Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

всего тела составляет у них 1/4, в то время как у подростов 15 лет это отношение равно 1/3. К  юношескому возрасту мышечная масса составляет около 40% массы тела.

     Иннервационный аппарат  скелетных мышц в основном  созревает к 5-6 годам, а к 9-12 годам  его морфологическое строение  уже соответствует структурам  взрослого организма.

     У детей младшего школьного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки- мелкие мышцы.

     В период от 7-9 лет  до 10-12 лет прирост силы мышц  верхних конечностей идет интенсивнее, чем нижних, средний прирост силы мышц сгибателей кисти 8.3 кг. Значительно преобладает сила мышц разгибателей голени над силой мышц сгибателей- соответственно 20.4 и 13.3 кг.

     По мере развития  ребенка повышается прочность  крепления мышц к костям. Так, предельная нагрузка, которую выдерживает ахиллово сухожилие у новорожденного, составляет 13 кг,  а у детей 7-9 лет -  20 кг.

      У детей 8-11 лет  способность дифференцированного  мышечного усилия развита еще  слабо.  Но в последующий период она развивается весьма интенсивно.

     Гетерохронность в  развитии отдельных органов и  систем отчетливо проявляется  и на различных этапах онтогенеза. Так, структурная дифференцировка  афферентной части нервной системы  завершается у ребенка к 8 годам, тогда как эфферентная часть совершенствуется до наступления зрелого возраста.

 

1.2.Особенности развития физических  качеств у девочек 8-12 лет.

 

     Морфологическая дифференцировка  синаптических терминалей особенно  интенсивно происходит в 7-8-летнем  возрасте. К этому возрасту ребенок свободно манипулирует сложными предметами, достаточно четко

координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений.

     Объективными показателями  функциональной зрелости нервно-мышечных  синапсов являются повышение их возбудимости, скорость передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта. Структурная и функциональная перестройки двигательного аппарата приводят к появлению новых форм движений. Это и дозревающие безусловные рефлекторные реакции и новые, приобретаемые формы движений.

     Развитие пространственной  ориентировки связано в первую  очередь с повышением чувствительности. Она достигает уже в младшем  школьном возрасте такого уровня  развития, при котором можно разучивать  технически сложные движения.

     Дети младшего школьного  возраста сравнительно быстро  адаптируются к неожиданно возникшим  двигательным ситуациям, требующим  принятия быстрого решения и  исполнения.

     При обучении ребенка  новым движениям необходима оценка действий ребенка, а также самооценка учеником собственных успехов.

     В младшем школьном  возрасте дети обладают способностью  овладения технически сложными  формами движений. Это обусловлено  тем, что в возрасте 7-8 лет высшая  нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития.

     С 8-9 лет происходит  интенсивное нарастание скорости  бега и плавания, а к 10-11 годам  максимальных значений достигает  частота беговых шагов. Причем 

 

 

10-11-летние дети в этом отношении  даже превосходят 12-14-летних подростков.

     Развитие физических  качеств происходит в процессе  овладения и  предусматривает  выполнение специальных упражнений  для развития силы, быстроты, ловкости, гибкости не только отработкой  технических приемов в

избранном виде спорта, но и  привлечение упражнений и двигательных действий из других видов спорта.

     В младшем школьном  возрасте развитие силы осуществляется  для укрепления основных мышечных  групп. Средствами развития силы  являются в основном упражнения  динамического характера с умеренными нагрузками.

     Наиболее интенсивно  скоростные качества развиваются  в возрасте 10-14 лет. Следовательно, в  тренировках в этом возрасте  необходимо больше давать специальных  упражнений для совершенствования  скоростных способностей занимающихся, используя упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Быстрота двигательной реакции хорошо развивается упражнениями на внезапность, подвижными играми, где требуется незамедлительная двигательная реакция в сложных и быстро меняющихся ситуациях. Чаще упражнения, направленные на развитие быстроты, проводятся в начале основной части занятий.

     Упражнения для развития  быстроты необходимо дифференцировать  по направленности.

     Наиболее благоприятным  для развития ловкости является  возраст 7-13 лет. Особое внимание  следует уделять выработке координации движений, совершенствованию мышечного чувства и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, совершенствованию равновесия. Для этого используются различные упражнения с движением рук, ног, бег в различных сочетаниях, сложные прыжки со скакалкой, с малыми мячами. Начиная с самого раннего возраста, дети находятся в движении. Большая роль в этом

 

 

отводится подвижным играм, подбору которых необходимо уделять особое внимание, т.к. они способствуют развитию физических  качеств.

     В развитии гибкости  наибольший эффект роста наблюдается  в возрасте от 7 до 10 лет. Амплитуду  движений на развитие гибкости  позвоночника надо увеличивать  осторожно. Упражнения  не должны  вызывать болезненных

ощущений. По обыкновению, упражнения на гибкость принято сочетать с упражнениями, укрепляющими суставы, связки, мышцы.

      Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять  движения с большой амплитудой. Однако движения для развития  гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также нарушению правильности осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической, имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива.

     Укрепление мышц ног  очень важно для двигательной  деятельности и профилактики  плоскостопия.

     Организм детей отличается  малой  экономичностью реакции  всех органов, высокой возбудимостью  нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно,  у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех органов и систем.

     При обучении детей  этого возраста нужно пользоваться  методами показа и рассказа, объяснять  упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться  к названию конкретных действий, указывая на то, как их выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети 7-9 лет склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации. Тренеру-преподавателю рекомендуется говорить: « Делай как я! »

     Изучаемые детьми  упражнения должны быть понятными  и простыми и не должны быть  продолжительными, необходимы короткие  паузы для отдыха. У детей 7-9 лет  двигательные навыки формируются  медленнее, чем у детей 10-13-лет и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков необходимо изучаемое движение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

     Дети младшего школьного  возраста любят играть, склонны  к фантазированию, позволяющему  им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

 

1.3.Методические аспекты тренировки.

 

     Долг тренера - быть  советником команды.   Однако, несмотря на одинаковые методы и приемы воспитания, результат зависит от « материала », т.е. от индивидуальности каждого спортсмена в отдельности. Поэтому в  каждом отдельном случае следует пользоваться определенными приемами, поскольку от индивидуального подхода зависит пойдут ли эти приемы на пользу спортсмену или же нанесут ему непоправимый вред.

     Методические аспекты  спортивной тренировки включают  отбор спортсменов, планирование (организацию)  тренировочного процесса, методику  спортивной тренировки, контроль  за тренировкой спортсменов и ее результатами.

 

     В связи с длительностью  спортивных состязаний по волейболу  важное значение для помехоустойчивого  и надежного выполнения спортивной  техники имеет и специальная  выносливость, которая сопряжена  с многократным выполнением прыжков при блокировании и нападающем ударе, перемещений по площадке, падений и предельносиловых  ударных  движений. Весь этот комплекс интенсивных двигательных проявлений осуществляется на фоне высоких психических напряжений, что характерно для дискретно- экстремальных нагрузок. Таким образом, игровая деятельность волейболистов требует от занимающихся степени развития всех основных физических качеств.

В тоже время, работ, связанных с комплексным развитием двигательных способностей у юных волейболистов нами не встречено. Это и обусловило направление наших исследований.

Содержание этих разделов определяют исходя из следующих предпосылок: тренер должен знать о том,  как нужно отбирать спортсменов, как нужно планировать их тренировку, что и как нужно тренировать и, наконец, что и как нужно контролировать. Основная цель подготовки - обеспечить высокую эффективность учебно-тренировочного  процесса.

 

1.3.1. Отбор спортсменов.

 

     В теории и практике  спорта в настоящее время применяются  различные способы отбора способных подростков и детей в ДЮСШ и сборные команды различных рангов.

     Задача отбора связана  с основной целью многолетней  учебно-тренировочной деятельностью  волейболистов в спортивных школах- подготовкой спортсменов высокой  квалификации, гармонически развитых физически и духовно.

     Группы начальной  подготовки формируются из числа  учащихся общеобразовательных школ, практически здоровых и желающих  заниматься волейболом.

     Конкретные задачи  на этом этапе таковы:

1. содействовать укреплению здоровья, правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

2. развивать быстроту, ловкость, скоростно- силовые качества, гибкость;

3. обучить основам тактических  действий в нападении и защите;

4. приучить к игровым и соревновательным условиям;

5. подготовить к выполнению нормативных  требований программы;

6.привить стойкий интерес к  занятиям.

     Процесс начального  отбора в организационном отношении  самый сложный. Он проводится  в три этапа.

     На первом этапе  проводится большая агитационная работа среди школьников. Кандидатуры учащихся тщательно изучаются. Длится первый этап примерно месяц, лучшее время для него - начало учебного года. Для того, чтобы заинтересовать школьников занятиями волейболом применяются различные средства и методы: беседы с учащимися о выдающихся волейболистах, о влиянии занятий физической культурой и спортом, и волейболом в частности, на организм занимающихся, демонстрации кинофильмов на спортивную тематику, выступление спортсменов, тренеров,

спортивные вечера, показательные тренировочные занятия МС и сильнейших волейболистов города,  района. 

     Большое значение  имеет предварительное изучение  кандидатур учащихся, желающих заниматься  волейболом. Учитывают состояние  здоровья 

школьников, выясняют отношение родителей к занятиям. Кропотливая работа на первом этапе во многом помогает избежать большой текучести занимающихся в дальнейшем.

     На втором этапе  начального отбора с помощью  испытаний (тестов) и специальных  наблюдений получают данные, по  которым можно судить о способностях детей успешно овладевать навыками и умениями игры в волейбол. Это уровень развития физических способностей применительно к технике игры, способность овладеть техникой и тактикой, антропометрические данные. Ведущий принцип здесь - комплексный учет всех показателей. На втором этапе последовательно выявляют способности,  анатомо-физиологические особенности, особенности строения организма и его функциональные возможности применительно к волейболу. Этот этап может длиться (в зависимости от количества занимающихся) от недели до месяца.

     На втором этапе  контрольные испытания и наблюдения  проводят в три дня: первый  день по физической подготовке, второй - по технической подготовке  и психологические тесты, третий  день- наблюдения за действиями в играх.

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о