Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Важную культурную миссию олимпийского движения и особенно его существенный вклад в укрепление мира и международного взаимопонимания отмечали практически все докладчики на специальной сессии Международной Олимпийской Академии (1985) на тему: "Олимпийские игры: фактор мира и международного взаимопонимания". Так например, Mzali, премьер-министр Туниса, член МОК, посвятил свой доклад обоснованию важного вклада олимпизма в международное взаимопонимание и мир. Основное положение его доклада состоит в том, что "олимпизм, по своей философии, своим принципам, своей структуре и практике является фактором мира и международного взаимопонимания" [462, p. 40].
Глубокий анализ вклада олимпийского
движения в укрепление мира дал в
своем докладе Nissiotis, бывший президент
Международной Олимпийской
Существенный вклад
В выступлении на открытии
II-й Международной
Выступая перед участниками
50-й сессии Генеральной Ассамблеи
ООН, Самаранч указал на то, что "с
момента своего создания Международный
олимпийский комитет совместно
с другими участниками
При оценке современного спорта подчеркивается его важное значение не только для взрослых, но также для детей и подростков, особенно для учащейся молодежи. Так например, в своем журнале "Бритиш Джорнел ов Физикэл Эдьюкейшн" (осень 1992 г.) Ассоциация физического воспитания Великобритании и Северной Ирландии называет пять основных причин, которые, по мнению Ассоциации, обуславливают важность школьного спорта. 1) Он способствует укреплению здоровья школьников. 2) Этот спорт имеет важное воспитательное значение для развития не только тела и разума, но и для формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины. 3) Спорт способствует укреплению единства, сближая всех членов школьного коллектива. 4) Спортивные интересы, которые возникли в стенах школы, могут найти свое удовлетворение после ее окончания в местных спортивных клубах или других спортивных организациях. 5) Хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможности заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности, школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой для будущих успехов в спорте как на национальном, так и на международном уровнях [49, с. 21-22 ].
Аналогичные соображения
по поводу роли и значения школьного
спорта высказывают американские ученые
Eitzen и Sage. Во-первых, они отмечают позитивное
влияние спорта на школу. Любая организация,
в том числе и школа, нуждается
в единстве и преданности ее членов.
Важную роль в этом плане играет
спорт. Школьники определенной команды
отождествляют себя со своей школой,
и защищают ее интересы. Спортивные
состязания вызывают энтузиазм и
единство со стороны школьного коллектива
перед лицом соперника, представленного
другой школой. Кроме этого школьный
спорт выполняет функцию
Во-вторых, отмечают Eitzen и Sage,
школьный спорт оказывает позитивное
влияние и на окружающее общество.
Он объединяет различных жителей
определенного района независимо от
их профессии, образования, расовой
и религиозной принадлежности в
их общем желании поддержать школьную
команду района. Тем самым он служит
как бы связующим звеном между
различными поколениями. Спорт позитивно
влияет и на отдельную личность -
содействует развитию как физических,
так и разнообразных
Ученые и специалисты
отмечают важное значение для детей
и подростков не только массового
спорта, спорта для всех, но и спорта
высших достижений. Так например, в
Заявлении Немецкого
При этом выделяются следующие
основные функции спорта высоких
достижений в детском возрасте: стимулирование
физического, психического и духовного
развития ребенка; содействие практическому
познанию ребенком собственной работоспособности
и собственных умений, а также
укреплению уверенности в своих
силах; приобщение детей к коллективу
и формирование социального поведения;
расширение опыта и обогащение эмоциональной
жизни ребенка путем
В последние годы во многих публикациях обращается внимание на необычайно важное значение спорта для инвалидов. Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, позволяют отдохнуть, развлечься, отвлечься от грустных мыслей, вызванных состоянием инвалидности. Все это позволяет инвалиду поддерживать и улучшать свое физическое состояние и самочувствие. Вместе с тем спорт содействует интеграции инвалида в общественную жизнь, вначале в кругу друзей и в семье, а в ряде случаев и в отвечающей его наклонностям профессии. Он позволяет ему включиться в социальные контакты с другими людьми [см. 3, 46, 92, 153, 475, 497 и др.]. Американский врач Аакен [231] обращает внимание и на то, что спорт как занятия физическими упражнениями, как тренировка мышц, требующая и значительных волевых усилий, позволяет инвалидам любой категории настолько развить "определенные функции своего тела, что ошибки и невозможность других функций почти не замечаются".
Учитывая эти и другие
возможности, заключенные в спорте
для социальной реабилитации и интеграции
людей с ограниченными
С учетом отмеченных выше важных
и соответствующих идеалам
Такая их оценка имеет давнюю
традицию. Так, Ortega Y. Gasset оценивал спорт
как деятельность большого культурного
потенциала, исходя из того, что как
одна из форм игровой деятельности
- наряду с искусством - он спасает
современного человека "от серьезности
жизни и пробуждает в нем мальчишество":
"За короткое время мы увидели, насколько
поднялась на страницах газет
волна спортивных развлечений, потопив
почти все корабли серьезности.
Высокую оценку культурному
статусу современного спорта и олимпийского
движения дают и многие более поздние
исследователи. Guldenpfennig считает, например,
что с 19-го столетия наблюдается
все ускоряющаяся дифференциация спорта
"как относительно самостоятельного
образца культуры", а "олимпийское
движение оказалось устойчивой и
утверждающей себя силой мирового развития
культуры" [342, S. 51, 54]. Krawczyk обосновывает
в своих работах [385-389] положение
о высоком социокультурном
Майор, генеральный директор
ООН по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО) отметил в
своем выступлении на открытии второй
международной конференции
Президент МОК Самаранч неоднократно отмечал важное место спорта в системе явлений современной культуры. Выступая перед участниками 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, специально посвященной обсуждению олимпийских идеалов, он, в частности, сказал: "Спорт стал важным компонентом современной культуры потому, что он учит людей отказываться от насилия и экстремизма, дает наглядные уроки самопознания и взаимопонимания" [127, с. 7; см. также 502]. Главный дизайнер Олимпийских Игр в Мюнхене Aicher [238] в докладе на 26-й сессии МОА, дав анализ аргументов "за" и "против" отнесения современного спорта к миру культурных ценностей, сделал вывод о том, что он является важным культурным феноменом.
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения