Общая характеристика средств гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

Файлы: 1 файл

Гимнастические упражнения.docx

— 101.31 Кб (Скачать файл)

Этот прыжок можно исполнять  двумя способами. При первом мах  руками в момент отталкивания выполняется  встречным движением снизу вперед и вверх. Стопорящий толчок после  разбега в совокупности с махом  руками вверх и в стороны до отказа и последующим быстрым  прогибанием тела с приподнятой головой создают вращение вперед и обусловливают форму прыжка «прогнувшись». Эффективность упражнения зависит от умения возможно дольше фиксировать принятую позу в полете. Приземление должно осуществляться под углом около 30 градусов к вертикали Наклоняя голову на грудь и сгибая руки, гимнаст делает перекат вперед на спину и завершает упражнение. Отличительной особенностью второго способа является мах руками вниз и назад вдоль туловища с последующим выведением их вперед круговым движением вверх. Поскольку такие движения способствуют большему вращению вперед, стопор при отталкивании должен быть усилен.

Основные и вспомогательные  упражнения:

1. С разбега прыжок прогнувшись  с мостика на горку поролоновых  матов на живот. Поверхность  горки рекомендуется устанавливать  с некоторым наклоном в сторону  кувырка.

2. Прыжок прогнувшись в  кувырок вперед толчком о мостик, а затем на дорожке. Это упражнение  полезно только для овладения  первым способом выполнения прыжка. Рекомендуется также прыгать  через планку с регулируемой  высотой.

3. Прыжок прогнувшись с  приземлением на руки тренера  и ассистента, стоящих лицом друг  к другу взявшись за руки.

4. Полет-кувырок па мягкую, а затем на жесткую опору.

5) Кувырок назад. Элемент  начальной подготовки. Из упора  сидя через голову выполняется  кувырок назад в группировке.  Постепенно пола касаются поясница, лопатки, шея и только потом  на пол ставятся кисти.

6) Кувырок назад в стойку  на руках. Может выполняться  разными способами. Самый простой  – это из упора сидя. Выполняется  кувырок назад, но руки прямые  и очень жёстко натянуты. Именно  от того как натянуты руки  зависит выполнение всего элемента. Кисти рук развёрнуты во внутрь. Дальше делается выбив ногами  вперёд-вверх. Именно так. В  этом случае движение назад  будет скомпенсировано выбивом вперёд-вверх ног и гимнаст выйдет именно в стойку на руках. Самое главное не сгибать руки.

Следующая эволюция элемента – это кувырок назад из положения  стоя, с прямыми ногами и руками. В общем принцип такой же. Но забыл сказать, очень важная деталь – при выполнении кувырка назад  в стойку при спаде назад из положения стоя пола должны сначала  коснуться кисти (создают упор), а  только потом пятая точка из положения  группировки с прямыми ногами из складки.

7) Кувырок назад в стойку  на руках с поворотом на 180 и  более. При выполнении кувырка  назад можно ещё повернуться  в стойке. Поворот можно осуществлять  двумя способами: первый способ  не очень эффектный – переступанием  кистями, второй способ – поворотом  вокруг опорной руки. Первый способ  в общем особого интереса не представляет в том плане, что не сильно отличается от обычных поворотов в стойке. Требует хорошей фиксации стойки на руках после кувырка. Как только гимнаст выходит в стойку, следует сразу переступанием кистей поворачиваться в стойке. Второй способ очень не простой. Ещё не много не дойдя стойки, выполняется поворот плечом назад вокруг опорной кисти. Если опорная кисть левая, то поворот осуществляется правым плечом по часовой стрелке. Левая кисть не подвижна, при повороте у неё меняется хват, по типу изменения хватов на перекладине.

 

2.6 Общеразвивающие упражнения.

 

К общеразвивающим упражнениям  относятся любые технически несложные  упражнения, составленные из одиночных  или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые  индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Они мо гут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т.д.

Количество общеразвивающих  упражнений огромно. Двигательная структура  их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает  возможностями избирательного и  регламентированного воздействия  на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические  способности и др. Аналитический  характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного  воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические  и личностные свойства занимающихся. Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых  по педагогическому принципу: для  развития силы, быстроты, координации  движений, гибкости, памяти на движения, свойств внимания и др. При подборе  упражнений учитываются условия  проведения урока, его задачи и состав занимающихся. Возможности упражнений сильно расширяются за счет варьирования способов их выполнения. В силу этого  каждое из них становится многофункциональным. Так, например, приседание можно использовать как отдельное упражнение для  воздействия на мышцы ног с  целью разминки; при увеличении количества приседаний в активную работу вовлекаются  сердечно-сосудистая и дыхательная  системы организма, а при предельных количествах повторений – волевые  качества человека. Для целенаправленного  применения общеразвивающие упражнения можно разделить (классифицировать) на несколько групп.

По анатомическому признаку подбора упражнений в зависимости  от работы тех или иных мышечных групп: для рук и плечевого  пояса; шеи, ног, туловища и всего  тела.

По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия  или работы мышц в определенном режиме: на силу, растягивание (гибкость), скоростно-силового характера, с преимущественной быстротой  движений, на выносливость и другие двигательные способности человека.

По признаку методологической значимости упражнений: на координацию  движений, осанку, дыхательные упражнения.

По признаку использования  упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые  мячи, скакалки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.

По признаку организации  группы. Общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых  колоннах и шеренгах, в движении.

По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения  сидя и лежа, висов и др.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться с использованием всех классификационных групп.

 

2.7 Вольные упражнения.

 

Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности  – на полу, сцене, поле стадиона и  т.п. Они могут предназначаться  для того или иного контингента  занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого разряда  и т.д.), быть индивидуальными или  групповыми, выполняться с музыкальным  сопровождением или без него. Групповые  вольные упражнения составляются из хорошо разученных, обычно простых  элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под  музыку. Основная сложность состоит  в сохранении определенного взаимного  расположения участников на помосте  или площадке и в согласованности  их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а  исполнение упражнения группой в  целом, точность и ритмичность движений, оригинальность перестроений.

Индивидуальные вольные  упражнения подразделяются на спортивные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражнений).

Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического  многоборья. Выполняются они индивидуально  на специальном гимнастическом ковре  размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оценивается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные упражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для женских вольных  упражнений музыкальное сопровождение  является обязательным.

Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, не менее  чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в  учебной комбинации не обязательно  совпадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно  считать спортивным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные  для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.

Вольные упражнения в целом  содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, подвижности в суставах, выносливости, повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и  сенсорных систем. Последнее выражается в том, что занимающиеся усваивают  такие характеристики движений, как  амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, величина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более широкими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.

Совершенствование навыков  выполнения вольных упражнений содействует  формированию правильной осанки, пополняет  волевой, эмоциональный и главным  образом двигательный опыт гимнастов. Не только женщины, но и мужчины благодаря  занятиям этими упражнениями развивают  пластичность и выразительность  движений всех звеньев тела. Групповые  вольные упражнения, кроме того, содействуют воспитанию общительности, чувства товарищества, ответственности  за свои действия, взаимопомощи, формированию сплоченности коллектива.

С предметами могут выполняться  как групповые упражнения, так  и учебные комбинации. Спортивные вольные упражнения с предметами относятся к художественной гимнастике. Кроме предметов, используемых в  художественной гимнастике, в вольных  упражнениях могут применяться  также флажки, гантели, гимнастические палки, шесты, канаты и др. При выполнении этих упражнений дополнительно приобретаются  и совершенствуются навыки движений кистью, что имеет еще и прикладное значение при обучении детей дошкольного  и младшего школьного возраста письму, игре на пианино и других музыкальных  инструментах, при овладении бытовыми, трудовыми, спортивными двигательными  навыками. Разнообразие используемых предметов содействует развитию координации движений.

Вольные упражнения включают в себя элементы различных видов  упражнений – общеразвивающих, художественной гимнастики, акробатики, хореографии  и др. – и составляются с учетом требований композиции.

Под композицией вольных  упражнений понимают последовательность выполнения гимнастических элементов  и соединений, их расположение относительно ковра и взаимосвязь частей упражнения. Последнее означает стройность, осмысленность  сочетаний и последовательность элементов и движений. Композиция должна быть гармоничной, динамичной, включать элементы разнообразного характера, задавать направление движения исполнителя. Наличие слишком простых, примитивных  элементов или соединений нарушает гармоничность композиции. В групповых  вольных упражнениях композиция определяет также взаимное расположение и перемещение самих исполнителей.

Индивидуальные вольные  упражнения могут быть столь же оригинальны  и неповторимы, как и свойства личности каждого отдельного исполнителя. Включение простого, но редко исполняемого элемента создает порой лучшее впечатление, чем последовательное выполнение трудных, но не очень оригинальных элементов. В любом случае композиция упражнения должна подчеркивать достоинства исполнителя. Мужским вольным упражнением  присущи использование движений прямыми руками и ногами, строгость  движений, больший удельный вес силовых  и статических элементов. Композиции женских вольных упражнений свойственна  плавность движений, подчеркивание  грациозности, пластичности, элегантности, танцевальности исполнительницы. В детских упражнениях отражаются задор, игривость и подвижность спортсменов. В основе их упражнений может лежать какая-либо сценка или картинка.

Композиция спортивных вольных  упражнений может быть обязательной или произвольной. Последняя составляется из необходимого числа элементов  и соединений определенной сложности  с учетом требований правил соревнований. Композиция обязательных упражнений либо является строго заданной, либо составляется из элементов заданного типа (для I и II разрядов по категории Б). Например, требования к акробатической комбинации, выполняемой мужчинами в качестве вольных упражнений II разряда, таковы.

1. Любое равновесие.

2. Стойка на руках –  обозначить.

3. Переворот вперед или  назад.

4. Соединение из 2 – 3 акробатических  элементов.

При создании композиции элементы, указанные в требованиях, чередуются с простыми элементами и движениями для создания целостного, логически  завершенного упражнения.

Гармоничность спортивных вольных  упражнений предполагает равномерность  распределения трудных элементов  внутри упражнения. Упражнение должно заканчиваться акробатическим соединением  указанной или большей трудности. У женщин после конечного соединения следуют несколько движений, завершающихся  принятием конечной позы. Для вольных  упражнений спортсменов высоких  разрядов характерно разнообразие направлений  передвижений, поворотов, использование  большей части ковра, значительные перемещения. При этом в композициях  вольных упражнений мужчин передвижение исполнителя происходит, как правило, по сторонам и диагоналям ковра, гимнастки  же передвигаются не только по прямым линиям.

В вольных упражнениях  для массовых разрядов и в учебных  комбинациях (комплексах упражнений) направлений  передвижения по ковру обычно немного. Например, при выполнении мужских  вольных упражнений III разряда по программе категории Б спортсмен  перемещается вдоль одной прямой линии. Иногда композиция спортивных вольных  упражнений намеренно приводится к  линейной, чтобы упражнение можно  было выполнить на акробатической дорожке.

Информация о работе Общая характеристика средств гимнастики