Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78
- поднять вытянутые ноги и коснуться ими пола над головой. Зафиксировать стопы и продвигать их дальше по полу.
14. И.П.: сидя на полу, стопы соединить вместе и подтянуть к себе, колени раскрыть в стороны. Стопы обхватить руками, спина ровная, живот подтянут:
- при вытянутой шее
голову склонить правому (
Методические рекомендации: сохранять равновесие.
15. И.П.: позиция - лёжа на спине, руки за головой, ноги с вытянутыми стопами чуть шире второй позиции. Плечи раскрыты, живот подтянут:
- ноги поднять над полом, затем, чуть согнув и широко раскрывая колени в стороны, опустить на пол в раскрытом положении, не распуская при этом
65
стоп. При раскрытых ногах «на лягушку» партнер может легкими силовыми движениям помочь раскрывать ноги (в тазобедренных суставах).
В исходную позицию вернуться в обратном порядке.
Методические рекомендации: сохранять равновесие.
16. Позиция - лёжа на животе, руки вытянуты вдоль корпуса ладонями вниз:
- правую (левую) ногу медленно
поднимать назад и вверх,
Методические рекомендации: прогиб корпуса допускается только в грудном отделе позвоночника; то же исполнить в ускоренном темпе - броском ноги назад.
17. И.п.: сесть на пол, ноги максимально развести в стороны:
- обхватить ладонями ступни ног с внутренней стороны.
Методические рекомендации: подтягиваясь руками, стремиться лечь на пол грудью.
18. И.п.: лечь на живот, кисти рук под подбородком, ноги чуть шире второй позиции: прогнуться назад, руки развести в стороны, ноги поднять вверх. Зафиксировать позу, затем возвратиться в И.П.
Методические рекомендации: во время исполнения движения колени и стопы вытянуты, большие ягодичные мышцы подобраны; прогиб выполняй, в грудном отделе позвоночника.
19. И.п.: упор лёжа на вытянутых отвесных руках. Корпус ровный, живот подтянут, ноги чуть разведены, стопы вытянуты:
- перенос руки по кругу развернуться лицом вверх и т.д. несколько раз.
Методические рекомендации: движение выполнять с продвижением вправо, затем влево.
20. И.п.: упор лёжа на вытянутых отвесных руках, корпус ровный, живот подтянут. Ноги слегка разведены, стопы вытянуты:
66
- переставляя руки и
передвигаясь попеременно
Методические рекомендации: во время перемещения поясничный отдел позвоночника не проваливается. Спина остается ровной.
21. И.п.: сидя на полу, стопы соединить вместе и подтянуть к себе, колени раскрыты в стороны. Стопы обхватить руками, спина ровная, живот подтянут:
- повернуть голову вправо,
подтянув живот и расправив
плечи; гнуться назад в
Методические рекомендации: голову назад не запрокидывать.
22. И.п.: лечь на спину,
руки за головой: вытянутые
ноги поднять перед собой,
23. И.п.: лечь на спину, ноги вытянуты, руки вдоль корпуса:
- одновременно: поднимая ноги, сгибая их в коленях и подтягивая к груди, быстро сгруппировавшись, сделать кувырок назад через правое (левое) плечо.
Методические рекомендации: при исполнении движения необходимо в высшей точке подъёма корпуса над полом склонить голову в ту или другую сторону.
24. И.п.: лечь на спину,
руки за головой (или в
- поднять вперед правую (левую) ногу, отвести её в сторону. Затем возвратить её пяткой вперёд и опустить в исходную позицию.
Методические рекомендации: во время отведения работающей ноги в сторону, вторую ногу сильно разворачивать пяткой и бедром вперёд - наружу
25. И.п.: лёжа на груди, руки вытянуть вдоль корпуса:
67
- подбрасывая одновременно
обе ноги (колени и стопы вытянуты),
закрепить мышцы спины.
Методические рекомендации: сохранять равновесие.
26. И.п.: лечь на спину, руки за головой (или свободно раскрыты в стороны), колени и стопы вытянуты:
- правую ногу поднять вперед на высоту 45°. Удерживая ее в одной точке, корпус развернуть на бок, чтобы нога осталась в стороне.
В обратном порядке вернуть в исходную позицию, то же с другой ноги.
Методические рекомендации: зафиксировать поднятую ногу несколько секунд.
27. И.п.: Лёжа на спине обхватить согнутые в коленях ноги обеими руками:
- не распуская рук
Методические рекомендации: сохранять равновесие.
28. И.п.: сесть на пол. Левая нога согнута (заложена сверху на правую ногу) колено сильно отведено в сторону:
- левой рукой обхватить
пятку левой стопы с наружной
стороны, а правую руку
Методические рекомендации: сохранять равновесие, следить за дыханием.
29. И.п.: сесть на пол, корпус слегка откинут назад, упор на вытянутые руки. Ноги разведены:
- не касаясь пола, обе ноги одновременно завести на левую сторону, поворачиваясь. на правом бедре. Правую ногу согнуть в колене (под углом в 45° по отношению к корпусу), а левую с согнутым коленом завести назад. Голову повернуть вправо и левое уxo прижать к полу. В обратном порядке вернуться в И. П.
Методические рекомендации: в конечной стадии плечами касаться пола, прогибаясь в грудном отделе позвоночника - тянуться вперед.
68
30. И.п.: лечь правым боком
на пол, левую ногу чуть
- партнер упругим давлением правой руки на подвздошную кость лежащею, а левой рукой - на левое плечо - раскручивает позвоночник по оси в противоположные стороны.
Методические рекомендации: при выполнении пассивных движений расслабить максимально мышцы тела.
31. И.п.: встать прямо, ноги
шире второй позиции, руки
- сильным махом рук
поворачивать верхнюю часть
Методические рекомендации: бёдра не поворачивать.
32. И.п.: Лечь на живот,
кисти рук у подбородка, ноги
раскрыты во вторую позицию,
стопы сокращены, колени
-сильно подтягивая большие
ягодичные мышцы, корпус
Методические рекомендации: руки раскрыты в сторону.
33. И.п.: лечь на правый
бок, ноги по четвёртой не
выворотной позиции (правая
- корпус поднять до
вертикальною положения при
Методические рекомендации: сохранять равновесие.
34. И.п.: сесть на корточки; кисти обеих рук на пояснице (открыты в стороны, или за головой); правая нога отведена в сторону, колено вытянуто:
- выполнить перенос корпуса с одной ноги на другую, в одной плоскости, не вставая .
33. И.п.: встать на колени, руки на пояснице:
69
- смещая центр тяжести вправо сесть на пол справа от пяток, руки раскрыть в стороны. Вернуться в исходную позицию (кисти рук на пояснице). Движение повторить в другую сторону.
Методические рекомендации: сохранять равновесие.
Кроме приведенных упражнений в коррекционных целях мы использовали обычную ходьбу и бег. Упражнения, направленные на коррекцию стоп, состоят из различных видов ходьбы на полупальцах, на
пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. Перекаты с пятки на носок следует выполнять на всей ступне, создавая при этом для пальцев дополнительную работу.
В заключительной части занятия выполнялись дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц.
Структура построения дополнительных занятий хореографией соответствовали требованиям построения учебно – тренировочного занятия. Подготовительная часть продолжительностью 10-20 минут включала разнообразные, простые в координационном отношении упражнения (ходьба, бег, дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнении). Комплекс упражнений для первой части урока определялась его задачами и содержанием. Основная часть урока продолжительностью от 30 до 40 минут, содержит комплекс упражнений у станка и на середине зала, включающий элементы русской народной пляски. Таким образом, в основной части занятий включались упражнения народной хореографии. Заключительная часть урока с продолжительностью 5-10 минут, включались упражнения для постепенной нормализации двигательной активности учащихся и восстановления дыхания.
Число и темп повторений каждого упражнения, время удержания статических поз, вес отягощений, продолжительность и интенсивность тренировки в целом подбираются индивидуально. Главный критерий того, что интенсивность занятий соответствует уровню физического
70
развития ребенка, — так называемое чувство мышечной радости, смесь легкого утомления и большого удовольствия от тренировки.
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии
Для коррекции нарушений опорно - двигательного аппарата мы разработали программу хореографических упражнений для школьников контрольной и экспериментальной группы. Упражнения подобраны в зависимости от нарушений осанки. По данной программе школьники занимались четыре месяца. Для оценки эффективности программы мы вновь провели исследование функционального состояния позвоночника и физического развития школьников контрольной и экспериментальной группы. Вычислили среднюю арифметическую величину результатов и сравнили вновь показатели предыдущего исследования. Сравнивая, показатели физического развития детей в начале эксперимента и в конце мы убедились, что все показатели изменились.
Сравнительный анализ результатов исследования был следующий: показатели гибкости позвоночника вперед в контрольной группе больше чем к экспериментальной на 44%; показатели гибкости позвоночника назад, в контрольной группе выше, чем в экспериментальной на 20%; показатели боковой подвижности в контрольной больше, чем в экспериментальной на 7%.
Произошли изменения силы мышц брюшного пресса, спины и боковой поверхности туловища. Сила мышц спины контрольной группы выше на 25%, чем в экспериментальной, сила мышц брюшного пресса выше в контрольной группе на 17 %, чем в экспериментальной, сила боковых мышц туловища в контрольной выше на 25 %, чем в экспериментальной.
При сравнении
показателей физического
71
позвоночника позволяют сделать вывод, что в экспериментальной группе за время эксперимента гибкость позвоночника вперед увеличилась на 77%, а контрольной на 22%; гибкость позвоночника назад увеличилась в экспериментальной группе на 50%, а контрольной не изменилась; показатели боковой подвижности в экспериментальной группе увеличились на 14%, а в контрольной группе не изменились.
Сила мышц брюшного
пресса увеличилась в
72
Для эксперимента мы создали две группы – контрольную и экспериментальную. Применяя комплексную оценку уровня функционального состояния позвоночника, мы провели исследование программы коррекции опорно-двигательного аппарата с помощью хореографии. Исследования показали, что после занятий по программе коррекции увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц, значительно улучшились силовые показатели у школьников экспериментальной группы. Хореографические упражнения и разнообразное их сочетание позволяет создать разнообразную программу для коррекции опорно-двигательного аппарата. Музыкально-ритмический и эмоциональный фон занятий позволил создать на занятии положительный настрой на двигательную активность школьников и положительно повлиял на мотивацию занятий оздоровительной физической культурой. Данная программа может быть рекомендована для занятий с подростками, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.