Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

2. Принципы спортивной тренировки- это основные ( отправные ) положения, которых следует придерживаться  при решении задач спортивной  тренировки. В ходе тренировочного процесса следует опираться на две группы принципов, а также на шесть закономерностей спортивной тренировки ( табл. 2 ).

     Принцип систематичности  и последовательности воплощается  в определенной регулярности  занятий, рациональном чередовании нагрузки и отдыха,  в преемственности и последовательности тренировочных заданий. Преемственность и последовательность обеспечиваются разумным чередованием занятий, их повторностью, вариативностью, а также учетом явлений переноса, разновидностями которого являются перенос положительного и отрицательного, однородного и неоднородного, одностороннего и двустороннего.

 

 

Таблица 2.

 Принципы физического воспитания  и закономерности спортивной  тренировки

 

Организационно- методические принципы

Общие педагогические принципы и принципы

физического воспитания

Закономерности спортивной тренировки

1.оздоровительная направленность

1.систематичность и последовательность

1.направленность к высоким спортивным 

достижениям, углубленная специализация

2.всесторонность воспитания

2.сознательность и активность

2.единство общей и специальной  подготовки спортсменов

3.связь физического воспитания  с практикой трудовой и военной  деятельности

3.доступность и индивидуализация

3.непрерывность

4.повторность (прочность ) и прогрессирование

4.единство постепенности и тенденции  к максимальным нагрузкам

5.наглядность

5.волнообразность динамики нагрузки

6.цикличность


 

 

     Принцип сознательности  и активности при своей реализации  выдвигает решение следующих  задач: занимающийся должен ясно представлять себе цель

 

и задачи спортивной тренировки, должен понимать почему тренер избрал такие средства и методы тренировки, должен осмысленно относиться к содержанию

учебно- тренировочной работы, должен активно заниматься самостоятельно, должен уметь оценивать свои успехи и неудачи. При решении этих задач следует учитывать три особенности: сознательность и активность должны иметь характер личной заинтересованности; спортивная тренировка предъявляет особенные требования к творческому подходу; целесообразно применять особые стимулы, давать педагогическую оценку деятельности спортсменов.

     Принцип доступности  и индивидуализации предусматривает  определенные меры доступности, выбор оптимальных методических  условий, одновременное обеспечение трех подходов к занимающимся: фронтальный, групповой, индивидуальный. Использование трех методов предусматривает постановку общего тренировочного задания для всей группы спортсменов (фронтальный подход), нескольких дополнительных заданий (групповой подход) и, наконец, индивидуальных заданий  для каждого спортсмена (индивидуальный подход).

     Реализация принципа  повторности  (или прочности) и  прогрессирования обеспечивает  постепенное повышение сложности  учебно - тренировочных занятий, в  основе которых лежат биологические закономерности формирования двигательных навыков, физических и психических качеств.

     Каждое тренировочное  занятие должно восприниматься  максимальным количеством органов  чувств. Для этого используют  две взаимосвязанные группы методических приемов: непосредственные наглядные (натуральный показ, прочувствование и т.п.) и опосредованные наглядные (наглядные пособия, технические средства, предметные ориентиры и т.п.).

  Все принципы спортивной  тренировки тесно соприкасаются, взаимопроникаются и даже иногда совпадают. Это подчеркивает их единство и неотъемлемую необходимость комплексного применения .   

3. Средства спортивной тренировки. Можно выделить пять групп  средств спортивной тренировки: физические упражнения (произвольные), гигиенические факторы, естественные факторы природы, средства

 восстановления работоспособности, нетрадиционные средства (электростимуляционные, идеомоторные упражнения ).

4. Методы спортивной тренировки. Этот термин характеризует способ  применения средств тренировки с целью решения конкретных задач в подготовке спортсменов. Для общетеоретического анализа и обобщения можно объединить все методы тренировки на основе следующих трех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Трехмерная классификация методов спортивной тренировки

классификационных признаков: направленность, цикличность и нагрузка применения средств  тренировки или тренировочных заданий. Наличие перечисленных трех признаков позволяет представить трехмерную классификацию методов тренировки (рис. 1).

 

 

Рис.2. Трехмерная классификация форм организации

 

     Каждый из трех  признаков включает три группы  методов, имеющих  свою направленность  воздействия на организм:

1. соревновательные методы тренировки. Эти методы загружают именно  те энергетические источники  и системы организма, которые интенсивно функционируют в процессе участия в соревнованиях.

2. специально-подготовительные методы - избирательно воздействуют на  отдельные системы организма.

3. обще-подготовительные методы - не  только тренируют системы организма, обычно не загружаемые в процессе соревнований, но способствующие более интенсивному восстановлению работоспособности организма.

     В ходе тренировочного  занятия обращают внимание и  на цикличность применения тренировочных  заданий:

1. однократные методы, при которых тренировочные задания предусматривают два параметра нагрузки: по продолжительности мышечной работы и по интенсивности мышечной работы;

2. серийные методы тренировки, которые  включают три параметра нагрузки: по продолжительности упражнений, его интенсивности и числу повторений и два параметра отдыха (по величине отдыха и его характеру);

3. многосерийные методы тренировки, которые включают семь методов  тренировок нагрузки и отдыха: продолжительность упражнения, его  интенсивность, величина интервалов  отдыха внутри серии, характер интенсивности отдыха внутри серии, величина интенсивности отдыха между сериями, характер интенсивности  отдыха между сериями, общее число серий.

     В зависимости от  используемых методов в процессе  учебно- тренировочных занятий и  соответствующих им величин тренировочных нагрузок характер и продолжительность отдыха будут разными.

     Облегченные методы  предусматривают такое сочетание  перечисленных выше компонентов  нагрузки и отдыха, которое позволяет  быстро восстановить 95% работоспособности организма.

     Оптимальные методы  тренировки характеризуются сочетанием  нагрузки и отдыха, при котором  организм спортсменов восстанавливается  очень медленно, т.к. потеря работоспособности  достигает значительных величин.

     Жесткие методы тренировки являются очень тяжелыми и требуют значительного времени для восстановления организма после наступления утомления.

     Учебно - тренировочные  занятия предполагают применение  различных их 

форм, которые могут быть классифицированы на основании следующих трех признаков: цель занятия, количественный охват и организация занимающихся      (рис.2).

     Цель учебного занятия  сводится преимущественно к освоению  нового материала. На учебно - тренировочных  занятиях идет не только разучивание  нового материала, закрепление ранее пройденного, но большое внимание

уделяется и использованию основных соревновательных упражнений и различных методов тренировки с целью повышения общей и специальной работоспособности. Тренировочное занятие целиком посвящено повышению работоспособности с использованием средств и методов, близких к основной соревновательной деятельности. И, наконец, контрольные занятия проводятся с целью проверки уровня готовности спортсменов.

     На основе количественного  охвата занимающихся можно выделить две разновидности занятий: групповые и индивидуальные.

     Урочные формы характеризуются  наличием расписания занятий, тренера, группы, т.е. строгой организацией, тогда  как неурочные формы могут  иметь более свободную организацию (поход, игра, различные виды состязаний).

 

1.3.4.Контроль в спортивной тренировке.

 

    Вопросы контроля в  спорте разрабатываются теорией  тестирования, согласно которой  объектами контроля  являются  динамика решения задач тренировки, тренировочные и соревновательные  нагрузки, физическое и психическое состояние спортсмена.    Технология контроля сводится к измерению тренировочных и соревновательных нагрузок, а также физического и психического состояния занимающихся, к тестированию этих показателей, к их математическому анализу и педагогической оценке решения задач тренировки.

     Контроль за динамикой  решения задач и цели спортивной  тренировки предусматривает обязательную  реализацию основных организационно- методических принципов системы  физического воспитания: оздоровительная  направленность спортивной тренировки, всестороннее воспитание.

     Контроль за динамикой  тренировочных нагрузок включает  в себя учет величины выполненной  тренировочной работы внутренней, внешней или комбинированной  нагрузки. Дополнительно учитываются  также параметры соревновательной нагрузки, т.е. количество соревнований (основных и  главных), количество соревновательных дней (предварительных, четвертьфинальных, полуфинальных, финальных), стартов и другие более мелкие и специализированные ее параметры.

     Контроль за физическим и психическим состоянием спортсменов предусматривает оценку перманентных (относительно стабильных, т.е. медленно изменяющихся),текущих и оперативных (быстро изменяющихся) состояний занимающихся с последовательным их сопоставлением с величинами нагрузки и запланированными задачами тренировки.

 

1.4. Анализ главы.

 

    Особенности детского  организма в том, что в ходе  роста и развития строения  и функций всех органов и  систем происходит их совершенствование. Основная цель тренировочных  занятий- обеспечить разностороннее воздействие средств физического воспитания на организм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качества и подготовить организм юных волейболисток к успешному выполнению программных требований очередного цикла занятий.

     Не менее важны  физиологические особенности: реакция  организма на физическую нагрузку, развитие работоспособности в  ходе занятия. В соответствии  с этим необходимо предусмотреть  подготовку органов и систем 

организма к предстоящей двигательной деятельности, чередование работы и отдыха, постепенное повышение физических нагрузок с учетом достигнутого уровня функциональной подготовленности организма, приведение организма

по окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.

     С учетом педагогических, психологических, физиологических  закономерностей разработана общая  структура занятий физическими  упражнениями, включающая в себя  три части: подготовительную, основную и

заключительную, которые отличаются по своим педагогическим задачам. Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент  и сообщение задач урока, подготовка двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области игровой деятельности волейбола, воспитание волевых и других качеств; заключительной части: организованное завершение занятия, задание для самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время, приведение организма в относительно спокойное состояние, переход к другим видам деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о