Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

физического воспитания) и закономерности спортивной тренировки, а также на две взаимосвязанные группы методических приемов: непосредственно

наглядные (показ) и опосредованно наглядные (пособия, технические средства).

     В спортивной тренировке  применяют пять групп средств: физические упражнения (произвольные), гигиенические факторы, естественные  факторы природы, средства восстановления  работоспособности, нетрадиционные  средства (идеомоторные упражнения), три группы методов: соревновательные, специально-подготовительные и обще-подготовительные (однако, в ходе тренировочного занятия используют однократные, серийные, многосерийные методы) и различные формы проведения

учебно - тренировочных занятий, которые могут быть классифицированы на основании следующих признаков: цель занятия, количественный охват и организация занимающихся.

     Вопросы контроля  в спорте разрабатываются теорией  тестирования, согласно которой  объектами контроля являются  динамика решения задач тренировки (обязательная реализация основных организационно- методических принципов системы физического воспитания), контроль за динамикой тренировочной нагрузки (учет величины выполненной тренировочной работы внутренней, внешней или комбинированной нагрузки), контроль за физическим и психическим состоянием спортсмена (оценка перманентных, текущих и оперативных состояний занимающихся с последовательным их сопоставлением с величинами нагрузки и запланированными задачами тренировки).

     На основе исследований литературных источников был выделен и разработан комплекс упражнений, рекомендованный для юных волейболисток 8-12 лет. Он включает общие развивающие упражнения, занятия другими видами спорта, подготовительные упражнения.

 

 

 

 

     На первом этапе  обучения физическая подготовка направлена на совершенствование различных систем организма, воспитание и развитие у занимающихся всесторонних физических качеств.

     Но, уже на втором  году обучения происходит дифференциация  систем  спортивной подготовки. Общая  физическая подготовка решает задачи

укрепления здоровья, разностороннего физического развития, повышения спортивной работоспособности, стимулирования восстановительных процессов

в организме. Вспомогательная физическая подготовка строится на базе общей физической подготовки. Специальная физическая подготовка решает задачи развития физических способностей.

 

4.3.Особенности формирования двигательных  способностей у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по  волейболу.

 

1.Развитие силы. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц.

     Различают абсолютную  силу (суммарная сила всех мышечных  групп, участвующих в движении) и  относительную силу (величина абсолютной  силы, приходящейся на 1 кг  веса  тела спортсмена).

     Средствами развития  силы являются: гимнастические упражнения  с отягощениями, разнообразные прыжки, специальные силовые упражнения  с малыми отягощениями, специальные  силовые упражнения с большими  отягощениями.

     Наиболее распространенны  следующие методы развития силы:

- метод максимальных усилий. Он  характеризуется выполнением упражнений  с применением предельных и  околопредельных отягощений;

- метод повторных усилий предусматривает  выполнение упражнений с отягощением 30-70%  от максимального веса;

 

 

- метод круговой тренировки. Начинают с 50-60% максимальной нагрузки, увеличивая дозировку по мере повышения уровня подготовленности;

- изометрический метод предполагает  максимальное напряжение различных  мышц продолжительностью 4-6 минут.

     Уровень развития силовых и скоростно-силовых способностей зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации.

2. Развитие быстроты. Быстрота движений  человека проявляется в его  способности выполнять движение  в минимально короткий отрезок  времени. В

основе быстроты движений лежит способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.

     Различают элементарные  и комплексные формы проявления  в одиночных движениях, независимых  друг от друга.

     Элементарные формы  имеют следующие показатели: время двигательной реакции, время одиночного движения и частота движений в  единицу времени.

     Средствами развития  быстроты движений являются упражнения, развивающие быстроту ответной  реакции, упражнения, способствующие  более быстрому выполнению движений, упражнения, способствующие овладению рациональной техникой выполнения движений, соревновательные упражнения, скоростно-силовые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты.

     Основное средство  для развития быстроты являются выполнение различных упражнений в максимально быстром темпе. Другим эффективным методом развития быстроты движений является метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений.    

     Существуют следующие методы воспитания быстроты:

- повторный метод;

- увеличение скорости движущегося  объекта;

- увеличение внезапности появления  объекта;

- сокращение расстояния до движущегося  объекта;

- увеличение числа возможных  изменений обстановки;

 

- сопряженный метод (с отягощением);

- выполнение упражнений в затрудненных условиях;

- выполнение упражнений в облегченных  условиях с более высокой скоростью;

- метод круговой тренировки;

- игровой метод;

- соревновательный метод.

     Существуют определенные  условия воспитания быстроты:

- волейболистки должны выполнять упражнения в максимально быстром темпе;

- упражнения должны быть хорошо  усвоены, чтобы сознание было  направленно не на движение, а  на регулирование скорости;

- продолжительность должна быть  такой, чтобы не наступило переутомления.

3. Развитие гибкости. Различают гибкость: динамическую, статическую, активную и пассивную.

     Любые упражнения, направленные  на повышение общей физической  подготовки, способствуют развитию  гибкости. Гибкость не может совершенствоваться  беспредельно. Для совершенствования  гибкости применяют упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличением амплитуды движения.

4. Развитие ловкости. Это более  сложное, многозначное качество.

     При развитии ловкости  следует решать три задачи: совершенствовать овладение все более координационно- сложных двигательных заданий, совершенствовать способность быстрого перестроения двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой, повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

     Для развития ловкости используют самые разнообразные физические упражнения, спортивные игры, вольные гимнастические упражнения, упражнения на снарядах, отдельные виды легкой атлетики.

 

 

     Средствами развития  ловкости служат прыжки, упражнения  в равновесии, метание, усложненный бег.

     При выборе средств  и методов важно учитывать  особенности юных волейболисток. Так, в спортивной практике применяют  метод усложнения 

ранее освоенных упражнений, метод двустороннего выполнения упражнения, изменение противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях, изменение пространственных границ, выполнение знакомых

движений в неизвестно заранее сочетаниях, упражнения на переключения в технических приемах и тактических действиях.

5. Развитие выносливости. Виды выносливости соответствуют разновидностям мышечной работы. Например, локальная, региональная, глобальная, мышечная работы соответствуют локальной, глобальной, региональной выносливости.

     Различают аэробную, анаэробно - лактатную, анаэробную выносливости. Первая из них содержит еще гликогенную вегетативную выносливость, а вторые две - мышечную выносливость.

     При развитии выносливости  необходимо решение следующих  задач:

- совершенствование выносливости  к локальной, региональной, мышечной  работе;

- совершенствование статической  и динамической выносливости;

- совершенствование стационарного  и нестационарного режима тренировочных  нагрузок;

- совершенствование выносливости  к мышечной работе максимальной (10-30 секунд), субмаксимальной (от 30 секунд  до 4 минут), большой (4-30 минут) и умеренной (более 30 минут) мощности.

     Для решения задач  по развитию выносливости применяют  переменный, повторный, поточный методы, увеличение интенсивности при  сокращении продолжительности, уменьшение  интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности.

 

 

     Занятия волейболом  не представляют какой- либо опасности  для здоровья  юных спортсменок.

     Игра развивает силу  мышц и подвижность в суставах, улучшает обмен веществ, увеличивает  жизненную емкость легких, снижает частоту сердечных сокращений, нормализируется кровяное давление, развивается быстрота

ответной реакции и умение ориентироваться в окружающей обстановке. Систематические занятия волейболом укрепляют здоровье.

     Такие занятия повышают  жизнедеятельность организма в целом, дают бодрость и жизнерадостность, душевное равновесие и жизненный оптимизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ:

   1.  Двигательная способность  человека есть совокупность его  индивидуальных особенностей, определяющая  степень успешного осуществления двигательной деятельности.

     Двигательные качества  являются основой для формирования  разнообразных двигательных навыков  и умений. От уровня их развития  во многом зависит обучение  физическим упражнениям, техника  их выполнения и становление  двигательной функции.

    Совершенствование физических  качеств должно базироваться  на использовании знаний о  сенситивных периодах их развития.

     2. Для  улучшения показателей  развития двигательных способностей  рекомендуется соблюдать поэтапность  в работе:   

- проанализировать возможности  развития двигательных способностей  у девочек 8-12 лет в процессе  занятий в секции ДЮСШ по  волейболу;

- определить основные средства  для развития физических способностей;

- обосновать характеристику целостного  процесса развития и становления двигательных качеств в ходе обучения.

3. На основании проведенного  исследования было установлено, что при освоении и совершенствовании  физических качеств на учебно-тренировочных  занятиях с девочками 8-12 лет целесообразно  использовать следующие средства:

- физические упражнения (произвольные);

- гигиенические факторы;

- естественные факторы природы;

- средства восстановления работоспособности;

- нетрадиционные средства;

Основными методами формирования и развития двигательных способностей являются:

  • соревновательные методы;

 

- специально-подготовительные методы;

- обще-подготовительные методы;

4. Разработанная методика развития  физических способностей позволяет  повысить показатели не только  « отстающих » физических качеств, но и «опережающих»;

 Использование разработанной  методики позволяет повысить:

- уровень развития физических  качеств;

- функциональный уровень нервно-мышечного  аппарата, сердечно-сосудистой и  дыхательной систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.Волейбол/ под ред. Айриянца А. Г., -изд-во « Физкультура и спорт »,-М.,1968;

2.Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников  А.Г.Волейбол в школе. Пособие  для учителя, -М.,- « Просвещение  », 1976;

3.Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол. Учебник для институтов физической  культуры, -М., « Физкультура и спорт », 1991;

4.Ивойлов А.В. Волейбол для всех, М., « Физкультура и спорт », 1987;

5.Кожеваткин В.М., Ковалев В.Д. Софтбол. Учебное пособие для учащихся  средних специальных заведений, тренеров,- М., « Советский спорт  »,2003;

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о