Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….

Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………

2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА: ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»

 

 

 

тема: « Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей

старшего  дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: студентка V курса заочного отделения, группа 2 специальность:   Физическая Культура и Спорт

Петрунина С.В.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                             Владимир Тимофеевич  
                                       Ткач.            

Москва 2005 год

 

Оглавление

Введение  ………………………………………………………………………

Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..

1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего  развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….

1.2.  История развития музыкально-ритмических движений…………………………...

1.3.   Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика

1.4    Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений……. 
1.5    Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………. 

 

Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………… 

 

2.1.   Понятие и  значение двигательной активности  для разностороннего развития  дошкольника…………………………………………………………………………………….. 
2.2.   Условия развития двигательной активности………………………………………... 
2.3.   Типы двигательной активности ……………………………………………………….. 
2.4.   Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….. 
2.5.   Особенности организации двигательной активности дошкольников…………… 

Заключение……………………………………………………………………….. 
Список изученной литературы………………………………………………… 
Приложение……………………………………………………………………….

 

 

Оглавление

Введение...................................................................................4

Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов..................... ...9-38

1.1.Значение   музыкально-ритмических   движений   для   разностороннего развития ребёнка - дошкольника.....................................................9

1.2. История развития музыкально-ритмических движений................... 12

1.3. Виды музыкально-ритмических  движений и их характеристика..... ...22

1.4. Анализ  программ по использованию музыкально-ритмических  движений ...............................................................................................26

1.5.    Методика    обучения    музыкально-ритмическим    движениям    детей старшего дошкольного возраста.................................................. ....30

Глава П. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста..............................................................................39 - 61

2.1.  Понятие и значение  двигательной  активности для  разностороннего развития дошкольника..................................................................39

2.2. Условия  развития двигательной активности ..................................43

2.3. Типы двигательной  активности............................................... ...46

2.4. Особенности развития  двигательной активности   у  детей дошкольного возраста.....................................................................................51

2.5. Особенности          организации          двигательной          активности 
дошкольников.............................................................................56

 

Глава III. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста..........................................................62 • 74

3.1. Оценка уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.................................................................62

3.2. Разработка системы работы с использованием музыкально-ритмических движений по повышению двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.................................................................66

3.3. Методические рекомендации............................................... ....73

Заключение..............................................................................75

Список литературы...................................................................76

Приложения.......................................................................... ...78

 

 

 

 

Введение

Проблема состояния  физического и психического здоровья подрастающих поколений являются сегодня  поистине глобальной проблемой.

Это объясняется  тем, что именно в детском возрасте достаточно интенсивно развиваются  и созревают основные морфофункциональные, психические и двигательные функции  организма, т.е. закладывается будущее  здоровье человека как биологическое, так и психическое (Н.А.Амосов, В.К.Бальсевич, И.И.Брехман).

По данным научных  исследований М.М. Безруких, Т. Богиной, М.А. Руновой не все дети старшего дошкольного возраста готовы к обучению в школе и это связано с  состоянием здоровья. Число зрелых детей не превышает - 27%, среднезрелых - 67%, незрелых  -  6%.У многих детей выявлена хроническая патология, нарушения функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нейро-эндокринной систем, органов зрения. По результатам исследований В.И. Кардашенко, Т.В. Вишнявецкой, О.А. Лосева в возрасте 6,5 лет количество зрелых детей – 50-60 %, в возрасте 7 и 8 лет   -  85-98 %.

Согласно исследованиям  специалистов (П.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян) 75% болезней взрослых заложены в детстве.

25 лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число физически незрелых новорожденных увеличилось в три раза. Каждый 4-тый  ребенок  дошкольного возраста болеет более 4-х раз в год.

По исследованиям Ю.Ф. Змановского, Андроповой, 60% детей в  возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имееют функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40 % младшего и 20-30 %  детей старшего дошкольного возраста имеют невропатические проявления ; у 30-40 % имеются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25 % - со стороны носоглотки; 10-23% детей имеют аллергические реакции; 10-25 % со стороны сердечно-сосудистой системы. И только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Исследования свидетельствуют  о том, что современные дети имеют  «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых детьми в течении дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени дети проводят в статичном положении (на занятиях, у телевизора и т.д.), вследствие этого происходит нарушение функционирования органов.

По данным исследователей  Ю.Ф. Змановского, Андроповой, М.Д. Махакева 30-40 % детей имеют избыточный вес. У таких детей часты травмы, заболеваемость ОРВИ выше в 3-5 раз. Каждый третий ребенок, поступаеющий в школу, имеют сниженную остроту зрения. Более 20 % имеют дефицит массы тела. Среди хронических патологий наиболее распространенными являются заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищевой, мочеполовой систем, аллергические реакции, заболевания кожи.

В этой связи формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте становится определяющим  для всей последующей жизни человека.

Решение данной проблемы нужно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, когда  формируются основы мировоззрения, отношение к окружающему миру. Необходимо проводить активную оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. к этому времени дети достаточно хорошо владеют различными движениями, у них интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются возможности различных систем к нагрузкам (М.А. Рунова, Е.А. Тимофеева, Т.И. Осокина.). На этом этапе развития жизненные установки еще не достаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью, что способствует формированию потребностей ребенка в здоровом образе жизни (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А.Шишкина).

Процесс развития детей  и становление всех его физических функций неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим  фактором физического, интеллектуального  и эмоционального развития ребенка (И.А. Аршавский).

Самой природой в людях  заложено стремление к двигательной активности. Уже с первых лет жизни  ребенок начинает совершать движения ручками и ножками. По началу они  кажутся бессмысленными, но их огромный смысл заключается в том, что они обеспечивают рост и развитие ребенка. Следовательно, двигательная  активность необходима с самого раннего возраста. В последние годы большое количество работ посвящено выяснению значения двигательной активности для развития и оздоровления детей (В.Г. Ким, М.А. Руновой, В.К. Бальсевич и др.).

В связи с тем , что, учитывая выше приведенные статистические данные, полноценное развитие и здоровье детей  в наше время сильно ухудшилось , особую актуальность на современном  этапе приобретает разработка путей повышения двигательной активности, как на организованных видах деятельности, (физкультурных занятиях, гимнастике) , так и в самостоятельной деятельности детей.

В числе средств  повышения  двигательной активности в процессе самостоятельной деятельности детей, некоторые авторы выделяют музыкально-ритмические движения  и игры (Н.А. Евстратова, Воротилкина и др.). Ритмические движения  и игры - являются средством универсальной гармонизации человека и мира, во время выполнения которых происходит «внутреннее согласование всех органов и систем, которое переживается  организмом как благополучие, здоровье».

Музыка в общем, и  музыкально-ритмические движения в  частности вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.

 

Таким образом, все выше перечисленное послужило выбору для проведения исследования по теме: « Музыкально-ритмические движения – как средство повышения уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста».

 

Исходя из выбранной темы, объектом исследования являются музыкально-ритмические движения, а предметом исследования выступает двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель  Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Для реализации поставленной цели,  и проверки выдвинутой гипотезы предстояло решить следующие задачи:

    1. изучение литературных источников и программного материала по проблеме исследования;
    2. исследование уровеня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
    3. Разработать методику применения музыкально-ритмических движений  в комплексах ритмической гимнастики и внедрить её в практическую работу с детьми.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

      • Изучение, анализ, обобщение литературы по проблеме исследования;
      • Метод шагометрии;
      • Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный );
      • Диагностика уровня ДА, владения музыкально-ритмическими движениями;
      • Фото материалы.

Для обработки количественных результатов использовались методы математической статистики.

 

Глава    I .  Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов.

    1. Значение музыкально-ритмических движений на разностороннее развитие дошкольника.

 

Музыка имеет удивительную возможность, отображать переживания  людей в разные моменты жизни. Она является самым тонким средством  привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка обладает огромной силой воздействия, а внутренний мир человека, обогащает его духовно, оказывает большое влияние на его всестороннее развитие. Слушая музыку, человек познает себя.[13.c.117]

По мнению выдающихся ученых  и педагогов таких, как  Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, М.Л. Палавандишвили, музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. Важно начать воспитание музыкой с детства ,  ведь души детей чисты и открыты. Они готовы к смеренному созерцанию, вкушению и творению прекрасного. Так следует воспитывать у детей общую музыкальность: способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения в целом, понимать музыкальный образ, сопереживать услышанному, а так же передавать услышанное в движении пропуская музыку через себя.[13.c.118.]

Информация о работе Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей