Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

2.1.Цель и задачи исследования.

 

    С учетом состояния  проблемы была определена цель  исследования: разработать методику  формирования физических качеств  у юных волейболисток 8-12 лет с  учетом их индивидуальных особенностей в процессе учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ по волейболу.

     Перед исследованием  были поставлены следующие задачи:

1. выявить доступные средства  и методы для формирования  физических качеств у юных  волейболисток 8-12 лет, занимающихся  в ДЮСШ по волейболу;

2. эксперементально проверить эффективность  разработанной методики в учебно-педагогическом  процессе ДЮСШ по волейболу.

 

2.2.Методы исследования.

 

    Для решения поставленных  задач в работе использовались  следующие методы исследования:

1. анализ и обобщение литературных источников;

2. педагогические наблюдения;

3. педагогическое тестирование  физического развития и двигательной  подготовленности;

4. антропометрические измерения  и методы функциональной диагностики  сердечно-сосудистой системы организма;

5. методы математической статистики.

     Анализ и обобщение  литературных источников. При работе  над данным разделом большое  внимание уделялось изучению  литературы по методике формирования  физических качеств (статьи, авторефераты, программы детско-

юношеских спортивных школ, учебные и учебно - методические  пособия). Анализ проблемы позволил получить представление об изученной проблеме,

поставить цели и задачи исследования, определить гипотезу, предмет и объект исследования.

     Педагогические наблюдения проводились с целью изучения функционального состояния юных волейболисток после выполнения физических нагрузок и оценки сформированности физических качеств. В течение всего эксперимента объем физических упражнений, выполняемых в заключительной части тренировочных занятий с целью подтверждения поставленных задач исследования, нормировался в зависимости не только от функционального состояния занимающихся, но и от объема выполненной работы в течение всего занятия.   

     Педагогический эксперимент. Является основным методом, с помощью которого выявлялась эффективность предложенных средств и методов педагогического воздействия, направленных на формирование физических качеств у юных волейболисток в процессе учебно-тренировочных занятий. Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ УО г. Коломны. В эксперименте приняла участие группа девочек 8-12 лет, состоящая из 10 воспитанниц.

     Педагогическое тестирование  физического развития и двигательной  подготовленности. Для оценки физического развития и двигательной подготовленности юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу, использовалась батарея тестов, наиболее часто встречающихся для характеристики различных сторон физической подготовленности:

1. метание набивного мяча из  положения сидя на полу;

2. бег 30 метров сходу (оценка скоростных  качеств);

3. для оценки гибкости занимающиеся, стоя с выпрямленными ногами  на гимнастической скамейке, выполняли  наклон до касания пальцами  рук точки ниже опоры;

4. бег 92 метра « елочкой » с  высокого старта (для оценки координационных возможностей).

     Антропометрические  измерения и методы функциональной  диагностики сердечно-сосудистой  системы организма. В работе использовались  следующие показатели: 

1. длина и вес  тела;

2. индекс МПК. Для оценки состояния  сердечно-сосудистой системы организма занимающихся применялся степ-тест. Работа продолжалась в течении 5 минут. На последней минуте подсчитывалось количество циклов в минуту, по окончании работы ( после спуска со ступеньки ) пальпаторно определялась частота сердечных сокращений ( уд/мин ). Мощность работы определялась по следующей формуле:

                                      N=H*n*P*k,

где N -мощность работы ( кгм/мин );

       Р-масса тела  испытуемых ( кг );

       H -высота скамейки ( м );

       n -количество циклов;

       k -коэффициент подъема и спуска.

     Максимальное потребление  кислорода определялось по номограмме, разработанной П.Астрандом и И.Римингом, модифицированной для работы  с детьми Б. Ф. Прокудиным ( 1972 ), которая  дает возможность определять МПК на основании физиологических изменений, наблюдаемых во время испытаний субмаксимальной мощности.  

3. индекс  МПК/кг веса;

4. индекс  О2- пульс ( О2-пульс=МПК/ЧССмпк);

5. индекс ЧССмпк ( ЧССмпк=220-возраст ).

     Физическая работоспособность юных волейболисток оценивалась по относительным показателям МПК, т. е. рассчитываемым на кг веса, и средним показателям, представленным в таблице 3.

 

 

Таблица 3.

 Оценка физической работоспособности  школьников по показателям МПК/кг

 

               Оценка

               Девочки

               Отлично

               45 50   

               Хорошо

               40- 44

               Удовлетворительно

               35- 39

               Неудовлетворительно        

               34 и ниже


                    

     Методы математической  статистики. Фактический материал, полученный в ходе экспериментального  исследования, был подвергнут статистической  обработке и включала расчет  статистических параметров выборки: средних значений, среднего квадратичного отклонения и ошибки средней арифметической. Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента. По окончанию первого этапа исследования и обработке полученных данных каждому занимающемуся была выставлена оценка физического развития. 

 

2.3.Общая организация исследования  и контингент.

 

     В качестве экспериментальной  базы использовалась ДЮСШ УО  г. Коломны.

     В исследовании приняли  участие юные волейболистки 8- 12 лет.

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Организация педагогического  эксперимента.

 

     Исследование проводилось  в три этапа.

     Первый этап (октябрь 2005 г.): изучался уровень развития  физических качеств на данном  этапе обучения, проводились анализ  и обобщение научно- методической  литературы по теме исследования.

     Второй этап (март 2006 г.): был посвящен выявлению уровня сформированности  физических качеств на период окончания эксперимента и обобщение полученных данных.

     С этой целью были  проведены тестирования юных  волейболисток 8-12 лет, занимающихся  в ДЮСШ по волейболу, в группах  НП-1 г.об., НП-2 г.об., УТГ-1 г.об.

     На основании полученных  данных была разработана программа  основного педагогического эксперимента.

     Период с ноября 2005 г.по  март 2006 г.  был посвящен  проверке эффективности экспериментальной  программы.

     Испытуемые занимались 4 раза в неделю, продолжительность занятия 90 минут или 135 минут (в зависимости от уровня подготовки).

     Основу содержания  эксперимента составляли физические  упражнения в заключительной  части, направленные на развитие  основных физических качеств.

     Тестирование испытуемых  проводилось дважды: в начале  и конце эксперимента. Результаты  обработаны методами математической  статистики.         

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 8- 12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ДЮСШ ПО ВОЛЕЙБОЛУС УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

3.1.Основные направления процесса  физической подготовки юных волейболисток 8- 12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу.

 

    Перед началом отбора доступных средств и методов для юных волейболисток 8-12 лет на основе исследования литературных данных был выделен комплекс физических упражнений, которые упоминают в своих работах разные авторы.   С функциональной точки зрения физические упражнения можно классифицировать по пяти направлениям, но это не означает, что их можно брать порознь одно за другим. Уметь быстро бегать или быть сильным, чтобы поднимать большой вес, - это еще далеко не все, что нужно. Тренировки, направленные на развитие физической формы спортсмена, необходимы для игры в волейбол. Все физические упражнения классифицируются следующим образом: ОРУ, занятия другими видами спорта, подготовительные упражнения. Из указанных физических упражнений были отобраны элементы, доступные для девочек 8-12 лет. Отбор таких элементов проведен на основании экспертной оценки во время проведения педагогических наблюдений за тренировочными занятиями юных волейболисток 8-12 лет. 

     Физическую подготовку делят на общую, специальную, вспомогательную. Объединяет эти виды подготовки- развитие двигательных качеств, а также функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма.

 

     На этапе предварительной  подготовки и на первом году обучения этапа начальной специализации общая, вспомогательная, специальная подготовки направлены на выполнение сходных задач. Однако, на втором году этапа

начальной специализации и на последующих этапах обучения цели общей, вспомогательной и специальной подготовок начинают различаться.

     Общая физическая  подготовка направлена на гармоничное  развитие различных двигательных  качеств, опосредованно способствующих  достижению высоких спортивных  результатов в волейболе.

     Перед общей физической  подготовкой стоят следующие задачи:

1. укрепление здоровья, содействие  физического развития, воспитание  осанки;

2. развитие основных двигательных  качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости);

3. совершенствование жизненно важных  двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метании, плавании, передвижении на лыжах и т.д.);

4. укрепление основных звеньев  опорно- двигательного аппарата, групп  мышц, несущих главную нагрузку  в волейболе при выполнении  специальных заданий в игре;

5. разностороннее физическое развитии занимающихся;

6. повышение функциональных возможностей  организма;

7. повышение спортивной работоспособности;

8. стимулирование восстановительных  процессов в организме.

     К средствам физического  воспитания относятся физические  упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы, используемые как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата) и при организации специально дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные, водные ванны).

     Физические упражнения  в сочетании с естественными  факторами закаливания помогают  повысить общую устойчивость  организма к ряду неблагоприятных  воздействий внешней среды.

 

     Соблюдение гигиенических  правил в процессе физического  воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий

(чистота, освещенность, вентиляция  мест занятий) способствуют эффективности  проводимых физических упражнений. 

     Вспомогательная физическая подготовка строится на базе общей физической подготовки волейболистов. Она создает специальную основу, необходимую для эффективного выполнения больших объемов работы, направленных на развитие специальных двигательных качеств.

     Специальная физическая подготовка строится с учетом не только физических способностей мышц к проявлению качеств, но и биомеханических условий ее реализации к конкретным элементам волейбола. Это и является ее главной задачей. Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

1. спортивная подготовка;

2. профессионально- прикладная физическая  подготовка, где в качестве средств  физической подготовки используют  главным образом физические упражнения.

     В зависимости от  методической организации, от объема, интенсивности выполнения и других  условий одни и те же упражнения  могут давать различный тренировочный  эффект. Исходя из этого,  средства  физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.

     Для развития важных  физических качеств применяют  упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и  др. С помощью них можно укрепить мышцы,  на которые приходится большая нагрузка, дополнительно развивать физические качества.

     Основными средствами  специальной физической подготовки  являются специальные подготовительные  упражнения, которые позволяют развивать 

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о