Общая характеристика средств гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Файлы: 1 файл

Гимнастические упражнения.docx

— 101.31 Кб (Скачать файл)

1. Общая характеристика средств  гимнастики.

 

Гимнастика – исторически  сложившаяся совокупность специфических  средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она  является дисциплиной спортивно-педагогической.

Задачи гимнастики:

Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

Обогащение занимающихся специальными знаниями в области  гимнастики, формирование гигиенических  навыков, приучение к самостоятельным  занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а  через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Формирование организаторских  и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного  овладения гимнастическими упражнениями различной бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными  умениями и навыками.

Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и  прежде всего добросовестного, глубоко  осознанного отношения к учебным  и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.

Подготовка высококвалифицированных  спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным  видам спорта.

Успешное решение перечисленных  выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для  гимнастики средствами и методами.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное  сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

Методы – это способы  применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с  целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется  следующим: сколько раз выполнять  упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной  мышечной работы.

Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они  заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и  спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного  и эффективного воздействия на отдельные  органы и системы организма, психические  и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом – двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др.

В гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них могут  составляться комплексы для решения  многих оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач. Кроме того, каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его выполнения может быть многофункциональным. С  помощью одного и того же упражнения за счет изменения способа его  выполнения и дозировки нагрузки можно целенаправленно воздействовать на разные функции организма, психические  и личностные свойства занимающихся, развивать у них способности  к тому или иному виду учебной, спортивной, профессиональной деятельности.

Гимнастика в отечественной  системе физического воспитания является самым доступным для  широких масс населения средством  и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного  воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных  учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика – это  один из наиболее популярных видов  спорта. Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит не только от умелого  подбора их педагогом, но и от его  словесных воздействий, от характера  музыкального сопровождения занятий  и внешних условий, в которых  они проводятся.

Гимнастические упражнения позволяют не только гармонично развивать  физическую культуру, системы организма  и дисциплинированность, но и способствовать подготовке мышц к основной тренировочной  работе и высоким нагрузкам.

Такова гимнастика как  предмет познания с учетом ее места  в системе физического воспитания человека.

 

 

2. Характеристика групп гимнастических  упражнений.

 

2.1 Строевые упражнения.

 

Строевые упражнения –  неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется  правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма  и темпа, а также формируются  навыки совместных действий. Строевые упражнения применяются на уроках физической культуры, при проведении спортивно-показательных  выступлений, марш-парадов, смотров  строя и песни и других организованных массовых мероприятий.

Для удобства пользования  строевыми упражнениями границы  гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой  обычно строится учебная группа перед  началом занятий. Противоположная  сторона носит название <левой>. Со стороны правофлангового короткая сторона носит название <верхней  границы>, а противоположная <нижней>. Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении  с крайними правую, левую, верхнюю  и нижнюю середины, а пересекаясь  между собой – центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное  размещение занимающихся для  их совместных действий.

2. Шеренгой называется  строй, в котором занимающиеся  размещены один возле другого  на одной линии.

3. Флангом называется правая  и левая оконечность строя.  При поворотах названия флангов  не изменяются.

4. Фронт – сторона строя,  в которую занимающиеся обращены  лицом.

5. Тыл – сторона строя,  противоположная фронту.

6. Интервалом называется  расстояние по фронту между  занимающимися,

7. Ширина строя – расстояние  между фронтами.

8. Колонной называется  строй, в котором занимающиеся  стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется  расстояние в глубину между  занимающимися.

10. Глубина строя – это  расстояние от впереди стоящего  от первой шеренги до позади  стоящего занимающегося до последней  шеренги в колонне.

11. Двухшеренговый строй – занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд – занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий – занимающийся, двигающийся в указанном направлении  первым в колонне.

14. Замыкающий – занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются  на предварительную и исполнительную  – (Шагом – Марш!), (Направо!) Но  есть команды только исполнительные (Равняйсь!), (Смирно!).

2. По всякой предварительной  команде занимающиеся принимают  положение стойки (Смирно!).

3. При подаче команд  для перестроения необходимо  вначале назвать строй, затем  направление движения и способ  исполнения.

Все строевые упражнения можно  подразделить на следующие группы:

1. Построения.

2. Строевые приемы на  месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления  движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

1. Для начала занятий  группу необходимо построить.  Для этого существуют определенные  команды:

1/ Построение в шеренгу.  Для построения в шеренгу преподавателю  необходимо встать лицом к  фронту в положение (смирно), в  той точке, где должен стоять  правофланговый и подать команду  (в одну / две, три и т.д./ шеренгу  – становись!) Группа выстраивается  слева от него.

2/ Построение в колонну.  Подается команда: – В колонну  по одному / два, три и т.д./ –  становись!.

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение (смирно) на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается  за преподавателем.

3/ Для построения в круг  произносится: Встаньте в круг.

2. Строевые приемы на  месте.

1. Равняйсь! Все, кроме  правофлангового по этой команде  поворачивают голову направо,  чтобы каждый видел грудь четвертого  человека, считая себя первым.

2. Смирно!. По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. Вольно! По этой команде  нужно стоять свободно, ослабив  в колене правую, или левую  ногу, но не сходить с места  и не разговаривать,

4. Правой/левой/ – Вольно!. Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. Отставить! Поданной  команде применяется предшествующее  положение.

6. Нале – во!. Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. Напра – во!. Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. Кру – гом! Поворот  осуществляется в сторону левой  руки на левой пятке, правом  носке на 180 /раз/ и приставляют  правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной  шеренги в две. Вначале подается  команда: На первый – второй  – расчитайсь!. Затем подается команда: В две шеренги – стройся!. По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: В одну шеренгу – стройся!. По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной  шеренги в три. Подается команда:  По три – расчитайсь!

Затем вторая команда: В три  шеренги – стройся! По этой команде  вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед  вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в  сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: В одну шеренгу  стройся!. Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги  (уступами).

В зависимости от того, сколько  шеренг надо построить и подается соответствующая команда: На 9, 6,3 на месте – расчитайсь!. – Вторая команда: По расчету шагом – марш!

Занимающиеся выходят  на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель  делает подсчет до того момента, когда  первая шеренга приставит ногу /делая  подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: Кругом!, а затем: На свои места шагом – марш!. По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной  колонны в три (уступом).

После предварительного расчета  по три подается команда: Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево  шагом марш! Перестроение выполняется  приставными шагами. Для обратного  перестроения подается команда: На свои места шагом – марш! Перестроение выполняется приставными шагами.

4. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда:  На месте шагом – марш! / слово  <марш> произносится кратко/. <Направляющий, на месте!>, подается тогда, когда  передвигающуюся группу надо  сомкнуть на дистанцию в один  шаг, так как при выполнении  упражнений в движении, дистанция  как правило больше. По команде:  На месте, все занимающиеся  обозначают шаг на месте, независимо  от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на  месте к движению. Команда: Прямо!  подается под левую ногу, после  чего пропускается шаг правой  и с левой ноги начинается  движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда:  Класс. Стой! подается под левую  ногу, после чего делается шаг  правой и приставляется левая  нога.

4. Ходьба. Команда: Шагом  – марш! подается для всякого  движения шагом с места. Движение  начинается с левой ноги. Команда:  Обычным шагом – марш! применяется  при переходе с других видов  ходьбы, бега и при окончании  выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется  под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг.  При котором ногу надо выносить  на 15 – 20 см. от пола, держа ступню  горизонтально, ставить ногу на  всю ступню, При движении рук. вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: Строевым шагом – марш!

Информация о работе Общая характеристика средств гимнастики