Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возможностей хореографии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Задачи: 1.Провести анализ литературы по исследуемому вопросу. 2. Выявить особенности развития опорно-двигательного аппарата у подростков. 3. Исследовать нарушение опорно-двигательного у подростков. 4. Разработать программу коррекции нарушений опорно– двигательного аппарата с использованием средств хореографии. 5. Провести анализ эффективности разработанной программы по коррекции опорно-двигательного аппарата подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития и строения опорно-двигательного
аппарата
1.1.Строение и возрастные особенности опорно-двигательного
аппарата 6
1.2.Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата 16
1.3.Влияние занятий физической культурой при нарушении опорно-
двигательного аппарата 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Хореография, как средство физического воспитания подростков.
2.1.История возникновения хореографии 30
2.2. Аспекты воздействия хореографии на организм подростков 36
2.3. Принципы, формы построения и содержания занятий по
хореографии 39
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств хореографии
3.1. Организация и методы исследования 43
3.2. Исследование нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков и анализ полученных результатов 47
3.3. Программа коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии 57
3.4. Анализ эффективности программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии 70

Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение 78

Файлы: 1 файл

Али Диплом Хореография.docx

— 225.65 Кб (Скачать файл)

   Показатели функционального состояния позвоночника в контрольной и экспериментальной    группе имеют   различия.  Показатель     гибкости

57

позвоночника вперед, выше в контрольной группе, чем в экспериментальной на  75%. Показатель гибкости позвоночника назад, выше на 60 % в контрольной, чем в экспериментальной группе.  Показатель боковой подвижности позвоночника  в контрольной группе выше, чем в экспериментальной на 34% .  Таким образом,   данные свидетельствуют, что у школьников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата  слабые мышцы спины, мышцы брюшного пресса и боковой поверхности туловища. Снижена подвижность грудного  и поясничного отдела позвоночника. У школьников, не имеющего нарушения осанки подвижность позвоночника   вперед, назад, влево и вправо значительно лучше. Сила мышц брюшного пресса спины и боковой поверхности туловища выше.

3.3. Программы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков средствами хореографии.

    Из литературных источников мы выяснили, что уроки хореографии являются прекрасным средством воспитания правильной осанки, поэтому можно использовать средства хореографии для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков. Проведенные нами исследования  выявили следующие нарушения  опорно-двигательного аппарата у школьников: круглая спина, сутуловатость, начальная стадия сколиоза,  плоскостопие. Исходя из полученных данных нами  разработана программа для коррекции опорно-двигательного аппарата у школьников средствами народной хореографии. Подобранные упражнения способствуют выработке правильной осанки, укреплению мышц спины, брюшного пресса, а так же развитию основных физических качеств. Данная программа  способствует  укреплению опорно-двигательного аппарата. Занятия по этой программе проводились в период с сентября по март на базе СОШ №7, в 8 классе. Дети экспериментальной группы занимались хореографией после уроков, два раза в неделю, на  дополнительных   занятиях. Программа

 

58

рассчитана на  подростков имеющих отклонения  в развитии опорно-двигательного аппарата.

    Программа  включает следующие комплексы хореографических движений. Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение. Перед началом занятия  выполняется ходьба[2].

 Ходьба:

- с поворотами на 180°;

- вперед спиной;

- вверх и вниз  по наклонной скамейке;

-с различными  движениями рук;

-с движениями  свободной ногой (согнуть, выпрямить,  поставить на пол);

- приставным шагом, боком;

- на носках  с различным положением рук;

- на носках  с различными движениями рук;

- с перешагиванием через  препятствия — мяч, веревочку  и т. д.;

      - с полуприседанием на опорной ноге; свободную ногу на каждом шаге опускать вниз или вытягивать вперед;

       - с опусканием на колено: сделать шаг, остановиться, опуститься на одно колено;

- с опусканием  на колено, но в упоре на  колене выполнять различные движения руками;

- с выпадами: сделать шаг, остановиться, «переднюю» ногу согнуть, «заднюю» отвести назад, сделать несколько пружинящих приседаний на «передней» ноге. Выпрямиться, повторить для другой ноги.

   В подготовительной  части урока выполняется бег  в среднем темпе. Важно после бега выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц. На начальном этапе изучения танцевальных движений мы  использовали  специальные упражнения[10].

     Позиции ног.

59

   В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а

именно, менее выворотно, чем в классике. Кроме того, в народно-сценическом танце возможны не только выворотные позиции ног, но также:

- параллельные II и IV позиции, в которых носки обеих ног направлены вперед;

- обратные I и II позиции, в которых носки обеих ног направлены внутрь, т. е. один к другому;

- в народно-характерном танце принята VI позиция ног, описание которой дается ниже.

  Первая позиция - пятки сомкнуты, носки равно равномерно т. е. симметрично, разведены в стороны   

  Первая обратная позиция - ноги равномерно веден разведены в стороны, носки сомкнуты, пятки разведены  

   Вторая позиция  - одна нога отставлена в сторону на рас- стояние стопы от другой, пятки направлены одна к другой носки равномерно разведены в стороны.  

    Вторая параллельная  позиция - одна нога находится на расстоянии с стопы от другой, обе стопы расположены параллельно, носками вперед  

Вторая обратная позиция - одна нога находится на расстоянии стопы от другой, носки направлены  внутрь, пятки равномерно разведены в стороны.

   Третья позиция  - пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой  позиции впереди бывает то правая, то левая нога.  

   Четвертая позиция  - одна нога впереди другой на расстоянии стопы, пятка одной ноги находится против носка другой ноги, носки равно равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает права то правая, то левая нога.  

   

60

  Четвертая параллельная позиция  - одна нога впереди другой на расстоянии стопы, носки направлены вперед.  

    Пятая позиция - пятка одной ноги плотно приставлена к носку другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает то правая, то левая нога. 

    Шестая позиция  - обе стопы расположены рядом, параллельно одна другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пяткой, носки направлены вперед. 

Положение стопы и подъема.

 Подъем вытянут, т.  е. стопа опущена пальцами книзу,  носок оттянут вниз.

Подъем не вытянут (сокращен), т. е. стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности  голени.  

 Подъем свободен  

Подъем скошен, т. е. стопа  повернута тыльной стороной наружу, внешняя сторона стопы опущена, внутренняя сторона поднята  

Позиции и положения рук.

Позиции рук соответствуют  позициям классического танца:

исходная позиция - направление рук вниз,

первая позиция - направление рук вперед,

вторая позиция - направление рук в стороны,

третья позиция - направление рук вверх.

Положения рук в противоположность  позициям рук чрезвычайно разнообразны и разнохарактерны. По своему характеру  положения рук могут быть разделены  на следующие виды:

-  простые положения,  где руки расположены симметрично,  т. е. одна так же, как другая;

-сложные положения, где  расположение одной и другой  руки различно;

 

 

61

- комбинированные положения,  где одна рука находится в  одной из основных позиций,  другая в другой позиции или  в одном из ранее описанных  простых положений.

Движения кисти

  Кисти сгибаются в запястье (в лучезапястном суставе), принимая следующие положения.

- кисть отогнута (разогнута).  

- кисть прямая.

- кисть опущена (несколько  согнута).

- кисть сброшена (сильно  согнута).  

Приседание (Рlie)

На занятии мы  проводим поэтапное овладение основными  танцевальными движениями.

Упражнение 1.

Исходное положение - ноги в I позиции;

левая рука на палке, правая свободно опущена вниз.

Раз - стоять неподвижно  

Два - поднять правую руку вперед и провести в сторону на уровне талии, повернув кисть ладонью вверх. Одновременно немного повернуть голову вправо и слегка наклонить ее к право правому плечу.

Три - приподнять правую руку, провести немного вперед и опустить на талию, повернув кисть ладонью внутрь. Одновременно повернуть голову в исходное положение. 

1-й такт. Раз - сделать demi plie;

Два -- вытянуть колени.

Три - сделать demi plie; и одновременно поднять правую руку в 1-ю позицию. Четыре - вытянуть колени и одновременно открыв правую руку во 2-ю позицию. 

2-й такт. Раз - сделать demi plie.

62

Два - сделать grand plie и согнуть корпус влево (голова повернута влево и наклонена к левому плечу). Одновременно опустить правую руку, провести ее перед собой влево и, немного согнув, поднять до уровня талий (кисть согнута ладонью наружу - пальцами вниз).  

  В  программу мы включили упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата из различных исходных упражнений[2,18,20].

1. И.П.: сидя на полу; ноги  раскрыты шире второй позиции.  Корпус слегка откинут назад,  опора на вытянутые в локтях  руки,

- левую руку поднять  вверх и тянуться за ней,  поднимая вперёд бёдра над  полом.  Методические рекомендации: во время исполнений упражнения следите за вытянутыми коленями, подтянутым животом, прогибаясь только в грудном отделе позвоночника.

2. И.П.: встать на четвереньки  (на колени и на руки):

- добавить движения вверх то правую, то левую ногу; попеременно поднимать назад и рук вперёд ассиметрично работающей ноге.

Методические рекомендации: во время исполнения движения следите  за выворотным бедром отводимой назад и ноги. Живот подтянут.

3. И.П.: Лечь на спину,  руки вытянуты вдоль корпуса,  ноги на расстоянии второй  позиции:

- опираясь на плечи  и стопы, спину и ягодицы  поднять над полом, сильно подтягивая. Зафиксировав положение. Принять исходную позицию.

Методические рекомендации: во время исполнения движения колени предельно вытянуты, бёдрами тянуться вверх.

4. И.П.: сесть лицом к  стене, ноги согнуты в коленях,  пальцами ног упереться в стену.  Руки на затылке, локти разведены  в стороны.

- партнёр находится сзади,  подставляет колено под лопатками  и, взяв сидящего за локти,  прогибает его спину назад;  то же исполнить с руками  вверх.

 

63

Методические рекомендации: во время исполнения движения хорошо подтянуть мышцы живота.

5. И.П.: лечь на грудь,  руки согнуты в локтях и  прижаты к телу:

- партнер одним коленом  упирается лопатки лежащего, берёт  его за плечи и прогибает  ему спин назад.

Методические рекомендации: Исполнитель должен как можно  сильнее прогнуться назад в грудном  отделе позвоночника.

6. И.П.: ноги шире второй  свободной позиции, руки подняты  вверх, пальцы скрещены:

- вытягивая стопу правой  ноги, корпус перенести на левую  ногу, при этом вытягиваться в  позвоночнике вверх, слегка наклонившись  вправо.

Методические рекомендации: сохранять осанку.

7. И.П.: упор лёжа на полу, локти вдоль корпуса:

- отжимаясь от пола, сгибая  и разгибая руки, не задерживать  дыхания;

- то же, но с одновременным  подниманием вверх правой (левой)  ноги.

Методические рекомендации: сохранять при этом ровную спину.

8. И.П.: сесть на пол,  руки сзади упираются в скамейку:

- разгибать и сгибать  руки в упоре сзади, выравнивая  тело в поясничном отделе позвоночника.

Методические рекомендации: во время исполнения движения бёдра  подавать вперёд, большие ягодичные  мышцы сильно подтягивать.

9. И.П.: лечь на спину,  ноги скрещены (как в пятой  позиции),

- руки вытянуть над  головой и скрещены ладонь  к ладони, перекатываясь в правую  сторону, не касаясь при этом  руками и ногами пола.

Методические рекомендации: сохранять осанку.

10. И.П.: лечь на спину,  руки за головой (или на поясе), ноги на ширине второй позиции.  Стопы сокращены, партнёр прижимает  их к полу:

- наклоны корпуса к  вытянутым ногам.

 

64

Методические рекомендации: возвращаясь в исходную позицию, выравнивать поясницу и разворачивать  бёдра, подтягивая большие ягодичные  мышцы.

11. И.П.: встать на левое  колено, правую ногу вытянуть  в сторону. Корпус наклонить  влево, опираясь левой рукой  в пол; прогнуть спину:

- вытянутую правую руку  завести за голову и тянуться  ею к полу. Сменив исходное  положение, то же исполнить  в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

12. И.П.: сесть на пол,  корпус ровный, живот подтянут. Ноги  максимально разведены в стороны,  стопы вытянуты:

- наклоняя корпус к  правой ноге, стараться лечь на  неё. Левой рукой достать правую  стопу. Зафиксировать позу и  вернуться в исходную позицию.  То же в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

13. И.П.: лечь на спину,  руки вытянуть вдоль корпуса  ладонями вниз:

Информация о работе Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами хореографии у подростков