Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Меньшова М..doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

      В полной мере  судить о способностях детей  к волейболу можно, только начав  их обучать специальным умениям  и навыкам. Главным здесь является  то, как быстро овладевают техникой  и тактикой игры, как относятся  к занятиям, насколько трудолюбивы и т. д.

     Выделяют три относительно  самостоятельные разновидности  отбора:

1. спортивная ориентация занимающихся;

2. селекция кандидатов в сборные  команды;

3. комплектование сборных команд.

     Все три разновидности  отбора реализуются по следующей  схеме:

- определяется идеал (модель чемпиона);

- прогнозируются организационные  темпы роста спортивных достижений;

- решаются организационные и  методические вопросы (разрабатываются  классификационные нормативы, проводятся  контрольные  испытания или тестирования, наблюдения, собеседования и т.д.).

     Эта деятельность  тренера относится к области  предвидения. Точность предвидения  зависит от уровня знаний тренера  и накопленного им опыта. Научной  основой отбора спортсменов является  поиск информативных, надежных и  объективных тестов, позволяющих с большой вероятностью предсказать возможность спортивного достижения.

     Для выявления уровня  физической подготовленности применяются  контрольные испытания.

     Различают три стороны  системы отбора: критерии, методы  и организацию. К критериям относятся качественно-количественные характеристики специальных способностей. Среди применяемых методов распространены экспертиза (экспертные оценки), аппаратный метод и метод тестов.    

1. Тесты для определения собственно-силовых  возможностей:   

  • ручная (кистевая) динамометрия: выявляет силу правой и левой кистей в килограммах. Из и.п. основная стойка, рука отведена в сторону, динамометр

максимально сжать, дается 2 попытки на каждую руку, время между попытками 30-40 секунд;

- становая динамометрия: определяет  силу мышц разгибателей туловища  в килограммах. И.п. согнувшись, руки  и ноги прямые, хват ручек динамометра  на уровне коленей, максимально  выполнить « тягу » в направлении  разгибания туловища;

- бросок набивного мяча из-за головы, сидя на полу, ноги врозь: определяет силу мышц разгибателей туловища плечевого пояса и частично силу рук. Измеряется дальность броска от линии стоп. Вес набивного мяча выбирается  в

зависимости от подготовки учащегося. Для младшего школьного возраста- 1 кг., среднего- 2 кг., старшего- 3 кг.

2. Тесты для определения скоростно-силовых  возможностей:

- прыжок в высоту с места: определяется выпрыгивание вверх  в сантиметрах. Для этого используют  прибор конструкции Абалакова;

- прыжок в длину с места: определяется длина прыжка с двух ног в сантиметрах. При этом тестировании дается две попытки;

- количество приседаний за 10 секунд;

- количество сгибаний и разгибаний  туловища за 10 секунд из и.п. упор  лежа: определяется количество движений  за 10 секунд;

3. Тесты для определения быстроты  движений:

  • бег 30 метров сходу: фиксируется время, затраченное на преодоление этих дистанций, т.е. определяется максимальная скорость в беге;

- частота движений в беге  на месте: в первом варианте  определяется число беговых шагов, которое может выполнить испытуемый за 10 секунд, во втором варианте определяется время выполнения 20 беговых шагов.

4. Тесты для определения выносливости:

- пробегаемое расстояние за 5-6 минут;

- тест Купера: пробегаемое расстояние  за 12 минут;

- определение критичной скорости бега (наименьшая скорость, при которой достигается МПК).

5. Определение скоростной выносливости 

- определение времени потраченное  на преодоление 300, 500 метров (300 метров- 8-10 лет, 500 метров- 11-12 лет);

- определение расстояния, пробегаемое за 90 секунд.

6. Определение силовой выносливости: 

- количество приседаний на одной  ноге;

- количество сгибаний и разгибаний  туловища за одну минуту из  и.п. лежа на полу или мате, руки  за головой, ноги согнуты в  коленных суставах.

7. Определение гибкости: 

- наклон вперед сидя на полу;

- движение прямой ноги в тазобедренном  суставе назад- вверх, в сторону- вверх;

- круговые движения прямыми  руками в плечевых суставах  с гимнастической палкой (выкрут).

 

1.3.2. Планирование учебно-тренировочного занятия.

 

    Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.  

    Планирование тренировки тренеров и спортсменов относится к области предвидения и включает планирование:

1. многолетней подготовки, охватывающей  всю спортивную биографию;

2. 4-летних циклов (олимпийских, спартакиадных  и т.д.);

3. годичных циклов (традиционных: обычных, сдвоенных, строенных соответственно с 3, 5, 7 периодами тренировки- и нетрадиционные- при чередующихся этапах накопления и реализации);

4. предсоревновательных тренировок (традиционные и по принципу  «маятника» );

5. микроциклов (подводящих, объемных, интенсивных, предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных);

6. одного тренировочного дня, состоящего  из двух и более занятий;

7. одного тренировочного занятия.  

     Разминка - важный ключ, открывающий путь к эффективности выполнения, следующих за ней физических упражнений. Проводить ее надо хорошо, продумав аспекты, среди которых такие как техническое мастерство спортсмена, его физическое состояние, пол, а также содержание основных упражнений, температура воздуха и т.п.

     Проводить разминку  кое-как не имеет смысла. Наоборот, здесь не может быть мелочей. Например, задумано отработать упражнение  в беге. При этом 

нельзя заставлять спортсменов однообразно бегать в одну сторону, скажем,  поворачивая все время налево. В волейболе, как известно, приходится бегать во

все стороны, а если длительное время повторять одни и те же «левые» движения, то тело, естественно, запомнит их, хотим мы того или нет.

     На разминку ложится  вся черновая работа. Разминка - это  еще  и время для подготовки сердца и психики спортсмена к выполнению основной нагрузки, что также очень важно.

     Функции вводной части  сводятся к организации занимающихся, созданию рабочей обстановки  и психологического настроя, на  эффективное выполнение  заданий, овладение необходимым объемом материала. В вводной части перед занимающимися ставятся задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

     Подготовительная часть занятия состоит из общей и специальной разминки. Задачей общей разминки является активизация (разогрев опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних органов, особенно сердечно- сосудистой и дыхательной систем ). Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения на все группы мышц. Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма занимающихся  к выполнению последующих, более сложных движений и более интенсивных тренировочных

нагрузок. В этой части выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

 

  Рис. 1. Кривые нагрузок в  занятии с   простой ( а ) и сложной ( б ) структурой

основной части

 

 

  Основная часть занятия может  быть простой и сложной (рис. 1. ).

Простая основная часть занятия характеризуется однотипной деятельностью занимающихся например, двусторонняя игра). В сложной части применяются разносторонние упражнения, требующие дополнительной специальной разминки. Основная трудность при проведении сложной основной части занятия заключается в порядке расположения разносторонних упражнений, которые зависят от задач урока и тренировочного периода. Тренировочная нагрузка для развития физических качеств планируется в следующем порядке: упражнения  на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия  на выносливость. Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма. Основная часть в среднем занимает 70% всего тренировочного занятия.

     Заключительная часть  направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в

сравнительно спокойное состояние. Для достижения этого применяют медленный бег, ходьбу, упражнения на расслабление и т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной

тренировочной работы, связать его с выполнением задач на данном тренировочном этапе и др.

     При проведении учебно-тренировочных  занятий необходимо обеспечить  оптимальный объем и интенсивность  тренировочных нагрузок. Дозирование  интенсивности физических нагрузок на занятии осуществляется методами прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К методам прямого регулирования относятся указания преподавателя о скорости движения, величине внешнего отягощения, количестве повторений упражнения и т.д. К методам косвенного регулирования относятся изменения внешних условий выполнения упражнения ( апример, бег может быть по горизонтальной прямой, в гору или вниз под уклон, в условиях стадиона или на пересеченной местности , выполнение упражнения на обычной, повышенной или пониженной  опоре, проведение занятий на обычной, уменьшенной или увеличенной площадке и т.д. Смена метода тренировки также может привести к изменению интенсивности тренировочной нагрузки. Например, введение соревновательного метода значительно увеличивает ее интенсивность.

 

1.3.3. Вопросы методики тренировки.

 

1. Цель и задачи спортивной  тренировки. Целью спортивной тренировки  является воспитание квалифицированных  спортсменов. Ход многогранного  учебно-воспитательного процесса должен обеспечить всестороннее гармоничное  воспитание личности спортсменов. Для достижения указанной цели в учебно-тренировочном процессе решаются три группы задач: воспитательные, оздоровительные, образовательные ( табл. 1 ).

 

Таблица 1.

Общая схема построения спортивной тренировки

                                                                     

                         Воспитательные задачи

Оздоровительные

Задачи

Образовательны

задачи

Моральная подготовка

Интеллект. Подготовка

эстетич. подг-ка

волевая подг-ка   

Физическая подготовка

техничес-

кая, такти-

ческая,  теорети-

ческая 

подготов-

ки

1.форми-

рование мировоз-

зрения

Совер-

Шенст-

вование  творчес-

ких, позна-

вательных     возмож-

ностей (вним ностей

1.формиро-

вание правиль-

ной оценки красоты

1.под-

держание чувства

чести

1.укрепление

здоровья

1.формиро-

вание опти-

мального

объема:

а)техничес-

ких действий;

б)тактичес-

ких действий;

в)теорети-

ческих знаний

2.форми-

рование

интересов,

потребнос-

тей

2.формиро-вание

красоты

походки ,

движений,

поступков

2.сокра-

щение

времени

на фор-

мирова-

ние реше-

ния

2.формиро-

вание тело-

сложения

2.формиро-

вание опти-

мального

уровня

разносто-

ронности:

а)техничес-

кой подго-

товленнос-

ти;

б)тактичес-

кой подго-

товленно-

ти;

в)теорети-

ческой

подготов-

ленности

3.форми-

рование

отношения

к себе,

людям,

труду

3.совер-

шенствова-

ние твор-

ческих,

эстетичес-

ких способ-

ностей

3.повы-

шение настой-

чивости

в осуществ-

лени волевых решений

3.совер-

шенство-

вание физических

( двигатель-

ных) качеств (силы, быстроты, гибкости, выносли-

вости )

3.достиже-

ние опти-

мальной

эффектив-

ности:

а)техничес-

кой подго-

товленнос-

ти;

б)тактичес-

кой подго-

товленнос-

ти;

в)теорети-

ческой подготов-

ленности

4.повы-

шение устойчи-

вости волевых

состояний

5.повы-

шение степени самосто-

ятельности

в проявле-

нии волевых решений

Информация о работе Индивидуализация физической нагрузки юных волейболисток 8-12 лет на этапе предварительной подготовки с учетом их морфо - функциональных о