Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

    Нагрузки преимущественно  статистического характера ведут  к значительному увеличению объема  и веса мышц. Увеличивается поверхность 

26

их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и  удлиняется сухожильная. Происходит перестройка  в расположении мышечных волокон  в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пучками увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение. При нагрузках преимущественно динамического характера вес и объем мышц также увеличиваются, но в меньшей степени. Происходит удлинение мышечной части и укорочение сухожильной. Мышечные волокна располагаются более параллельно, по типу веретенообразных. Чередование сокращений и расслаблений мышцы не нарушает кровообращения в ней, количество капилляров увеличивается, ход их остается более прямолинейным [11].

    Количество нервных  волокон в мышцах, выполняющих  преимущественно динамическую функцию,  в 4—5 раз больше, чем в мышцах  выполняющих преимущественно статическую  функцию. Двигательные бляшки  вытягиваются вдоль волокна, контакт  их с мышцей увеличивается,  что обеспечивает лучшее поступление нервных импульсов в мышцу.

    Установлено, что  гиподинамия действует отрицательно  на мышцы. При пониженной нагрузки  мышцы становятся  дряблыми, уменьшаются в объеме, капилляры их суживаются, в результате чего мышечные волокна

истощаются, двигательные бляшки становятся меньших размеров. Длительная гиподинамия приводит к значительному  снижению силы мышц.

    При умеренных  нагрузках мышцы увеличиваются  в объеме, в них улучшается  кровоснабжение, открываются резервные  капилляры. Под влиянием систематической  тренировки происходит рабочая  гипертрофия мышц, которая является  результатом утолщения мышечных  волокон (гипертрофии), а также  увеличения их количества (гиперплазии).  Велико влияние    физических   упражнений для развития и     укрепления опорно-

27

двигательного  аппарата: кости  приобретают большую прочность, увеличивается подвижность в  суставах, тело становится более гибким.  Под влиянием физических упражнений в скелете происходят существенные изменения. Наиболее простой механизм возникновения изменения скелета  можно представить следующим  образом. Под влиянием мышечной деятельности происходит рефлекторное расширение кровеносных  сосудов, улучшается питание работающего  органа, прежде всего мышц, а затем  и близлежащих органов, в частности  кости со всеми ее компонентами (надкостница, компактный слой, губчатое вещество, костномозговая полость, хрящи, покрывающие суставные  поверхности костей и др.). Все  изменения в скелете появляются постепенно. Через год занятий  спортом можно наблюдать отчетливо  выраженные морфологические изменения  костей. В дальнейшем эти изменения  стабилизируются, но перестройка скелета  происходит на протяжении всего тренировочного процесса. При прекращении активной спортивной деятельности приспособительные  изменения костей сохраняютсядовольно продолжительное время. Изменения, происходящие в скелете под влиянием занятий спортом, касаются  химического состава костей, внутреннего строения и процессов роста и окостенения.  Кости, несущие большую нагрузку, богаче солями кальция, чем кости, несущие меньшую нагрузку. На рентгенограммах кости спортсменов имеют более четкий рисунок, чем кости не спортсменов,

что объясняется большей  оссификацией костной ткани, лучшим насыщением ее минеральными солями[12].

    Под влиянием  занятий спортом изменяется внешняя  форма костей. Они становятся  массивнее и толще за счет  увеличения костной массы. Все  выступы, гребни, шероховатости выражены  резче. Изменение внутреннего  состава кости под влиянием  занятий спортом выражаются, в  частности, в утолщении ее компактного  вещества. Причем утолщение обычно  больше в тех костях, на которые  падает нагрузка. Но изменения  компактного вещества 

28

также может происходить  и без его утолщения, без изменения  диаметра кости. В связи с утолщение  компактного вещества костномозговая полость уменьшается. При больших  статических   нагрузках   она   уменьшается  почти до полного  зарастания. Губчатое вещество кости  также претерпевает определенные изменения. Под влиянием усиленной нагрузки на кость перекладины губчатого  вещества становятся толще, крупнее, ячейки между ними больше (в старшем возрасте ячейки тоже становятся больше, но перекладины  тоньше). Регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени  затормозить развитие возрастных инволюционных  изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений  различных органов и систем. В  этом отношении не является исключением  и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом  и гиподинамией. Повышается минерализация  костной ткани и содержание кальция  в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека [5].

                                             

                                     

 

 

 

 

 

 

 

29

Выводы по первой  главе.

    Школьный возраст  характеризуется бурным развитие всех органов и систем. В этот период происходят большие изменения в опорно-двигательном аппарате детей.  У детей отмечается  усиленный рост, преимущественно за счет роста конечностей и позвоночника. Длинные кости заканчивают синостозирование  с 18 до 24 лет. Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20, крестцовых – к 25 годам, а копчиковых – к 30 годам. К концу полового созревания рост длины позвоночника почти заканчивается. Подвижность позвоночника  у детей гораздо больше, чем у взрослых. В школьном возрасте происходит окончательное формирование физиологических изгибов. Изгибы удерживаются мускулатурой, связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков. Увеличивается масса тела, значительно увеличивается окружность груди. Рост мышечных волокон не успевает следовать за быстрым ростом трубчатых костей конечностей в длину, мышцы вытягиваются вследствие своей эластичности. Быстрый рост костей и не закончившийся еще процесс окостенения, предрасполагают при неблагоприятных условиях к нарушениям опорно-двигательного аппарата.

     Проведя анализ  научно-медицинской литературы можно  сделать  вывод, что для детей  школьного возраста  характерны  следующие  нарушения опорно-двигательного  аппарата: нарушение осанки, сколиоз,  плоскостопие. Значительно реже  встречаются  деформация грудной  клетки, остеохондроз.

В этот период особую важность приобретают физические упражнения, как средство профилактики и лечения  нарушений опорно-двигательного  аппарата. Физическая работа способствует  развитию мышц. Под влиянием физических упражнений они становятся более  твердыми, сильными и более растяжимыми, повышается их тонус, что препятствует изменениям в осанке детей. Таким  образом, физические упражнения являются  прекрасным средством профилактики  и оздоровления детей школьного  возраста

30

Глава 2.

Хореография, как  средство  физического воспитания подростков.

2.1.  История возникновения хореографии.

   В настоящее время в силу недостаточной исследованности средства хореографии и танца узко и пассивно используются на занятиях по физическому воспитанию и практически совсем не применяются с целью формирования правильной осанки. Такой подход нам кажется неоправданным при работе с подростками. По нашему мнению, недостаточная изученность этой проблемы проявляется в практике появлением научно необоснованных программ и набором случайных средств, используемых на занятиях.

   Хореография имеет греческие корни, с греческого языка, перевести его можно на русский как «писать танец». Точного определения этому слову нет, так само понятие настолько многогранно и разносторонне, что его проще увидеть, почувствовать, но никак не объяснить. Первоначально хореография имела смысловое значение как «запись танца», затем – «искусство сочинения танца, балета», с конца ХIХ-начала XX вв. - танцевальное искусство в целом. Произнося слово хореография, некоторые люди подразумевают под этим термином балет, некоторые – народный танец, а другие - танец бальный. Те, кто связал свою жизнь с этим прекраснейшим видом искусства, знают, что этот термин намного шире, и включает в себя все проявления искусства танца[6].

   Хореография была всегда. Она появилась на свет, задолго до появления ее греческого названия, на заре человечества, в самом начале становления человеческой культуры. В обществе первобытных людей, существовали танцы. Хореография, давала возможность описать различные социальные процессы при помощи языка телодвижений. Зачастую, этим языком можно выразить намного больше, ведь этот язык понятен людям всех возрастов, выходцам всех стран и социальных групп. При помощи танца, изображались

31

сцены охоты, трудовые процессы, танцем люди могли просить помощи у высших сил во время войны, или  болезни близких. Благодаря хореографии  удавалось отобразить все социальные аспекты общества. Эти процессы до сих пор можно увидеть у  племен, живущих вдали от цивилизации.

    Народный танец, являющийся неотъемлемым разделом хореографии, способен рассказать многое о характере народа, его традициях, а зачастую и о его истории. Хореография – это связь поколений. Наравне с языком, несет она функции самоидентификации любого этноса – до тех пор, пока люди знают и танцуют свои народные танцы, нация не ассимилируется, и будет жить своей самобытной жизнью[20].

    Хореография – это история. Она отражает не только темперамент и культурные традиции людей. Зачастую, изучив историю хореографии, можно проследить, как этот вид искусства отражает ситуацию внутри общества в определенный период времени, его социальный, политический строй. Хореография – неотделимая часть человека. Она не делает различий между, национальностями, расами. На каком бы уровне своего развитие ни было общество, и где бы это общество не проживало, всюду – от жарких, обезвоженных пустынь в Африке, и до пустынь снежных, арктических, на всех обитаемых континентах Земли, у каждого народа есть танец. Хореография – не делит людей. Старые и молодые, бедные и богатые - у каждого возраста, у каждой социальной группы, есть танец. Маленькие дети, могут танцевать, не осознавая, зачем они это делают, что хотят выразить тем самым. Они танцуют, потому что это естественная потребность человека. И до чего же прекрасна хореография, во всех своих проявлениях, будь то, балет, народный танец, степ, джаз модерн, всех направлений этого красивого искусства и не перечесть. Изучать хореографию, как с теоретической, так и практической точки зрения можно всю жизнь, и все же удастся узнать лишь малую толику того, что было накоплено в результате развития человечества. Именно поэтому, даже самые прославленные, опытные педагоги, учатся всю

32

жизнь, так как всегда находится новое поле деятельности и новая, еще неизведанная область  знаний.  Хореография – это жизнь, это не просто танец, или набор определенных телодвижений. Как и жизнь, хореография сложна. Необходимо терпение, дисциплина, самоотдача, требует очень многого от человека, ей необходимо уделять массу физических усилий и душевных сил. Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает духовный мир[42].

   Примечательно, что средства искусства использовались для разностороннего развития личности в разные эпохи и в разных странах. Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества. Идея воспитания гармоничного человека восходит к античности, которая, по словам Гегеля, была эпохой «царства прекрасной индивидуальности». Платон считал показателем полноценности развития личности гармонию интересов государства и гражданина, красоты духовной и физической.       

      Аристотель предлагал развивать три стороны воспитания — физическую, нравственную и умственную. Пифагорейцы главной считали гармонию личности с окружающим миром, а музыку - средством достижения этой гармонии.

   Представители конфуцианства называли важнейшим принципом гармонического развития общества строгую подчиняемость низших слоев высшим, а искусство - одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев.

   Мудрецы средневекового  Ближнего Востока полагали, что  искусства, в частности музыка, должны умиротворять людей, делать  гармоничными их отношения. Средневековая  эстетика признавала способность  музыки воспитывать нравы, смягчать  характер, отвращать от дурных  страстей. Но

 

33

музыка была направлена, в первую очередь, на укрепление веры и музыкально-эстетическое воспитание давалось в основном в монастырях.

   Искусство в жизни  человека занимало существенное  место в эпоху Ренессанса. Музыке  отводилась роль нравственного  воспитателя человека. Одним из  самых могущественных средств  воспитания гармоничного сочетания  истины, добра и красоты считал  музыку и Дидро. Музыку, среди  других искусств, выделяли для  выполнения воспитательной и  даже политической миссии русские  мыслители XVIII века (А. Радищев,  Н. Карамзин, Г. Державин и др.), считая главной проблемой гармонического  воспитания вопрос о нравственных  качествах человека[2].

   По мнению И. Канта, эстетическое начало выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны личности, а музыка воздействует скорее на физическую, чем на духовную сторону человека. В немецкой предмарксистской эстетике (Гёте, Шиллер и др.) утверждалась мысль о том, что формирование целостной, гармоничной личности возможно лишь посредством эстетического воспитания.

   Огромный вклад  в разработку теории гармонического  воспитания личности и воплощение  этой теории в жизнь внесли  А.В. Луначарский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. Одной из важнейших задач они считали приобщение человека к прекрасному в жизни и в искусстве. Дальнейшее развитие идеи гармонически развитой личности получили в трудах и практической деятельности В.А. Сухомлинского, П.Р. Атутова, С.С. Рубинштейна, М.Н. Скаткина и др. Всесторонне развитие личности школьника, как отмечает П.Р.Атутов, предусматривает расцвет всех духовных сил и способностей человека (интеллектуальных, волевых, творческих, этических), его гармоническое физическое развитие, формирование нравственности, творческого отношения к любому делу, развитие эстетических понятий[2].

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков