Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

  

34

   Всё вышесказанное заставляет задуматься о значимости роли искусства в реализации цели гармонического развития личности как конечной цели всех педагогических усилий. В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, внутри которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально — теоретическим, художественно - эстетическим и физическим развитием личности. Хореография является средством всестороннего воспитания личности подростка и прекрасным средством оздоровления[2].

   Уроки хореографии, доступны для всех. Уроки хореографии, отличная возможность для каждого человека приобщиться к такому прекрасному искусству. Хореография входит в список самых красивых видов искусства. Страсть, боль, радость, страх, любовь – все эти чувства можно передать без слов, используя только способности собственного  тела. Уроки хореографии не только помогают раскрыть индивидуальность каждого человека, приобрести красивые формы и стать более уверенной в себе. Благодаря урокам хореографии, отступают болезни, и укрепляется здоровье.

   Сегодня у человека, желающего заниматься хореографией, есть широкий выбор стилей  и направлений. Это балет, бальные  танцы, народные танцы, в которые  входят такие популярные виды, как танец живота и индийские  танцы, танцы Латинской Америки  – румба, танго, сальса, фламенко, а также хастл, джаз-модерн, хип-хоп и другие виды современных направлений в хореографии. Друг от друга они отличаются в первую очередь философией – к примеру, джаз-модерн – неторопливый пластичный танец афроамериканцев

35

под музыку, отображенную в  его названии. А сальса – страстный танец, исполняемый под зажигательные ритмы и рожденный на жаркой Кубе.

   На уроках хореографией  в первую очередь акцент делается  на развитии чувства ритма,  а также пластике. Любой, кто  занимается танцами, должен слышать  такт и чувствовать музыку. Традиционно  урок хореографии начинается  с разминки. Это позволяет подготовить  тело к последующим нагрузкам,  и, благодаря интенсивным упражнениям,  держит в тонусе все группы  мышц.  После разминки приходит  черед основной части занятия,  которая включает в себя изучение  базовых элементов танца, танцевальных  шагов и движений. Кроме освоения  нового, повторяется и закрепляется  уже пройденный материал. Во время  урока изучаются комбинации и  связки, состоящие из нескольких  движений. Здесь появляется немалый  простор для фантазии – ученик  может самостоятельно попробовать  подобрать пару движений и  связующий шаг, а если танец  предполагает двоих танцующих,  то сделать это в паре[6].

   Во всех видах  танцев идет обязательная работа  с руками, а также постановка  корпуса. Если те, кто занимаются  бальными танцами, должны строго  держать спину и руки, а также следить за поворотами головы, то, к примеру, в хастле используется слегка расслабленный, «свободный» стиль.

    Обязательным  элементом уроков хореографии  является стретчинг, или растяжка. Это позволяет делать эффектные движения, а также сводит к минимуму вероятность травмы связок. Во многих видах танцев необходимыми элементами являются шпагат и его производные, поэтому на уроках танцев растяжке уделяется должное внимание. После урока хореографии появляется приятная тяжесть в мышцах и легкая усталость. Это признаки того, что занятие прошло успешно и с пользой для организма.

   Занятия хореографией  чрезвычайно полезны для души  и тела. Человека, который посещает  такие уроки, можно узнать по  стройному, подтянутому, грациозному телу, внешней  опрятности.   Помимо     того, что     занятия

36

хореографией повышают пластичность и координацию движений, они улучшают душевное состояние человека, а также  формируют характер человека, наделяя  его лучшими качествами. Упорство, терпение, железная дисциплина, умение преодолевать трудности, а не пасовать перед ними  - все эти необходимые  качества, приобретенные на уроках хореографии, переносятся человекам  из танцевального класса и в другие сферы его деятельности[6].

   Однако в настоящее время на образовательные области «Искусство» и «Физическая культура» в учебном плане в начальной школе отводится в среднем 16,5% учебного времени, с 5-го по 9-й классы - 13,1%, в старших классах искусство вообще исключено из плана, а на физическое развитие отведено всего 5,5% учебного времени. И это притом, что именно эти предметы непосредственно направлены на физическое, эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Должного внимания формированию танцевальной культуры подрастающего поколения в наших школах до сих пор не уделялось. Танец преподаётся в школах крайне редко, в основном ограниченный ритмикой в начальном звене, а с 5 по 8 класс, в лучшем случае, факультативно. К сожалению, хореографии в школе видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета предлагается ввести занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных классах. Также ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета[33].

        2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков.

   Потребность в  движении присуща людям, и чем  человек моложе, тем эта потребность  может удовлетворяться полнее. С  годами двигательная активность  ребёнка снижается, так как  на её удовлетворение остаётся  всё меньше и меньше времени.  Теряются природная лёгкость, грация  и выразительность движений. Стесняясь  своей неловкости, растущий человек  становится в движении «косноязычным».

37

Неправильная организация  в этот период режима дня и недостаточное  внимание к физическому воспитанию подростка могут неблагоприятно отразиться на его здоровье и физическом развитии, а двигательная «косноязычность» развивает различные психологические комплексы. Потому перед школой встаёт очень важная задача: предотвратить возможные отрицательные последствия гиподинамии за счёт правильной организации физического воспитания детей, в котором существенную роль могут сыграть уроки хореографии. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.

     Гармоничному физическому развитию школьника посвящены работы по психологии[24] , педагогике [2,38],физиологии[9], физической культуре[28]. Обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков подтверждает, что в процессе занятий хореографией происходит гармоничное физическое развитие подростков. Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Специфика хореографии определяется её разносторонним воздействием на человека. В занятиях хореографией особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. В танце идеи, чувства и переживания выражаются  ритмически средствами организованной пластики движения. Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. В работах ученых отмечен оздоровительный эффект занятий хореографией[10].

 

 

38

   Танец решает задачи эстетического развития и воспитания подростка. Не может быть танца без музыки, без ритма. Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времён года, ритм работы и музыки. Нетрудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмичное дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчинённое определённому ритму, - это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей. Чем меньше школьник работает физически, тем меньше способны воспринимать сигналы нашего тела и реагировать на них. На уроках хореографии имеется возможность научить детей понимать сигналы их тел. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через танец достигнет очень важной цели: оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но вернет человеку его собственный инструмент - его тело[10].

    Но кроме развития специфически музыкальных качеств, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Урок хореографии даёт возможность движения, снимает напряжение многочасового неподвижного сидения за партой. В результате длительных занятий хореографией интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в хореографии необходимы дополнительные физические упражнения для целенаправленного развития нужных качеств юного танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных нарушений физического развития и осанки, являющихся следствием специфичной тренировки и чрезмерной нагрузки на определенные системы организм[29].

                                                                39

    Танец содействует физическому развитию подростков, вырабатывает у них правильную осанку, уверенную лёгкую походку, ловкость и изящество движений. Занятия хореографией воспитывают навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Тренировка тончайших  двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана  с мобилизацией многих физиологических  функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает  появление различных психологических  комплексов[23].

     В методической  литературе отмечается, что занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребёнка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца.

2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по хореографии.

  У современной школы есть несколько путей введения курса хореографии в учебный план. Традиционный и наиболее часто используемый - факультатив или кружок бального, народного или современного (эстрадного) танца. Главные недостатки этого пути - небольшой охват детей и часто меняющийся контингент занимающихся. Да и большинство таких кружков ориентируют   программы своих  занятий на     обслуживание конкретных

40

мероприятий школы и ограничиваются разучиванием отдельных танцевальных номеров без системной работы над осанкой, музыкальностью, эмоциональностью исполнения.

    Рассматривая хореографические упражнения не только как вид танцевального искусства, но и как средство формирования правильной осанки и развития физических качеств, ряд авторов предлагают использовать все упражнения хореографии. Занятия с подростками  должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомо-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы обучения[2].

  Типичный урок хореографии состоит   из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть продолжительностью 8-10 минут используется для функционального врабатывания организма, разогрева, растягивания мышц, увеличения их эластичности, психологического настроя на предстоящую деятельность. Тут используются разнообразные, простые в координационном отношении упражнения. Комплекс упражнений для первой части урока определяется его задачами и содержанием.  Начинается он с   разминочного комплекса. В разминочный комплекс входят упражнения, позволяющие подготовить занимающихся к предстоящим нагрузкам и, избежать при этом различных травм. Упражнения направлены на разогрев и растяжку мышц. Нередко в разминочный комплекс, включают и силовые упражнения.  На уроках хореографии, разминка происходит на всех уровнях: на полу, в партере, у станка, включаются в разминочный комплекс и прыжки[2].

   Основная часть урока продолжается от 20 до 30 минут, может решать несколько  взаимосвязанных задач совершенствование техники, развитие физических качеств, решение воспитательных задач и т.д. Эта часть урока базируется      на   следующих      положениях:    техническая   подготовка

41

осуществляется в первой трети основной части урока, когда  организм ученика находится в  состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых ему пластических элементов. При  решении программных задач рекомендуется  использовать волевые качества, ставка делается на технику исполнения, скорость выполнения движений, силу и ловкость.

  В начале основной  части урока целесообразно применять  метод расчленённого сложного  упражнения на относительно самостоятельные  элементы (метод расчленённого упражнения  применяется для изучения, совершенствования,  закрепления и исправления отдельных  элементов). Наибольшая нагрузка на уроке приходится на 2 блок основной части, с постепенным снижением к финалу.

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков