Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….

Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………

2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

В связи с  проблемами здоровья и экологии, пониженной рождаемостью, уменьшением двигательной активности детей вследствие научно-технического прогресса, перед учёными (А.Г. Сухарев, Г.К. Бальсевич, М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский, Г.Н. Сердюковская и др.) встаёт серьёзный вопрос об увеличении двигательной активности и разработке новых способов и средств повышения двигательной активности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Двигаясь, дети познают мир, в движении происходит полноценное развитие 
ребёнка, отмечают М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский, Э.Л. Степаненкова.

Ход эволюционного  развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях двигательной активности. Ещё И.Г. Песталоци (1746-1827) подчёркивал, что двигательная активность способствует формированию человеческой личности, развитию ума, нравственных и волевых качеств. Жан-Жак Руссо (1712-1778) писал о движении как о средстве познания окружающего мира. Без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. Жан-Жак Руссо предлагал с самых первых дней предоставлять ребёнку свободу движений. Выдающиеся педагоги такие, как Л.С. Выгодский (1896-1934), А.В. Запорожец (1905-1981), Ж. Пиаже (1896-1980), Дж. Брунера (1915-1983) считают, что движение является средством всестороннего развития ребёнка.

Также движения оказывают положительное влияние  на все без исключения психические функции. В исследованиях видных отечественных и зарубежных психологов Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца, Ж.Пиаже, показано наличие прямой связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста [9, С15].

Отечественные педагоги также подчёркивали важность двигательной активности.

К.Д. Ушинский (1824-1870) подчёркивал роль движений в овладении родным языком. Е.А. Аркин (1873-1943) считает, что интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями [25,С.15].

О значении двигательной активности в общебиологическом  плане, т.е. для роста и развития живого организма писал академик А.А. Ухтомский (1875-1942). Он исследовал процессы возбуждения и торможения в процессе двигательной активности. Н.М. Амосов (1913) называл движение «первичным стимулом» для ума ребёнка. Он отмечал, что снижение двигательной активности пагубно сказывается на здоровье и приводит к различным заболеваниям (сердечно-сосудистые, нарушение обмена веществ) [24, С.4].

Современные исследователи также подчёркивают важность движений в жизни детей.

Н. Ефименко выделяет следующее влияние двигательной активности на развитие ребёнка: формирование пространственных и временных отношений, изучение свойств материалов, ознакомление со значением предметов, расширение словаря, развитие психических процессов (внимание, мышление, память), математических представлений, воспитание личностных качеств, эстетических и этических норм, положительных эмоций [6,С.224].

От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств ( ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по разным предметам, настроение и долголетие человека, по утверждению Кармановой [11,С.6].

И. Васильева  отмечает, что целенаправленное формирование двигательных умений и навыков является важным средством воспитания здорового ребёнка: «велика роль движений в жизни детей, через движение они познают мир, совершенствуют моторный аппарат» [3, С. 18].

Медико-биологические  исследования последних лет свидетельствуют  о положительном влиянии двигательной активности на состояние здоровья организма ребёнка [11, С.6]. В исследованиях ряда авторов (В.В. Кривошей, Т.С. Некрасова) выявлена положительная динамика в показателях окружности грудной клетки, мышечной силы рук, массы тела. Под влиянием значительной двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма ребёнка [11,С.7].

Развитие  двигательной активности оказывает  огромное влияние на развитие соответствующих структур мозга (Л.М. Сеченов, М.М. Кольцова). Тесная связь психического и моторного развития детей дошкольного возраста показана в работах Т.Н. Касаткиной и Н.А. Ноткиной. Двигательная активность увеличивает словарное многообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий [9, С. 32].

Н.А. Фомин  и Ю.Н. Вавилов дают следующее  определение двигательной активности: «Двигательная активность - видовая  потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определённого количества двигательных актов.»[24,С.215]. Двигательная активность, по мнению М.А. Руновой является органической потребностью детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего воспитания и развития ребёнка [19, С. 16]. И.А. Воротилкина отмечает, что двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника [5,С.34]. А.В. Запорожец, А.А. Маркосян, М.Ю. Кистяковская, М.М. Кольцова, Ю.Ф. Змановский отмечают, что двигательная активность представляет собой удовлетворённую потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребёнка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма [11, С.5].

Существуют разные определения двигательной активности, но все учёные (М.А. Рунова, В.А. Шишкина, В.Н. Шебеко, Д.В. Хухлаева, Ю.Ф. Змановский) отмечают, что двигательная активность является естественной и важной потребностью организма. Двигательная активность- не только особенность высокоорганизованной материи, но и необходимое условие самой жизни [24,С.35].

Двигательная  активность оказывает положительное  влияние на весь организм в целом.

Двигательная  активность оказывает положительное  влияние на весь организм ребёнка, т.о. можно выделить следующие основные моменты в многообразном влиянии двигательной активности на развивающийся организм: (Ю.Ф. Змановский.)

•   Создание   энергетической    основы   для   роста   и   развития, деятельности морфофункциональных систем.

•   Благотворное,  стимулирующее воздействие  на формирование психических функций [9, С.31].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что двигательная активность в жизни ребёнка, в  его развитии как умственном, так  и физическом играет огромную роль, что было доказано целым рядом исследований и педагогическим опытом педагогов прошлых лет и современности. Важно учитывать, что достаточная двигательная активность является необходимым условием для нормального развития ребёнка.

 

2.2. Условия развития двигательной  активности детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития, организации и оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста следует создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач [19,С.28].

М.А. Рунова выделяет следующий  ряд условий, необходимых для оптимального развития двигательной активности:

1. Рациональное    сочетание    разных    видов   занятий    и    форм двигательной активности.

Осуществляется  под руководством педагога. Должно представлять собой определённый двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования. При этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объёму и интенсивности ДА. При выполнении данного условия необходимо рациональное педагогическое воздействие, учитывающее особенности каждого ребёнка.

2. Введение дополнительных занятий

Успешное развитие ДА детей может быть достигнуто за счёт внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре: оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, пробежки по массажным дорожкам, ритмическая гимнастика, плавание, массаж.(М.А. Рунова)

3. Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при условии целесообразного сочетания движений с разной степенью интенсивности.

4. Эффективная организация учебных  занятий

Важно правильно распределять детей на подгруппы во время физкультурных занятий в зависимости от типа ДА, уровня развития ДА, условий проведения (в помещении или на воздухе), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей.

5. Учёт       индивидуальных       особенностей       ДА      детей  в     самостоятельной деятельности

Важно стремиться к тому, чтобы дети творчески использовали весь арсенал подвижных игр и  упражнений, разученных во время организованных видов занятий, подчёркивает М.А. Рунова. При этом педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ДА детей во время самостоятельной деятельности.

6. Дифференцированный    подход    с    учётом    индивидуального уровня двигательной активности детей

С помощью  разных педагогических приёмов можно  добиться постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность.

7. Проведение коррекционной работы

Такую работу необходимо проводить с ослабленными, часто болеющими детьми, имеющими различные отклонения в физическом развитии. При этом необходимо тщательно отбирать комплексы упражнений с учётом состояния здоровья и физического развития каждого ребёнка.

8. Организация активного отдыха  детей

При создании рационального развития двигательной активности детей важно не забывать об активном отдыхе детей. К нему относятся: недели здоровья, физкультурные праздники, спортивный досуг.

9. Работа с родителями

Для нормального развития двигательной активности целесообразно предусмотреть совместную физкультурно-оздоровительную работу детского сада и семьи. Родителей необходимо познакомить с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировать о состоянии здоровья и физическом развитии, а также об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлекать родителей к совместному участию в физкультурных досугах и праздниках [19,С.31-35].

Нормальное  развитие двигательной активности детей необходимо планировать. Планирование работы над развитием и повышением ДА детей является необходимым условием.

И. Воротилкина  выдвигает следующие требования к планированию: двигательной активности:

•   Необходимо грамотно сочетать фронтальные и  индивидуальные формы работы;

•   Учёт двигательных умений и навыков детей;

•   Учёт индивидуальных особенностей детей;

•   Систематичность   работы,    конкретность,    учёт   предыдущей работы;

•   Знание вариативных и альтернативных программ;

•   Учёт уровня профессионального  мастерства воспитателя, его

личностных  качеств, отношение к работе.

Автор подчёркивает, что необходимо создавать возможности  для самостоятельной двигательной активности, используя для этого различные средства и методы: создание «уголка спортсмена», проведение индивидуальной работы и спортивных игр, активный отдых и занятия на тренажерах [5,С.35].

Для создания условий развития двигательной активности не только на занятиях, но и в повседневной жизни необходимо выделить время, внести оборудование, дать образец использования оборудования, ввести новый сюжет.

В. А. Шишкина  выделяет следующие условия, влияющие на двигательную активность:

•   Выделение  места, подбор оборудования, его размещение;

•   Наличие  стилизованных построек;

•   Расставление препятствий перед домиками во время  подвижных игр;

• Использование  физкультурного оборудования. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют условия, благодаря которым развивается двигательная активность детей дошкольного возраста. Данные условия необходимо выполнять, так как игнорирование этого вопроса может привести к плачевным результатам в развитии ребёнка в целом. Следовательно, данный вопрос является важным и необходимым фактором для успешного развития двигательной активности и ребёнка дошкольного возраста в целом.

2.3. Типы двигательной активности

Одним из неотъемлемых факторов верной организации двигательной активности детей дошкольного возраста является учёт типа двигательной активности каждого ребёнка. Только соблюдая это важнейшее условие можно добиться высоких результатов в освоении движений, укрепить здоровье и улучшить эмоциональное состояние детей. Следует принимать во внимание этот фактор наряду с остальными такими, как особенности развития и индивидуальные и половые различия двигательной активности.

Важно помочь ребёнку научиться управлять  своим телом, овладеть основными видами движений, полюбить спорт, привить навыки спортивных игр, научить заботиться о своём здоровье. Необходимо помнить. Что неучёт выше перечисленных условий может пагубно отразиться на развивающемся, хрупком организме и психике ребёнка, что может привести к гипокинезии (пониженная ДА) и гиперкинезии (повышенная ДА).Чтобы глубже рассмотреть проблему типологии ДА, следует сначала выяснить, что же является нормой двигательной активности для ребёнка дошкольника, из каких параметров выделяется и как меняется в зависимости от различных факторов (М.А. Рунова, Г.Н. Сердюковская, Ю.Ф. Змановский).

Информация о работе Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей