Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….

Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………

2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

К музыкально-ритмическим  движениям относится детский  «бальный танец»- это условное определение. Он включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Здесь  легкий, оживленный характер музыки, сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами.[13.c.132.] Бальные танцы являются - активной формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых  жестов[12.c.59.].

Современные танцы развивают  свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений. Они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей.

В дошкольных учреждениях  используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший  метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение  эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки[15.c.113.].

Игры разделяются на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх выступают определенные персонажи, развертываются действия и решается основная задача – передать музыкально-игровой  образ персонажа. Правила несюжетных игр связаны с музыкой. Важно выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами. В таких играх решается задача – двигаться в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения.

Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Все виды музыкально-ритмической  деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений.

 

Содержание работы по обучению детей  движениям под музыку, отражено в программах воспитания и обучения детей, и раскрывается в разделах затрагивающих вопросы музыкального воспитания дошкольников.

Для анализа были взяты две комплексные  программы, в соответствии с которыми строится воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

1. «Программа  воспитания и обучения в детском  саду», утвержденная Министерством Просвещения РФ[14.]

2.  Базисная  программа развития ребенка дошкольника «Истоки» центра «Дошкольного детства им. А.В. Запорожца[10.].

 

1.  «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст 0-2; младший дошкольный возраст 2-4; старший дошкольный возраст 5-7. В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков, их закрепление на занятиях и совершенствование вне занятий. В программе представлены такие разделы как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.  Движения под музыку раскрыты в разделе эстетическое воспитание.

Движения под музыку даются с первой младшей  и до подготовительной группы.

Основные  задачи:

    • в младшей группе - развитие согласованности движений;
    • в средней группе – развитие творческих проявлений в музыкальной деятельности ;
    • в старшей группе – развитие творческой активности, формирование навыка пения в движении;
    • в подготовительной группе – развитие стремления к самостоятельной пляске.

    Со средней  группы в программе вводятся  игры-хороводы, в ходе которых от детей требуется умение действовать в соответствии с образом.

Указывается то, чему необходимо научить детей к концу года:

      • младшая группа – двигаться в соответствии с характером музыки, выполнять элементарные танцевальные движения с предметами и без них;
      • средняя группа – инсценировать песни, хороводы не подражая, друг другу;
      • старшая и подготовительная группа: придумывать варианты образных движений.

Данная программа раскрывает содержание движений под музыку. Движения, предлагаемые в программе можно использовать в работе с детьми, т.к. задачи, которые ставятся в каждом возрасте, раскрыты полно, даются результаты, к которым нужно прийти, предлагается музыкальный репертуар.

Следует отметить, что  движения под музыку, перечисленные в разделе эстетическое воспитание рекомендуется использовать на физкультурных занятиях.

 

2.«Базисная  программа  «Истоки»  основана на многолетних педагогических  и психологических исследованиях. В ней учитываются важнейшие достижения в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Программа задаёт стандарт дошкольного уровня образования, обеспечивает полноценное целостное развитие личности ребенка.

Движение под музыку представлены в программе  с раннего  возраста, раскрываются  в разделе  эстетическое развитие. Даётся характеристика возрастных возможностей детей с точки зрения восприятия детьми музыки и воспроизведение под музыку движений, указано, на что необходимо обращать внимание на каждом возрастном этапе. Так, для детей пятого года жизни акцент  делается на разнообразные виды ходьбы, бега, свободу движения рук , а для детей 6-7 лет на технику выполнения элементов танца.

В задачах развития указывается  необходимость развития у детей  музыкального восприятия, развития естественной свободной пластики, чувства ритма, умение свободно ориентироваться в пространстве, развитие творческого воображения, развитие и совершенствование основных видов движений, пополнения запаса танцевальных движений и совершенствование техники исполнения, обучения детей народным и бальным танцам.

В содержании и условиях  педагогической работы раскрываются приёмы работы с детьми. В младшем дошкольном возрасте это сотворчество педагога с ребенком и показ; в старшем  возрасте это творческие задания  индивидуального и группового характера. Описаны условия работы: просторный светлый зал и наличие технических средств.

Определены показатели развития каждого возраста:

    • младший дошкольный возраст: движения детей просты, естественны, выразительны, дети достаточно хорошо владеют пространством зала, выполняют творческие задания.
    • Старший дошкольный возраст: дети чувствуют себя в музыкальном движении достаточно уверенно, используют язык мимики  и жестов, умеют танцевать русскую народную пляску, польку, вальс, придумывают небольшие танцевальные композиции, координируют движения рук и ног.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что данная программа  реализует задачи хореографии, музыкальных  игр, ритмической гимнастики.

В этой программе также  есть указания на возможность использования  движений под музыку в физическом воспитании дошкольника.

Таким образом, анализ двух известных программ показал, что  движения под музыку рассматриваются  как важнейшее средство музыкального и эстетического воспитания детей. Но поскольку, в основе этих движений лежат двигательные умения детей, их рекомендуется использовать в физическом воспитании.

Для более полного  освещения данного вопроса нами были проанализированы программы по физическому воспитанию:

► «Физкультура от 3 до 17» - В.П.Щербаков

► «оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике» - Е.Ж. Фирилева, Н.Г. Сайкина. 

► «Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей. А.И. Буренина.

 

►  Программа  «физкультура от 3 до 17» внедряется в образовательные учреждения Москвы, в рамках программы «Столичное образование» и утверждена Московским Департаментом Образования.

Базовым материалом программы  являются такие естественные движения как ходьба, бег, лазание, метание, равновесие, ОРУ с предметами и без предметов, имитационные упражнения, подвижные игры, акробатика, спортивные упражнения, элементы туризма и танцевально-ритмические упражнения.

Материал по движениям  под музыку разделен по возрастным группам: младшая(3-4 года), старшая(4-5 лет), старшая(5-6 лет). В этом разделе представлены следующие упражнения: различные виды ходьбы, бега; прыжки; ритмическая гимнастика; акробатические упражнения.

 

► Программа  Е.Ж. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной «Оздоровительно  – развивающая программа по танцевально-игровой  гимнастике» направлена на всесторонне гармоническое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Данная программа рассчитана на четыре года обучения.

Содержание программы  взаимосвязано с программой по физическому  и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении  («Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.Просвящение,1987).

Структура программы  представлена различными разделами, основой  которых является танцевально-ритмическая  гимнастика. Работа с детьми по данной программе строится на основе включения  в занятия игрового метода.

 

 

Модель программы  «Са-ФИ-Дансе» для детей дошкольного  и младшего школьного возраста


 

 

 






 

 

 

 

 
В программу включены нетрадиционные виды упражнений: игропластика, игрогимнастика, игроритмика.

Основные задачи программы:

    • формирование правильной осанки;
    • профилактика плоскостопия;
    • содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы организма.

Указанные задачи в программе  решаются средствами движений под музыку.

►«Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей. А.И. Буренина.  В основе методики для дошкольников «Ритмическая пластика» - это овладение свободой движения под музыку. Детям предлагается освоить движения, которые входят в систему упражнений пластических средств:

    • основные виды движений;
    • общеразвивающие упражнения;
    • разнообразные жесты;
    • танцевальные движения;
    • этюды;
    • образно-игровые и ритмические танцы и т.д.

 

Как уже отмечалось ранее, в наше время большой вклад  в разработку музыкально-ритмического воспитания внес швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз и знаменитая танцовщица А.Дункан. Ритмическая гимнастика, которая сейчас  пользуется большой популярностью, является «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака-Далькроза и пластического танца А.Дункан. Здесь органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода их пластической разработки, которая не связана с какой – либо танцевальной традицией».

Для композиций ритмических  танцев и гимнастики характерна направленность для коллективного исполнения; кроме  того, уровень их технического исполнения  не требует специальной профессиональной подготовки.

 

 

► Программа занятий по ритмической гимнастике с детьми дошкольного возраста

Одним из основных средств физического воспитания детей дошкольного возраста являются гимнастические упражнения, которые благотворно влияют на нормальный рост и развитие ребенка. Правильный подбор упражнений, учитывающих анатомо-физиологические особенности детского организма, развития физических качеств, укрепления здоровья детского организма, формирования правильной осанки, детей и пр.

Обобщение и анализ программ и методических рекомендаций по физическому воспитанию в детском саду свидетельствуют о явно заниженном уровне рекомендуемых физических нагрузок. Результаты современных научных исследований позволяют скорректировать существующие программы, ввести новые формы занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Одной из таких форм занятий является разработанный комплекс ритмической гимнастики.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей