привлекательными в этих спортсменах являются их внешние  черты. Около 11% юношей и 14% девушек вообще не смогли сформулировать, что именно их привлекает в идеале-спортсмене.

 

Примерно у половины (52,8%) студентов известные им спортсмены и олимпийцы вызывают восхищение. Причем, для 18% они являются даже кумиром, образцом для подражания. Однако, большинству  студентов (примерно 34%) в тех спортсменах, которые являются для них идеалом, образцом для подражания, нравятся в первую очередь их способность  показывать необычайно высокие спортивные результаты и их профессиональное мастерство. У 19% восхищение вызывает внешний вид спортсменов. Лишь 15% восхищается их гармоничным развитием и 13% - высокой нравственностью и культурой.

 

Важно отметить, что негативное отношение к культурному, духовно-нравственному  потенциалу спорта проявляют даже специалисты  в области физической культуры и  спорта. Как показал опрос учителей физкультуры, преподавателей физического  воспитания и тренеров, меньше половины из них придерживается мнения о том, что благодаря активным занятиям спортом можно развить свои эстетические и интеллектуальные способности, повысить уровень культуры. Лишь 28% признает возможность нравственного совершенствования  личности на основе ее включения в  эти занятия. По мнению 73% респондентов, не все виды спорта могут позитивно  воздействовать на эстетические способности  и эстетическую культуру человека.

 

Представляют интерес  результаты международного социологического исследования "Спорт и международное  взаимопонимание", которое провел Heinila [362]. Используя факторный анализ, он выделил внутреннюю "факториальную  структуру" международного соревнования, как оно понимается спортсменами, используя биполярные прилагательные. На основе этого им было выделено 6 факторов. Фактор I: справедливость (беспристрастный-пристрастный; справедливый-несправедливый; равный-неравный; честный-бесчестный; человечный-бесчеловечный; политизированный-аполитичный). Фактор II: привлекательность (приятный-неприятный; безопасный-опасный; мирный-воинственный; имеющий важное значение-бессмысленный; веселый-серьезный). Фактор III: общительность (общительный-необщительный; эгоистичный-бескорыстный; грязный-чистый; аморальный-моральный; здоровый-нездоровый). Фактор IV: неантагонистичность (драчливый-миролюбивый; враждебный-дружественный; насильственный-ненасильственный; негативный-позитивный). Фактор V: жестокость (жесткий-мягкий; серьезный-шутливый; напряженный-расслабленный; мужской-женский). Фактор VI: негативизм (негативный-позитивный; здоровый-нездоровый) [362, p. 63].

 

Опрос спортсменов различных  стран, который провел Heinila, показал, что большинство при оценке международных  спортивных соревнований из указанных  выше прилагательных, как правило, используют позитивные характеристики, т.е. в целом  дают позитивную оценку международному спорту. Вместе с тем выяснилось, что среди опрошенных спортсменов  немало таких, кто оценивает международный  спорт с использованием таких  негативных характеристик, как "бесчестный", "бесчеловечный", "политизи-рованный", "неприятный", "опасный", "эгоистичный", "воинственный", "враждебный", "насильственный" и т.п. Например, термин "бесчестный" использовали 24% финских и 15% венгерских спортсменов, термин "политизированный" - 36% финских  и 43% венгерских спортсменов, термин "эгоистичный" - 55% финских и 41% венгерских спортсменов, термин "воинственный" - 18% финских  и 33% венгерских спортсменов [362, p. 68].

 

В 1986-1990 гг. Кравчик (Польша) организовал  международное социологическое  исследование с целью выяснить отношение  населения различных стран к  ценностям физической культуры, современного спорта и олимпийского движения [см. 323, 386, 387]. В ходе исследования было опрошено 4410 человек в возрасте свыше 18 лет - жители Гаваны, Будапешта, Праги, Таллина и Варшавы. Опрос выявил весьма противоречивые взгляды респондентов по указанному вопросу. Так например, как позитивные в социальном плане оценили спортивные соревнования только 67,5% респондентов, в том числе только 25% респондентов Будапешта, 60,8% респондентов Праги, 77,8% респондентов Таллина. В качестве ценности международных спортивных событий международную дружбу признали только 27% респондентов Варшавы и 60,6% Багдада, мир - 26,7% респондентов Варшавы и 70,5% Багдада, Fair Play - 42,6% респондентов Варшавы и 28,1% Багдада [см. 386, p. 250; 387, p. 100].

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения