Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

    Для выявления  плоскостопия у детей тест  проводится при помощи плантографа. Плантограф – это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30х30 см.,) на которую натянуто полотно или мешковина и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф.И. ребенка, дата обследования.     Ребенок становится

обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма[30].

    Осмотр сбоку (в сагиттальной плоскости). Вертикальная линия, проходящая сверху вниз через все тело, должна соединять мочку уха, вершину плеча, задний край тазобедренного сустава, заднюю поверхность

50

коленной чашечки и передний край лодыжки. Можно использовать отвес из нитки с грузиком.

    Голова  должна находиться в положении,  при котором угол рта и угол нижней челюсти расположены на одной высоте, лоб и подбородок — на одной вертикальной линии, затылок и надплечья соединяются плавной дугой. Опущенная голова или вытянутая вперед шея, усиленный или уплощенный шейный лордоз изменяют положение остальных частей позвоночника. Важно обратить внимание на выраженность грудного кифоза и поясничного лордоза, степень выпуклости грудной клетки, грудного отдела спины, живота, на коленные суставы — находятся ли они в нормальном положении, излишне согнуты или переразогнуты. При осмотре сбоку могут быть видны крыловидные, не прилегающие к спине лопатки. При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой, прямыми нижними конечностями, а также равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам возрастает его устойчивость и подвижность, а также появляются рессорные характеристики, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений.

    Осмотр спереди (фронтальная плоскость). Начнем осмотр с лица и головы. Их асимметрия и другие отклонения формы черепа и лица от нормы обычно являются признаками врожденных нарушений развития опорно-двигательного аппарата. Обратить внимание на положение головы: расположена она прямо или наклонена вперед, назад или вбок, повернута влево  или вправо. Посмотреть, подняты или опущены плечи,

на одном ли уровне они находятся, симметрично  ли расположены ключицы, соски, оцените форму грудной клетки: она может быть воронкообразной, впалой, цилиндрической, бочкообразной, уплощенной. Измерить расстояние от кончиков пальцев опущенных рук до пола: неодинаковую высоту плеч можно не заметить при осмотре, и   такое измерение

51

позволит выявить  асимметрию плечевого пояса. Верхний  край трапециевидной мышцы в норме слегка вогнут, а при повышенном тонусе надплечья становятся выпуклыми, как у культуриста. Это часто сочетается с нарушениями в шейном отделе позвоночника, в том числе характерно для его лестничной деформации, когда каждый шейный позвонок чуть смещен вперед относительно нижележащего. При осмотре сбоку в типичном случае человек при этом напоминает черепаху: у него выпуклые надплечья, вытянутая вперед шея и откинутая назад, до вертикального положения, голова[16].

Смещенный в сторону  от средней линии пупок говорит  об укорочении и повышенном тонусе мышц живота с этой стороны. Треугольники талии (просветы между туловищем и руками) должны быть симметричны. Оценить положение таза — на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей или есть признаки скошенного либо скрученного таза (один гребень выше другого или выступает вперед либо назад). Выпяченный живот — признак слабости мышц брюшного пресса и увеличенного поясничного лордоза.

Осмотр сзади. Обратить внимание на состояние кожи в районе позвоночника. Пигментные и сосудистые пятна, участки усиленного роста волос или слишком сухой и загрубевшей кожи, усиленный рисунок подкожных вен, небольшие кровоизлияния могут быть признаками врожденных нарушений в позвоночнике.

Нарушения положения  головы (наклон, поворот) при осмотре  сзади хорошо видны по расположению мочек ушей. Еще раз оцените  угол

наклона и взаимное расположение надплечий. Лопатки должны прилегать к спине; крыловидные лопатки — признак слабости мышц спины и плечевого пояса. Остистые отростки позвонков должны располагаться по прямой линии. У худого человека они хорошо заметны, а если нет, можно прощупать их и отметить фломастером или йодом.

52

Правая и левая  половины тела должны быть симметричны. Отметьте, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки, еще раз проверьте симметричность треугольников талии, убедитесь в отсутствии несимметричных мышечных валиков по бокам позвоночника. При искривлении позвоночника во фронтальной плоскости мышечный валик находится на вогнутой стороне дуги, как тетива у лука, а с выпуклой стороны мышцы растянуты и ослаблены.

Чтобы выявить  отклонения положения таза, обратите внимание на область поясницы и ягодиц. Одинаково ли прощупываются гребни подвздошных костей? Один из них может быть выше другого; если таз смещен в сторону, с этой стороны гребень подвздошной кости прощупывается легко, а с противоположной приходится сильно давить на мягкие ткани, чтобы его прощупать. Обратите внимание на крестцовый ромб, образованный по бокам двумя ямками над костями таза, сверху — остистым отростком пятого поясничного позвонка, снизу — вершиной межъягодичной складки. Проверьте форму и положение ягодиц, подъягодичных и межъягодичной складки. Косое положение таза и нарушения осанки во фронтальной плоскости могут быть вызваны неодинаковой длиной ног (ее проверяют в положении лежа).

«Просто» нарушения осанки во фронтальной плоскости — это  еще не самое плохое. Они могут быть первым видимым признаком сколиотической болезни[16].

Осмотр при  наклоне вперед (горизонтальная плоскость). Наклоняться при      таком осмотре   нужно  правильно: опустить      голову, прижать

подбородок к  груди и, не сгибая ног и свободно опустив руки, наклонить туловище до горизонтального положения. Спину  осматривают и со стороны головы, и сзади. Асимметрия частей туловища при наклоне, поворот плечевого пояса, когда одна рука опускается ниже другой, мышечный валик и выступающие ребра на одной из сторон позвоночника — признаки

53

сколиоза. Для  подтверждения этого диагноза необходимо рентгенологическое исследование.

    Для диагностики  нарушения опорно-двигательного  аппарата необходимо проводить  оценку телосложения школьников. Для этого измеряется  рост и вес. Беспокойство, в том числе с точки зрения осанки, должны вызывать и слишком худые, и излишне полные для своего роста и типа телосложения дети. Методисты рекомендуют определить состояние тонуса мышц, что определяется путем простого ощупывания. Так, у детей, не занимающихся спортом, мышцы мягкие и дряблые, тонус резко понижен. Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвонковые диски[16].

   2. Антропометрическое  обследование – измерение роста,  массы тела, окружности грудной  клеточки – делается общепринятыми  методами, с помощью измерительной  ленты. Необходимо обратить внимание на окружность живота и грудной клетки. Сантиметровой лентой измеряется окружность живота на уровне пупка в позе стоя в обычном положении, а затем — разницу между обхватом максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта разница должна составлять около 15 % от окружности живота в среднем положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным, отвисшим животом, говорит о слабости мышц брюшного пресса.

   Грудная клетка измеряется по горизонтальной линии, проходящей под нижними углами лопаток. Разница между окружностью груди на максимальном вдохе и максимальном выдохе должна составлять около 10 % от обхвата груди в нейтральном положении.

3.Важно обратить  внимание на дыхательный стереотип.  В спокойном состоянии, без физической нагрузки идеальным является диафрагмальное

54

дыхание, при  котором на вдохе живот чуть выступает  вперед, а на выдохе — немного подтягивается[32].

  4. Функциональные пробы применяются для оценки состояния мышечного корсета позвоночника, его подвижности. Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность), и устойчивость — сила и выносливость разных мышц («мышечного корсета»). Есть несколько показателей, по которым можно определить состояние опорно-двигательной системы: тонус мышц, устойчивость тела, гибкость, мышечная сила, быстрота, ловкость.

 5.Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Гибкость позвоночника определяется  при наклоне вперед подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя — положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) — достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (попросту говоря, нос) должна повернуться

примерно на 110°. Можно  не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной.

    Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой. Ограничение подвижности позвоночника — явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами, не менее опасна для позвоночника, чем ограниченная подвижность[16].

55

Мышечный корсет определяет силу и выносливость мышц спины и живота. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь способностью мышц поддерживать статические усилия.

В формировании осанки и поддержании положения  туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Если представить себе плохо натянутую палатку — она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий разных мышц или их общей слабости «провисает» позвоночник.

Как и при оценке гибкости, важнее не абсолютные значения выносливости мышц, а их гармоничное развитие. Заметная разница между силой и выносливостью мышц спины и живота и тем более между правой и левой частями туловища — повод для беспокойства. Результаты функциональных проб необходимо учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые — укреплять[16].

    Исследование статической устойчивости. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

56

   О силовой выносливости можно судить при выполнении и подтягиваний, отжиманий в упоре и т. п. О скоростной силе мышц ног дает представление прыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места[22].

     Быстроту двигательной  реакции в определенной мере  можно оценить с помощью простых  тестов. Например, можно взять в  левую руку монету и, разжав  пальцы, уронить, стараясь поймать  ее другой рукой, расположенной  ниже первой на 30-40 см[22].

     Для определения ловкости можно использовать, например, метание мяча в корзину или другие упражнения.

Проведя исследование  школьников,  8 класса мы выявили, слабость мышц спины  и брюшного пресса, это проявляется  в нарушении осанки 5 школьников - круглая спина, сутуловатость. Начальная стадия сколиоза наблюдалась у 5 школьников, у четырех школьников выявлено плоскостопие. Все школьники имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата  занимаются физической культурой в специальной группе.

   В сентябре мы провели первое исследование функционального состояния позвоночника и физического развития детей контрольной и экспериментальной группы (таблица№1). Проведя математическую обработку полученных данных, мы путем анализа сравнили показатели  исследования. Мы обратили внимание, что уровень физического развития школьников контрольной и экспериментальной группы имеет значительные отличия. Анализ  результатов   физического развития детей  контрольной и экспериментальной группы показал, что сила мышц спины контрольной группы выше на 50% , чем в экспериментальной, сила мышц брюшного пресса выше в контрольной группе на 38%, чем в экспериментальной, сила боковых мышц туловища  в контрольной выше на 44%, чем в экспериментальной.

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков