Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
В антропологическом смысле
концепция спорта как "безопасного
клапана" базируется на устаревшей
теории мотивации, в соответствии с
которой человек
Как отмечает De Wachter, есть и
еще одна причина для критики
катарсической интерпретации
Третья концепция, которую
рассматривает De Wachter, - "мир посредством
сотрудничества". В противоположность
сторонникам катарсической
По мнению автора статьи,
сторонники данной точки зрения абсолютизируют
саморазвивающие начала в спорте
и почти полностью игнорируют
его соревновательный аспект. Кроме
того, указывает он, лишь по первому
впечатлению такой подход подтверждает
потенциальные возможности
Лишь в первом приближении, отмечает De Wachter, мир можно рассматривать как состояние, лишенное противоборства. Даже мир с собой, согласно психоанализу, - это не райское, свободное от конфликтов существование, а борьба за их преодоление, обеспечивающее развитие личности. "Подобным же образом и мир с другими - не свободный от конфликтов мир, в котором интересы каждого совпадают с интересами всех. Такой утопический идеал мир может иметь и негативные последствия. Подавление противоречий приводит к уничтожению взаимопонимания, к преследованию тех, кто не похож на других и к агрессивности против инакомыслящих. Уход от споров приводит к разочарованию оппонентов, а не к связям, способствующим миру" [292, p. 260]. Для разъяснения позиции Кубертена в этом плане автор статьи приводит его слова: "Просить людей любить друг друга - значит впадать в детство. Просить их уважать друг друга - это не утопия" [282, p. 133].
Не только мир, но и спорт, подчеркивает De Wachter ошибочно трактуется в обсуждаемой концепции. Во-первых, атлет соревнуется не только с собой, но и со своими соперниками (прежде всего это относится к игровым видам спорта). Причем, сама сущность этого соревнования конфликтна. Во-вторых, в спорте мы обычно сталкиваемся с тем, что Simmel назвал "непосредственным конфликтом" [526, p. 57], поскольку связано с непосредственной атакой на соперника.
На основе этого анализа
автор статьи делает следующее заключение:
"Если катарсическая гипотеза придает
слишком большое значение агрессивности
в соревновании, то концепция сотрудничества
недооценивает агрессивность
В качестве четвертой концепции De Wachter выделяет концепцию "мир через Fair Play". Если "фэйр плэй" понимать как уважение к правилам игры, подчеркивает он, то спорт можно рассматривать как проводник мира, поскольку, несмотря на свою конфликтную сущность, он учит соблюдать правила действий и поведения, помогающие разрешать конфликты. Такой подход, который наиболее четко сформулировал Keating [379, pp. 157-176], представляется наиболее плодотворным автору статьи. Однако и в рамках этого подхода, подчеркивает он, возникает две проблемы. Во-первых, правильно ли считать, что спорт учит уважению к правилам? И во-вторых, до какой степени уважение к правилам обеспечивает мир?
Для ответа на первый вопрос,
считает De Wachter, важно учитывать результаты
эмпирических исследований по изучению
поведения участников соревнований.
Эти результаты дают основание для
существенно отличающихся друг от друга
выводов. Так, например, исследование,
которое провел Heinila [359], показывает,
что принципы "фэйр плэй" (благородство,
честное ведение борьбы) играют незначительную
роль в с порте и чем выше
профессиональный уровень атлета, тем
менее значимы для него эти
принципы. Автор статьи ссылается
также на вывод, к которому пришел
Luschen, что в соревновательном спорте
заложено стремление к обману и уклонению
от договорных обязательств [430, pp. 67-77],
и на мнение, которое высказал Singer,
рассматривающий утверждение о
том, что участие в спортивных
соревнованиях формирует
При ответе на этот вопрос он
оценивает спорт с позиций
демократии и отмечает несколько
связанных с ним позитивных моментов,
касающихся отношения человека к
правилам. Во-первых, в спорте человек
учится выполнять решения из-за их
социальной силы, даже если он и не согласен
с ними. Спорт учит уважать решения
безотносительно к их правильности,
а только потому, что они принимаются
теми авторитетами (в спорте - судьями)
, на которых возложено принимать
эти решения. В этом плане важно
подчеркнуть миротворческие функции
арбитра в спорте [см. 501, S. 51]. Во-вторых,
отмечает De Wachter, спорт учит допускать
противодействие и
На основе проделанного анализа
различных концепций
Аналогичный подход к оценке миротворческой функции современного спорта, его роли в установлении, консолидации и дальнейшем развитии мирных отношений между людьми отстаивает в своих работах и Guldenpfennig [341-349].
Прежде всего он обращает
внимание на то, что при обсуждении
данной проблемы в повседневной, публичной,
политической жизни и даже в научных
дискуссиях наблюдается сильная
тенденция к упрощенной и односторонней
трактовке социально-
В анализе этой проблемы Guldenpfennig
также стремится уточнить сами понятия
"мир" и "спорт". Мир, по его
мнению, - не просто "отсутствие войны".
Не означает он и полную гармонию без
каких-либо конфликтов, а вместе с
тем не предполагает отказа от решения
сложного конфликта, в основе которого
лежат различные интересы, намерения
и цели. Как считает Guldenpfennig, в
случае различия интересов и ситуации
конфликта между социальными
группами или государствами мир
означает: 1) отказ от решения конфликта
военными средствами; 2) совместные усилия
противников, вовлеченных в конфликт,
решить его на основе взаимной готовности
к соглашению (более широкая или
"позитивная" концепция мира);
3) ограничение прямого насилия
посредством регулирования и
совместного обязательства
В интерпретации спорта Guldenpfennig придает важное значение различению спорта как системы деятельности (активности) и спорта как институциональной системы.
Для спорта как системы
деятельности характерные следующие
элементы: а) спорт означает физическое
движение; б) спорт связан с достижениями
в следующем специфическом
Спорт как институциональная система "подразумевает целую область общественных носителей спорта, спортивного движения, включая его организационный аппарат, его связи с другими общественными учреждениями и т.д." [342, S. 23, 26; 344, pр. 47-48].
Guldenpfennig исходит из того,
что спорт и по своей
Углубленный анализ истории и современности, отмечает Guldenpfennig, показывает, что спорт может содействовать реализации социально-уравнительных целей, например, эмансипации женщин, и, напротив, может быть инструментом расового разделения. Он может быть средством демократического развития (например, немецкое гимнастическое движение в середине 19 столетия), а вместе с тем быть оплотом антидемократических сил. Спорт может быть защитником как миролюбивых, так и милитаристски ориентированных сил, а также служить целям маскировки. Когда нацинал-социалисты в августе 1939 г. призывали к проведению международной спортивной недели в Вене и при этом ссылались на миролюбивый характер спорта, на самом деле они стремились оказать содействие в своей подготовке к нападению на Польшу и к началу второй мировой войны [cм. 579].
С учетом этих фактов Guldenpfennig
считает, что "отношения между
спортом и миром являются не однозначными
и не простыми, а многосторонними.
Нет прямой и однозначной связи
позитивного и конструктивного
вида - спорт как содействие миру
- или негативного и
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения