Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78
Такт 11. Идут по кругу четырьмя длинными шагами.
Такт 12 . Изображают ``бой часов`` [как в предыдущей фигуре].
Фигура 3
Такт 1--4 . Вступление.
Такт1--2 . Строят треугольный ``домик``.
Такт 3--4 . Внешний круг поворачивается.
Приложение 1
Таблица №1
Исследование функционального состояния позвоночника
Сентябрь 2009г
Тесты для контроля за функциональным состоянием позвоночника |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Разница в % |
Подвижность позвоночника назад (см) |
10 |
4 |
60% |
Подвижность позвоночника вперед (см) |
+ 8 |
+2 |
75% |
Боковая подвижность позвоночника (см) |
30\30 |
24\20 |
34% |
Силы мышц спины (мин) |
4 |
2 |
50% |
Силы мышц правой и левой стороны туловища (мин) |
3\3 |
2\2 |
44% |
Силы мышц брюшного пресса (раз) |
40 |
25 |
38% |
Таблица №2
Исследование функционального состояния позвоночника
январь 2010г
Тесты для контроля за функциональным состоянием позвоночника |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Разница в % |
Подвижность позвоночника назад (см) |
10 |
8 |
20% |
Подвижность позвоночника вперед (см) |
+ 9 |
+6 |
44% |
Боковая подвижность позвоночника (см) |
30\30 |
28\28 |
7% |
Силы мышц спины (мин) |
4 |
3 |
25% |
Силы мышц правой и левой стороны туловища (мин) |
4\4 |
3\3 |
25% |
Силы мышц брюшного пресса (раз) |
42 |
35 |
17% |
Таблица №3
Сравнительный анализ функциональных показателей позвоночника.
Тесты |
Результаты контр группы (сентябрь) |
Результаты контр группа (январь) |
Разница в % |
Результаты эксперим группы (сентябрь) |
Результаты эксперим группы (январь) |
Разница в % |
Подвижность вперед (см) |
8 |
9 |
22 |
2 |
6 |
77 |
Подвижность назад (см) |
10 |
10 |
0 |
4 |
8 |
50 |
Боковая подвижность (см) |
30 |
30 |
0 |
24 |
28 |
14 |
Силы мышц брюшного пресса (раз) |
40 |
42 |
5 |
25 |
35 |
29 |
Силы мышц спины (мин) |
4 |
4 |
0 |
2 |
3 |
44 |
Силы мышц боковой поверхности туловища (мин) |
3 |
4 |
25 |
2 |
3 |
44 |
постепенно увеличивают.
При плоской спине следует укреплять все группы позных мышц, мышцы плечевого пояса и ног, осторожно развивать подвижность грудного отдела позвоночника и избегать излишнего увеличения поясничного лордоза.
При плоско-вогнутой спине необходимо укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать, чтобы уменьшить поясничный лордоз), обратить особое внимание на укрепление мышц задней поверхности бедер и брюшного пресса.
При асимметричной осанке надо особенно осторожно относиться к упражнениям, увеличивающим подвижность позвоночника, а при выполнении упражнений особое внимание обращать на симметричное положение тела.
Выработка
нормальной или максимально
Поддерживая правильную осанку, не надо напрягать мышцы, тело не должно быть скованным («как аршин проглотил»). Излишнее напряжение особенно характерно в начале обучения, когда при попытке выпрямиться деревенеет не только туловище, но и руки, и даже лицо.
Для формирования хорошей осанки очень важно ощущение положения собственного тела в пространстве. Правильные исходные положения, правильное выполнение упражнений развивают мышечно-суставное чувство, помогают выработать правильный двигательный стереотип.
Принимать правильную осанку и исправлять замеченные дефекты помогает использование зеркала, а еще лучше — большого трельяжа, в котором можно осмотреть себя не только спереди, но и сбоку.
Исходные положения сами по себе являются одновременно упражнениями: они выравнивают тонус мышц с правой и левой стороны туловища, нормализуют физиологические изгибы позвоночника и тонус позных мышц, помогают выработать навык правильной осанки. Перед тем как приступить к выполнению упражнений, научите ребенка правильно принимать исходные положения.
И.П.- лежа на спине. Голова, туловище и ноги расположены на одной прямой, лоб и подбородок — на линии, параллельной полу, плечи опущены, руки лежат вдоль туловища, поясница прижата к полу.
И.П.- лежа на животе. Голова, туловище и ноги расположены прямо, лоб опирается на тыльную поверхность положенных друг на друга ладоней. При выполнении упражнений из исходного положения лежа на животе руки могут располагаться вдоль тела ладонями вниз или опираться ладонями на пол по бокам от груди. При повышенном тонусе мышц плечевого пояса лоб и плечи можно положить на валики.
И.П.- лежа на боку. При выполнении упражнений в этом исходном положении необходимо удерживать туловище именно на боку: не заваливаясь вперед или назад, не сгибая ноги в тазобедренных суставах и сохраняя нейтральное положение поясницы (без прогиба вперед или назад). «Нижнюю» руку вытягивают вперед или подкладывают ладонь под щеку. «Верхняя» рука, поставленная «окошком» (перед грудью, опирается ладонью о пол), помогает поддерживать и контролировать положение туловища.
И.П.- стоя. Голова поднята так, чтобы лоб и подбородок находились на одной вертикальной линии; плечи немного опущены и отведены назад, лопатки сведены и прилегают к спине, руки свободно опущены вдоль туловища или опираются ладонями на пояс, грудь выступает вперед, живот втянут, колени выпрямлены, стопы параллельны, на ширине одной ступни или на ширине плеч (рис. 13).
И.П.- сидя. Голова и туловище — в том же положении, что и в позе стоя, ладони на бедрах или на поясе, ноги расположены симметрично, голеностопные, коленные и тазобедренные суставы согнуты под прямым углом, опора на ягодицы одинакова.
Приведенные ниже упражнения не надо выполнять все подряд. Для каждого занятия выбираются 3—5 упражнений для выработки правильной осанки, столько же — на равновесие, столько же — на расслабление, на растягивание и укрепление определенных мышц и т. д. — в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения для выработки навыка правильной осанки
Исходное положение - стоя спиной к стене
1. Принять правильную осанку. При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова приподнята, плечи немного опущены и отведены назад, лопатки прилегают к спине.Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер. При этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов и угол его наклона уменьшается.
Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять и в исходном положении сидя.
Все эти упражнения можно усложнить — выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
Исходное положение - стоя
11. Упражнение с партнером: стоя лицом друг к другу с мешочками на голове, перебрасывать мяч друг другу (снизу или от груди). Сохранять правильную осанку, стараться не уронить мешочек с головы.
Исходное положение - лежа на спине
15. Принять правильное положение, проверить его, подняв голову и плечи. Перевернуться «бревнышком» на живот, приподнять голову и плечи, согнуть руки в локтях, кисти поднести к плечам ладонями вперед («крылышки»). Лечь на живот, перевернуться «бревнышком» на спину. Проверить и исправить положение тела.
«Крылышки» — очень популярное упражнение для укрепления мышц, притягивающих крыловидные лопатки к спине. При этом следует лопатки свести, опустить вниз и прижать к спине, плечи отвести назад и опустить вниз. Руки в плечевых и локтевых суставах должны быть максимально согнуты, а лучезапястные суставы и пальцы — выпрямлены. Руки от подмышек до кончиков пальцев должны находиться в одной плоскости с верхней частью туловища. Голова расположена прямо, затылок и верхняя часть спины должны находиться на одной прямой. Удержать такое положение нелегко, хочется расслабить мышцы между лопатками, свести плечи, растопырить локти в стороны и отвести их назад, повыше поднять голову. Но пользы от неправильно выполненного упражнения не будет. Лучше один раз несколько секунд продержаться в правильной позе, чем много раз и подолгу делать упражнение неправильно.