Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
В связи с обсуждаемым
вопросом интересно также сравнить
мнения по данному вопросу участников
международной Конференции по безопасности
и сотрудничеству в Европе, которая
проводилась в Хельсинки, Финляндия,
в 1975 г., и международной конференции,
которая проходила в том же
городе и в том же здании, но семью
годами позже. Участники первой конференции
(присутствовали представители 35 стран)
практически были единодушны в том,
что современный спорт имеет
важное гуманистическое значение в
системе международных
Культурный статус Олимпийских игр как высшей формы современных международных спортивных соревнований также подвергается сомнению и критике. Петушкова [115], Caillat и Brohm [265], Strenk [568, 569], Sugden [571] и др. выражают сомнение в том, что достоинства (воспитательные, моральные, культурные и даже материальные) Олимпийских игр, в том числе их роль как фактора сохранения мира, соответствуют тем огромным затратам человеческой энергии и материальных средств, которые требуются на их проведение. Prokop рассматривал Олимпийские игры и современный спорт вообще как "капиталистически деформированную форму игры" [492, p. 21]. Особенно резкой критике Олимпийские игры подвергаются за нередко связанный с ними национализм и шовинизм.
Пожалуй, наиболее полную научно
обоснованную характеристику негативных
явлений в сфере олимпийского
движения дал известный финский
социолог Seppanen в своей работе "Олимпизм:
социологические перспективы" [514],
в которой, как он сам отмечает,
"сделана попытка с
Характеризуя в начале
своей работы цели и задачи современного
олимпийского движения, Seppanen отмечает,
что "по своему происхождению олимпийское
движение представляет собой транскультурное
и транснациональное движение, которое
стремится внедрить свою систему
взглядов или идеологию в образцы
человеческой активности посредством
международного соревновательного
спорта. Пьер де Кубертен считал, что
Олимпийские игры призваны содействовать
установлению мира и международного
взаимопонимания между
Но какова реальная социальная ценность олимпийского движения, ставит вопрос Seppanen. Отвечая на данный вопрос, он прежде всего подчеркивает, что "цели социального движения не являются единственным показателем социальной роли данного движения. Более интересно, по крайней мере с социологической точки зрения, взглянуть на то, как это движение действует на практике" [514, p. 4]. Более чем девяносто лет развития современных Олимпийских игр, по его мнению, - это вполне достаточный период времени для того, чтобы оценить, насколько оправдались первоначальные ожидания, связанные с этим движением.
К каким выводам приходит Seppanen, анализируя этот вопрос?
Прежде всего он отмечает,
что "главная цель - сделать мир
более мирным посредством Олимпийских
игр, вряд ли достигнута. Хотя олимпийская
история и дает достаточно много
примеров укрепления дружеских связей
между отдельными атлетами, это не
является доказательством того, что
значительно усилилось
В ходе дальнейшего анализа Seppanen выделяет целый ряд дисфункциональных проявлений в сфере современного международного спорта и олимпийского движения. Прежде всего он указывает на то, что международный спорт и Олимпийские игры стали "удобным средством" для достижения различных пропагандистских, политических и националистических целей. "Они предоставляют огромные возможности для доказательства превосходства определенной страны, а вместе с тем дают возможность демонстрировать и безопасно выражать свое неудовольствие по отношению к другой стране" [514, p. 8].
Seppanen обращает внимание
на то, что вопреки первоначальному
замыслу построить олимпийское
движение таким образом, чтобы
оно было независимо от
Более того, на практике олимпизм
является "орудием национализма",
считает Seppanen. "Национализм никогда
не был чужд олимпизму, - пишет он.
- В то время как адвокаты олимпизма
декларировали кредо
Вместе с тем, отмечает
Seppanen, международный спорт и
Seppanen обращает внимание
также на зависимость решений
МОК и Национальных
В указанной работе Seppanen анализирует также негативные аспекты вмешательства бизнеса в сферу спорта и олимпийского движения [514, pр. 19-21]. Вместе с тем он обращает внимание на определенную взаимосвязь национализма, коммерциализма и атлетизма. Помимо противоположных интересов политики, бизнеса и олимпизма существует по меньшей мере один пункт, в котором интересы этих трех сторон сходятся. Таким пунктом является спортивное достижение как таковое. В нем заинтересованы различные страны и национальности, чтобы доказать свое превосходство. Оно представляет интерес и для бизнеса, поскольку высокие достижения повышают значимость и спортивных представителей бизнеса. А поскольку цель олимпийского спорта выражена в словах: быстрее, выше, сильнее (citius, altius, fortius), то неудивительно, отмечает Seppanen, что "роль достижений и своего рода идеология победы заняли в олимпийском движении такую позицию, которая не только соответствует ожиданиям этого движения, но значительно превышает все, что кто-либо мог себе это представить". Таким образом, делает вывод Seppanen, "совместно национализм, коммерциализм и атлетизм, - причем, именно в этом порядке их значимости, - составляют наиболее важную социальную силу, своего рода троицу, которая стремится к высочайшим спортивным достижениям и предоставляет средства для их достижения" [514, pр. 21-22]. Именно влиянием этим внешних для спорта сил Seppanen в первую очередь и объясняет стремление спортсменов показать высокие достижения, добиться победы любыми средствами, включая использование допинга, нечестное поведение и т.д.
Подводя итоги своему социологическому
анализу олимпизма, Seppanen делает следующий
вывод: "Вопреки идеям и целям
олимпийского движения подняться над
миром и действовать как
Таким образом, считает Seppanen,
"в целом олимпизм и олимпийская
система представляют яркий образец
противоречия между социальными
мечтами и социальной реальностью
на межкультурном и
При оценке современного олимпийского
движения нередко высказывается
и мнение о том, что олимпизм является
отражением устаревшей романтической
и идеалистической философии, что
он, как отмечают, например, Caillat и Brohm
[265]"представляет собой целое
море мифов, идеологий и предрассудков"
и т.д. Морфорд пытается доказать,
что "концепция олимпизма создана
на основе характерного для викторианской
эпохи предвзятого
Boulongne [257, р. 92], высоко оценивая
олимпийскую концепцию
Пилоян полагает, что Кубертен,
разрабатывая концепцию современного
олимпийского движения, сделал ряд
существенных ошибок: 1) не принял во внимание
ряд важных социальных функций спорта,
2) связал развитие олимпийского спорта
с любительским спортом, не учитывая,
что "спорт без стремления к
победе в конкурентной борьбе, к
постоянному повышению
Опираясь на те или иные отмеченные выше факты и аргументы, дающие повод для негативной оценки современного спорта и олимпийского движения, нередко они исключаются из мира современной культуры. Как известно, еще Шпенглер, относил современный спорт к парадигмам цивилизации, а не культуры. Известный голландский ученый Huizinga занимал сходную позицию в оценке современного спорта, который, по его мнению, стоит "в стороне от ... культурного процесса": "... шумно пропагандируемые соревнования между странами не в состоянии поднять спорт до активной силы, создающей стиль и культуру. Несмотря на свое значение для участников и зрителей, он остается стерильной функцией, в которой древний игровой фактор по большей части уже успел отмереть. Такое понимание идет вразрез с ходячим мнением, для которого спорт является игровым элементом нашей культуры. В действительности он утратил лучшее из своего игрового содержания... О благородном diagoge в том смысле, который придавал этому слову Аристотель, здесь едва ли можно говорить: совершенно бесплодное умение, которое ... не обогащает душу" [Цит. по: 2, с. 173].
Иногда современный спорт включают в сферу культуры, но лишь в ее "низший слой", относя его к явлениям не "подлинной", а лишь массовой ("популярной") культуры [см. 235, 372].
Своеобразную и весьма противоречивую позицию занимает известный немецкий философ и олимпийский чемпион Ленк. В частности, в статье "Большим быть, чем казаться" он, с одной стороны, высказывает мнение о том, что "спорт обладает лишь незначительной культурной ценностью" и "представляет собой гиперкультурную, легко усваиваемую, по крайней мере, функциональную и формальную, связанную с западной культурой и ее (несомненно сомнительным, но постоянно дискутируемым) триумфальным шествием ориентацию понятий, как например, соперничество, победа-поражение, драматическая конфронтация и т.д." [73, p. 20]
Вместе с тем Ленк подчеркивает,
что "все эти значения и установленные
в соответствии с международными
правилами, а также разумные, выходящие
за пределы культуры нормы не зависят
ни от какой специфической
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения