Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа
Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….
В развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения огромный вклад внесли такие известные педагоги и ученые, как Витторино да Фельтре (1378-1446), Франсуа Рабле (1494-1553), Иероним Меркуриалис (1530-1606), Ян Амос Коменский (1592-1670), Томас Морр (1478-1535).
В период Новой истории передовые представители интеллигенции многих стран такие как, Джон Локк (1632-1704), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) и многие другие, разрабатывали системные образования, в которых достойное место занимали вопросы физического воспитания.
В это же время был разработан ряд гимнастических систем. Самыми известными из них стали:
В конце XIX и начале XX века получили широкое распространение и многочисленные системы индивидуальной гимнастики. Наибольшую известность получили домашняя гимнастика Иоганна Мюллера (1866-1939) «Моя система», а также различные разновидности художественной гимнастики для женщин Жака Далькроза (1865-1950), Айседоры Дункан (1878-1927)[22.c.10-59].
На протяжении всей истории развития физической культуры музыка и танцы неотъемлемо следовали рядом. Так, при соединении музыки и движения в единое целое следует говорить о музыкально-ритмических движениях, где музыка выступает на первый план, эстетически воспитывая человека, а движение становится вторично. Впервые полно и конкретно данную систему обосновал выдающийся швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроз (1865-1950).
В основе ритмики лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон: от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. [12.c.9.]
Выдающийся музыкант-педагог, композитор, пианист и дирижер, профессор Женевской консерватории Эмиль Жак Далькроз, основатель первой системы музыкально-ритмического воспитания, которая получила широкое распространение в начале ХХ века, так сформулировал значение своей системы: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий – не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».[21.c.174.175]
Далькроз считает необходимым раннее музыкальное развитие детей и их общее эстетическое воспитание. Он особенно подчёркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Он был убежден, что обучать ритмическим движениям необходимо всех детей. Следует развивать в них глубокое «чувствование», творческое воображение, проникновение в музыку, формировать умение выражать себя в движениях.[7.c.24.]
Его метод сводился к
тому, чтобы используя специально
подобранные тренировочные
Ритмические упражнения, разработанные Далькрозом, постепенно усложняясь, оказали влияние на весь психофизиологический облик человека, создали правильные моторные привычки, укрепляли память, сосредоточенность и распределение внимания, стимулировали творческую фантазию[15.c.104.].
Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что его занятия положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера.
В апреле 1911 года в маленьком рабочем поселке под Дрезденом Далькроз открывает Институт музыки и ритма. В Институте занимались не только взрослые, но и дети. Их музыкальное развитие продвигалось быстрыми темпами , они не испытывали утомления, т.к. сложные ритмические задания сменялись ритмизированными играми с мячами , лентами, серсо. В старших группах стали вводиться пластические этюды, предназначенные для передачи в движении эмоционально-образного содержания музыки.
Институт просуществовал до 1914 года. В 1915 году композитор открывает новый Институт музыки и ритма и руководит им до последних дней своей жизни, будучи тяжело больным.
Из стен Института музыки и ритма вышло много преподавателей, среди них несколько русских. Ученые продолжали развивать метод Далькроза в России.
В 20-е годы в нашей стране была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания, основоположниками которой стали Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова, Н.П. Збруева, В.Е. Яновская, В.А. Шукшина и др.
Рассматривая ритмику как часть общего эстетического воспитания, российские специалисты придали ей определенную целенаправленность, разработали специализированную методику преподавания в различных учебных заведениях. Творчески развивая и обогащая основные положения нового музыкально-педагогического метода, отечественные ритмисты подняли ритмику на качественно новую ступень. Была усилена художественная основа ритмических занятий за счет привлечения высокохудожественных образцов классической, народной, современной музыки. В 1919 году в Москве и Петрограде под руководством Н.Г. Александровой и С.М. Волконского были открыты Институты ритма, подготовившие прекрасных ритмистов для детских садов, школ, студий и других учебных заведений. Были разработаны специальные программы по музыкально-ритмическому воспитанию для детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ, педагогических училищ и вузов.
Проявлению такого большого интереса ритмика благодарна своей общедоступности, силе эмоционального воздействия, возможности развития музыкальных способностей через привлекательную и активную деятельность.
Каждое направление
ритмики имеет свою специфику
и в тоже время их объединяет единая
цель – активация музыкального восприятия
через движение. Двигаться, как подсказывает
музыка, идти от музыки к движению, творчески
отображая музыкальные впечатле
Развитие и становление ритмики имеет важную психологическую основу. На развитие теории и практики музыкально-ритмического воспитания дошкольников оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России Л.С. Выгодского(1896-1934), В.М. Бехтерева(1857-1927), П.Ф.Каптерева(1849-1922), П.П.Блонского(1884-1941).
Необходимость формирования творчески активной личности, способной к преобразованию мира отстаивал П.П. Блонский. В труде «Память и мышление» он говорил о том, что человек должен быть не только созерцателем, но и творцом эстетических ценностей. Основополагающим фактором здесь является способность нервной системы к воспроизведению чувств, которые благодаря моторному и сенсорному восприятию проявляются в зрительно-слуховых образах.
По мнению психолога
Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно
непосредственно сопровождается теми
или иными двигательными
К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональней воспринимают музыку через движение, она пробуждает в них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовольствие от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела[12.c.6.].
Вот как пишет об этом Н.Г. Александрова, основоположник отечественной системы ритмического воспитания: «откуда берется это чувство красоты, не оставляющее ребенка во время занятий по ритмике? От музыки, от внутреннего чувства гармонии, возбуждаемого этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой полны бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма.[16.c.248.249.]
Специальные исследования
по ритмике применительно к
В дошкольном образовательном учреждении вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», позднее «движение под музыку». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами принципиальной разницы нет. Большинство специалистов в дошкольных учреждениях справедливо считают музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение – средством её усвоения.
1.3. Виды музыкально–ритмических движений и их характеристика.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, физических упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Источниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких либо профессий.[13.c.132.]
На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений:
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев, игр-путешествий, комплексов ритмической гимнастики. Конечно, некоторые упражнения требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. ,т.к. необходимо упражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам справиться с ним. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа.[13.c.133.]
Известный психолог Б.М. Теплов (1896-1941), проводивший обширные исследования психологии музыкальных способностей, утверждает, что едва ли на первых этапах музыкального влечения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях[22.c.219.]. Так самыми доступными движениями не только для детей, но и для взрослых являются естественные или основные виды движения.
Воспринимая музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют её общий характер, улавливает её настроение. Музыка сообщает движениям, определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление каких – либо новых оттенков, интонаций в том же характере, влечёт за собой и изменения характера движений.
В основу музыкально-ритмических упражнений, одного из видов музыкально-ритмических движений, входят основные виды движения, такие как:
Музыкально-ритмические упражнения условно принято делить на подготовительные и самостоятельные.
Упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений относят к группе подготовительных. Дети учатся ритмично выполнять движения такие как: «пружинка», поскоки, прямой галоп и т. д. В дальнейшем , эти движения включаются в музыкальные игры, элементы танцев, в образные упражнения, сюжетные композиции и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов .
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. Данный тип упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму.
Своеобразной формой
музыкально-ритмических
Упражнения ритмической гимнастики являются наиболее доступными и эффективными. Доступность музыкально-ритмической гимнастики основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями[25.c.4.]. В работе с детьми определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев. Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, ритмическая гимнастика , в которую входят : общеразвивающие упражнения , элементы акробатики, различные виды и способы ходьбы и бега, прыжков и поскоков, перестроения, элементы танцев под музыку, способствует гармоническому развитию личности. В движении под музыку каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, развивать творческое воображение. Приобретая знания и навыки в области танцев , которые входят в ритмическую гимнастику , дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Для этого необходимо запоминать не только движение и их последовательность, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.