Общая характеристика средств гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Файлы: 1 файл

Гимнастические упражнения.docx

— 101.31 Кб (Скачать файл)

Затруднения в обучении

Плечи подъезжают к кистям, а подъема нет.

Отсутствует необходимое  торможение ног при махе вперед. Следует разъяснить гимнасту сущность ошибки, затем вернуться к упражнению, установив гимнасту для броска ногами низко расположенный ориентир.

Преждевременное приложение усилий для отрыва плеч от жердей (рывок  грудью) и слабое усилие на разгибание рук.

Повторить упражнение, пытаться нажимать на жерди почти прямыми  руками; проделать упражнение.

Выход в упор происходит с  трудом, тело сильно согнуто, таз опущен.

Та же причина, что и  в упражнении, Если никакие другие методы усиления разгибания тела не помогают, следует в разумной мере снизить  силу маха вперед, по возможности не нарушая внешнего вида движения.

Упражнения на гимнастическом бревне

Упражнения на бревне –  наиболее трудный вид женского многоборья. По своему содержанию и характеру  исполнения они близки вольным упражнениям, но отличаются от них тем, что все  элементы выполняются на повышенной и узкой опоре. Высота бревна на от пола – 125 см, от матов – 105 см (толщина  матов 20 см ширина рабочей поверхности  – 10 см, длина бревна – 500 см. Гимнастическое бревно покрыто замшевой кожей или  заменителем и вмонтировано в  пол на двух прямых или наклонных  металлических ножках.

В упражнениях на бревне от гимнастки требуется непрерывное  передвижение по снаряду, смена ритма  движений, выполнение сложных, рискованных  элементов и соединений из них, передвижение на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности гимнастки сохранять в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп; от функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. Упражнения на бревне являются эффективным средством и методом развития этих способностей. Современные упражнения на гимнастическом бревне требуют от занимающихся хорошей акробатической и хореографической подготовленности.

При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем  по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере формирования навыка изучаемые  упражнения выполняются на среднем, а затем и высоком бревне. Страховку  осуществляют стоя сбоку, гимнастка  поддерживается за руку, под спину  или живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном  уровне с бревном, или ямы.

Упражнения на бревне подразделяются на: вскоки, передвижения, повороты, прыжки, акробатические упражнения и соскоки.

Вскоки – обязательное начало упражнений. Они выполняются с места и с разбега, из стойки продольно и поперек (с конца бревна), с косого разбега, с использованием гимнастического мостика и без него. При обучении вскокам используются конь с ручками и без ручек, гимнастическая скамейка, низкое и среднее бревно.

Вскоки из стойки продольно выполняются: в упор; в упор правая (левая) в сторону на носок; в упор вне правой (левой) с одноименным перемахом; перемахом правой с поворотом налево в упор сидя ноги врозь; в упор ноги врозь правой (левой) с одноименным, разноименным перемахом; перемахом согнув ногу в упор ноги врозь, правой (левой); перемахом, согнув ноги в упор сзади; в упор стоя, ноги врозь; в упор ноги врозь вне; в упор присев на одну, другую в сторону на носок или другую ногу в сторону, носок на бревно не ставится.

Вскоки из стойки поперек с конца бревна можно выполнить: упор сидя ноги врозь вне; в присед на одну, другую вперед на носок или вперед; кувырком вперед, через стойку на руках.

Вскоки с косого разбега (боком к бревну) выполняются: в упор сидя на правом (левом) бедре, левую (правую) назад; упор стоя на коленях; в упор стоя на одно колено, другую ногу назад; в упор присев; в упор присед сзади на одну, ставя другую ногу вперед на носок.

 

2.5 Акробатические упражнения.

 

Акробатические упражнения являются эффективным средством  разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий  акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к  мышечной работе, устойчивость функций  вестибулярного анализатора к воздействию  ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, воспитываются  личностные свойства: сознательное и  активное отношение к занятиям, чувство  товарищества, коллективизма, уверенность  в своих силах и др. Различают  три вида акробатики: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.

Акробатические прыжки состоят  из различных переворотов и сальто с вращениями вперед, в сторону  и назад. Прыжки являются основным средством  всех видов акробатики.

Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и вольтижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесиями, элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хореографии.

Групповые упражнения состоят  из упражнений для женщин (тройки) и  для мужчин (четверки). Эта группа упражнений включает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равновесие, разнообразные пирамиды и вольтиж, балансирование и элементы хореографии.

Переворот в сторону (колесо)

При исполнении колеса гимнастка, поочередно отталкиваясь левой и  правой ногой, проходит через стойку на левой (при колесе влево), а затем  на правой руке. После завершения толчка правой ногой движение ею носит маховый  характер. Приземляясь на маховую  ногу, гимнастка переносит на нее  ОЦТ и выпрямляется. Даже при быстром  исполнении переворота, в том числе  высокого, поочередная постановка рук  обязательна, поскольку тело проходит в боковой плоскости. Основные шаги обучения колесу: стойка на руках; стойка на руках на положения боком или стоя лицом к движению, но с поворотом; из стойки на руках у стенки опуститься в упор на ногу с переходом на другую ногу. При исполнении колеса ноги следует максимально разводить. Само колесо исполняется за счёт длинного шага вперёд одной ногой с последующей далёкой постановкой рук вперёд. Т.е. сначала выполняется шаг левой вперёд, далее руками надо как можно дальше потянуться вперёд к опоре. Левая кисть ставится перпендикулярно правой (правую кисть желательно ставить несколько выше левой). Хотя колесо и является переворотом боком, но ещё раз повторимся, что шагать надо именно вперёд, а не вести руки через боковую плоскость. Руки ставятся на опору только после выполнения длинного шага (при постановке рук надо как можно дальше тянуться вперёд, тогда колесо получится в длину, а не под себя).

Рондат

По существу рондат – это колесо с поворотом на 90°. Начало движения такое же, как при колесе, но правая рука ставится не по осевой линии движения, а несколько сбоку от нее (слева – при повороте налево), с разворотом кисти. Поворот начинается в стойке на одной руке (проходящее положение). Поочередная постановка рук позволяет хорошо подготовить последующий курбет. Голова в момент «прокатывания» по рукам несколько приподнята, взор устремлен на кисть дальней руки. Полный поворот на 90° совпадает с активным отталкиванием руками и курбетом. Голова при этом наклоняется на грудь, спина округляется. Характерным является «прокатывание» через слегка согнутые руки. Сгибание рук (небольшое и непроизвольное) – своего рода рессорный механизм, позволяющий подготовить двигательный аппарат гимнастки к активному, мощному курбету, завершающему рондат.

Переворот вперед

Большинство современных  акробатических прыжков и комбинаций выполняется после небольшого разбега  с темповым подскоком (вальсетом) перед прыжком или без разбега – сразу с вальсета с места. Качество разбега и вальсета во многом определяет успех отдельного прыжка или комбинации. Разбег – его длина зависит от сложности последующих прыжков, а также степени владения ими. Более сложные прыжки (например, сальто с поворотами, двойные сальто) требуют большего по величине и скорости разбега. Общеизвестно, что по мере овладения изучаемой комбинацией длину разбега следует уменьшить до 2–3 шагов, сохраняя при этом необходимую скорость перед входом в первый элемент. Разбег должен быть свободным, с широкой амплитудой маха руками, без чрезмерного наклона плечевого пояса вперёд. Перед последним шагом разбега руки следует свободно отвести назад для замаха.

Вальсет – имеет свои отличительные особенности в зависимости от того, выполняется ли основной прыжок в доскок, или в переход. В последнее время в связи с ограничением длины разбега и большей стилизацией всех движений вальсет, принятый мастерами акробатики за норму, в гимнастике трансформировался в стилизованный подскок с прямыми ногами и оттянутыми носками. Если выход в стойку с вальсета выполняется толчком левой и махом правой, то гимнаст либо шагом правой (с ходу), либо с места выполняет подскок с махом руками вверх. Во время прыжка с лёгким прогибом ноги соединены, носки оттянуты. Возможен и другой вариант вальсета: во время подскока толчком правой левая нога отводится назад. В обоих случаях после подскока приземление происходит на правую с одновременным выведением левой ноги вперёд. Далее левая опускается на пол, и производятся действия, направленные на выполнение последующего элемента: переворота вперёд, в сторону и т.д. Вальсетом овладеть несложно, и тем не менее недостатки в технике этого «входного» прыжка зачастую отрицательно сказываются на качестве последующих элементов.

Этот прыжок можно выполнять  с места и с разбега. Мах  руками в вальсете перед переворотом не должен приводить к расслаблению мышц спины, а для этого, выполняя мах руками вверх, гимнаст должен, округляя спину, разводить лопатки. При постановке рук на опору по закруглённой траектории сверху следует сохранять округлость туловища и упругую жёсткость рук и плечевого пояса. Ставить руки рекомендуется под углом примерно 30 град к вертикали таким образом, чтобы угол между руками и туловищем был при этом возможно большим. Мах ногой надо направлять вверх и далее через голову вперёд и вниз по закруглённой траектории, как бы преодолевая препятствие полётом с рук на ноги. Соединение маховой и толчковой ног должно происходить после пересечения ими вертикали, проходящей через точки опоры руками (вертикали опоры), когда толчковая нога пройдёт за вертикаль опоры примерно на 25–30 град. Выполняя переворот в доскок, руки после толчка следует ставить над головой, как бы тянуться ими к опоре и контролировать взглядом их местоположение вплоть до устойчивого приземления. Приземляться надо на носки напряжённых ног, ставя их «под себя». Тело при этом должно быть слегка прогнутым, руки вверху и несколько сзади, голова наклонена назад. Если же переворот соединяется с другими акробатическими прыжками с общим продвижением вперёд, то гимнасту нужно быстрее перейти от прогнутого положения в момент приземления на ноги к выпрямленному с прямым положением головы.

Наиболее распространен  переворот вперед поочередным толчком. Применительно к женским прыжкам  более удобен и специфичен переворот  на одну ногу, являющийся хорошим разгонным  элементом в длинных соединениях. Переворот с приходом на две ноги может предшествовать высоким сальто, усложняться поворотами как правило, разбег на переворот вперед небольшой. Следующий за этим вальсет выполняется с прямой или же, если после переворота следует высокое сальто, с открытой осанкой. При выполнении переворота в остановку, когда необходим высокий подлет, руки ставятся в «стопор» – гимнастка должна потянуться руками подальше вперед. Это способствует хорошему, жесткому отталкиванию и предотвращает сгибание рук в момент толчка. При выполнении темповых соединений переворотов руки могут незначительно сгибаться. Отдельное же исполнение переворота должно сопровождаться постановкой и удержанием в ходе всего переворота прямых рук, которые ставятся на опору примерно на ширине плеч, голова зажимается между руками. Взгляд устремлен на кисти рук. Отталкивание руками совпадает с активной оттяжкой в плечах, толчком ногой и маховым движением другой ногой через голову. Гимнастка переходит в полет, прогибаясь в грудной части, удерживая прямые руки вверху и зажимая ими голову, которая наклоняется назад. В том случае, когда переворот необходимо завершить приходом на одну ногу, мах ногой выполняется без притормаживания, характерного для переворота с приходом на две ноги. Притормаживание движения маховой ногой при выполнении переворота с высоким полетом в остановку способствует передаче вращения от маховой ноги ко всему телу. Приземление после переворота – на одну или на две ноги (в зависимости от требуемой формы движения). Завершение переворота вперед в остановку – с выпрямлением тела в грудной части и подниманием головы. Уверенно почувствовав опору и закрепив при этом ягодицы, гимнастка переходит на другую ногу, полностью выпрямляясь и останавливаясь.

Обучение:

Исходная база.

1. Уверенное владение стойкой  на руках толчком одной, махом  другой ноги.

2. Медленный переворот  вперед поочередным толчком, выполненный  без утрированного прогибания в пояснице.

Основные упражнения.

1. Махом одной, толчком  другой ноги стойка на руках  с последующим вертикальным подлетом. Основная задача – добиться  темпового начала движения на  переворот с оттяжкой в плечах, без «сваливания» вперед. При  сильном махе необходимо поддерживать  под спину и бедра. Можно  выполнять у стенки.

2. Переворот вперед с  приходом на спину (на плечо  к страховщику или на горку  матов. Основная задача – добиться  высокого полета на перевороте, выполняя его с прямым, без  прогибания, телом.

3. Полный переворот вперед  на две ноги (разделяя его на  две фазы: темп на плечо к  страховщику и опускание с  проводкой). Данное упражнение после  нескольких удачных подходов (при  условии высокого вылета и  сохранения прямого тела) можно  выполнять без разделения, стремясь  при этом первую часть выполнять  как бы через плечо страховщика.

4. Медленный переворот  вперед на одну ногу. Это упражнение  применяется.

Перекаты и кувырки:

1) кувырок вперёд;

2) со стойки на руках  перекат вперёд;

3) длинный кувырок;

4) полёт кувырок;

5) кувырок назад;

6) кувырок назад в стойку  на руках;

7) кувырок назад в стойку  на руках с поворотом на 180 и  более;

Перекаты и кувырки:

1) Кувырок вперёд. Элемент  начальной подготовки. Из упора  сидя выполняется переворот через  голову вперёд. При исполнении  элемента пола надо касаться  лопатками, в конце кувырка  группировка.

2) Со стойки на руках  перекат вперёд. Перекат вперёд  выполняется со стойки на руках.  Это в общем то тот же  элемент, но с учётом того, что  начальное положение – не упор  сидя, а стойка. Руки во время  элемента сгибать нельзя. После  обучения элементу с согнутыми  ногами, надо разучивать с прямыми.  Т.е. со стойки выполняется  скажем так кувырок вперёд  при котором руки и ноги  жёстко натянуты и прямые. Для  выполнения элемента следует  использовать импульс на спаде  со стойки, который надо максимально  использовать. Как только лопатки  коснутся полу делайте резкое  усилие руками, тогда ни ноги, ни руки не согнутся.

3) Длинный кувырок. Выполняется  с разбегу с заметной фазой  полёта. Техника прыжка напоминает  прыжок «рыбкой» в воду. Тело  во время полёта представляет  собой «закрытую лодочку». Учить  следует на матах, можно прыгать  через препятствие.

4) Полёт кувырок. Очень  сложный элемент, превосходящий  по сложности некоторые типы  сальто. Это усовершенствование  длинного кувырка. Тело в полёте  уже не в форме «лодочки», а чисто прямое, а ещё лучше даже прогнутое, руки отведены в стороны. Изучать опять же на мягкой поверхности через какое то безопасное препятствие. Во время прыжка грудь поднимается вверх, руки разводятся в стороны, пятки поднимаются вверх и ими частично задаётся движение в воздухе. Чем дольше в воздухе вы удерживаете позу «прогнутого положения с разведёнными руками», тем больше зрительный эффект.

Информация о работе Общая характеристика средств гимнастики