Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

 

4. совершенствование выносливости  к мышечной работе максимальной (10 - 30 секунд), субмаксимальной (от 30 секунд  до 4 минут), большой (4 - 30 минут)  и  умеренной (боле 30 минут) мощности.

     При решении первой  задачи используют такие физические  упражнения, которые составляют не более 1/3, от 1/3 до 2/3 и более 2/3 мышечной массы.

     Вторая задача решается  с помощью статических упражнений  и упражнений динамического характера, т.е. с уступающим и преодолевающим  режимом работы.

     При дозировке нагрузки для совершенствования выносливости в равномерной мышечной работе выделяют зоны интенсивности физической нагрузки по ЧСС (рис.3.)

     Первая тренировочная  зона (от 130 до 150 уд/мин)типична для  начинающих спортсменов. В связи  с рубежом в 130 уд/мин, первый рубеж называется порогом готовности.

     Во второй тренировочной  зоне (от 150 до 180 уд/мин)подключаются  анаэробные механизмы обеспечения.

     В надкритичной зоне  (более 180 уд/мин) совершенствуются анаэробные  механизмы энергообеспечения.

     В процессе совершенствования выносливости необходимо учитывать, что она зависит от уровня функциональных возможностей различных систем организма и от степени устойчивости к неблагополучным факторам его внутренней среды.      

 

Рис.3. Зоны интенсивности нагрузки по ЧСС:

 

                                                                                                    

0 - зона отдыха (или восстановления); 1 - первая тренировочная зона; 2 - вторая тренировочная зона; 3 -  надкритичная зона; ПАНО -  порог  анаэробного обмена

     Для развития выносливости  необходимо продолжительное воздействие  упражнений на организм, а это  возможно в том случае, если  упражнение

выполняется неинтенсивно. На первом этапе обучения целесообразно использовать равномерный метод выполнения упражнений. Для развития выносливости применяют бег небольшой интенсивности, бег, чередуемый с ходьбой. Позднее продолжительность выполнения упражнений в равномерном темпе постепенно увеличивается.

     В процессе тренировки  необходимо сочетать развитие выносливости с повышением уровня быстроты движения, т.к. если спортсмен способен выполнять быстро интенсивную работу, то он дольше сможет выполнить  работу с меньшей интенсивностью.

     Для решения задачи  по развитию выносливости применяют  методы:

1. переменный метод: непрерывное чередование ускорений и бега трусцой, чередование серийных прыжков в полную силу и прыжков через скакалку с небольшой интенсивностью и т.п.;

2. повторный метод: повторное выполнение  заданий с повышением скорости  и достаточными интервалами для отдыха. Например, повторное пробегание отрезков дистанции и т.п.;

3. увеличение интенсивности при  сокращении продолжительности;

4. уменьшение интенсивности нагрузки  при увеличении продолжительности;

5. поточный метод выполнения  специального комплекса упражнений.

     Волейболисту приходится  последовательно выполнять упражнения  для развития силы, быстроты, ловкости  в различных сочетаниях. Этой  же цели может служить и  метод круговой тренировки.

 

 

 

 

3.3.Разработка методики развития  физических качеств у юных волейболисток 8- 12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу.

 

    В процессе возрастного  развития организм учащихся претерпевает  значительные морфофункциональные  изменения, существенно влияющие  на технику выполнения различных  упражнений.

     Известно, что эффективность  управления процессом совершенствования  движений будет значительно высоким, если акценты обучающих воздействий будут совпадать с ускорением в развитии отдельных физических качеств.

Поэтому в процессе управления развитием двигательных способностей необходимо учитывать возрастно-половые особенности. В ходе нашего исследования была разработана и обоснованна принципиально новая технология синтеза методик совершенствования двигательных способностей, которая предусматривала следующие этапы:

1. обоснование педагогических задач  на основе выявления возрастных  закономерностей;

2. определение достоверности для  учащихся методик физических  упражнений;

3. опробывание разработанной методики  на учебно-тренировочных занятиях;

4. оценка эффективности разработанной  методики.

     Разработка модели  формирования доступных физических качеств у юных                  волейболисток 8 - 12 лет проведена на основе указанных отобранных физических упражнений.

     На протяжении всего  педагогического эксперимента использовалась  традиционная методика проведения  занятия в секции ДЮСШ:

1. объяснение нового материала;

2. его освоение;

3. закрепление ранее изученного  материала;

4. его совершенствование (по мере  необходимости);

 

5. формирование двигательных качеств, игры для снятия утомления  и подведение итогов.

     Среди многочисленных  сторон подготовки волейболистов важная роль отводится физической подготовке.

     Физическая подготовка  спортсменов, в том числе и  волейболистов, начинается еще в  младшем школьном возрасте. Большая  ответственность возлагается на  тренеров спортивных школ, где юные спортсмены начинают

свой путь в спортивный мир. Ведь именно они создают  «почву» для дальнейшего  роста» волейболистов.

     В нашем исследовании  были проанкетированы 10 юных волейболисток 8-12 лет. В ходе проведения эксперемента  были выявлены следующие результаты (таблица 4).

 

 

Таблица 4

Результаты тестирования двигательной

подготовленности юных волейболисток 8- 12 лет,  занимающихся в ДЮСШ по волейболу до и после педагогического эксперимента

 

Двигательные

нормативы

Результат

до эксперимента

Результат

после

эксперимента

tкр

Стьюдента

 

Р

Прирост,

%

Бег с/х 30 м

6.5_+0.55

     

5.3-+0.35

  6.18

Р<0.001

18.4 %

Метание

набивного мяча

 

3.2-+0.72

 

3.3-+1.0

 

 

 

Р>0.005

 

Наклон,

стоя на

гимнастической

скамейке

 

 

14-+2.25

 

 

17-+1.7

 

 

  3.42

 

 

Р<0.001

 

 

21.4 %

Бег 92 м

« елочкой »

 

25.7-+0.7

 

24.5-+1.1

 

  2.96

 

Р<0.001

 

4.7 %


  

 

 

     Таким образом можно  говорить о том, что все показатели  двигательной подготовленности, кроме  одного (метание набивного мяча) достоверны 

(р> 0.005).

     Такие результаты подтверждают эффективность разработанной нами методики и можно считать доказанным, что после применения комплексов упражнений по развитию «отстающих» физических качеств мы получим прирост во всех показателях двигательных способностей.    

     Прирост в метании набивного мяча оказался незначительным. Однако, это, видимо, связано с возрастными особенностями девочек данного возраста.

     Подводя итоги главы 3 «Обоснование методики формирования  физических качеств у юных  волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу с учетом их индивидуальных особенностей» можно сделать следующие краткие выводы. Использование разработанной в нашем исследовании методики позволяет добиваться широкого спектра положительного воздействия, затрагивающий физические аспекты личности девочек 8-12 лет.

     Разработанная методика  существенно улучшает показатели  уровня развития основных физических  качеств, и, следовательно, положительно  влияет на  технику выполнения  физических упражнений, ряд функциональных  показателей, показатели спокойствия и уверенности в своих силах.

     В целом исследование  показало эффективность разработанной  методики, что можно объяснить  адекватными подходами, ориентированными  на возрастные особенности девочек  данного возраста.                                                                                               

 

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Возрастные и половые закономерности  формирования физических качеств  у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся  в ДЮСШ по волейболу.

 

    Физическая подготовка юных спортсменов положительно влияет на рост их спортивного мастерства, эффективность которого зависит от правильности подбора и распределения средств на тренировочных занятиях в микро - и мезоциклах.

     В процессе развития  организм подростка претерпевает значительные

морфо - функциональные изменения. Поэтому в процессе 

учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать возрастно-половые особенности юных волейболисток и осуществлять возрастную дифференцировку средств и методов формирования физических качеств. Особое внимание следует уделить в периоды усиленного роста различных органов и систем организма, поскольку в это время наблюдается замедление процессов их структурной дифференцировки, что приводит к замедлению развития физических качеств.

     С целью повышения  физических способностей на учебно-тренировочных  занятиях используют специальные  упражнения для их развития.

     При обучении детей  этого возраста рекомендуется  пользоваться методами показа, рассказа, имитации. Изучаемые упражнения должны быть лаконичными, простыми, понятными, а объяснение не должно быть продолжительным.

     Дети быстро утомляются, поэтому в этом возрасте необходимо  развивать все качества.

     Знание особенностей  детского организма позволяет  тренерам целенаправленно, дифференцированно, в соответствии с возрастными

 

 

особенностями применять средства и методы воспитания физических качеств у юных волейболисток, содействовать дальнейшей оптимизации

учебно- тренировочного процесса с юными спортсменами в ДЮСШ.

 

4.2.Спортивная подготовка юных  волейболисток 8- 12 лет, занимающихся  в ДЮСШ по волейболу как  сложный многолетний процесс.

 

    Подготовка спортсмена  включает отбор, планирование (организацию)  тренировочного процесса, методику  спортивной тренировки, контроль за тренировкой спортсмена и ее результатами.

     Задача отбора связана  с подготовкой спортсменов высокой  квалификации. Задачи первоначального  отбора связаны с укреплением  здоровья, развитием физических  качеств и приобщению к систематическим  занятиям спортом. На этом этапе проводится большая агитационная работа и тестирование.

     Спортивная подготовка (тренировка) - целесообразное использование  знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать  на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

     Тренировка включает  планирование многолетней подготовки, годичных циклов, предсоревновательных  тренировок, годичных циклов, микроциклов, одного тренировочного дня, одного  тренировочного занятия.

     При проведении учебно-тренировочных  занятий необходимо обеспечить  оптимальный объем и интенсивность  тренировочных нагрузок. Дозирование  интенсивности физической нагрузки  осуществляется методами прямого (указания преподавателя) и косвенного (изменения внешних условий) регулирования двигательной деятельности. При этом решаются три группы задач: воспитательные, оздоровительные, образовательные.

     В ходе тренировочного  процесса следует опираться на  две группы принципов (организационно-методические, общие педагогические и принципы

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о