Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….

Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………

2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

различать    произведения    разного    жанра:    танец (полька, вальс, народная пляска), марш;

уметь   узнавать   части   произведения   (вступление, заключение);

уметь эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;

выразительно  и ритмично двигать в соответствии с

разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный рисунок, самостоятельно начинать движения после музыкального вступления;

выполнять танцевальные движения: шаг с притопом,

приставной  шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг. инсценировать      игровые      песни,      придумывать варианты образных движений в играх и хороводах

По полученным в ходе наблюдений данным мы выявили 84% (12 чел.) - эмоционально откликаются на музыку, выполняют музыкально-ритмические движения; 77% (11 чел.) - различают произведения по жанру и характеру;42% (6 чел.) - различают части произведения, умеют инсценировать несложные муз. произведения; 49% (7 чел.) - умеют двигаться выразительно.

Говоря об уровне владения детьми музыкально-ритмическими движениями в общем следует отметить, что движения детей маловыразительны, скованны, плохо координированы. Ритмический рисунок произведения плохо различается детьми, поэтому движения не чётки, неритмичны. Большинство детей (57%) не умеет инсценировать игры и пьесы и придумывать танцевальные движения, опираясь на свой опыт (Приложение 3, таблица 1).

Также нами были даны два разных ритмических рисунка, выраженных хлопками. Первый рисунок содержал 3 длинных хлопка в ладоши, паузу, 4 коротких, паузу и один длинный. Задача ребят была внимательно прослушать ритмический рисунок, а затем по команде повторить его. Ритмический рисунок был показан один раз.

Второй ритмический  рисунок был усложнён и состоял  из 2 длинных хлопков, паузы, 2 притопов обеими ногами поочерёдно, паузы, 6 коротких хлопков и одного длинного. Данный ритмический рисунок был повторен два раза с установкой на внимательное слушание и затем рекомендован детям к выполнению самостоятельно по команде.

Это задание  оценивалось исходя из таких критериев, как чёткость, ритмичность, выразительность, темп и полное невыполнение и показало, что 77% (11 чел.) - выполнили задания в нужном темпе; 63% (9 чел.) -выполнили ритмично (в соответствии с ритмическим рисунком); 56% (8 чел.) - выполнили задания чётко и выразительно; 7% (1 чел.) - не справился с заданием.

В выполнении заданий детьми были отмечены низкая ритмичность, чёткость и выразительность. (Приложение 3. Таблица 2.)

Итак, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у 35% (5 человек) имеют низкий объём двигательной активности, что говорит о недостаточном уровене двигательной активности, преобладающими видами движений является ходьба (56%), уровень владения музыкально-ритмическими движениями у детей по всем показателям (Приложение 3. Таблица 1.) средний, но находится в норме для детей данной возрастной группы. Показатель развития чувства ритма у исследуемых детей также находится на среднем уровне (Приложение 3. Таблица 1).

В связи с этим, для  повышения уровня двигательной активности, необходимо разработать систему  работы с использованием музыкально -ритмических движений для детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Разработка системы работы с использованием музыкально - ритмических упражнений для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень двигательной активности, где преобладающими движениями являются бег и ходьба, уровень владения музыкально - ритмическими навыками и движениями, а также чувство ритма у большей части детей развито на среднем уровнем. Исходя из этого, нами была разработана система с использованием музыкально - ритмических движений для детей старшего дошкольного возраста, которая будет способствовать повышению уровня   их двигательной активности и владения музыкально - ритмическими движениями. Нами был проведён формирующий эксперимент.

На втором этапе, нами была поставлена следующая  задача:

разработать    систему   работы    с    использованием музыкально - ритмических движений

В начале работы, мы провели ряд упражнений состоящих  из ритмических рисунков с использованием хлопков, притопов, с целью уточнить умение детей слышать и самостоятельно повторять ритмические рисунки.

Первое задание состояло из 4 длинных хлопков, паузы, 2 коротких, паузы и 2 длинных. Показ упражнений был дан два раза с установкой на внимательное слушание и самостоятельное повторение по команде.

Второе задание содержало  более сложный ритмический рисунок: 4 коротких хлопка, пауза, 2 притопа обеими ногами, хлопок. Данное упражнение было показано один раз с указанием на выполнение аналогично предыдущему.

В следующем  задании были использованы деревянные народные ложки: 4 притопа обеими ногами, 3 удара в ложки, пауза, 4 удара ложками, пауза, 1 удар ложками, 2 притопа. Данный ритмический рисунок был повторен 2 раза.

Во время  проведения каждого упражнения, проводилась индивидуальная работа, обращалось внимание на точность воспроизведения ритмического рисунка, на его выразительность и чёткость. Такие задания давали повторно на протяжении первой недели практики (Приложение 6).

Также нами было предложено детям под определённый ритмический рисунок и слова стихотворения самостоятельно придумать танцевальные движениям, с целью упражнять детей, импровизировать под определённый ритмический рисунок и слова (игры со словом). Для этого были использованы два простых ритмических рисунка, прохлопанные в ладоши.

Первый состоял  из 2 длинных и 3 коротких хлопков, этот ритмический рисунок был показан дважды с установкой на внимательное слушание, запоминание и придумывание танцевального движения. Второй, из предложенных ритмических рисунков содержал в себе 1 длинный и 2 коротких хлопков. Данный рисунок был продемонстрирован один раз с такой же установкой, как и предыдущий.

Во время  выполнения задания, проводилась индивидуальная работа с каждым ребёнком, обращалось внимание на точное воспроизведение ритмического рисунка с помощью музыкально - ритмических движений. В ситуации, когда дети затруднялись придумать свои движения, с ними проводилась работа по воспроизведению ритмического рисунка в хлопках за педагогом, а затем были предложены такие танцевальные движения, как "ковырялочка", "выставление ног на пятку" и другие. В этом случае, педагог воспроизводил ритмический рисунок, а ребёнок выполнял движения. Поощрялись точно выполненные задания. При выполнении детьми танцевального движения, контролировались и корректировались осанка, поза, выразительность, ритмичность исполнения движения.

Затем детям  было предложено послушать стихотворение, рассказанное 
ритмично. После чего было дано задание аналогичное предыдущему. 
Работа над придумыванием танцевальных движений под слова проходила в 
несколько этапов:

1) слушание  стихотворения целиком;

2) слушание  первой части стихотворения, придумывание танцевальных движений под первую часть стихотворения (в случае затруднения предлагались следующие движения: поскоки, дробный шаг, галоп, выбрасывание ног вперёд и др.);

3) слушание  второй части стихотворения и  придумывание танцевальных движений для неё;

4) исполнение  всего стихотворения с выполнением  танцевальных движений

С каждым ребёнком проводилась индивидуальная работа, были выслушаны все предложенные детьми варианты и совместно выбран наилучший, который затем был разучен всей группой. Поощрялась инициатива каждого ребёнка. Большое внимание уделялось правильному, точному, ритмичному, выразительному исполнению движений.

Затем детям был предложен  ряд игр со словом (Приложение) на закрепление умений полученных в  ходе предыдущей работы. Задачи и методика соответствуют предшествующей работе.

После закрепления  навыков точного, ритмичного, выразительного исполнения движений, детям были предложены уже известные игры со словом, работа над которыми проводилась ранее. Но ритмический рисунок игр, был изменён с целью закрепления и совершенствования полученных навыков и увеличения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для увеличения двигательной активности детей, мы использовали разные виды самостоятельной деятельности детей (подвижные игры в группе и на открытом воздухе). При организации игр со словом, мы просили детей вспомнить и повторить движения подобранные и выученные ранее на знакомый текст рифмовки, после чего была дана установка на новое прослушивание того же текста с изменённым ритмом, где обращалось внимание детей на данную особенность. Задача детей была услышать изменений ритма и снова придумать танцевальные движения под новый ритмический рисунок. Важно было добиться понимания детьми того, что с изменением ритма меняется музыкально - ритмические движения. Проводился контроль за выполнением задания, за ритмичностью и точностью исполнения движений. Поощрялась инициатива и верное исполнение движений.

С целью уточнения, закрепления у детей способности    различать произведения   разных   жанров,   изменения   характера,   темпа   и   ритма произведения, детям была предложена подвижная игра "День - ночь" с использованием подборки музыкальных произведений разного жанра и характера. При организации данной игры, детям была поставлена задача двигаться и менять свои движения в соответствии с характером музыкального произведения, также было предложено придумать танцевальное движение под каждую композицию и исполнить их во время игры (Приложение 7).

В работе над повышением ДА детей и улучшением уровня владения музыкально-ритмическими движениями мы опирались на педагогические принципы

•        доступность;

•        систематичность;

•       принцип последовательности;

•        принцип от простого к сложному; в соответствии с которыми мы строили всю нашу работу. После   проведения   формирующего   эксперимента,   был   проведён контрольный эксперимент, на котором были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень двигательной активности, выявить её характер (объём, преобладающие виды движений) в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста в рамках целого дня (08.00-18.00.)

2. Оценить уровень владения музыкально - ритмическими движениям детей старшего дошкольного возраста.

Работа на 3 этапе исследования (контрольный эксперимент) проводилась по тем же критериям что и в констатирующем эксперименте (наблюдение, шагометрия, ряд контрольных ритмических рисунков).

Повторные измерения объёма двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с помощью шагомеров показала, что 64% (9 человек) - средний объём ДА, 35% (5 человек) - низкий объём ДА, то есть остался прежним по сравнению с констатирующим экспериментом. (Приложение 4.Таблица 1). Индивидуальные показатели детей увеличились в среднем за день на 50-100, что является достаточно существенным изменением уровня двигательной активности при использовании музыкально - ритмических движений.

Во время проведения эксперимента, мы наблюдали за самостоятельной деятельностью детей с целью получения представлений о характере и содержании их двигательной активности в повседневной жизни (прогулка, помещение). Нами было отмечено, что дети использовали музыкально-ритмические игры со словом в самостоятельной деятельности во время прогулок и игр в групповой комнате. Вследствие этого было выявлено, что у 35% (5 чел.) -осталась ходьба преобладающим движением, при этом 49% (7 чел.) имеют бег, ходьбу как преобладающие движения, а 14% (2 чел.) - бег, ходьба, прыжки (Приложение 4. Таблица 1.)

При этом музыкально - ритмические движения и основные виды движения у детей стали более чёткими, ритмичными, появилась хорошая координация рук и ног, улучшилось чувство равновесия. Дети овладели некоторыми музыкально - ритмическими движениями на достаточно хорошем уровне. Также ребята стали более внимательными, но владение своей волей осталось на том же уровне, что и при проведении констатирующего эксперимента. Дети часто конфликтовали и нарушали правила игры. Исходя из полученных данных, можно говорить об улучшении уровня двигательной активности детей, повышении уровня владения основными видами движений и музыкально - ритмическими движениями, а также о том, что самостоятельная деятельность детей, стала более разнообразной ( повысился процент детей с преобладающими движениями бега, ходьбы (49% (7 чел.)). Это связано с тем, что музыка и музыкально -ритмические движения находят отклик в душевной и эмоциональной сферах детей. Ребята проявили интерес к играм со словом, предложенным в занимательной форме, к играм музыкального характера. Музыкально -ритмические движения, вызывают интерес детей, позволяют добиться точности выполнения движений, контролируют движения детей и разнообразят двигательный опыт (танцевальные движения):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена проблема использования музыкально-ритмических движений, как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В теоретической  части работы были раскрыты основные вопросы, касающиеся темы нашего исследования: обозначено значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребёнка-дошкольника, раскрыта история возникновения и развития музыкально-ритмических движений, дана характеристика видам музыкально- ритмических движений, проанализирован ряд программ, в которых были исследованы разделы по использованию музыкально- ритмических движений, также была описана методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста. Большое внимание обращалось на подробное раскрытие методов и приёмов обучения детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей