Общая характеристика средств гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Файлы: 1 файл

Гимнастические упражнения.docx

— 101.31 Кб (Скачать файл)

6. Изменение длины шага  и скорости движения. Команды:  Шире шаг!, Короче шаг!, Чаще шаг!, Ре-же!.

7. Переход с шага на  бег и обратно. Подается команда:  Бегом – марш! При переходе  с бега на шаг подается команда:  Шагом – марш!. Марш подается под правую ногу.

5. Перемена направления  движения.

1. Движение в обход.  Команда: Налево /направо/ в обход  шагом – марш!. Если команда подается во время движения, то исполнительная команда Марш! должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали.  Подается команда: По диагонали  – марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: Противоходом направо/ налево/ шагом – марш!. Интервал между колоннами – один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; Противоходом внутрь / наружу/ марш!.

4. Движение змейкой. Несколько  противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: Противоходом налево / направо шагом – марш!, <Змейкой-марш!

5. Движение по спирали.  Команда: По спирали – марш!. Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; Противоходом – марш!, или Кругом – марш!,

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается  команда: Налево большой открытой  петлей – марш!. По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны  по одному в колонну по два,  по три и т.д. с поворотом  в движении. При движении группы  налево в обход, как правило,  на верхней или нижней границы  зала подается команда: В колонну  по два / по три и т.д./ налево  – марш! После поворота первой  двойки следующие делают поворот  самостоятельно. Для обратного перестроения  подаются команды: Напра-во!, (слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом – марш!.

2. Перестроение из колонны  по одному в колонны по два,  по четыре, по восемь дроблением  и сведением. Перестроение выполняется  в движении. Команда: Через центр  – марш!, как правило, подается на одной из середин зала Команда: В колонну по одному направо и налево в обход – марш! подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: В колонну по два через центр – марш! Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: В колонны по одному направо и налево в обход шагом – марш! По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая – налево. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: В колонну по одному через центр – Марш!.

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: Направо/налево/ от середины на столько-то шагов  Разомкнись! Если количество шагов  не указывается, то размыкание  производится на один шаг. Все,  за исключением занимающегося,  от которого производится размыкание, выполняют поворот направо / налево/ и, продвинувшись на столько,  чтобы расстояние между партнерами  составило указанное количество  шагов, поворачиваются лицом к  фронту. После подачи команды  преподаватель считает по два  до тех пор, пока все не  займут своего места в строю.  Для смыкания подается команда:  Налево/направо, к середине/ сомкнись!. Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: бегом.

2. Размыкание приставными  шагами производится по команде:  От середины вправо/ влево/ на  два/три и т.д./ шага приставными  шагами разомкнись!. После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: К середине вправо/ влево/ приставными шагами сомкнись! Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: Встаньте на два шага  друг от друга, Разомкнитесь  на два шага и т.д. Размыкание  по направляющим в колоннах, которых  преподаватель ставит на необходимый  интервал.

4. Размыкание дугами. Из  колонны по четыре, по команде:  Дугами/или дугами назад/ разомкнись! вторые и третьи номера пятью  шагами но дуге/ вперед/ выходят  наружу от крайних на два  шага, приставляют ногу на 7–8-и  счеты поворачиваются кругом, а  затем /с третьего счета/ выходят  дугами назад на установленные  места и приставляют ногу. Для  смыкания подается команда: Дугами/дугами  назад/ сомкнись!

 

 

2.2 Прикладные упражнения.

В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в  равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них находят применение в повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным образом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота оборудования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.

Ходьба – сложное по координации движений упражнение, вовлекающее  в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

На уроках гимнастики применяются  следующие виды ходьбы:

а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами.

Бег – более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо  значительнее, чем при ходьбе. В  уроках гимнастики применяются следующие  виды бега: обычный бег, бег с высоким  подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием  прямых ног вперед, в сторону и  назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.

Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Удержание  равновесия осуществляется рефлекторно  за счет согласованной работы сенсорных  систем. Их функциональные возможности  могут быть развиты с помощью  специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении. К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обычной на двух ногах до самой необычной на одном  колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук  и головы, с открытыми или закрытыми  глазами; переходы из высокого положения  в более низкое, в положение  лежа и наоборот.

К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т.п. В  качестве препятствий могут служить  различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления  препятствий могут быть перешагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т.п.

Упражнения в лазании  представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых  или смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством  для развития силы мышц рук и плечевого  пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений; с их помощью воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для  лазания можно использовать почти  все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.

Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезанием, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обратно. Перелезают через забор высотой 1,5 – 3 м. Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием – учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной ногой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противоположную сторону; б) опорой на грудь – навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как можно ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом – взявшись руками за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой – подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, выйти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью – с помощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.

Упражнения в метании  и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно  легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент времени  необходимо определить направление  и скорость летящего предмета, его  объем и массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости  от этого выбрать способ.

Большое значение упражнениям  в метании и ловле придавал П.Ф. Лесгафт. Он создал «школу мяча», в  которой расположил упражнения следующим  образом:

Бросить мяч в пол и  поймать;

Бросить мяч вверх и  поймать;

Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;

Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;

Бросить мяч в стену  и поймать его, не дав упасть на пол;

Бросить мяч под углом  в пол, дать ему удариться в  стену, отскочить, упасть на пол, после  чего поймать его;

То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;

Встать спиной вплотную к  стене, бросить мяч в стену  над головой, дать ему удариться  о пол и затем поймать его;

То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол

Подбрасывание и ловля  выполняются с мячами (малыми, средними, большими, набивными), гимнастическими  палками, обручами и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и  ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под  ногой, от плеча, из-за спины одной  и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав  мяч стопами ног в различных  исходных положениях и др. Подбрасывание  и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.

Перебрасывание и ловля  выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно  производить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между стопами, в положении лежа и сидя.

В качестве упражнений применяются:

Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая  его дальше; б) в колонне, передавая  мяч сбоку, над головой или  под ногами в стойке ноги врозь.

Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбоку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с помощью  и без помощи рук).

Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических матов вчетвером  и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные  на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв скамейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за середину, над головой двумя  руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним  или вдвоем, удерживая козла за ножки, брусья переносятся группой  под руководством старшего.

Упражнения с занимающимися  могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним. Способами  переноски являются следующие:

Переноска сидящего на руках: двое становятся рядом лицом по направлению  движения, берутся за запястья ближайших  рук. Третий садится на сцепленные руки и держится за шеи или плечи  партнеров. Переноска сидящего на руках  с опорой спиной («в кресле»): переносящие  встают на одно колено позади переносимого и соединяют за запястья руки, удаленные  от него, а ближайшие к нему руки кладут друг другу на плечи. Переносимый  садится на сцепленные партнерами руки, спиной опирается на руки, положенные на плечи, а своими руками держится за шеи переносящих.

Переноска с поддержкой под  руки и колени: переносящие, располагаясь в затылок друг другу, берут переносимого один под руки, другой под колени.

Переноска сидящего на взаимно  сцепленных руках («на скамейке»): переносящие  встают лицом друг к другу и, взяв одной рукой запястье другой хватом сверху, свободной рукой берутся  хватом сверху за свободное запястье партнера. Переносимый садится на руки партнерам и держится за их плечи.

Переноска с поддержкой под  ноги и спину: переносящие встают с одной стороны лежащего на спине  товарища и, опустившись на одно колено, берут его один под ноги, другой под спину и поднимают. Переносимый  обхватывает руками шею переносящего, стоящего ближе.

Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы, выносливости.

Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху) д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны) е) переползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь з) переползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целесообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.

Простые прыжки. К ним относятся  прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную  скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.

Информация о работе Общая характеристика средств гимнастики