Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78
Заключительная часть
урока продолжительностью 3-5 минут,
предназначена для постепенной
нормализации двигательной
42
Выводы по второй главе.
Хореография имеет греческие корни. Смысловое значение «хореография» означает танцевальное искусство в целом. Хореография появилась на свет, на заре человечества. В первобытном обществе всегда существовали танцы. При помощи танца, изображались сцены охоты, трудовые процессы. Средства искусства использовались для разностороннего развития личности в разные эпохи и в разных странах. В современное время занятия хореографией распространенное явление. Но в современной школе средства хореографии с целью формирования правильной осанки, на занятиях по физическому воспитанию практически не применяются.
В подростковом возрасте закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения. Потребность в движении присуща людям, и чем человек моложе, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. С годами двигательная активность ребёнка снижается, так как на её удовлетворение остаётся всё меньше и меньше времени. По исследованию литературных источников, можно сделать вывод, что хореография является прекрасным средством всестороннего развития школьников и может быть использована для занятий с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.
43
Глава 3
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью занятий хореографией.
3.1. Организация и методы исследования.
В работе, мы предприняли попытку провести сравнительное исследование физического развития детей среднего школьного возраста имеющих нарушение осанки, занимающихся в специальной группе и детей занимающихся в основной группе, и не имеющих заболеваний. Обобщив литературные источники, мы выяснили, что причиной нарушения осанки детей является слабый мышечный корсет, не высокие показатели подвижности позвоночника.
Наш эксперимент мы проводили на базе СОШ№7. На первом этапе нашего эксперимента, в сентябре, мы провели анализ 30 медицинских карт школьников 8 класса. Обследовались медицинские карты 22 девушек и 8 юношей, 13-14 лет. Мы выяснили, что среди подростков есть дети, имеющие нарушения опорно- двигательного аппарата. Эти дети занимаются в специальной медицинской группе.
На втором этапе исследования мы создали, из числа детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата экспериментальную группу, а из детей, не имеющих заболеваний – контрольную группу. Дети контрольной и экспериментальной группы одного возраста и пола. В каждой группе было по 10 девушек.
На третьем этапе мы провели тестирование физического развития школьников контрольной и экспериментальной группы. Для этого мы использовали медико-биологические методы оценки функционального состояния школьников (гибкость позвоночника вперед, гибкость позвоночника назад, боковая подвижность позвоночника) и тесты для определения их физического развитие (сила мышц спины, сила мышц
44
брюшного пресса, сила боковых мышц туловища). Сравнили показатели контрольной и экспериментальной группы.
На четвертом этапе мы разработали для экспериментальной группы программу коррекции опорно-двигательного аппарата. В программу по коррекции опорно-двигательного аппарата вошли упражнения по хореографии. Дополнительные занятия по хореографии с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, проводились в течение 4 месяцев. Занятия проводилось два раза в неделю по 1 часу. Структура занятий была построена в соответствии с требованиями. Подготовительная часть продолжительностью 10-20 минут включала разнообразные, простые в координационном отношении упражнения (ходьба, бег, дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнении). Комплекс упражнений для первой части урока определялась его задачами и содержанием. Основная часть урока продолжительностью от 30 до 40 минут, содержит комплекс упражнений у станка и на середине зала, включающий элементы русской народной пляски. Таким образом, в основной части занятий включались упражнения народной хореографии. Заключительная часть урока с продолжительностью 5-10 минут, включались упражнения для постепенной нормализации двигательной активности учащихся и восстановления дыхания.
На пятом этапе мы вновь провели исследование функционального состояния и физического развитие школьников контрольной и экспериментальной группы. Полученные результаты подвергались статистической обработке. Применяя метод математической статистки, мы сравнили результаты физического развития и функционального состояния школьников до эксперимента и после, по ним строилось обсуждение и выводы. Данные результаты позволили нам сделать определенные выводы.
Наше экспериментальное исследование решалось с помощью применения общепринятых методов:
45
1- педагогических наблюдений,
2 - врачебно-педагогического осмотра,
3- педагогических контрольных
испытаний (педагогического
4-методов математической статистики.
5-медико-биологические методы
оценки функционального
- гибкость позвоночника вперед;
- гибкость позвоночника назад;
- боковая подвижность позвоночника (влево, вправо).
Физическое развитие детей определялась по следующим тестам:
- сила мышц спины;
- сила мышц брюшного пресса;
- сила боковых мышц туловища.
В нашем исследовании мы остановились на следующих методиках оценки физического и функционального развития подростков -
медико-биологический метод оценки функционального состояния:
- гибкость позвоночника вперед;
- гибкость позвоночника назад;
- боковая подвижность позвоночника (влево, вправо);
физическая подготовленность, определялась по следующим тестам:
- сила мышц спины;
- сила мышц брюшного пресса;
- сила боковых мышц туловища.
Применяя данные
тесты и функциональные пробы,
мы выполним комплексную оценку
физического развития
Оценка подвижности позвоночника назад. Измеряется расстояние от остистого отростка IV шейного позвонка до начала ягодичной складки.
46
Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые). Показатель подвижности - полученная разница в сантиметрах.
Оценка подвижности позвоночника вперед.
Выполняется из исходного положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укрепленных вертикально к скамейке линеек, прикрепленных так, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Если концы пальцев исследуемого ниже края скамейки, то результат записывается со знаком «+», если выше - со знаком «-».
Оценка боковой подвижности позвоночника.
Сначала отмеряют расстояние
от кончика ІІІ пальца каждой руки
до пола, затем тоже при максимальном
наклоне туловища в сторону. Разница
между первым и вторым измерением
характеризует амплитуду и
Тесты для контроля, за физической подготовленностью. Основные пробы, которые применяются для оценки состояния мышечного корсета. При выполнении этих проб по секундомеру измеряется время до выраженного утомления мышц. Необязательно ждать, когда мышцы откажут полностью: секундомер можно выключить, если мышцы начали дрожать, а туловище или ноги — раскачиваться.
Оценка силы мышц спины.
Исследуемый ложится лицом вниз поперек кушетки, так чтобы верхняя часть туловища до гребешка подвздошных костей находилась на вес, руки на пояс
(ноги удерживает обследователь). Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру.
Оценка силы мышц правой и левой стороны туловища.
47
Исследуемый ложится поперек кушетки на бок. Фиксируется время удержания туловища в горизонтальном положении.
Оценка силы мышц брюшного пресса.
Определяется числом переходов из положения лежа на спине (руки на пояс) в положении сидя и обратно (ноги удерживает обследователь). Определяется количество подъемов за минуту.
3.2.Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов
Современные научные
исследования опорно-
Развитие изменений позвоночника нередко сопровождается уменьшением экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких, нарушением микроциркуляции крови, что может привести к серьезным функциональным проблемам. Не выявленные своевременно деформации позвоночника, проявляются у взрослых в виде тяжелых
48
нарушений опорно-двигательного аппарата. У детей и подростков с нарушением функции опорно-двигательного аппарата снижена адаптация к физическим нагрузкам, мышцы утрачивают способность удерживать туловище в положении сидя и стоя, удерживать определенную позу[30].
Основные нарушения
опорно-двигательного аппарата
В литературе встречаются различные интерпретации, как самого понятия «осанка», так и видов нарушений осанки, нет четкого разграничения терминов: «нарушение осанки», «структуральный сколиоз» и «начальная стадия сколиоза». Многими авторами используется разный методологический подход к оценке нарушений осанки и искривления позвоночника[30].
Осанкой принято
именовать привычную позу
исследования особое место занимает компьютерная оптическая томография, которая позволяет обнаружить деформацию позвоночника и связанных с ним частей опорно-двигательного аппарата на самых ранних стадиях. В отличие от рентгена, ее можно использовать как угодно часто, отслеживая изменения осанки.
49
1. Мы рассмотрим простой и доступный метод исследования осанки – осмотр, который чаще всего используется в медицинской и педагогической практике. Для проведения осмотра, ребенок должен разуться и раздеться до трусов, встать в обычной для себя позе (не по стойке «смирно»), поставить стопы параллельно на расстоянии одной ступни и смотреть прямо перед собой. Необходимо начать осмотр с состояние ног. Помимо того что плоскостопие, Х- или О-образное искривление ног и сами по себе являются причиной для беспокойства и требуют лечения, они почти всегда сочетаются с нарушениями осанки. Стопа человека осуществляет опорную, рессорную локомоторную функции. Вследствие этого в строении стопы имеются значительные особенности, обусловленные до этого всего вертикальным положением тела. Пальцы стопы короткие и менее подвижные, плюсна массивная и прочная, кости размещаются в различных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы. Таким образом, строение стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц.