Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Важную культурную миссию олимпийского движения и особенно его  существенный вклад в укрепление мира и международного взаимопонимания  отмечали практически все докладчики на специальной сессии Международной  Олимпийской Академии (1985) на тему: "Олимпийские  игры: фактор мира и международного взаимопонимания". Так например, Mzali, премьер-министр Туниса, член МОК, посвятил свой доклад обоснованию важного  вклада олимпизма в международное  взаимопонимание и мир. Основное положение его доклада состоит  в том, что "олимпизм, по своей  философии, своим принципам, своей  структуре и практике является фактором мира и международного взаимопонимания" [462, p. 40].

 

Глубокий анализ вклада олимпийского движения в укрепление мира дал в  своем докладе Nissiotis, бывший президент  Международной Олимпийской академии член МОК. Прежде всего он уточнил  само понятие "мира" и подчеркнул необходимость четкого различения по меньшей мере таких интерпретаций  данного понятия, когда мир рассматривается  как: а) ситуация в мире, характеризующаяся  отсутствием войны между двумя  или более государствами; б) соглашение, договор между группами и/или  индивидами, которые желают сотрудничать в целях взаимного прогресса, совершенствования своего общества, своей нации; в) дух примирения всех граждан, отказ от насилия, разногласий, попыток какой-либо дискриминации, признание достоинства, прав и личной свободы; г) индивидуально-субъективное состояние духовного и психологического спокойствия, при котором сознание не осложняется каким-либо конфликтом или беспокойством [466, p. 55]. Важное значение Олимпийских игр для укрепления мира Nissiotis связывает с особым пониманием мира, которое он называет "холистским" (holistic) и которое, основываясь на концепции христианского европейского гуманизма, включает в себя "идею любви своего врага". "Именно поэтому, - подчеркнул Nissiotis, - участие в Олимпийских играх имеет более важное значение, чем победа, и вот почему бойкот Олимпийских игр представляет собой самое непосредственное и наиболее деструктивное отрицание олимпизма" [466, р. 58].

 

Существенный вклад олимпийского движения в установление мирных, дружественных  отношений между народами и странами неоднократно подчеркивал Самаранч, президент МОК. Так, в "Манифесте  спорта", направленного главе  католической церкви папе Иоану Павлу II 12 апреля 1984 г., он писал: "В силу своей универсальности спорт  фигурирует на международной арене  как инструмент установления братства и мира. Олимпийские идеалы, возвышающие  человеческую личность и присущий ей дух солидарности, еще до возникновения  международных организаций способствовали единению народов, несмотря на разделяющие  их границы. Спорт украшает жизнь  и оживляет жгучее стремление к справедливости и миру во всем мире" [128, с. 19].

 

В выступлении на открытии II-й Международной конференции  министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание в спорте, которая была посвящена  обсуждению "гуманистической миссии физического воспитания и спорта", Самаранч отметил, что "соединяя под  олимпийским флагом самых разных людей, самые разные противоречия, которые  только может создать человечество, и давая им уникальную возможность  общаться, говорить друг с другом, возможность  лучше узнавать, понимать и ценить друг друга, олимпийское движение помогает благородной миссии, которую может  выполнить человечество, устанавливая дружбу, братство, взаимопонимание  и мир". Как заявил Самаранч, "Олимпийские  игры... стали... одним из самых важных мест встреч и обменов молодежи мира, местом особых контактов, когда обычные  различия стираются или уменьшаются  под влиянием общей деятельности и совместных идеалов, разделяемых  всеми, местом укрепления братства, взаимопонимания, дружбы и мира" [32, с. 9-11].

 

Выступая перед участниками 50-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН, Самаранч указал на то, что "с  момента своего создания Международный  олимпийский комитет совместно  с другими участниками олимпийского движения, международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами стремился отстаивать олимпийские  идеалы - радость творчества, взаимное уважение и взаимопонимание между  народами" [127, с. 7].

 

При оценке современного спорта подчеркивается его важное значение не только для взрослых, но также  для детей и подростков, особенно для учащейся молодежи. Так например, в своем журнале "Бритиш Джорнел  ов Физикэл Эдьюкейшн" (осень 1992 г.) Ассоциация физического воспитания Великобритании и Северной Ирландии называет пять основных причин, которые, по мнению Ассоциации, обуславливают  важность школьного спорта. 1) Он способствует укреплению здоровья школьников. 2) Этот спорт имеет важное воспитательное значение для развития не только тела и разума, но и для формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными  навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины. 3) Спорт способствует укреплению единства, сближая всех членов школьного коллектива. 4) Спортивные интересы, которые возникли в стенах школы, могут найти свое удовлетворение после ее окончания в местных спортивных клубах или других спортивных организациях. 5) Хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможности заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности, школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой для будущих успехов в спорте как на национальном, так и на международном уровнях [49, с. 21-22 ].

 

Аналогичные соображения  по поводу роли и значения школьного  спорта высказывают американские ученые Eitzen и Sage. Во-первых, они отмечают позитивное влияние спорта на школу. Любая организация, в том числе и школа, нуждается  в единстве и преданности ее членов. Важную роль в этом плане играет спорт. Школьники определенной команды  отождествляют себя со своей школой, и защищают ее интересы. Спортивные состязания вызывают энтузиазм и  единство со стороны школьного коллектива перед лицом соперника, представленного  другой школой. Кроме этого школьный спорт выполняет функцию социального  контроля. Спорт занимает свободное  время учащихся, отвлекает их от ненужных размышлений и сомнений. Разрешение на участие в спортивных соревнованиях получают те, кто не нарушает учебных и спортивных требований. Поэтому учащиеся-спортсмены, как  правило, дисциплинированны и служат примером для остальных, а также  лучше учатся. Важная роль спорта состоит  и в том, что он как бы нейтрализует жестокие формы соперничества между  городами, районами и школами. Ведь спортивные соревнования, регулируемые определенными правилами игры, - "символическое состязание между  соперниками".

 

Во-вторых, отмечают Eitzen и Sage, школьный спорт оказывает позитивное влияние и на окружающее общество. Он объединяет различных жителей  определенного района независимо от их профессии, образования, расовой  и религиозной принадлежности в  их общем желании поддержать школьную команду района. Тем самым он служит как бы связующим звеном между  различными поколениями. Спорт позитивно  влияет и на отдельную личность - содействует развитию как физических, так и разнообразных психических  качеств школьника [309, pp. 79-94].

 

Ученые и специалисты  отмечают важное значение для детей  и подростков не только массового  спорта, спорта для всех, но и спорта высших достижений. Так например, в  Заявлении Немецкого спортивного  союза ФРГ (ДСБ) "Дети в спорте высоких достижений", опубликованном в 1983 г. в западногерманском журнале "Олимпише югенд" [37], отмечается, что для развития детей необходим  определенный уровень работоспособности. Во всех жизненных сферах одаренные  дети имеют право на проявление своих  незаурядных способностей. Соревноваться  друг с другом в решении самых  разнообразных задач - естественная потребность детей. Само по себе спортивное достижение и связанные с ним  переживания и ощущения имеют  важное значение для развития ребенка  и для раскрытия его личности. Поэтому, отмечается в указанном  документе, спорт высоких достижений в детском возрасте в принципе следует признать положительным  явлением.

 

При этом выделяются следующие  основные функции спорта высоких  достижений в детском возрасте: стимулирование физического, психического и духовного  развития ребенка; содействие практическому  познанию ребенком собственной работоспособности  и собственных умений, а также  укреплению уверенности в своих  силах; приобщение детей к коллективу и формирование социального поведения; расширение опыта и обогащение эмоциональной  жизни ребенка путем рациональной организации досуга.

 

В последние годы во многих публикациях обращается внимание на необычайно важное значение спорта для  инвалидов. Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, соблюдение режима труда и  отдыха, позволяют отдохнуть, развлечься, отвлечься от грустных мыслей, вызванных  состоянием инвалидности. Все это  позволяет инвалиду поддерживать и  улучшать свое физическое состояние  и самочувствие. Вместе с тем спорт  содействует интеграции инвалида в  общественную жизнь, вначале в кругу  друзей и в семье, а в ряде случаев  и в отвечающей его наклонностям профессии. Он позволяет ему включиться в социальные контакты с другими  людьми [см. 3, 46, 92, 153, 475, 497 и др.]. Американский врач Аакен [231] обращает внимание и  на то, что спорт как занятия  физическими упражнениями, как тренировка мышц, требующая и значительных волевых  усилий, позволяет инвалидам любой  категории настолько развить "определенные функции своего тела, что ошибки и невозможность других функций  почти не замечаются".

 

Учитывая эти и другие возможности, заключенные в спорте для социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями  здоровья, с определенными нарушениями  в двигательной или интеллектуальной функциях, в последние годы практически  во всем мире предпринимаются активные усилия по организации и развитию спорта для инвалидов - от организации  небольших спортивных соревнований, до проведения таких масштабных соревнований, как Параолимпийские игры, Спешлолимпик и др. В ряде стран разработаны  комплексные программы физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы среди инвалидов, в том числе детей [см. 9, 95, 375].

 

С учетом отмеченных выше важных и соответствующих идеалам гуманизма  социокультурных функций, выполняемых  современным спортом и олимпийским  движением, им отводится важная роль в системе ценностей современной  культуры, по крайней мере европейской.

 

Такая их оценка имеет давнюю традицию. Так, Ortega Y. Gasset оценивал спорт  как деятельность большого культурного  потенциала, исходя из того, что как  одна из форм игровой деятельности - наряду с искусством - он спасает  современного человека "от серьезности  жизни и пробуждает в нем мальчишество": "За короткое время мы увидели, насколько  поднялась на страницах газет  волна спортивных развлечений, потопив  почти все корабли серьезности... Торжество спорта означает победу юношеских  ценностей над ценностями старости". "Труду, - писал он, - противоположен другой тип усилия. рождающийся не по долгу, а как свободный и  щедрый порыв жизненной потенции: спорт" [471, pp. 411-413]. Malinowski [439] рассматривал спорт как культурную реакцию на потребность человека в движении.

 

Высокую оценку культурному  статусу современного спорта и олимпийского движения дают и многие более поздние  исследователи. Guldenpfennig считает, например, что с 19-го столетия наблюдается  все ускоряющаяся дифференциация спорта "как относительно самостоятельного образца культуры", а "олимпийское  движение оказалось устойчивой и  утверждающей себя силой мирового развития культуры" [342, S. 51, 54]. Krawczyk обосновывает в своих работах [385-389] положение  о высоком социокультурном статусе  современного спорта и Олимпийских  игр. Современный спорт, полагает он, базируется на двух фундаментальных  принципах европейского гуманизма - идее мира и идее fair play; другие ценности, такие как идея дружбы, справедливости, доблести и т.д., занимают лишь второстепенное место в нем. Что касается олимпийского движения, то, как считает Krawczyk, это  движение является "универсальным, т.е. транскультурным, надгосударственным и наднациональным институтом, который  стремится реализовать свою систему  ценностей в современную модель человеческой активности, сделать мир  более совершенным и более  гуманным". Причем, полагает он , "олимпизм - это не только призыв к утопии. Напротив, он творит и реализует ее активным образом - хотя, бесспорно, более в  символическом, нежели реальном плане" [386, pp. 240-241]. Шредер [228] оценку олимпизма  как социокультурного феномена выразил  уже в самом названии своей  статьи: "Олимпизм - составная часть  мировой культуры".

 

Майор, генеральный директор ООН по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО) отметил в  своем выступлении на открытии второй международной конференции министров  и руководящих работников, ответственных  за физическое воспитание и спорт (Москва, 21 ноября 1988 г.), что "спорт стал самой  распространенной формой современной  культуры, и он способствует обогащению личности в той же мере, как искусство  и поэзия, история и творчество" [31, с. 4].

 

Президент МОК Самаранч неоднократно отмечал важное место спорта в  системе явлений современной  культуры. Выступая перед участниками 50-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН, специально посвященной обсуждению олимпийских идеалов, он, в частности, сказал: "Спорт стал важным компонентом  современной культуры потому, что  он учит людей отказываться от насилия  и экстремизма, дает наглядные уроки  самопознания и взаимопонимания" [127, с. 7; см. также 502]. Главный дизайнер Олимпийских Игр в Мюнхене Aicher [238] в докладе на 26-й сессии МОА, дав анализ аргументов "за" и "против" отнесения современного спорта к  миру культурных ценностей, сделал вывод  о том, что он является важным культурным феноменом.

 

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения