Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

физические способности, специфичные для игры в волейбол. Сюда входят упражнения для развития быстроты двигательной реакции и ориентировки,

быстроты ответных действий и перемещений, прыгучести, наблюдательности,  умения быстро переходить из статического положения к движению, силы и

быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технического приема.

     Подготовительные упражнения  по способу выполнения делят  на упражнения без предметов  и с предметами.

     Успех в решении  задач физической подготовки  зависит от правильного выбора  и умелого применения методов, а также выбора средств.   

     Для формирования  и совершенствования  вспомогательно- прикладных навыков применяют  так называемые естественные  движения (прыжки, метание, плавание, лазание), упражнения из прикладного туризма  и др.

Специальная физическая подготовка решает следующие задачи:

1. развивать физические способности, специфичные для волейбола;

2. развивать специальную ловкость, необходимую для овладения техникой  игры;

3. развивать качества, обуславливающие  успех тактических действий волейболиста (скорость перемещения, прыгучесть и т.д.).

     Основными средствами  специальной физической подготовки  являются подготовительные упражнения, которые позволяют развивать  физические способности, специфичные  для игры в волейбол. Сюда входят  упражнения для развития быстроты  двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстрых ответных действий и перемещений (работа ног), прыгучести, мышц кистей, умения быстро переходить из статического положения к движению и останавливаться после быстрого перемещения, силы и быстрого сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры, ловкости и гибкости, специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой).

 

3.2.Основы совершенствования физических  качеств юных волейболисток 8- 12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу.

 

    Одна из главных задач общей физической подготовки- воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

     С физиологической  точки зрения всесторонняя подготовка  базируется на учении И. П. Павлова, рассматривающего организм как  единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека

     Эффект воздействия  физического упражнения на развитие  физических качеств во многом  определяется методикой его применения. Например, для улучшения двигательной  реакции обычно используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации.       

1.Развитие силы. Силой (или силовыми  способностями) называют способность  человека преодолевать внешнее  сопротивление или противодействующую  силу посредствам мышечного напряжения. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращением мышц. Развитие силы сопротивления способствует утолщению и образованию новых мышечных волокон.

     Различают абсолютную  силу (суммарная сила всех мышечных  групп, участвующих в данном движении) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящейся на 1кг веса тела спортсмена).

     Средствами развития  силы являются: гимнастические упражнения  с отягощениями, разнообразные прыжки, специальные силовые упражнения  с малыми отягощениями, специальные силовые упражнения с большим отягощением.

     Наиболее распространенны  следующие методы развития силы:

- метод максимальных усилий. Он  характеризуется выполнением упражнений  с применением предельных и  околопредельных отягощений (90% от рекордного для данного спортсмена). Каждое упражнение выполняется сериями. В одном

 

упражнении выполняют 1 - 3 повторения. За одно занятие выполняют 5 - 6 серий. Отдых между сериями составляет 4 - 8 минут;

- метод повторных усилий (или  метод «до отказа») предусматривает выполнение упражнений с отягощением 30 - 70% от рекордного,  которые

повторяются по 4 - 12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняют 3 - 6 серий. Отдых между сериями 2- 4 минуты (до неполного восстановления);

- метод динамических усилий связан с применением малого и среднего отягощения (до 30% от рекордного, чтобы не искажать технику движений). Упражнения выполняются сериями по 15 - 25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3 - 6 серий. Отдых между сериями 2 - 4 минуты. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно - силовые качества.

-метод круговой тренировки. Организуются 6 - 12 «станций». Упражнения подбирают  таким образом, чтобы в работу  последовательно включались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждой волейболистки (по количеству раз или по времени). Начинают с 50 - 60 % максимльной нагрузки, по мере повышения уровня подготовленности дозировку увеличивают.

- изометрический (статический) метод  предполагает статические максимальные напряжения различных мышечных групп продолжительностью 4 - 6 минут. За одно занятие упражнения повторяют 3 - 5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30 - 60 секунд;

- метод электрической стимуляции  мышц выполняют в покое с помощью специальных электродов, вызывающие сокращение мышц за счет дозированных электрических раздражений длительностью до 10 секунд;

     Способность к быстрому  нарастанию силы вовремя оставляет  важную разновидность силовых  способностей, которая носит название «взрывной силой» или грандиентом силы. Время достижения максимальной силы бывает различным.

 

     Уровень развития  силовых и скоростно - силовых  способностей зависит от степени  межмышечной и внутримышечной  координации, а также от собственной реактивности мышц.

     Для более разностороннего  воздействия на силовую подготовленность  и повышения эмоциональности  занятий наряду с перечисленными  упражнениями следует использовать  упражнения с мешком, наполненным  песком, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями, пружинными и резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развивают мышцы кистей рук и грудные мышцы, с гирями - мышцы спины и ног.

     Кроме этого, периодически  можно увеличивать тренировочную  нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать число подходов к снаряду и др. Однако не следует забывать, что чрезмерно быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению или даже перетренированности. Поэтому необходимо правильно дозировать силовые и скоростно- силовые упражнения с учетом возраста занимающихся.

      Наиболее распространенными  являются прыжковые упражнения, и им отводится значительное  место:

1. прыжки в движении, отталкиваясь  попеременно правой и левой  ногами, взмахивая при этом руками;

2. прыжки в движении, отталкиваясь  попеременно правой и левой  ногами с подтягиванием бедра  толчковой ноги;

3. подскоки на месте с маховыми  движениями рук;

4. прыжки на лестнице или в  гору, отталкиваясь одной или  обеими ногами, делая маховые  движения руками;

5 .легкоатлетические прыжки в  высоту и с разбега.

2. Развитие быстроты. Быстрота движений  человека проявляется в его  способности выполнять движения  в минимально короткий отрезок  времени. В свою очередь быстрота  волейболистов проявляется в  простых и сложных реакциях в ответ на внешний раздражитель (в основном зрительный ), в

 

выполнении технического приема или отдельной его части, в перемещениях по площадке. В основе быстроты движений лежит способность нервных центров

быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Различают элементарные и комплексные формы проявления быстроты.

     Элементарные формы  быстроты, которые проявляются в  одиночных движениях, независимы  друг от друга. Комплексные формы  проявляются в целостных движениях.

     Элементарные формы  быстроты движений характеризуются  следующими показателями: время  двигательной реакции, время одиночного  движения и частотой (темпом) движений  в единицу времени. Комплексные  формы кроме этих показателей  характеризуются многими другими.

     Большое значение  для развития быстроты имеет  умение расслабляться, выполнять  движение без излишнего напряжения, но с максимально волевыми  усилиями.

       Средствами развития  быстроты движений являются:

1. упражнения, развивающие быстроту  ответной реакции

   - из положения низкого  старта сделать рывок на три  метра, упасть вправо, перевернуться  лицом вверх, лечь ничком. Затем  перевернуться лицом влево, лицом  вверх, потом вниз, вернуться на  три метра назад и повторить  все сначала. Проделать упражнение в максимально быстром темпе.

   - бег на месте высоко  поднимая колени (10 движений).Затем  бег на носках  (10 движений ), как  можно быстрее и легче касаясь  пола. После этого рывок до  линии зоны атаки и касание  линии обеими руками.  

2. упражнения, способствующие возможно более быстрому выполнению движений;

3. упражнения, способствующие овладению  наиболее рациональной техникой  выполнения движения, при которой  в работе участвуют только  строго определенные группы мышц;

 

 

4 .соревновательные, или специально подготовительные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью;

5 .скоростно - силовые упражнения (прыжки, метания и др.);

6. подвижные и спортивные игры, эстафеты.

     Основное средство  для развития быстроты является  выполнение различных упражнений в максимально быстром темпе. Например, преодоление больших расстояний, бег с ускорением на 50 - 60 метров со старта и с хода, бег на 60, 100, 200 метров, эстафетный беги др. Используют упражнения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движений до максимальной. Для развития быстроты очень полезны упражнения , выполняемые в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и др.

     Развитию быстроты  способствуют упражнения, выполняемее  соревновательным методом, который  требует концентрированных значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

     Другим эффективным  методом развития быстроты является  метод повторного выполнения  упражнения скоростно- силового (без  отягощения и с небольшим отягощением, с предельной и околопредельной скоростью, в облегченных условиях) характера. Длительность выполнения таких упражнений не должна быть большой, так как поддерживать долго высокую интенсивность невозможно. Во время отдыха между повтором упражнений рекомендуется использовать медленную ходьбу или покой, а сам отдых продолжается до восстановления дыхания. Упражнения выполняют до тех пор, пока скорость не начнет падать.

     Следует отметить  следующие методы воспитания  быстроты:

1. повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной, максимальной и превышающей ее скоростью. Следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений и заданий.

 

Продолжительность выполнения задания, в течении которой поддерживается максимальная быстрота, - от 5 до 15 - 20 секунд. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе- он колеблется в

зависимости от характера упражнения и состояния волейболистки от 30 секунд до 5 минут;

2. увеличение скорости движущегося  объекта. Например, при обучении  приему мяча вначале его через  сетку направляют передачей, затем  подачами и, наконец, нападающим  ударом;

3. увеличение внезапности появления  объекта. Например, прием мяча, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории, затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличивают. В дальнейшем принимают мяч от подачи и, наконец, от нападающего удара;

4. сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, игрок принимает мяч у лицевой линии от нападающего удара с далекой передачи от сетки, затем посылает его передачей все ближе к сетке, после этого при приеме располагается ближе к сетке;

5. увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале игрок реагирует на два сигнала двумя ответными действиями, затем на три тремя и т.д. Здесь незаменимы специальные устройства со световыми сигналами и т.п.

6. сопряженный метод. Например, перемещения  с отягощением и т.д.

7. выполнение упражнений в затрудненных  условиях. Например, стартовый рывок  их необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки  с преодолением сопротивления  амортизатора и т.п.

8. выполнение упражнения в облегченных  условиях с более высокой скоростью, например, бег под уклон.

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о