Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73

                                                       Заключение

   Школьный возраст характеризуется бурным развитие всех органов и систем. В этот период происходят большие изменения в опорно-двигательном аппарате школьников. В школьном возрасте происходит окончательное формирование физиологических изгибов. Изгибы удерживаются мускулатурой, связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков. Увеличивается масса тела, значительно увеличивается окружность груди. Рост мышечных волокон  не успевает следовать за быстрым ростом трубчатых костей конечностей в длину, мышцы вытягиваются вследствие своей эластичности. Быстрый рост костей и не закончившийся еще процесс окостенения, предрасполагают при неблагоприятных  условиях к  нарушениям опорно-двигательного  аппарата. В школьном возрасте нарушения осанки диагностируются у 40–45% школьников. В этот период актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения. В этот период особую важность приобретают физические упражнения, как средство профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата. Физическая работа способствует  развитию мышц. Под влиянием физических упражнений они становятся более твердыми, сильными и более растяжимыми, повышается их тонус, что препятствует изменениям в осанке детей. Таким образом, физические упражнения являются  прекрасным средством профилактики  и оздоровления детей школьного возраста.

   В современное  время занятия хореографией распространенное  явление.  Хореография является  прекрасным средством всестороннего  развития школьников, оказывает  положительное влияние  на эмоциональное состояние учащихся. Занятия танцем способствуют более гармоничному физическому развитию.  Хореография способствует  развитию мышц- они становятся более твердыми, сильными и более растяжимыми, повышается их тонус, что

74

препятствует изменениям в осанке детей. Хореографические упражнения и  разнообразное их сочетание позволяет создать разнообразную программу для коррекции опорно-двигательного аппарата.

   Применяя комплексную  оценку уровня функционального состояния позвоночника,  мы провели исследование программы коррекции опорно-двигательного аппарата с помощью хореографии. Исследования показали, что после занятий по программе коррекции  увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц, значительно улучшились силовые показатели у школьников экспериментальной группы. Таким образом, хореография является прекрасным средством  коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата  подростков, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся. Музыкально-ритмический и эмоциональный фон занятий позволяет создать на занятии положительный настрой на двигательную активность школьников и положительно повлиять на мотивацию занятий оздоровительной физической культурой. Данная программа может быть рекомендована  для занятий с  подростками, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата. Таким образом цель работы достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

75

Список литературы

  1. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: ФиС, 1988
  2. Барышникова Т. Основы хореографии. - М.:Линка-Пресс,2001.
  3. Белякова Н.Т. Физкультурно – оздоровительная работа с учащимися 5-8 классов. –М.:  ФиС,1986.
  4. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология. - М.: ИЦ «Академия», 2002.
  5. Брехман  И.И. Валеология – наука о здоровье.  М. :Медицина,1999.
  6. Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1, 2003. - С 42-43.
  7. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионов Т.А.Гигиена физического воспитания и спорта. - М.:  Академия, 2003.
  8. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1971.
  9. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия  и физиология,– М.: Медицина, 1975.
  10. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.
  11. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека.- М.:Просвещение,1980г.
  12. Гладышева А.А., Никитюк Б.А., Анатомия и спортивная морфология.

- М.: ФиС, 1989.

  1. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. -М.: ФиС, 1987
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2001.
  3. Журавлева А.И., Сафонова А.И. Лечебная утренняя гимнастика, ходьба и дозированный бег. – М.: ФиС, 1980.
  4. Журавлева А.И. Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1998.

 

76

  1. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. - М.: Медицина, 1987.
  2. Курпан Ю. И., Таламбум Е.А.  Физкультура, формирующая осанку.- М.: ФиС, 1990.
  3. Краковяк Г. М. Воспитание осанки –М.:ФиС, 1989.
  4. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: ФИС, 1984.
  5. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движения детей и подростков. -М.: ФиС,1979.
  6. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №2.
  7. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания.- М.: ФиС, 1989.
  8. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.
  9. Мейкенсон Г.Б. Любомирский Л.Е. М., Методика физического воспитания. М.,  1989г.
  10.   Мачинский  В.И. Гимнастика, исправляющая осанку,- М.:  Медицина,1988.
  11.    Моль Х.  Семь программ здоровья. -М.: ФиС,1983.
  12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: Омега-Л

          2004г.

  1. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и  

          спорта.-М.: ФиС,1989.

  1. Милюкова И.В. Евдакимова Т.А. Полная энциклопедия лечебной 

         гимнастики. -Санкт-Петербург:Сова, 2003г.

  1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.:

ФиС,2002г.

  1. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. Науч.-попул. сер. «Знание».  

-М.:1986, №3

 

77

  1. Погадаев Г.Н. Настольная книга учителя физической культуры.- М.: ФиС , 2000.
  2. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С., Занятия физической

культурой со школьниками, отнесенными  к специальной медицинской

группе.- М.:ФиС,1988.

  1. Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания.  Науч.-попул. сер. «Знание»-М.,

1991, №1.

  1. Советов С.А. Анатомо –физиологические особенности детей и  

         подростков. - М.:ФиС1990.

  1. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. - М.: Медицина, 1996.
  2. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца. -СПб.: ИГПУ, 1996.
  3. Тарасенко М.Н., Керзнер З.М., Степанов А.А. Физическое воспитание 

          учащихся техникумов в специальных  медицинских  группах.-  

          М.:ФиС,1998.

  1. Тихвинский С.Б. Детская спортивная медицина. – М.: Медицина, 1992г
  2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Ростов-Дон: 

Феникс, 2005г.

  1. Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - М.:ФиС, 2004.
  2. Физическая культура в семье. М., ФиС 1989г.
  3.   Янсон Ю.А Физическая культура в школе. – Ростов\Дон :Феникс,

         2004.

 

 

 

 

 

 

78

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементы русской народной пляски, используемые для коррекции  физического развития

 

 

Простой хороводный шаг.

 

Отличается от обычной  ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался  от детей именно плавности движений.

 

Шаг с притопом на месте.

 

На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя  ее рядом с правой, на “два” - притоп правой нагой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на “раз” шаг на месте правой ногой, ставя ее рядом с левой, на “два”- притоп левой впереди, правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп.

 

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

 

Носит задорный характер и  представляет собой пружинящие полуприседания и выпрямление ног на счет “раз - и” на “два” - правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело смотрит  вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет “раз” правая нога одновременно с  приседанием приставляется к  левой, на “два” выставляется вперед левая нога.

 

Русский хороводный шаг.

 

Это плавный шаг с носка, который выполняется поочерёдно каждой ногой. От обычного шага он отличается большой плавностью и устремлённостью. В зависимости от выразительности  музыки этот шаг может приобретать  и иной характер - более оживлённый и задорный.

 

Русский переменный шаг.

 

На ``раз`` - удлинённый шаг  вперёд правой ногой, на ``и`` - небольшой  шаг вперёд левой ногой, как бы обгоняя правую; на ``два и `` - небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Переменный шаг исполняется с подчёркнутой устремлённостью впёрёд.

 

Добрый шаг.

 

Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется  подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются  от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный  шаг может исполнятся с продвижением впёрёд и при кружении на месте.

 

Притопы.

 

Эти движения соответствуют  весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы  выполняются одной ногой или  то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На ``раз`` следует топнуть ногой впереди, на ``два`` - приставить ногу к ноге.

 

Шаг с притопом на месте  осуществляется следующим образом; на ``раз`` делается шаг правой ногой  на месте, она ставится рядом с  левой; на ``два`` притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп - на счёт ``два`` . Затем движения исполняются начиная с левой ноги .

 

Шаг с притопом на месте  в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.

 

Полуприседание с выставлением ноги на пятку.

 

Исходное положение--ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь]. На счёт ``раз и ``- пружинящее полуприседание, на ``два и `` - выпрямление, одновременно правая нога выставляется в прёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут назад . На ``раз`` следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на ``два`` выставляется впёрёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.

 

`'Ковырялочка''.

 

Исходное положение - ноги в основной стойке. На счёт ``раз и `` - небольшой подскок на левой  ноге, одновременно правая нога отводится  в сторону, ставится на носок [ как  бы ударяется об пол ], слегка согнутое колено правой ноги повёрнуто внутрь . На ``два`` - подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуто наружу .Пятка и носок ставятся на одно и тоже место . На следующий такт делается притоп обеими ногами поочерёдно - правой, левой, правой. Затем всё движение выполняется с левой ноги.

 

Верёвочка.

 

Выполняется на один такт музыки. Исходное положение; третья позиция  ног [ правая нога впереди левой, под углом к ней ], руки на поясе.

 

На затакт подскоком на низких полу - пальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести назад за левую  ногу. Колено должно быть направлено в  сторону.

 

На счёт ``раз`` поставить  правую ногу на низкие полу - пальцы позади левой ноги в третью позицию.

 

На счёт ``и`` подскоком  на правой ноге слегка подскользнуться на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести за правую ногу.

 

На счёт ``два`` поставить  левую ногу на низкие полу - пальцы позади правой в третью позицию.

 

На счёт ``и`` повторить  движение, исполняемое на затакт.

 

Затем движение исполнять  сначала [со счёта ``раз``].

 

Шаг с припаданием.

 

Исходное положение - ноги в основной стойке. Выполняется на счёт ``раз и два``. На ``и`` правую ногу приподнять вправо; на ``раз`` сделать  небольшой шаг с носка на всё  ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в  колене; на ``и`` выпрямляя ноги [ позади правой ], правую отвести в сторону; на ``два и`` повторить движение. Вовремя движения корпус не поворачивается.

 

``Качалочка``.

 

На ``раз`` поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На ``два`` откачнуться  назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков