Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:50, дипломная работа
Цель Совершенствование системы музыкально-ритмических движении, применение которых, будет способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования мы предположили, использование музыкально-ритмических движении будут способствовать повышению уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблема использования музыкально-ритмических движений в работах отечественных и зарубежных педагогов……………………..
1.1. значение музыкально-ритмических движений для разностороннего развития ребенка – дошкольника……………………………………………………………………….
1.2. История развития музыкально-ритмических движений…………………………...
1.3. Виды музыкально-ритмических движений и их характеристика
1.4 Анализ программ по использованию музыкально-ритмических движений…….
1.5 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
Глава II. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.1. Понятие и значение двигательной активности для разностороннего развития дошкольника……………………………………………………………………………………..
2.2. Условия развития двигательной активности………………………………………...
2.3. Типы двигательной активности ………………………………………………………..
2.4. Особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..
2.5. Особенности организации двигательной активности дошкольников……………
Заключение………………………………………………………………………..
Список изученной литературы…………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….
Нормирование физических нагрузок, обеспечение рациональной двигательной активности являются одними из сложных проблем физического воспитания детей. О необходимости строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, уровня физического развития детей говорят многие педагоги М.А. Рунова, В.А. Шишкина и другие. Попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности принимались неоднократно. НИИ физиологии детей (Г.П. Юрко) рекомендует ежедневный двухчасовой объём ДА. Он утверждает, что в течение двух часов может быть достигнута достаточная физическая нагрузка, что зависит от моторной плотности физкультурного занятия, музыкального занятия, содержания упражнений на прогулке.
Чтобы выяснить моторную плотность двигательной активности ребёнка, нужно её измерить. ДА можно измерить с помощью шагомера, который производит пензенский ПО «Заря». Шагомер крепится на поясе, на груди или на лопатке ребёнка. С помощью шагомера можно получить данные по двигательной активности ребёнка в любой режимный отрезок. Двигательная активность измеряется в локомоциях или в шагах. С помощью шагомера можно получить данные по двигательной активности ребёнка в любой режимный отрезок ( физкультурное занятие, утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная деятельность) [11,С.8].
При исследовании важно не забывать, что показатели объёма увеличиваются с возрастом ребёнка: в два года объём достигает около 5,5 тысяч шагов, в три - 6,8 тысяч шагов, для старших детей этот объём равен 13000 - 17500 движений (М.А. Рунова).
Следующим показателем является продолжительность двигательной активности. Дети должны двигаться не менее 50% - 50% всего периода бодрствования (М.А. Рунова).
Ещё одним, не менее важным показателем для выявления нормы ДА является интенсивность двигательной активности. Так среднее количество движений в минуту составляет у детей двух лет 43 движения в мин.; трёхлетние дети совершают 44 - -45 движений в мин.; 55 - 65 - старшие, отмечают М.А. Рунова, Д.В. Хухлаева, В.Г. Алямовская.
Также М.А. Рунова указывает, что двигательная активность может меняться в зависимости от времени года, в течении недели и даже суток. Она утверждает, что двигательная активность повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний. Такой же точки зрения придерживается и в.А. Шишкина, говоря о том, что двигательная активность увеличивается от вторника к четвергу и снижается к пятнице. Л.В. Карманова отмечает снижение объёма движений в зимний период и повышение его к лету.
Данную особенность
при выявлении нормы
Рунова приводит следующие показатели двигательной активности старших дошкольников: в весенне-летний период объём составляет 16500 движений, продолжительность - 315 мин, интенсивность - 70 дв./мин.; в зимний период объём составляет 13200, продолжительность 270 - 280 минут, интенсивность 50 - 60 дб./мин. [19,С.14]. Карманова отмечает, что нормой двигательной активности для детей дошкольного возраста является от 10 до 15 тысяч шагов в сутки [11,С.8].
Выявление норм ДА необходимо для того, чтобы верно организовать двигательную активность детей, т.к. благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин, соответствующая нормам двигательной активности и уровню развития детей, а оптимальный уровень двигательной активности может достигаться при условии достаточного объёма, продолжительности, интенсивности движений. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток приводят к неблагоприятным последствиям. Оптимальный уровень двигательной активности должен полностью удовлетворять биологическую потребность в движении - оптимальное количество произвольных движений в течении дня. Так для каждого возраста характерен свой тип ДА, каждому ребёнку свойственен свой уровень развития, который зависит от индивидуально-типологических особенностей нервной системы, физического развития, степени самостоятельности, педагогических воздействий.
В соответствии с приведёнными выше фактами педагоги М.А. Рунова, В.А. Шишкина, В.Н. Шебеко составили типологию двигательной активности. Все показатели ДА были суммированы и подразделены на три типа. Каждый тип характеризуется определённым объёмом, продолжительностью и интенсивностью движений.
Первый тип определён высокой интенсивностью двигательной активности детей. К нему, как правило, относятся дети имеющие II и III группы здоровья. Для детей, принадлежащих данному типу характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движения, богатый двигательный опыт. Такие дети не отличаются высокой ловкостью и координацией движений, невнимательны к объяснениям, восстановление сердечных сокращений замедленно. Эти дети имеют однообразную самостоятельную деятельность с преобладанием бега и прыжков. На физкультурных занятиях не умеют выполнять задания в умеренном темпе и не доводят их до конца. Так же некоторые дети обладают повышенной возбудимостью, т.е. таких детей ещё называют гиперактивными. Им свойственны общая двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность. Раздражительность.
Второй тип ДА обусловлен средним уровнем всех трёх показателей двигательной активности. Дети, относящиеся к этому типу ДА имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития физических качеств. Их самостоятельная деятельность разнообразна, насыщена играми разной интенсивности, отличается умением использовать различное оборудование (мяч, обруч) и выполнять различные упражнения с ним. Дети уравновешены, имеют хорошее настроение, их деятельность наполнена положительными эмоциями. Они часто являются инициаторами игр, отличаются самостоятельностью. Дети дисциплинированны, задания и указания выполняют точно.
Третий тип характеризуется низким объёмом движений, средними и низкими показателями продолжительности и интенсивности двигательной активности. У детей этого типа ДА плохо развиты основные виды движений и физические качества. Им присуща однообразная деятельность. Они играют в малоподвижные игры, обидчивы, застенчивы, пассивны, замкнуты, медлительны, нерешительны. Такие дети не бывают инициаторами игр, часто вообще отказываются от участия, т.к. неуверенны в своих силах [18,С.17].
Л.В. Карманова, исходя из индивидуальных различий двигательной активности, также выделяет три типа ДА. Она отмечает, что если внимательно пронаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одному из трёх типов.
К первому типу относятся дети со средней двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети обладают нормальным весом, редко болеют, хорошо успевают по программе обучения детского сада.
Детей малоподвижных, с низкой двигательной активностью следует отнести ко второму типу ДА. Эти дети, как правело, отличаются повышенным весом и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счёт движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики.
Дети, относящиеся к этой группе, быстро утомляются, часто страдают различными заболеваниями, отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями, обладают спокойным поведением на уроках.
К третьему типу относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объём движений является высокой физической нагрузкой на организм ребёнка, он также может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям [11,С.8-11].
Итак, зная, к какому типу по двигательной активности относится ребёнок, можно регулировать его активность с целью обеспечения наиболее эффективных условий для его развития.
Избыточный вес является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счёт движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики.
Дети, относящиеся к этой группе, быстро утомляются, часто страдают различными заболеваниями, отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями, обладают спокойным поведением на уроках.
К третьему типу относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объём движений является высокой физической нагрузкой на организм ребёнка, он также может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям [11,С.8-И].
2.4.
Особенности развития
Исходя из того, что двигательная активность оказывает целостное влияние на развивающийся детский организм, при её планировании, организации и правильном реализовании в жизни дошкольников непременно следует учитывать особенности развития двигательной активности у детей дошкольного возраста. Также следует обратить внимание, как на возрастные, так и на индивидуальные особенности каждого ребёнка (М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский).
Дошкольный возраст от 3-6 лет характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребёнка. К середине третьего года жизни формируются основные переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает только в подростковом возрасте (10-12 лет). Быстрыми темпами идёт рост скелета, мышечной массы, изменение пропорций тела. Осваиваются основные жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и др.) Особенности психики ребёнка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Быстро возникают условно рефлекторные связи, но из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. В это время ребёнок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению. Возникает способность сосредоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициативу повышает активность ребёнка. Формируются основные дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива ( В.К. Бальсевич, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский).
Ребёнок третьего года жизни осваивает и совершенствует новые виды движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и др.), особенно движения пальцев рук и кисти. В это время проходит закрепление и совершенствование уже освоенных видов движений.
Содержание двигательной активности ребёнка обогащается за счёт совершенствования навыка ходьбы, перемещения в усложнённых условиях.
Ловкость развивается при перемещении со сменой направления ходьбы и бега, при упражнениях с предметами. Координация движений кисти и пальцев совершенствуется в специальных упражнениях, а также при игре с кубиком. Она развивается более успешно.
Развитие двигательной активности ребёнка четырёх лет обусловлена освоением новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера (бег, прыжки). Новая черта физической тренировки в этот период-постановка цели в ряде упражнений. У детей данного возраста необходимо начать целенаправленное воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость (М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский).
У детей пятого года жизни расширяется арсенал освоенных элементарных движений и идёт подготовка к интенсивному освоению новых. Сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребёнка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота реакции и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, т.е. быстро схватывать суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослых и уметь воплощать идеальный образ движения в своих действиях ( В.К. Бальсевич, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский).
Пятый год жизни критический для многих параметров физического состояния ребёнка. На этом этапе жизни у детей резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночника. Эти же причины приводят к тому. Что грудная клетка становится плоской, а нередко даже впалой, ослабленные мышцы живота делают его заметно выступающим вперёд. Всё это весьма неблагоприятно для организма ребёнка, т.к. ослабевшие мышцы грудной клетки и диафрагмы приводят к затруднённому дыханию и плохому обеспечению организма ребёнка кислородом.
Для эффективного предотвращения данных аномалий физического развития следует правильно организовывать двигательную активность детей, регулярно и тщательно продумывать занятия.
На фоне разностороннего физического совершенствования детей шестого года жизни постепенно всё большее место будут занимать специализированные тренировки отдельных физических качеств и способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными движениями из арсенала спорта. В этот период идёт подготовка обширной основы для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы. Акцентируется развитие физических качеств, преимущественно быстроты, выносливости, силы. Шестилетние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически готовы к специализированным тренировкам.