Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения.docx

— 276.15 Кб (Скачать файл)

 

Такая же картина обнаруживается и при анализе ответов респондентов на вопрос о том, какие спортсмены (команды) заслуживают более высокой  оценки и одобрения: те, которые добились победы в ответственном соревновании, хотя при этом действовали не очень  красиво, допустили нарушение правил честной игры, или те, которые  строго соблюдали данные правила, доставили  зрителям удовольствие красотой своих  действий, старались изо всех сил, но все-таки не добились победы. Большая  часть (44,3%) респондентов предпочла  вторую, более нравственную позицию, и лишь 7,5% - первую (15% не смогла отдать предпочтение ни одному из этих вариантов).

 

Однако анализ ответов  студентов на другие, "контрольные", вопросы показывает, что на самом  деле многие из них занимают иную позицию. Слабая ориентация значительного числа  студентов на нравственные ценности особенно наглядно проявилась, когда  нужно было от общей декларации признания  нравственных норм поведения перейти  к оценке той или иной конкретной ситуации во время спортивных соревнований. Так например, меньше 40% полагает, что  игрок всегда должен беспрекословно подчиняться решению судьи (такого мнения придерживается 51% студентов 4 курса и 29% первокурсников, 48% студентов и 34% студенток). Только 22% студентов считает, что самое главное для игрока - показать красивую игру, даже если это не позволяет добиться победы. Лишь 23% исходит из того, что обязанность каждого игрока строго соблюдать правила, быть честным и справедливым, по-рыцарски вести себя, даже если он (его команда) проигрывает. Только 12% полагает, что при нарушении правил игрок должен прекратить игру, даже если судья не заметил нарушения. Столько же студентов согласны с тем, что на грубую и нечестную игру соперников команда (спортсмен) должны отвечать тем же, а 11% студентов - с тем, что если судья колеблется в своем решении, игрок должен повлиять на его решение своим протестом.

 

Слабая ориентация многих студентов на нравственные ценности проявилась и в их оценке ситуации, которая может случиться в  важном, ответственном соревновании: один из спортсменов увидел, что  его товарищ по команде добился  успеха (забил гол, отобрал мяч  у противника и т.д.), нарушив при  этом правила, а судья не заметил  этого нарушения. Студентам предлагалось выбрать тот вариант поведения  этого спортсмена, который они  считали наиболее правильным. Наибольшее число (почти 22%) предпочли такой  вариант: во время игры спортсмен  должен сделать вид, что ничего не заметил, и лишь после игры сообщить об этом тренеру и товарищам по команде. 1/5 часть затруднилась ответить на вопрос и сделать выбор. Около 18% избрали следующий вариант: никак  не отреагировать на замечания - ни во время игры, ни после. И лишь совсем незначительное число (около 7%) предпочли  вариант, основанный на соблюдении принципов  честной игры: сразу во время игры сообщить судье о нарушении правил и добиваться отмены его решения.

 

Противоречие между декларативным  признанием студентами нравственных ценностей  и их реальным поведением отмечают и другие исследователи. Так, по данным опроса студентов г. Краснодар, принципы честной игры в спорте декларируются  большинством респондентов, но лишь 7,1% отметили свое стремление выработать у себя качество вести честную  и справедливую борьбу; 68,2% указали  на то, что на соревнованиях позволительно  отступать от общечеловеческих принципов  поведения [132, с. 34-35].

 

Слабую ориентацию и студентов  и школьников на нравственное поведение  в спорте подтверждают и результаты опроса относительно их реального поведения  в спортивных соревнованиях. Так, лишь 24% студентов, участвовавших в спортивных соревнованиях, сообщили о том, что  они не добивались успеха за счет нарушения  правил, которого судья не заметил. А из числа студентов, которые  добивались успеха таким образом, только небольшая часть - 11% переживали об этом (причем, очень сильно - только 4%). Лишь 7,5% указали на то, что если бы такая  ситуация повторилась в настоящее  время, они поступили бы иначе. Почти 23% опрошенных студентов затруднились ответить на данный вопрос, продемонстрировав  тем самым неопределенность своей  нравственной позиции к такого рода ситуации.

 

При опросе Самусенковым [145] юных футболистов большинство из них, отвечая на вопрос, как должен вести себя игрок на футбольном поле - в соответствии с требованиями судьи, в соответствии с духом честной и справедливой борьбы или так, чтобы получить как можно больше выгод для своей команды, - на первое место поставили пункт "в соответствии с духом честной и справедливой борьбы".

 

Однако многие факты говорят  о декларативности этой позиции. В этом плане заслуживает внимания оценка юными футболистами описанной  выше ситуации, которая может случиться  в важном, ответственном соревновании: один из спортсменов увидел, что  его товарищ по команде добился  успеха (забил гол и т.д.), нарушив  при этом правила, а судья не заметил  этого нарушения. Оказалось, что  только 10,8% юных футболистов занимают высоконравственную позицию - сразу  во время игры сообщить судье о  замеченном нарушении правил и просить  отмены его решения. 23,1% заявили, что  их вообще не интересует и не волнует  поведение других игроков, 49,2% - что  в упомянутой ситуации во время игры они не стали бы ничего предпринимать, а после игры поставили бы в  известность о ней тренеров и  своих товарищей, а 16,9% - что в интересах  команды они вообще ничего не стали  бы предпринимать.

 

Декларативность указанной  позиции показывают и результаты опроса юных футболистов относительно их реального поведения. 80% из них  во имя победы неоднократно нарушали правила честной игры, причем, лишь 8% сильно переживали об этом, 60% переживали, но не очень, 33% совсем не переживали. 37% заявили, что в аналогичной ситуации они вновь поступили бы точно  так же, как и раньше, 16% отметили, что они поступили бы иначе, а 47% затруднились в формулировании своей  позиции в этом плане.

 

Сошлемся также на данные, которые получил Носов [98] в 1989-1990 гг. в ходе опроса учащихся 5 ДЮСШ г. Новосибирска. 16,6% учащихся младшей  возрастной группы, 6,8% средней группы и 20,4% старшей группы применяют стимуляторы  для выполнения норматива мастера  спорта. Во время спортивных соревнований почти половина младших, 24% средних  и 60% старших учащихся искажали год  рождения; 32,9%, 30,7%, 75,3% - выступали под  чужой фамилией; 27%, 35,5%, 63,7% респондентов отметили необъективное судейство, 2,8% средних и 10.2% старших школьников - договорные встречи (победы). Поддерживают применение допинга спортсменами высокого класса 25% учащихся младшей, 58,4% средней  и 68,8% старшей возрастной группы.

 

В связи с приведенными выше данными важно отметить, что  речь идет прежде всего о детях  и подростках, только начинающих свой путь в спорте и тем не менее  уже имеющих столь "испорченные" взгляды на поведение спортсмена, да и реально проявляющих себя не лучшим образом в спортивных поединках.

 

Многие исследователи  современного спорта отмечают усиление ориентации спортсменов (по крайней  мере в некоторых видах спорта) на применение физического насилия, жестокости, грубой игры. Так например, Фолкнер (Университет штата Массачусетс) в статье "Насилие как профессия: люди, ситуации и мир профессионального  хоккея", помещенной в сб. "Социальные проблемы спорта", отмечает, что игроки-профессионалы воспринимают насилие и грубую игру как важные функциональные стороны хоккейного матча, позволяющие: 1) вести своего рода разведку, получая информацию об игровых возможностях команды противника в целом и каждого из ее игроков; 2) воздействовать на боевой дух команды противника с помощью прямого запугивания, для чего во многих командах существуют специальные игроки ("игроки-полицейские"). "С того момента, как игрок выходит на лед и вступает в игру, - пишет автор статьи, - вокруг него возникает особый мир, в котором сила и жестокость имеют значение и смысл" [531, р. 108].

 

И вообще в современном  спорте отмечается возрастание физического  насилия, жестокости, грубой игры [481], того, что специалист в области философии  спорта Кристиан Бомберг назвал "ритуализацией  насилия". Характерно в этом плане  высказывание американского спортсмена Майка Кертиса: "Я играю в  футбол лишь потому, что только на поле я могу избить кого-нибудь и уйти безнаказанным" [цит. по: Нонев, 1989, с. 20]. Все большее число стран  сталкивается с волной насилия, грубости, агрессивности в спорте, с побоищами  между болельщиками во время и  после футбольных, хоккейных и  других матчей. Все более частыми  становятся случаи, когда казалось бы изначально гуманистические по своей  природе спортивные поединки пробуждают в людях не глубоко человеческие чувства, а звериные инстинкты, не столько  объединяют, сколько разъединяют  людей, противопоставляют их друг другу. Не случайно, как было отмечено выше, Goodhart и Chataway назвали свою книгу о  современном международном спорте "Война без оружия".

 

Galtung указывает ряд симптомов  все более широкого проявления  насилия в современном спорте  и те факторы, которые содействуют  этому. 

 

- Агрессия и насилие  как среди спортсменов, так  и зрителей, наблюдается сегодня  уже не только в спорте высших  достижений, а также в профессиональном  спорте и уже не только в  так называемых видах спортивной  борьбы. Более того, обучение умению  агрессивно нарушать правила  входит в программу тренировки  даже юных спортсменов. 

 

- Физические манипуляции  составляют важную и очевидную  предпосылку достижения спортивного  успеха.

 

- Тренировка и соревнования  используются в работе с детьми  все более младшего возраста, в том числе с дошкольниками.

 

- Увеличивается продолжительность  и интенсивность тренировки, физические  нагрузки становятся все более  тяжелыми.

 

- Все чаще используются  психические манипуляции атлетов  [см. 481, S. 191-192].

 

Ряд исследователей высказывает  опасение по поводу того, что агрессивность, насилие, грубость будут занимать все  более видное место в спорте. Dunnig писал, например, о том, что если баланс между серьезностью и игрой в  спорте сдвинется в сторону серьезности (а тенденция именно такова), то спорт "станет трансформироваться из "пародии" на борьбу в действительную борьбу и грязная игра увеличится в спорте" [300, р. 345].

 

Учитывая тенденцию к  все большему проявлению насилия  и агрессивности в спорте, Hacker высказал мнение о том, что "скоро  спорт из средства контроля за агрессивностью превратится в средство ее узаконивания" [цит. по: 481, S. 194]. Бестужев-Лада [12] высказывает  опасение по поводу возможного превращения  спорта в современную разновидность  гладиаторства

 

У спортсменов и болельщиков  нередко наблюдаются проявления не только эгоизма и агрессивности, но даже ненависти по отношению к  соперникам и "болельщикам" "противоположного лагеря", националистические чувства. Один из показателей именно такой  ориентации - отношение спортсменов  различных стран друг к другу. В ходе международного социологического исследования "Спорт и международное  взаимопонимание", которое провел Heinila, спортсменам задавался вопрос о том, каким образом они относятся  к спортсменам других стран: просто как к участникам соревнования, как  к своим спортивным друзьям, как  к честным соперникам, как к  жестким противникам, как к своим  врагам. Анализ полученных данных показал, что 22% финских спортсменов и 36% венгерских спортсменов оценивают спортсменов  других стран как жестких противников  и врагов (еще 14% финских спортсменов  затруднились дать определенный ответ). Опрос показал также, что 51% опрошенных финских спортсменов и 26% венгерских не имеют друзей среди иностранных  спортсменов [362, pр. 77, 81].

 

Серьезную тревогу вызывает тот факт, что в большой спорт  тренеры вовлекают все более  молодых людей, часто маленьких  детей, применяют для подготовки из них рекордсменов не гуманистические  воспитательные методы, а методы дрессировки, натаскивания и другие методы, которые  калечат их и физически и духовно. Как отмечает проф. Пауэлл из Канады [109], "многообещающего" ребенка  во имя золотой медали обучают, тренируют, дрессируют, натаскивают, морочат посулами его родителей. Потенциальный чемпион  все чаще оказывается отрезанным от общественной жизни, становится не представителем, а изгоем общества. На него обрушивается лесть, слава, деньги, путешествия, "друзья", а если что-нибудь пойдет неладно. - забвение. И чтобы  удержать спортсмена "на вершине", в центре внимания публики, применяются  порой методы, несовместимые с  этикой. Все это приводит к тому, что спортсмены нередко получают тяжелые травмы, становятся инвалидами, все чаще допускают нарушения  нравственных норм и принципов.

 

В настоящее время в  литературе достаточно подробно и глубоко  описаны и другие негативные явления, связанные со спортом, с его антигуманным культивированием, особенно в рамках спорта высших достижений: использование  его в качестве средства одурманивания  масс, отвлечения их от насущных социально-политических проблем, манипуляции общественным мнением, решения узкокорыстных  политических целей, разжигания межнациональных  конфликтов; негативное влияние спорта на экологию и т.д.

 

Обрисованная выше ситуация, сложившаяся в настоящее время  в спорте, дает основание для выводов  о том, что "современная спортивная субкультура, мягко говоря, негуманна - ранняя спортивная специализация  и профессионализация ограничивают возможности личностной общекультурной эволюции. Этическая реальность современного спорта - групповая и корпоративная  мораль; социокультурная - преобладание технократического стиля мышления над гуманистическим. В этом смысле спортивная субкультура близка к  феномену контркультуры и, очевидно, в нормативно-ценностной плоскости  оказывается во многих своих проявлениях  за границами ключевых норм и ценностей  самого спорта, особенно олимпизма" [43, c. 4].

 

Дисфункциональные проявления спортивной субкультуры наиболее ярко выступают в сфере международного спорта, ибо здесь конкуренция  приобретает особенно острые формы  и особенно велико стремление соперничающих  сторон добиться победы (успеха) в спортивных соревнованиях. В сфере международных  отношений спорт выполняет не только интегративную функцию, но и  стал одним из наиболее важных факторов международной конкуренции и  конфронтации.

Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения