Общая характеристика средств гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Файлы: 1 файл

Гимнастические упражнения.docx

— 101.31 Кб (Скачать файл)

Прыжки на месте выполняются  на одной или обеих ногах. Усложняются  за счет различных движений другими  звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.

Прыжки в высоту выполняются  на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются  прыжки согнув ноги, согнувшись, с косого – способом перешагивания. Длина  разбега зависит от характера  прыжка и индивидуальных особенностей занимающегося. Разновидностью прыжков  в высоту является «гимнастический  прыжок». Поза в полете над планкой  строго регламентирована, т.е. угол между  ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен  прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом. Прыжки в длину выполняются с  места и с разбега, толчком  одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются  поворотами, движениями рук, указанием  места приземления или длины  прыжка (в полную силу, в пол силы и др»). Разновидностью являются прыжки далеко-высокие. Они выполняются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки – ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя – на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.

Для прыжков в глубину  используют гимнастическую скамейку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную  и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и других исходных положений, толчком одной и обеими ногами, согнув ноги, прогнувшись и  согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков  достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места  приземления и ограничения его  площади. Прыжки в глубину подбираются  в зависимости от решаемой педагогической задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.

Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места  и с разбега. С их помощью может  отрабатываться фаза (поза) полета и  приземления. Они выполняются с  различными положениями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и простейшими акробатическими  упражнениями. Прыжки в «окно» выполняются  в пространство, ограниченное по бокам  стойками, а сверху и снизу веревками, расположенными на разной высоте. «Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др. Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между  веревками и стойками – «окна» – и изменения способов приземления.

 

2.3 Упражнения художественной гимнастики.

 

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических  и психологических особенностей организма женщин, их склонности к  мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное  сопровождение. Разнообразие, широкий  диапазон трудности упражнений позволяет  применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения. Целостность  упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок  и фиксаций промежуточных положений  в упражнениях и соединениях  и предполагает участие всех звеньев  тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена  интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями  скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления  и силы движений.

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи  с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям  различный характер и разную эмоциональную  окраску. При этом движения выполняются  в определенном ритмическом рисунке  и повторяются в необходимой  последовательности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны.

В художественной гимнастике существует шесть соревновательных видов:

1. Упражнение без предмета (сокращённо б/п);

2. Упражнения с предметами:

а) скакалка;

б) обруч;

в) мяч;

г) булавы;

д) лента.

В последнее время на соревнованиях  мирового класса упражнение без предмета не проводится, но именно оно является базой всей художественной гимнастики. Все упражнения выполняются под  музыку (продолжительность от 75 до 90 секунд) и характеризуются свободным  перемещением гимнастки по ковру (13х13 м), выполняющую упражнения, связанные  с искусством владения своим телом  и синхронной работой с предметом.

Основой для выполнения практически  любых элементов в художественной гимнастике является гибкость и растяжка. Создание этой базы и является основной задачей для тренера начинающей гимнастки. Заставить своё тело двигаться  в любых направлениях практически  без ограничений – это фундамент  на котором строится, а в последствии  отшлифовывается весь богатый арсенал  этого прекрасного вида спорта.

 

2.4 Упражнения на снарядах.

 

Гимнастические снаряды: 1 – гимнастическое бревно; 2 – перекладина; 3 – брусья мужские; 4 – кольца; 5 –  мостик; 6 – брусья разновысокие; 7 –  конь гимнастический для прыжков; 8 – козел гимнастический; 9 – конь гимнастический.

Различают две основные группы упражнений на гимнастических снарядах:

Статистические и силовые  упражнения;

Маховые упражнения.

Каждая из этих групп в  свою очередь подразделяется на подгруппы  соответственно специфическим особенностям тех или иных упражнений.

Силовые упражнения подразделяют на:

Статические (собственно –  силовые) упражнения;

Силовые перемещения.

Статические упражнения –  это неподвижные позы (висы и упоры), которые гимнаст принимает на снаряде. Например:

а, б) вис на перекладине и кольцах;

в, г) упор на перекладине и кольцах;

д) вис углом;

е) упор углом;

ж) горизонтальный вис сзади;

з) горизонтальный вис спереди;

и) горизонтальный упор;

Правила записи упражнений на гимнастических снарядах

к) упор руки в сторону – крест.

Диапазон трудности этих упражнений чрезвычайно широк.

Силовые перемещения –  это медленные переходы из одного статического положения в другое:

а) подтягивание и опускание в висе;

б) подъем с силой в упор и опускание в вис;

в) из стойки на руках – опускание в вис и подъем в стойку;

из горизонтального упора – опускание в вис сзади и подъем в горизонтальный упор.

Все эти упражнения подчиняются  тем же закономерностям, что и  статические.

Подавляющее большинство  упражнений на снарядах – это маховые  упражнения.

Эти упражнения ценны тем, что воспитывают способность  ориентироваться в пространстве, координировать свои действия в соответствии с создавшейся внешней обстановкой  и управлять этими действиям.

Маховые упражнения на снарядах – это вращательные движения по полному кругу или его частям.

В педагогических целях все  маховые упражнения подразделяются на три фазы:

1. Фаза подготовительных действий – принятие наиболее рационального исходного положения и выполнение «стартовых» движений, обеспечивающих последующие действия на снаряде.

2. Фаза основных действий – момент приложения максимальных усилий (самая важная часть упражнения, от правильного выполнения которой зависит качество выполнения упражнения в целом).

3. Фаза завершающих действий – придание движению окончательной формы.

Все эти фазы условны, так  как четких границ между ними не существует.

Упражнения на коне

Упражнения на коне (высота 105 см от поверхности мата) – махи и перемахи одной и двумя ногами, скрещения прямые и обратные, круги одной и двумя ногами, соскоки – считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. Они усложняются введением поворотов, выходов и переходов, изменением условий опоры на две и одну ручку, внутри ручек, на ручку и тело коня, на тело, и могут выполняться продольно и поперек. Упражнения на коне должны выполняться в ровном темпе без задержек и остановок, без касаний и отталкивания ногами снаряд.

Успешное овладение упражнениями на коне требует хорошего развития мышечной силы рук, плечевого пояса, туловища, координации движений, подвижности  в тазобедренных суставах, равновесия. Упражнения изучаются целостным  методом, в обе стороны, с применением  поддержек и проводок, с помощью  подготовительных и подводящих упражнений на стандартном и нестандартном  оборудовании, на тренажерах.

Перемахи могут быть однонаправленными (одноименными) и разнонаправленными (разноименными). В первом случае перемах правой ногой начинается в правую сторону, а левой – в левую. Во втором случае перемах правой ногой начинается в левую, а левой – в правую сторону.

Однонаправленные перемахи выполняются из упора стоя, из упора сзади и из упора ноги врозь. Так, для выполнения перемаха левой.

Виз упора стоя (с прыжка) делается бросковое движение ногами и туловищем влево, при этом левая  нога обгоняет правую и поднимается  до уровня левого плеча и выше. Образовавшееся широкое разведение ног на мгновение  фиксируется. В это время левая  рука снимается с опоры, а тело приподнимается на правой руке, таз  и бедро левой ноги посылаются вперед, обгоняя движение голени, левая  нога быстро переносится вперед над  конем и левой ручкой, после  чего левая рука вновь опирается  на левую ручку. В двух опорной  фазе движения тела и ног происходят под воздействием силы тяжести без  особых усилий со стороны занимающегося. После прохождения вертикали  движение подхватывается и делается мах ногами вправо, правая нога опережает  левую и продолжает движение до уровня правого плеча и выше. При движении в обратном направлении, по мере приближения  ОЦМ тела к вертикали, усиливается  движение правой ноги влево до уровня поверхности коня. Далее проекция ОЦМ тела смещается вправо ближе  к центру площади опоры правой руки, левая рука приподнимается над  опорой, а левая нога, обгоняя  своим движением правую ногу, перемахивает над телом коня и левой ручкой. Начинается мах вправо до последующего перемаха, но теперь уже правой ногой.

Разнонаправленные перемахи выполняются из тех же исходных положений, что и однонаправленные. Например, для перемаха левой ногой вправо из упора стоя (или из упора) в упор ноги врозь надо сделать маятникообразное бросковое движение туловищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движение левой и поднимается в сторону по возможности выше над конем, ноги широко разводятся, в крайней точке маха правая рука отталкивается от ручки, а левая нога выполняет перемах. Затем рука снова ставится на ручку, и гимнаст приходит в упор. (рис. 6)

При выполнении этого же упражнения левой ногой вправо, но упора сзади  предварительно делается небольшой  замах туловищем и ногами влево. Затем проекция ОЦМ тела перемещается на левую ручку, что позволяет  выполнить маятникообразное бросковое  движение туловищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движение левой и поднимается по возможности  выше над конем, таз слегка поворачивается навстречу движению, ноги широко разводятся. Правая рука приподнимается над ручкой, а левая нога в это время  проносится над конем, правая рука снова  ставится на ручку и гимнаст переходит  в положение упора ноги врозь  правой.

Наиболее трудным разнонаправленным  перемахом является перемах из упора ноги врозь в упор сзади. Так, например, для выполнения этого упражнения левой ногой проекция ОЦМ тела (предварительно смещается на правую ручку, а ногами делается небольшой мах в левую сторону). Затем тяжесть тела переносится на левую ручку и выполняется сильный мах ногами в правую сторону, правая нога опережает движение левой и поднимается до уровня плеча гимнаста и выше. В конечной точке маха ногами правая рука приподнимается над ручкой, а левая нога проносится над конем и правой ручкой. В этот момент таз слегка поворачивается навстречу перемаху и подается вперед. Правая рука ставится на опору, и гимнаст переходит в положение упора сзади.

При обучении перемахам в качестве подводящих и подготовительных упражнений применяются: различные размахивания и перемахи в упоре ноги врозь и в упоре сзади, перемахи в упоре вне с помощью и самостоятельно; махи ногами во всех направлениях, размахивания в висе широким хватом спиной к гимнастической стенке ноги вместе и врозь пошире с фиксированным положением ног в конце маха; размахивания в стороны в упоре и в упоре на руках на средних брусьях в положении ноги вместе и врозь через задержки и с задержкой в конце маха; отталкивание руками в упоре лежа на полу; рукохождение в упоре на брусьях не разводя рог и не размахивая туловищем из стороны в сторону; махи в упоре на коне с ручками и другие разновидности махов и перемахов ногами; прыжки через коня в ширину боком; соскоки на брусьях боком и углом без поворотов и с поворотами; разнонаправленные перемахи в упор с помощью и самостоятельно.

Однонаправленные круги  одной ногой представляют собой  соединение двух перемахов: однонаправленного вперед или назад и разнонаправленного из упора ноги врозь. От того, насколько правильно освоены эти перемахи, зависит успешность выполнения данного элемента. Он выполняется из тех же исходных положений, что и перемахи.

Разнонаправленные круги  одной ногой выполняются из упора  стоя (с прыжка), из упора сзади  и из упора ноги врозь. Они представляют собой два последовательных перемаха, один из которых разнонаправленный, а другой – однонаправленный.

Прямое скрещение –  это соединение двух перемахов, однонаправленного и разнонаправленного, выполненных одновременно правой и левой ногой навстречу друг другу. После перемаха правой вперед надо перенести тяжесть тела на правую руку, сделать энергичный взмах левой ногой как можно повыше и оттолкнуться левой рукой от ручки, удерживая левую ногу в крайнем верхнем положении, выполнить перемах правой ногой над конем и левой ручкой, а с движением тела вниз таз слегка вывести вперед, сделать перемах левой вперед, быстро пронести руку над левым бедром и поставить ее на ручку между широко разведенными ногами. При изучении этого упражнения рекомендуется: правильно выполнять разнонаправленные перемахи из упора ноги врозь, медленные скрещения с помощью, поднимая и удерживая левую ногу обучаемого в момент перемаха правой влево; выполнять скрещение со второго-третьего взмаха. Помощь оказывается по ходу движения подталкиванием левой ноги вверх.

Информация о работе Общая характеристика средств гимнастики