Общая характеристика средств гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Файлы: 1 файл

Гимнастические упражнения.docx

— 101.31 Кб (Скачать файл)

Обучение упражнениям  на высокой перекладине начинается с изучения размахивания и простых  соскоков.

Размахивание характеризуется  движением тела гимнаста относительно перекладины по определенной амплитуде. Оно может начинаться изгибами, подтягиванием  и с прыжка.

Размахивание изгибами начинается с того, что в положении виса надо поднять ноги, затем быстро опустить их и отвести назад до прогибания. После этого их нужно быстро поднести к перекладине на уровне коленей и удерживать в этом положении, выждав начало движения всего тела вперед. После прохождения виса согнувшись спереди начинается интенсивное разгибание в тазобедренных и плечевых суставах, которое заканчивается в крайней точке маха перед позой простого виса.

Размахивание подтягиванием  выполняется энергичным подтягиванием  в висе, поднесением ног к перекладине  на уровень коленей не разгибая рук (вис согнувшись спереди на согнутых руках) и разгибанием в тазобедренных  и плечевых суставах. Действия в  заключительной фазе совпадают с  действиями при размахивании изгибами и дополняются лишь разгибанием  в локтевых суставах.

Размахивание с прыжка (с полумаха). Из положения стоя на расстоянии большого шага от перекладины надо прыжком принять положение виса, создав тем самым небольшой мах. На махе назад после прохождения телом вертикали надо согнуть руки и слегка прогнуться. Далее после начала маха вперед ноги поднимаются вперед и тело переходит в вис согнувшись спереди на согнутых руках. Окончательные действия те же, что и при размахивании подтягиванием. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку руками под заднюю поверхность бедра и спину, а после разгибания в тазобедренных суставах – под грудь и спину. Мах дугой. Из упора, отводя плечи назад и посылая ноги вперед под перекладину, слегка согнуться в тазобедренных суставах и, опустив голову на грудь, начать движение на оборот назад в упоре. В этом упражнении нужно с самого начала видеть носки своих ног.

Достигнув положения головой  вниз, мягко отвести руки назад  за голову, сохраняя тело слегка согнутым. В последующем все действия совпадают  с описанием размахивания изгибами.

Страховка и помощь оказываются  стоя сбоку под заднюю поверхность  бедра и спину, а после разгибания в тазобедренных суставах – под  грудь и спину.

Соскоки – ими завершаются  комбинация, связки и выполнение отдельных  элементов. Простейшими из них являются соскоки махом вперед, махом назад  и соскок дугой.

Соскок махом вперед. На махе вперед после прохождения вертикали  надо хлестообразным движением согнуть ноги в тазобедренных суставах, накопить ими возможно больший момент количества движения и в конце маха, опираясь на ноги и руками о перекладину (отведя их назад за голову), поднять ОЦМ тела возможно выше, прогнуться и отпустить перекладину и, удерживая в полете прогнутое положение тела, приземлиться.

При изучении соскока рекомендуется  применять следующие упражнения:

1) из исходного положения  стоя спиной к гимнастической  стенке в шаге от нее и  держась за рейку на уровне  головы выполнить прогибание, оттолкнуться руками и перейти в стойку руки вверх;

2) из виса на гимнастической  стенке, сгибаясь и разгибаясь  в тазобедренных суставах, соскок  махом вперед;

3) имитация соскока без  отпускания руками перекладины;

4) выполнение соскока с  помощью.

Страховка и помощь оказываются  стоя сбоку впереди перекладины  одной рукой под грудь, другой – под спину.

Соскок махом назад  выполняется хлестовым движением ногами.

Ввepx – назад, после того как на махе назад тело пройдет вертикальное положение и после активного нажима руками на перекладину сверху. В конечной точке маха руки снимаются с перекладины и отводятся назад, принимается прогнутое положение тела, после чего следует приземление.

При обучении рекомендуется:

1) хорошо освоить размахивание  в висе на перекладине;

2) научиться активно нажимать  руками на перекладину, в конце  маха ощущать момент ослабления  давления;

3) выполнить соскоки с  постепенно увеличивающейся амплитудой  маха;

4) увеличивая амплитуду  маха, разучить соскок с максимально  активным хлестовым движением ногами вверх – назад и энергичным надавливанием руками на перекладину и толчком от нее, с летом тела над снарядом. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку под перекладиной, с момента отрыва занимающегося от перекладины, сопровождая его одной рукой под грудь, другой под спину, в месте приземления находиться сбоку и сзади.

Соскок дугой. Изучение соскока  дугой начинается после овладения  маха дугой и оборота назад  в упоре. Первая половина соскока, до положения головой вниз, аналогична выполнению оборона назад в упоре. Вторая часть заключается в полном разгибании в тазобедренных суставах, голова и руки отводятся назад  и опускается гриф перекладины. Положение тела в полете прогнутое с руками, поднятыми вверх – наружу.

Обучение соскоку дугой: из виса стоя с прыжка соскок дугой  с помощью; то же через веревочку (ее высота может меняться), натянутую  перед перекладиной, параллельно  грифу на расстоянии метра от него; то же, но из упора (с помощью). Страховка  и помощь осуществляются, как и  при махе дугой. Только после разгибания в тазобедренных суставах – под  грудь и спину, сопровождая ученика  до приземления.

Подъем переворотом

Принципиально несложное  упражнение, требующее, однако, активного  отмаха из виса лежа сзади, что соответственно повышает требования к построению соединений, в которых переворот выполняется. На дан один из таких переворотов, позволяющий эффектно соединять  работу на н.ж и в.ж.

Подъёмы разгибом

Задача исполнения подъема  разгибом в общем случае сводится к переходу махом вперед из виса в упор без переворачивания через  голову. Поскольку никакие другие условия движения (за исключением  стиля) обычно не оговариваются, существует много разнообразных технических  решений этого подъема. Непосредственный выход махом назад в упор при  подъеме разгибом связан с действием  двух главных механизмов. Один из них  – сближение тела с опорой. В  начале маха назад тело гимнаста (как  и при оборотах) удаляется от опоры, а во второй его половине приближается к оси вращения. Такой характер движения может обеспечиваться не только разгибанием тела в тазобедренных  суставах, но и действиями с прямым телом.

С активным разгибанием связан и второй механизм рассматриваемых  подъемов. Он заключается в маховых  движениях ног гимнаста: в процессе разгибания они приобретают вращение вперед, которое затем, после притормаживания ног, передается смежным звеньям и содействует вращению всего тела в том же направлении.

Соотношение двух упомянутых факторов определяет технику конкретного  подъема разгибом.

Подъем разгибом из виса хватом сверху (традиционный)

Мах вперед и посыл ногами. Эта часть движения мало лимитирует гимнаста и поэтому может выполняться  по-разному: плавным махом с прямым телом, с легким броском из-под  перекладины (при более темповых подъемах), с поздним, акцентированным  разгибанием тела до отказа и другими  способами.

Переход в вис согнувшись. Поднесение ног к грифу заканчивается  на махе назад. Такое опоздание увеличивает  мах назад и позволяет сразу  же перейти к основному разгибанию. Характер сближения ног с грифом обусловливается предшествующим махом. Если мах минимален, ноги идут к грифу  медленно и касаются его стопами; это позволяет сохранить имеющийся  мах и создать условия для  более активного разгибания. При  избыточном махе потребность в активном разгибании отпадает. Кроме того, гимнаст  должен несколько погасить мах. В  этом случае ноги сближаются с перекладиной голенями, коленями или даже бедрами  – в соответствии с силой маха. В противном случае гимнаст может  не справиться с движением и его  отбросит от грифа. Впрочем, гимнасты-мастера  могут использовать эту форму  движения под контролем силы.

Основное разгибание. Во избежание  срыва в вис (особенно при сильном  махе) гимнаст должен обязательно  силой удерживать ноги вплотную к  грифу. Сгибаясь в плечах, он, как бы ударяя при этом стопами вверх – вперед, активно заставляет гриф проскальзывать от стоп к тазу. Интенсивное разгибание тела помогает также удерживать руки прямыми, так как руки действуют подобно растяжкам. Торможение ног и подъем. В конце разгибания необходимое сближение тела с опорой достигнуто. В данном случае гимнаст не только тормозит движение ног, но и сгибается. Это необходимо для ускорения подъема плеч и для перехода к отмаху из упора. Выход в упор.

Подъем разгибом простой  плечами

Выполняется после маха вперед в висе, висе углом, отмаха вперед из виса лежа сзади, со спада назад из упора в вис согнувшись спереди  и др. На показаны в сравнении  два «темпа» выполнения подъема  разгибом. В конце несильного маха вперед гимнастка акцентирована  но прогибается, посылая таз вперед. Последующее движение в вис согнувшись исполняется в фазе смены маха вперед махом назад. В висе согнувшись таз располагается низко, ноги поднесены  к жерди стопами. В дальнейшем, притягивая жердь к себе и скользя  по нем ногами, гимнастка разгибается  в тазобедренных и сгибается  в плечевых суставах. Разгибание приближает тело к оси вращения, сохраняя его  скорость, и, кроме того, «разгоняет»  ноги вперед, что необходимо при  выходе плечами в упор. Особенность  описанной техники подъема разгибом – быстрый выход в упор с  низким расположением ног и выпрямленным телом. Такое окончание подъема  не всегда удобно в связках. Мах вперед в вис согнувшись делается выше, разгибание тела притормаживается раньше, и затем гимнастка, чтобы выйти  в упор, дополнительно сгибается. Благодаря этому в упоре тело оказывается в согнутом положении, удобном для отмаха. На характер движений при подъеме разгибом существенное влияние оказывает исходный мах  вперед в висе. Как недостаток, так  и избыток маха затрудняет последующие  действия. На серии следующих далее  рисунков показаны случаи исполнения подъема разгибом после различного маха в висе.

Мах назад в висе относительно слабый, поэтому движение активизируется за счет резко акцентированных действий во всех фазах упражнений. Подъем разгибом, выполняемый с размахиваний изгибом, то есть минимальным махом. Здесь  также на первый план выходят темповые действия – сгибание и разгибание тела, компенсирующие недостаточное  маятникообразное движение.

Подъем разгибом с перехватом

Практически единственная форма  перехвата в подъеме разгибом – из хвата сверху в хват снизу. Исполнение подъема требует более  энергичных, акцентированных движений но всех фазах, и особенно при разгибании. Целесообразно острее делать предварительный  мах вперед в висе (например, с  поздним разгибанием до отказа).

Ускоренное разгибание и  освобождение кистей (1–2). Ноги должны обязательно двигаться вплотную к грифу; даже небольшой просвет  между бедрами и опорой приводит при перехвате к грубым ошибкам. Чем резче гимнаст разгибается, тем сильнее его бедра упираются  в перекладину, тем легче снять  кисти с грифа. Типичное последствие  вялого разгибания (а тем более  потери контакта с опорой) – падение  животом на гриф.

Наиболее благоприятный  момент для перехвата – кульминационный  момент разгибания (2), когда плечи  начинают подниматься над опорой. Подавляющее число грубых нарушений  движения вызвано естественным желанием сделать перехват позднее, в зоне вертикального упора.

Перехват с выходом  в упор (2–5). Гимнасты с относительно короткими руками, владеющие к  тому же техникой «проваливания» в  плечах, без труда опираются о  гриф тазобедренным сгибом (3–5). В  этом случае перехват может быть наиболее непринужденным: спокойно перехватывая гриф, спортсмен ставит на него прямые руки и сразу поворачивает кисти  вперед, как бы выдвигая лучезапястные  суставы. Если опора тазобедренным  сгибом невозможна, то перехват должен быть моментальным.

Отмах (5–10). Активная часть  отмаха назад из упора начинается в момент постановки рук (5). В начале отмаха плечевой угол изменяется незначительно, гимнаст с приподнятой головой  подает плечи вперед (5–7). Лишь позднее (7–10) силовая работа в плечах активизируется для отработки приземления.

Хваты

Большой палец противопоставляется  четырем другим, тем самым гриф полностью замыкается кистью. Односторонний (цирковой) хват с присоединенным большим  пальцем удобен при оборотовых движениях и перелетах (кисти хорошо находят гриф), но не всегда пригоден при исполнении других упражнений.

Основных хватов три: сверху, снизу и обратный. Они различаются  степенью поворота кисти по продольной оси. Если хват снизу в висе, стойке принять за исходное положение, то хват сверху и обратный хват связаны соответственно поворотами кисти внутрь (пронацией) на 180 и 360»,

Хват сверху

Используемый в простых  висах, стойках, упорах, наиболее естествен  и удобен. Простейшие движения на перекладине (в том числе размахивания) чаще выполняются именно в этом хвате. В висе сзади хват сверху требует  глубокой пронации кисти и дается гораздо труднее.

Хват снизу

Связанный с супинацией кисти, вызывает заметное напряжение мышц предплечья и плеча. Гимнаст должен воспитывать  привычку, чтобы этим хватом вполне свободно браться за гриф одновременно обеими руками. В упорах хват снизу  удерживается свободнее. Достаточно удобен и хват снизу в висах сзади, соседствующий здесь с обратным хватом. От последнего хват снизу отделяется лишь выкрутом в плечах.

Обратный хват

Подчеркнуто искусственный  способ захвата, основанный на предельном повороте кисти внутрь со значительным напряжением мышц предплечья. Его  применение требует специальной  тренировки кистей. Хорошо подготовленные гимнасты могут в положении руки вверх уверенно брать гриф обратным хватом как одной, так и обеими кистями одновременно, но в большинстве  случаев это вызывает затруднения. Наиболее типичные способы перехода в обратный хват – повороты вокруг руки и выкруты из виса сзади хватом снизу.

Информация о работе Общая характеристика средств гимнастики