Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа
Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….
Разнообразные гимнастические упражнения, включенные в комплексы, подобраны по их направленности на проработку определенных мышечных групп, дозировке, интенсивности в соответствии с научными рекомендациями и характером музыкального сопровождения.
Специально
подобранная музыкальная
1.5. Методика
обучения музыкально - ритмическим
движениям в старшем
При обучении детей музыкально
- ритмическим движениям
В основе лежит подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ»(по С.Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т.п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.
К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.
Методические приемы
наглядного восприятия способствует более
быстрому, глубокому и прочному усвоению
программы музыкально-
Основан на активной деятельности занимающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения упражнений. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т.п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.
С помощью музыкальных игр решаются задачи на согласование движений с музыкой и усложняется внесением элемента соревновательности, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.
К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.
В ритмике применяется
Музыкальные произведения при обучении музыкально-ритмическим движениям требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, невелики по объему , в обучении ритмике имеют определенное содержание и всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное – восприятие единства музыки и движения.
Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Н.А. Ветлугина считает наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит с звучит музыкальное произведение[13.c.136.]. Прослушивание музыки должно должно сопровождаться показом. Здесь предлагается использовать наглядно-слуховой и наглядно-зрительный приёмы. Эти приёмы сочетаются в наглядном методе.
Можно применять показ характерного игрового движения. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Необходимо хотя бы иногда обращаться за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Также может использоваться тактильно-мышечная наглядность: прикосновения к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, поправить осанку.[15.c.114.] Такое сочетание различных приемов очень действенно в обучении, но необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, необходимо выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки», разовьет его умение передавать его в движении, приведут к самостоятельности[15.c.114.]. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки , о движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Дети в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить движение под соответствующую музыку, перечисляют последовательность построения музыкально-ритмических движений комплекса и без помощи взрослого выполняют какие-либо движения. Движения, придуманные детьми затем уточняются и оцениваются педагогом.[13.c.137.]
Важно заинтересовать детей, увлечь их первыми впечатлениями о комплексе, прослушивая музыку и образно рассказывая о ней. Здесь можно использовать словесный метод. Это может быть беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснения, рассказ о предполагаемых движениях, которые будут использоваться в комплексе. Данный метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. При разучивании игры часто прибегают к сюжетно-образному рассказу; к объяснению и напоминанию в упражнениях и танцах.
Также при обучении детей
музыкально-ритмическим
Методика
на данном этапе следующая:
педагог прослушивает вместе
с детьми музыкальное
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются трудности, воспитателю следует вновь обратится к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движений.
Методика закрепления
и совершенствования
Музыкально-ритмического движения определяются характером музыки, развитием её музыкальных образов. Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом и двигаясь, передавать его характер и настроение. Они легко ощущают изменение темпа, динамических оттенков.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду», утвержденной Министерством Просвещения РФ в разделе по ритмике требуют одновременной работы над музыкально-ритмическими умениями и навыками выразительными движения. Некоторые задания выполняются без особых усилий, такие как: динамические оттенки в хлопках, в шагах, увеличении или уменьшении амплитуды движений. Усложняя задание надо учить детей замечать усиление или ослабление звучания и соответственно увеличивать или уменьшать размах движения.
Развивая чувство ритма, детей учат подчеркивать сильную долю такта, применяя различные гимнастические движения. В упражнениях с предметами, в зависимости от характера музыки – плавного или подчеркнутого, выбирается движения мягкие или подчеркнутые, детей учат в хлопках и шагах метрической пульсации. Очень важно обращать внимание детей на двух-трехчастную вариационную форму произведения, а также музыкальной фразы и тренировать выполнение определенных движений.
Особое значение имеет творческое развитие детей: умение самостоятельно действовать (построится в круг без помощи взрослого, вставать парами, изменить построение, запомнить последовательность комплекса, придумать выразительные движения). Важно развивать навыки комбинирования отдельных движений, не подражая другому ребенку. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнению учебных и творческих заданий, разнообразить методику, активирует исполнительскую деятельность детей.[13.c.141.]
Обучение музыкально-
В работе с детьми этого возраста, методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от различных параметров. Методические приемы в известной степени определяются наличием или отсутствием сюжетности. Сюжет намечает игровые действия, поэтому последовательность исполнения музыки и рассказа о содержании игры, или другого действия можно варьировать. Такие методические приемы целесообразны при разучивании сравнительно несложных по движению и последовательности игр. Если же это развернутое действие, то рассказ распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается музыкальным отрывком[13.c.142.]. Разучивание танцев также требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов, подчёркивали О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина, Л.М. Палавандашвили.
Занятия музыкально-ритмическими движениями прекрасно развивает творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиске выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр, обогащает ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить организаторские способности - уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определённые сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения основных элементов танца, гимнастических движений, перестроений, приучает детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить своё музыкальное впечатление, пользуясь образами, изящными движениями.
По существу, ритмика-одно из средств подведения ребёнка к пониманию выразительности музыкального языка. Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приёмов, помогает хорошо освоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения, а также развивает творческие задатки дошкольников [13,с.145].
Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста
2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. О роли двигательной активности говориться почти во всех книгах о воспитании детей. Невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще встретить среди воспитанников детских садов (А.Г. Сухарев, М.А. Рунова, Т.И. Осокина, Г.Н. Сердюковская, М.В. Антропова.)