Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа
Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….
Пяти-шестилетние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдёт для них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии двигательной активности имеет очень важное значение [2,С.89-95].
Старший дошкольный возраст характеризуется высокой потребностью в двигательной активности, большою её целенаправленностью. В этом возрасте детям доступно овладение сложными движениями и способами их выполнения. В этом возрасте происходит качественное преобразование моторной сферы. В старшем возрасте, как утверждает М.А. Рунова, возникает тенденция к нарастанию всех основных показателей двигательной активности (объёма, продолжительности, интенсивности) вследствие повышения функциональных возможностей организма, обогащения двигательного опыта. При исследовании объёма двигательной активности старших дошкольников были выявлены половые различия. Особенно это заметно в самостоятельной деятельности (игры подвижные и сюжетно-ролевые), где мальчики более активны и подвижны [18,С. 12].
Развитие двигательной активности зависит не только от возрастных норм, но и от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от таких факторов как погода, сезон, дни недели и даже время. Всё это обуславливает особенности развития двигательной активности дошкольников.
У детей шести лет двигательная активность более осознанная и разнообразная. Появляется интерес к спортивным играм (футбол, баскетбол), уменьшается разница между двигательной активностью мальчиков и девочек, дети способны усвоить более сложные движения, умеют соблюдать правила, но часто переоценивают свои физические возможности, по этому нужно внимательно следить за их состоянием и нагрузкой [2,С.89].
В семилетнем возрасте показатели двигательной активности увеличиваются вследствие обогащения самостоятельной деятельности играми и упражнениями и повышения возможностей организма. Появляется устойчивый интерес к спортивным играм (футбол, баскетбол и др.) и упражнениям (прыжки, приседания, ходьба, ползание, лазание и др.), у детей появляется самоконтроль, самооценка, дети могут самостоятельно упражняться в движениях [2,С.13].
Таким образом, существуют определённые закономерности развития двигательной активности детей дошкольного возраста, зависящие от разных причин, от индивидуальных и половых различий, которые непременно следует учитывать при работе над повышением двигательной активности дошкольников.
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников
Организация рациональной двигательной активности является основным условием нормального развития ребёнка и обеспечения жизнедеятельности его организма. При организации двигательной активности следует учитывать все факторы, описанные выше, такие как: типы двигательной активности, особенности развития ДА, и условия ДА детей, а также важно обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребёнка, половые различия и уровни развития.
От рационально организованной двигательной активности зависит психическое состояние ребёнка, его самочувствие и настроение. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребёнка [1,С.55].
Вредна как недостаточная , так и излишняя двигательная активность. Правильной организацией её можно корректировать. Отправной точкой в организации ДА должна стать естественная потребность организма в движении для дошкольников.(В.Г.Алямовская).
Двигательная активность будет считаться оптимальной при следующих условиях:
•
Соотношение покоя и
•
Не наблюдается признаков
• Не отмечается
повышение артериального
• Величина физической работоспособности не только соответствует стандартным возрастным показателям, но и наблюдается её положительная динамика.
Оптимальность двигательной деятельности может быть достигнута, если дети в среднем занимаются физическими упражнениями разной степени активности не менее 1- 1,5 часов ежедневно, а также при наличии соответствующих условий для самостоятельной двигательной деятельности В.К. Бальсевич отмечает, что перегрузки организма ребёнка, связанными с большим силовым напряжением недопустимы.
В этом возрасте В.К. Бальсевич предлагает проводить занятия физическими упражнениями ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений и различных игр. Продолжительность занятий в начале периода - 15-20 мин., к концу периода достигает 20-25 минут.
Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребёнка привычки начинать день с физических упражнений [2,С.90].
Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хорошо освоенных ребёнком движений. В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности тех или иных упражнению для ребёнка, подмечать, что ему нравиться делать больше, а что меньше, и в тоже время побуждать ребёнка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере последовательного их приближения к правильному выполнению задания. Если ребёнок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, педагогу следует незаметно изменить задание в сторону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения. Для воспитания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно сделать так, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы у ребёнка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие делает его более ловким и более сильным.(М.А. Рунова, В.К. Бальсевич, Л.В. Карманова).
Регламент занятия детей пяти лет остаётся тем же, что и в возрасте трёх лет. Также следует заниматься три раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно. Время утренней зарядки остаётся прежним, а продолжительность тренировки может быть увеличена до 40 мин.
Развитие скорости и силы, воспитание выносливости не являются самоцелью физической подготовки шестилетних детей. Задача этих тренировок состоит в подготовке физиологической организации ребёнка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения, и его психики к предстоящему повышению физических и умственных нагрузок с началом учёбы в школе. Так, при выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений.
Шестилетние дети способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке.
Нужно создавать условия для обогащения их моторики разносторонним «опытом», который в будущем окажется полезным в любой спортивной специализации и при осуществлении двигательной активности с оздоровительными и общеукрепляющими целями.
Режим двигательной активности ребёнка шестого года жизни будет более напряжённым за счёт увеличения продолжительности занятия и утренней гимнастики.
В этот период продолжается активная тренировка физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости - и совершенствование ранее освоенных видов движений. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. В упражнениях на быстроту большое внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость - амплитуде движений, в упражнениях на ловкость - быстроте реакции. В организацию работы можно включать упражнения на выносливость. Общая продолжительность занятий составляет 45 минут (М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский).
За состоянием шести - семилетних детей нужно очень внимательно следить, вовремя снижать нагрузки или создавать условия для хорошего восстановления после них.
Игровой метод занятий в этот период может с успехом осуществляться в соревновательной форме. В условиях ДОУ можно организовать состязания, эстафеты, игры с мячом [2,С.89-96].
Спортивные упражнения желательно организовывать по подгруппам с учётом уровня двигательной активности детей.(Э.Й. Адашкевечене, М.П. Голощёкина, А.Н. Пустынникова, В.Г. Гришин) С малоподвижными детьми необходима индивидуальная работа, постепенное овладение движениями. Влияние воспитателя на гиперактивных детей должно быть направлено на выработку точности движений, а малоподвижных необходимо привлекать к двигательной активности.(М.А. Рунова, В.Н. Шебеко).
Помимо организованных видов занятий значительное место должна занимать самостоятельная двигательная активность. (М.А. Рунова, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, И. Воротилкина, Ю.Ф. Змановский). Она организуется в разное время и требует соответствующих условий.
Особое внимание следует обратить на организацию ДА на прогулке, так как прогулка предоставляет большие возможности для движений. М.А. Рунова предлагает игры с мячом, скакалками, с элементами соревнования, на развитие ловкости, координации.
Подбирая игры и упражнения необходимо учитывать динамический характер, влияние на все группы мышц, соответствие игр сезону, погоде, применение разных приёмов, рациональное использование оборудования, создание благоприятных условий, самостоятельную деятельность, индивидуальные особенности [19,С.15].
Таким образом, только при правильно организованной двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развить важную потребность в двигательной активности, предотвратить болезни. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в приделах оптимальных величин, соответствующая нормам двигательной активности и уровню развития детей.
Глава III. Повышение уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
3.1.
Оценка уровня двигательной
Исследование проводилось в ДОУ №837 восточного административного округа города Москвы, которое является экспериментальной базой педагогического колледжа №8 «Измайлово», с 8 по 29 мая 2001 года, период государственной непрерывной практики. Экспериментальная работа проходила в три этапа:
I этап - констатирующий эксперимент;
II этап - формирующий эксперимент;
III этап - контрольный эксперимент.
В экспериментальной работе принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в количестве 14 человек, из них 8 мальчиков и 6 девочек.
Во время проведения исследовательской работы были использованы следующие методы исследования : педагогический эксперимент, наблюдение за деятельностью детей на музыкальном занятии, фотоматериалы, методы математической статистики.
На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) были поставлены следующие задачи:
1. Определить
уровень двигательной
2. Оценить уровень владения музыкально - ритмическими движениям детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи - определить уровень двигательной активности, выявить её характер (объём, преобладающие виды движений) в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста за целый день (08.00-18.00) - мы пользовались шагомером, при помощи которого определили количество шагов (объём), выполненных детьми в процессе самостоятельной деятельности. В практике детских садов используются два вида шагомеров: механический (выпускается пензенским П.О. «Заря») и электронный («Электрика» ШЭ - О2М, г. Пинск). Мы вкладывали шагомер в мешочек и укрепляли на поясе ребёнка так, чтобы он не мешал во время самостоятельной деятельности. Также было отмечено время начала и конца ношения прибора.
По данным
М.А. Руновой [19,С.26,27] объем самостоятельной двигател
Во время проведения эксперимента, мы наблюдали за самостоятельной деятельностью детей с целью получения представления о характере и содержании двигательной активности детей. Преобладающими видами движений в повседневной жизни были бег и ходьба: 56% (8 чел.) - ходьба, 29% (4 чел.) - бег, ходьба, 14% (2 чел.) - бег, ходьба, прыжки (Приложение 2.Таблица 1). При этом дети плохо держали равновесие в прыжках на одной ноге, плохо отличали прыжки на двух ногах от подскоков. Движения в подвижных играх неточные, плохо координированные. Дети невнимательны, несобранные, плохо владеют своей волей, нарушают правила игры, часто возникают конфликты. В ходе наблюдения за детьми на прогулке, было выявлено преобладание однообразных игр с бегом и увёртыванием ("гуси -лебеди", "ляпка", кошки - мышки") и игр малой подвижности ("найди и промолчи", "запретное движение"), оборудование (мячи, прыгалки, обручи) детьми используется редко. Таким образом, анализ результатов обследования показал, что общие показатели двигательной активности в ходе самостоятельной деятельности детей за целый день равны: 64% (9 человек) - средний объём ДА, 35% (5 человек) - низкий объём, что не соответствует норме (М.А. Рунова). В повседневной деятельности, дети предпочитают однообразные подвижные игры и игры малой подвижности, где преобладающими движениями являются бег, ходьба: 56% (8 чел.) - ходьба, 29% (4 чел.) - бег, ходьба, 14% (2 чел.) - бег, ходьба, прыжки. Движения детей плохо координированы, не точны, многие дети несобранны, несдержанны, часто нарушают правила игры.
Вторая задача - оценить уровень владения музыкально - ритмическими движениями детей старшего дошкольного возраста решалась нами с помощью наблюдения за детьми на музыкальном занятии и выполнении ритмических рисунков. Для оценки и анализа полученных данных во время наблюдения за детьми музыкальном занятии, мы опирались на программные требования ("Программа воспитания и обучения в детском саду") для детей подготовительной группы. К концу учебного года дети должны уметь: