Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
В групповых вольных упражнениях участники выполняют обычно несложные элементы. Трудность состоит в требовании синхронности движений исполнителей, единства характера их движений. Если от начала до конца группового упражнения взаимное расположение участников, выполняющих одинаковые движения, сохраняется неизменным, то упражнение такого типа называется синхронным. В более сложных упражнениях этого типа применяются одновременные перемещения участников на определенное число шагов и одновременные повороты.
Групповые упражнения называются ролевыми, если участники в едином ритме выполняют разные упражнения в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, колонне, шеренге и от места в ней. Исполнители разного пола распределяются обычно в разные группы. Ролевые упражнения выглядят эффектно, если между движениями разных групп участников наблюдается контраст, например: соседние группы выполняют выпады в разные стороны; одни выполняют присед, другие встают и т.п. Контраст подчеркивается также различием костюмов участников и предметов, с которыми выполняется упражнение. Самым трудным из ролевых упражнений является «волна», при выполнении которой каждый участник в ряду выполняет то же движение, что и другие, но с запаздыванием на определенную часть амплитуды от предыдущего участника.
Еще более сложными являются групповые вольные упражнения с перестроением, например, смыкания и размыкания, разбивка на группы, перестроение из шеренг в круги и т.д. Поддерживать четкость строя особенно трудно при перестроениях типа прочесывания, когда одна колонна движется навстречу другой, или с пересечением путей участников.
Если упражнение в целом состоит из частей разного типа, то оно называется составным.
Упражнение, в котором
часть участников выполняет упражнения
одного типа, а другая одновременно
– упражнения другого типа, называется
комплексным. Для обучения вольным
упражнениям первым этапом при работе
с начинающими является формирование
«школы движений». Навыков выполнения
движений, элементов и простых
соединений чисто, безупречно, строго
в гимнастическом стиле. Средством
для этого являются не всякие, а
правильно выбранные, общеразвивающие
упражнения. Для постановки «школы
движений» следует использовать
такие движения, как, например, из стойки
руки в стороны – вперед мах
правой вперед – влево, носком коснуться
левой руки (то же левой ногой) или:
из стойки ноги врозь с наклоном
вперед, руки в стороны – повороты
туловища. Улучшению качества движений
при выполнении вольных упражнений
содействуют контроль и самоконтроль.
Последний в полной мере возможен
при использовании зеркала, а
лучше – видеосъемки. Контроль может
осуществлять сам педагог либо он
организовывает работу учащихся в парах
для взаимоконтроля. При работе с
начинающими и с занимающимися
младшего возраста контроль педагога
должен обязательно преобладать. Постоянно
следует обращать внимание на их осанку,
положение головы, рук, кистей, пальцев.
Например, при выполнении наклона
вперед, руки в стороны контролируется,
чтобы туловище учащегося было прогнутым
и находилось в горизонтальном положении,
голова поднята, руки в стороны (на уровне
плеч) и слегка кверху (относительно
туловища, а не пола), ладонями вперед
(т.е. к полу), пальцы вытянуты и прижаты.
Большое значение для формирования
«школы движений» имеет
В подготовительной части разучиваются простые элементы и соединения, совершенствуется «школа движений». Более сложные элементы разучиваются в упрощенном и измененном виде. Например, вместо шагов в сочетании с движениями рук выполняются выставления ног с теми же движениями рук. Организуется выполнение частей вольных упражнений в различных направлениях, для чего применяются повороты и перестроения.
В подготовительной части чаще всего используется фронтальный метод. Учащиеся выполняют упражнения на ковре или на полу. Разучиваемые части вольных упражнений выполняются вначале в медленном темпе, по разделениям, с фиксацией внимания на более трудных движениях, при контроле правильности их выполнения. Затем темп, амплитуда движений постепенно увеличиваются, повышаются требования к точности, совершенствуется стиль исполнения разучиваемого элемента, соединения, комбинации, подключается музыкальное сопровождение.
В основной части урока разучиваются более сложные элементы: равновесия, стойки, перевороты, сальто, прыжки, повороты, перемахи и т.п. Разучивание проводится индивидуальным или проходным методом. Если в подготовительной части урока учащиеся выполняют упражнения главным образом на полу или на ковре, то в основной части используются также маты, акробатическая дорожка, мостик, лонжи (страховочные пояса), поролоновая яма и другие снаряды и приспособления.
Совершенствование техники исполнения отдельных элементов вольных упражнений и их соединений осуществляется также путем выполнения несложных учебных комбинаций, составленных из разученных частей упражнения. Педагог может составлять эти комбинации сам на 8, 16, 24 счета, а более подготовленным ученикам предложить составить такие комбинации самостоятельно.
Вольные упражнения, составленные для исполнения под музыкальное сопровождение, разучиваются по «восьмеркам». При добавлении вновь разученной «восьмерки» к ранее освоенной части упражнения темп исполнения вначале задается более медленный, а затем постепенно ускоряется. Если упражнение не сопровождается музыкой (для старших разрядов мужчин), то оно разучивается в произвольном разделении на части. В конечном итоге все части, или «восьмерки», упражнения соединяются в единое целое и выполняются слитно.
На этапе совершенствования
вольные упражнения выполняются
целиком, при этом более трудные
фрагменты продолжают совершенствоваться
отдельно. При выполнении упражнения
в целом иногда делаются остановки
для уточнения отдельных
О возможности применения отдельных видов упражнений в практике или по месту работы.
Гимнастика является наиболее популярным и массовым видом спорта из-за ее большого разнообразия и количества спортивных элементов, поэтому применение отдельных гимнастических элементов неизбежно при практической деятельности с детьми.
1. Так на практике по
военно-патриотическому
2. При проведении туристических выездов на природу с детьми используются элементы вольных и общеразвивающих упражнений.
3. При проведении совместных
соревнований на территории
4. На тренировке по волейболу
необходима разминка, где также
могут применяться различные
виды гимнастических
5. Групповые вольные упражнения
могут использоваться для
2. Правила записи гимнастических упражнений.
Существует две формы записи гимнастических упражнений: текстовая и графическая, каждая из них, в свою очередь, подразделяется на типы. Так, текстовая запись может быть развернутой и сокращенной.
Текстовая развернутая запись построена на использовании гимнастической терминологии в полном объеме. Развернутый текст может представлять собой обобщенную или конкретную запись:
а) обобщенная запись используется в тех случаях, когда необходимо указать целые группы упражнений, не раскрывая их конкретного содержания, например в учебных программах: простые прыжки с пружинного мостика, разноименные перемахи на коне, кувырки;
б) конкретная запись предусматривает точное терминологическое обозначение каждого гимнастического элемента в соответствии с правилами, с использованием конкретных терминов основных и дополнительных.
Текстовая сокращенная запись подразделяется на условную и знаковую:
а) условная запись предполагает сокращение всех или почти всех терминов, при этом сокращенные обозначения могут соответствовать не только одному, но и двум-трем терминам развернутой записи, например: Исх: Стк нврз рнпс пСед рк (вп) – Стк Лр (лв) Пр дуг (нз-вв) – …, что означает: Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс – присед, руки вперед – встать (в стойку), левую руку влево, правую руку дугой назад вверх – …;
б) знаковая запись использует для обозначения элементов или соединений символы (крестики, кружки, прямые и волнистые линии и т.д.), что удобно для ведения записи упражнений на соревнованиях без привлечения технических средств. В настоящее время знаковая запись не стандартизирована, и каждый может применять те знаки, которые считает удобными.
На практике чаще всего используется смешанная текстовая, иначе говоря, частично сокращенная запись, которая отличается от развернутой только тем, что некоторые наиболее часто употребляемые термины записываются сокращенно, например: гимн. – гимнастический, упр. – упражнение, эл. – элемент, соед. – соединение.
Смешанная запись применяется
и в печатных изданиях с
использованием таких
и. п. – исходное положение;
о. с. – основная стойка;
в/ж – верхняя жердь, н/ж – нижняя жердь разновысоких брусьев.
Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.
Графическая запись подразделяется на три типа:
а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими;
б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, и часто используется для иллюстрации печатных изданий – учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;
в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев, такая запись требует навыков рисования.
3. Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), предназначенный для разминки в уроке основной гимнастики на разные мышечные группы.
Список используемой литературы.
1. Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. / Под ред. Гавердовского Ю.К. – М.:Физкультура и спорт, 1986. – 336 с., ил.
2. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с., ил.
3. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
4. Айзятуллова Г.Р. Гимнастика: программированный курс по методической и практической подготовке студентов заочного факультета (спец-ция «Спортивная гимнастика») / Г.Р. Айзятуллова // Учебно-методическое пособие. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2010
5. «Гимнастика» Баршай В.М., Курысь В.Н., Павлов И.Б., издательство: Феникс 2011 г., доп. свед.: 2-е изд., перераб. и доп.
Размещено на Allbest.ru