Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….

Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………

2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения ученых  (Выготский (1896-1934),Б.М. Теплов (1996-1965)) музыкально - ритмическая деятельность носит  яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение  к музыке в движении. Именно движение помогает полнее воспринимать музыкальное воспроизведение.

Музыкально-ритмическое  воспитание прочно вошло в систему  Российского физкультурного  образования. В детских садах, школах физические упражнения  все чаще проводятся под музыку. В последнее время  большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика, которая основана на сочетании ритмичной эмоциональной музыки и упражнений.

Ритмическая гимнастика –  один из видов  физкультурно-музыкальной  деятельности, в котором содержание музыки, её характер и образы передаются через движение. Разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения являются основой, а музыка используется как средство более глубокого их восприятия и понимания. Одним из важнейших значений ритмической гимнастики является обогащенние занятий эстетическим содержанием, привлечение внимания детей к выразительным, точным, красивым движениям, которые эффективны в разностороннем воздействии на организм[15.c.105].

В процессе музыкально-ритмических  занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

О.П. Радынова, Н.Л. Палавандишвили считают, что определенная ценность музыкально-ритмических упражнений заключена в их образовательных  и эстетических возможностях. Дети под руководством педагога получают знания по о музыке, приобретают  умения и навыки выполнения движений в соответствии со  средствами музыкальной выразительности. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представление о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.[17.c.5]

Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных  игр, ознакомлению с художественными движениями. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.

Музыкально-ритмические  движения можно рассматривать как  волевые проявления, так как ребенок  действует сознательно, выполняя поставленные перед ними задачи[13.c.119.]

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольно в своих действиях, но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку, - развивает волевые качества,  вследствие чего старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений.

Но не следует забывать, что в процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами эстетического воспитания решаются важнейшие задачи общего физического развития. Психологами Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, И.Ю. Кулагиной и другими было доказано положительное влияние музыки на обще функциональную деятельность организма человека. Также психологи утверждают, что воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка вызывают в нем двигательные реакции. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. По мнению психолога Б.М. Теплова (1896-1965) , восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или иными  двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения»[24.c.19.]. Следовательно, путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовать и влиять на их качества.

Занятия ритмикой имеют  большое оздоровительное и гигиеническое  значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений, отмечают Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, О.П. Радынова, М.Л. Палавандашвили, Ж.Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.

Музыка и движение неразрывно связаны друг с другом. Тесно переплетаясь, они как бы рассказывают о чем то, выражая  торжество, ощущение радости, восхищение природой или сочувствия несчастью  и т. д., оказывая общее влияние  на становление юной личности.

Таким образом, музыка в  целом и ритмика в частности  осуществляют гармоническое сочетание  умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического  отношения к жизни и искусству, что является необходимым условием формирования целостной личности.

 

    1. История развития музыкально-ритмических движений.

 

Появление первых примитивных  игр и физических упражнений по данным археологов и этнографов относится к раннему периоду первобытного общества. Это был период формирования человека[22c.10.].

Существует две теории происхождения  игр и физических упражнений:

    • Биологическая
    • Культовая

В конце XIX – начале ХХ в. некоторые ученые – Бюхер и Гросс, Спенсер и др. – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, делая при этом различий между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек , также как и животное играет потому, что у него есть избыток сил. По их мнению, в жизни общества « игра старше труда», а «труд есть дитя игры»[22.c.11.].

Истоки ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже в то время ценились оба её компонента – гимнастика и ритмический танец.[25.c.3.]

Российский исследователь М.О. Косвен  в «Очерках истории первобытной  культуры», отмечая стремление человека к движению, пишет:  «… вечером, отдохнув от утомления трудового дня, первобытный человек испытывает естественную физиологическую потребность размять свои члены…. Физкультурно-тренировочный или своего рода эмоционально-возбудительный характер имеют распространённые охотничьи и военные танцы, исполняемые перед отправлением на охоту или в поход».

С возникновением религиозных верований  элементы физических упражнений связывались  с религиозными обрядами. Так появились  культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр, танцевальных  движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Физическое воспитание в условиях родовой общины выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

Русский этнограф Н.Н. Миклуха-Маклай , проживший долгое время среди  папуасов Новой Гвинеи, описывает  их  игры, связанные с бегом, метанием, стрельбой из лука, разнообразными танцевальными движениями. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

В родовом обществе зародились различия в воспитании мальчиков и девочек. Это нашло своё  отражение в  играх и физических упражнениях. Мальчики и юноши играли в охотничьи и военные игры, устраивали погони, засады. Девочки и девушки занимались играми, танцами, и упражнениями, отражающими быт и труд женщин.

Физические упражнения и игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание начало выделяться в одну из главных функций родовой общины.

В период распада первобытного общества физическое воспитание приобретало  всё большую военную направленность. Свой авторитет и власть знать нередко укрепляла лучшей военно-физической подготовленностью и победами в состязаниях. Рядовые члены племени и рода всё больше отстранялись от участия в общественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становился тяжёлый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь физического воспитания с трудом утрачивается во всё большей степени[22.c.14.].

О многочисленных видах  физических упражнений свидетельствуют  памятники материальной культуры и  древние рукописи Индии, Китая, Египта, Персии, Вавилона, Ассирии.

Физическая культура древневосточных государств в своей основе имела народные формы физических упражнений и игр. Содержание и характер физической культуры определялись непрестанными войнами.

Воспитание в Древней Греции.

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах  гармонии и всестороннести. Эти принципы развивались в политико-этических трактатах Платон и Аристотель.

Гармонически и всесторонне  развитый человек – центральная  тема древнегреческого искусства: в  статуях богов и героев запечатлели художники «канон» идеального человеческого тела; афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие высокий интеллект и нравственную чистоту, мужество, гуманность и непреклонную силу воли.

«Отец комедии»  Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Что же понималось под мусическим образованием?

Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Система образования  в Афинах сводилась к мусическому  и гимнастическому образованию.

В основе обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем  шло знакомство с классиками греческой литературы -Гомером и Гесиодом. «Душу мы, прежде всего, совершенствуем говорит греческий писатель Лукиан, - обучая юношей музыке, счету и грамоте… затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли …После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.

Мусическому образованию  греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями  мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония , как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях  и в деятельности. (Платон.Протагор,326,АВ)

 

Система воспитания в Спатре.

 

Спартиаты создали суровую  систему воспитания. До семи лет детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище. С семи до восемнадцати детей закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. Много времени отводилось пению, хоровых песен, музыке, танцам.

Одним из главных достижений развития физической культуры в Греции стали Олимпийские игры. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев песен[22.c.17.].

Воспитание детей и  юношей в Древнем Риме осуществлялось в семье. Девочки оставались под наблюдением матери, а юноши под руководством отца изучали полевые работы, занимались физическими упражнениями и играми ,  приобретали навыки владения оружием. В римских школах физического воспитания не было. Богатые и знатные римляне предпочитали давать физическую подготовку своим детям в домашних условиях.

В Императорский период римская знать утратила потребность в военно-физической подготовке в связи с наличием наемной армии. В термах аристократы принимали ванны и массаж, и проделывали легкие гимнастические упражнения. В это же время возникают «Ювениты» - молодежные организации, где занимались различными формами физической культуры[22.c.20.].

В странах Азии наряду с хатха-йогой, в основе которой лежат нормы движения тела, ритуальные упражнения, большой популярностью стали пользоваться национальные танцы.

В систему подготовки юношей и девушек Африканского континента входили ритуальные танцы, различные  подвижные игры, акробатические упражнения и пляски под звуки тамтама. Ни один обряд не обходился без состязаний в силе, выносливости, ловкости, смелости, красоте танцевальных движений.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения – как средство повышения, уровня двигательной активности детей