Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа
Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….
К музыкально-ритмическим движениям относится детский «бальный танец»- это условное определение. Он включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Здесь легкий, оживленный характер музыки, сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами.[13.c.132.] Бальные танцы являются - активной формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов[12.c.59.].
Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений. Они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей.
В дошкольных учреждениях используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.
Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки[15.c.113.].
Игры разделяются на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх выступают определенные персонажи, развертываются действия и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа. Правила несюжетных игр связаны с музыкой. Важно выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами. В таких играх решается задача – двигаться в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения.
Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Все виды музыкально-ритмической деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы по обучению детей движениям под музыку, отражено в программах воспитания и обучения детей, и раскрывается в разделах затрагивающих вопросы музыкального воспитания дошкольников.
Для анализа были взяты две комплексные программы, в соответствии с которыми строится воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
1. «Программа
воспитания и обучения в
2. Базисная программа развития ребенка дошкольника «Истоки» центра «Дошкольного детства им. А.В. Запорожца[10.].
1. «Программа
воспитания и обучения в
Движения под музыку даются с первой младшей и до подготовительной группы.
Основные задачи:
Со средней группы в программе вводятся игры-хороводы, в ходе которых от детей требуется умение действовать в соответствии с образом.
Указывается то, чему необходимо научить детей к концу года:
Данная программа раскрывает содержание движений под музыку. Движения, предлагаемые в программе можно использовать в работе с детьми, т.к. задачи, которые ставятся в каждом возрасте, раскрыты полно, даются результаты, к которым нужно прийти, предлагается музыкальный репертуар.
Следует отметить, что движения под музыку, перечисленные в разделе эстетическое воспитание рекомендуется использовать на физкультурных занятиях.
2.«Базисная программа «Истоки» основана на многолетних педагогических и психологических исследованиях. В ней учитываются важнейшие достижения в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Программа задаёт стандарт дошкольного уровня образования, обеспечивает полноценное целостное развитие личности ребенка.
Движение под музыку представлены в программе с раннего возраста, раскрываются в разделе эстетическое развитие. Даётся характеристика возрастных возможностей детей с точки зрения восприятия детьми музыки и воспроизведение под музыку движений, указано, на что необходимо обращать внимание на каждом возрастном этапе. Так, для детей пятого года жизни акцент делается на разнообразные виды ходьбы, бега, свободу движения рук , а для детей 6-7 лет на технику выполнения элементов танца.
В задачах развития указывается необходимость развития у детей музыкального восприятия, развития естественной свободной пластики, чувства ритма, умение свободно ориентироваться в пространстве, развитие творческого воображения, развитие и совершенствование основных видов движений, пополнения запаса танцевальных движений и совершенствование техники исполнения, обучения детей народным и бальным танцам.
В содержании и условиях педагогической работы раскрываются приёмы работы с детьми. В младшем дошкольном возрасте это сотворчество педагога с ребенком и показ; в старшем возрасте это творческие задания индивидуального и группового характера. Описаны условия работы: просторный светлый зал и наличие технических средств.
Определены показатели развития каждого возраста:
Из выше сказанного можно сделать вывод, что данная программа реализует задачи хореографии, музыкальных игр, ритмической гимнастики.
В этой программе также есть указания на возможность использования движений под музыку в физическом воспитании дошкольника.
Таким образом, анализ двух известных программ показал, что движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство музыкального и эстетического воспитания детей. Но поскольку, в основе этих движений лежат двигательные умения детей, их рекомендуется использовать в физическом воспитании.
Для более полного освещения данного вопроса нами были проанализированы программы по физическому воспитанию:
► «Физкультура от 3 до 17» - В.П.Щербаков
► «оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике» - Е.Ж. Фирилева, Н.Г. Сайкина.
► «Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей. А.И. Буренина.
► Программа «физкультура от 3 до 17» внедряется в образовательные учреждения Москвы, в рамках программы «Столичное образование» и утверждена Московским Департаментом Образования.
Базовым материалом программы являются такие естественные движения как ходьба, бег, лазание, метание, равновесие, ОРУ с предметами и без предметов, имитационные упражнения, подвижные игры, акробатика, спортивные упражнения, элементы туризма и танцевально-ритмические упражнения.
Материал по движениям под музыку разделен по возрастным группам: младшая(3-4 года), старшая(4-5 лет), старшая(5-6 лет). В этом разделе представлены следующие упражнения: различные виды ходьбы, бега; прыжки; ритмическая гимнастика; акробатические упражнения.
► Программа Е.Ж. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной «Оздоровительно – развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике» направлена на всесторонне гармоническое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Данная программа рассчитана на четыре года обучения.
Содержание программы взаимосвязано с программой по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении («Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.Просвящение,1987).
Структура программы представлена различными разделами, основой которых является танцевально-ритмическая гимнастика. Работа с детьми по данной программе строится на основе включения в занятия игрового метода.
Модель программы «Са-ФИ-Дансе» для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
В программу включены нетрадиционные
виды упражнений: игропластика, игрогимнастика,
игроритмика.
Основные задачи программы:
Указанные задачи в программе решаются средствами движений под музыку.
►«Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей. А.И. Буренина. В основе методики для дошкольников «Ритмическая пластика» - это овладение свободой движения под музыку. Детям предлагается освоить движения, которые входят в систему упражнений пластических средств:
Как уже отмечалось ранее, в наше время большой вклад в разработку музыкально-ритмического воспитания внес швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз и знаменитая танцовщица А.Дункан. Ритмическая гимнастика, которая сейчас пользуется большой популярностью, является «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака-Далькроза и пластического танца А.Дункан. Здесь органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода их пластической разработки, которая не связана с какой – либо танцевальной традицией».
Для композиций ритмических
танцев и гимнастики характерна направленность
для коллективного исполнения; кроме
того, уровень их технического исполнения
не требует специальной
► Программа занятий по ритмической гимнастике с детьми дошкольного возраста
Одним из основных средств физического воспитания детей дошкольного возраста являются гимнастические упражнения, которые благотворно влияют на нормальный рост и развитие ребенка. Правильный подбор упражнений, учитывающих анатомо-физиологические особенности детского организма, развития физических качеств, укрепления здоровья детского организма, формирования правильной осанки, детей и пр.
Обобщение и анализ программ и методических рекомендаций по физическому воспитанию в детском саду свидетельствуют о явно заниженном уровне рекомендуемых физических нагрузок. Результаты современных научных исследований позволяют скорректировать существующие программы, ввести новые формы занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Одной из таких форм занятий является разработанный комплекс ритмической гимнастики.