Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:16, дипломная работа
Актуальность: Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра продолжается до 2.5 часов, изобилует множеством технических приемов, внезапных быстрых перемещений, прыжков, падений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Совершенное овладение техникой игры возможно лишь при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств волейболиста в процессе тренировочных занятий.
ВВЕДЕНИЕ:………………………………………............................................4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………7
1.1.Особенности морфо-функционального развития
девочек 8-12 лет………………………………………………………………..7
1.2.Особенности развития физических качеств у
девочек 8- 12 лет……………………………………………………………….10
1.3.Методические аспекты тренировки юных
волейболисток 8 - 12 лет.…………………………..………………………….13
1.3.1.Отбор спортсменов………………………………………….14
1.3.2.Планирование учебно-тренировочного занятия ………….18
1.3.3.Вопросы методики тренировки…………………………….22
1.3.4.Контроль в спортивной тренировке……………………......30
1.4.Анализ главы………………………………………..................31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….33
2.1.Цель и задачи исследования…………………………………..33
2.2.Методы исследования…………………………………………33
2.3.Общая организация исследования ……………...……………36
2.4.Организация педагогического эксперимента………………..36
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………………………………………………38
3.1.Основные направления процесса физической подготовки
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ по волейболу….38
3.2. Основы совершенствования физических качеств
юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу…………………………………………………………………..42
3.3. Разработка методики развития физических качеств
у юных волейболисток 8-12 лет, занимающихся в ДЮСШ
по волейболу………………………………………………………………….57
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..…60
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..70
В полной мере
судить о способностях детей
к волейболу можно, только начав
их обучать специальным
Выделяют три относительно самостоятельные разновидности отбора:
1. спортивная ориентация
2. селекция кандидатов в сборные команды;
3. комплектование сборных команд.
Все три разновидности
отбора реализуются по
- определяется идеал (модель чемпиона);
- прогнозируются
- решаются организационные и методические вопросы (разрабатываются классификационные нормативы, проводятся контрольные испытания или тестирования, наблюдения, собеседования и т.д.).
Эта деятельность
тренера относится к области
предвидения. Точность предвидения
зависит от уровня знаний
Для выявления уровня
физической подготовленности
Различают три стороны системы отбора: критерии, методы и организацию. К критериям относятся качественно-количественные характеристики специальных способностей. Среди применяемых методов распространены экспертиза (экспертные оценки), аппаратный метод и метод тестов.
1. Тесты для определения
максимально сжать, дается 2 попытки на каждую руку, время между попытками 30-40 секунд;
- становая динамометрия: определяет
силу мышц разгибателей
- бросок набивного мяча из-за головы, сидя на полу, ноги врозь: определяет силу мышц разгибателей туловища плечевого пояса и частично силу рук. Измеряется дальность броска от линии стоп. Вес набивного мяча выбирается в
зависимости от подготовки учащегося. Для младшего школьного возраста- 1 кг., среднего- 2 кг., старшего- 3 кг.
2. Тесты для определения
- прыжок в высоту с места:
определяется выпрыгивание
- прыжок в длину с места: определяется длина прыжка с двух ног в сантиметрах. При этом тестировании дается две попытки;
- количество приседаний за 10 секунд;
- количество сгибаний и
3. Тесты для определения
- частота движений в беге на месте: в первом варианте определяется число беговых шагов, которое может выполнить испытуемый за 10 секунд, во втором варианте определяется время выполнения 20 беговых шагов.
4. Тесты для определения
- пробегаемое расстояние за 5-6 минут;
- тест Купера: пробегаемое расстояние за 12 минут;
- определение критичной скорости бега (наименьшая скорость, при которой достигается МПК).
5. Определение скоростной
- определение времени
- определение расстояния, пробегаемое за 90 секунд.
6. Определение силовой
- количество приседаний на
- количество сгибаний и
7. Определение гибкости:
- наклон вперед сидя на полу;
- движение прямой ноги в
- круговые движения прямыми руками в плечевых суставах с гимнастической палкой (выкрут).
1.3.2. Планирование учебно-тренировоч
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Планирование тренировки тренеров и спортсменов относится к области предвидения и включает планирование:
1. многолетней подготовки, охватывающей всю спортивную биографию;
2. 4-летних циклов (олимпийских, спартакиадных и т.д.);
3. годичных циклов (традиционных: обычных, сдвоенных, строенных соответственно с 3, 5, 7 периодами тренировки- и нетрадиционные- при чередующихся этапах накопления и реализации);
4. предсоревновательных
5. микроциклов (подводящих, объемных, интенсивных, предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных);
6. одного тренировочного дня, состоящего из двух и более занятий;
7. одного тренировочного занятия.
Разминка - важный ключ, открывающий путь к эффективности выполнения, следующих за ней физических упражнений. Проводить ее надо хорошо, продумав аспекты, среди которых такие как техническое мастерство спортсмена, его физическое состояние, пол, а также содержание основных упражнений, температура воздуха и т.п.
Проводить разминку
кое-как не имеет смысла. Наоборот,
здесь не может быть мелочей.
Например, задумано отработать
нельзя заставлять спортсменов однообразно бегать в одну сторону, скажем, поворачивая все время налево. В волейболе, как известно, приходится бегать во
все стороны, а если длительное время повторять одни и те же «левые» движения, то тело, естественно, запомнит их, хотим мы того или нет.
На разминку ложится вся черновая работа. Разминка - это еще и время для подготовки сердца и психики спортсмена к выполнению основной нагрузки, что также очень важно.
Функции вводной части
сводятся к организации
Подготовительная часть занятия состоит из общей и специальной разминки. Задачей общей разминки является активизация (разогрев опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних органов, особенно сердечно- сосудистой и дыхательной систем ). Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения на все группы мышц. Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма занимающихся к выполнению последующих, более сложных движений и более интенсивных тренировочных
нагрузок. В этой части выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.
Рис. 1. Кривые нагрузок в занятии с простой ( а ) и сложной ( б ) структурой
основной части
Основная часть занятия может быть простой и сложной (рис. 1. ).
Простая основная часть занятия характеризуется однотипной деятельностью занимающихся например, двусторонняя игра). В сложной части применяются разносторонние упражнения, требующие дополнительной специальной разминки. Основная трудность при проведении сложной основной части занятия заключается в порядке расположения разносторонних упражнений, которые зависят от задач урока и тренировочного периода. Тренировочная нагрузка для развития физических качеств планируется в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма. Основная часть в среднем занимает 70% всего тренировочного занятия.
Заключительная часть
направлена на обеспечение пост
сравнительно спокойное состояние. Для достижения этого применяют медленный бег, ходьбу, упражнения на расслабление и т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной
тренировочной работы, связать его с выполнением задач на данном тренировочном этапе и др.
При проведении учебно-
1.3.3. Вопросы методики тренировки.
1. Цель и задачи спортивной
тренировки. Целью спортивной тренировки
является воспитание
Таблица 1.
Общая схема построения спортивной тренировки
Воспитательные задачи |
Оздоровительные Задачи |
Образовательны задачи | |||
Моральная подготовка |
Интеллект. Подготовка |
эстетич. подг-ка |
волевая подг-ка |
Физическая подготовка |
техничес- кая, такти- ческая, теорети- ческая подготов- ки |
1.форми- рование мировоз- зрения |
Совер- Шенст- вование творчес- ких, позна- вательных возмож- ностей (вним ностей |
1.формиро- вание правиль- ной оценки красоты |
1.под- держание чувства чести |
1.укрепление здоровья |
1.формиро- вание опти- мального объема: а)техничес- ких действий; б)тактичес- ких действий; в)теорети- ческих знаний |
2.форми- рование интересов, потребнос- тей |
2.формиро-вание красоты походки , движений, поступков |
2.сокра- щение времени на фор- мирова- ние реше- ния |
2.формиро- вание тело- сложения |
2.формиро- вание опти- мального уровня разносто- ронности: а)техничес- кой подго- товленнос- ти; б)тактичес- кой подго- товленно- ти; в)теорети- ческой подготов- ленности | |
3.форми- рование отношения к себе, людям, труду |
3.совер- шенствова- ние твор- ческих, эстетичес- ких способ- ностей |
3.повы- шение настой- чивости в осуществ- лени волевых решений |
3.совер- шенство- вание физических ( двигатель- ных) качеств (силы, быстроты, гибкости, выносли- вости ) |
3.достиже- ние опти- мальной эффектив- ности: а)техничес- кой подго- товленнос- ти; б)тактичес- кой подго- товленнос- ти; в)теорети- ческой подготов- ленности | |
4.повы- шение устойчи- вости волевых состояний | |||||
5.повы- шение степени самосто- ятельности в проявле- нии волевых решений |