Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: теоретически выявить и практически опробовать организационно-методические условия эффективной работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч».
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности»;
-определить психологические аспекты организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- проанализировать особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- охарактеризовать организационно- методические условия проведения занятий по футболу;
- апробировать содержание и методы работы и подвести результаты по обучению детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы в детском физкультурно - спортивном объединении ………………...……………………
7
1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» …………………………………………………………………..
7
1.2. Психологические аспекты организации работы в детском
физкультурно- спортивном объединении………………………………………..
15
1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении………………………………………………………….
21
ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»…………………………………………………….
27
2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу……………………………………………………………………………..
27
2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки………………………..........................
36
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………… 51
Заключение …………………………………………………………………...…… 57
Список литературы ………………………………………………………...…….. 60
Приложение ………………………………………………………………………..
- многообразием видов
- личностно-деятельностным характером образовательного процесса;
- признанием за ребенком права
на пробу и ошибку в выборе,
права на пересмотр
- контролем за
Программы дополнительного образования ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков. Содержание программ обусловлено социальным заказом со стороны родителей, школы, органов управления образованием. При всем содержательном многообразии их можно классифицировать по нескольким основным направлениям. Примерный перечень направленностей дополнительного образования детей предложен Министерством образования Российской Федерации в Методических рекомендациях «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» и в «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». В соответствии с этими документами дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественную; туристско-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; социально-экономическую; естественно-научную. Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы.
В сфере физической культуры и спорта постепенно происходит переориентация на массовое вовлечение детей в физкультурно-оздоровительную деятельность, формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий. Формирование физической культуры детей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое воспитание определяется в педагогике как «система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании» [27,c.117.].
В качестве одного из основных принципов, на котором основывается физическое воспитание, является непрерывность и преемственность. Они обеспечиваются:
- единой законодательной
- совокупностью примерных учебных программ по физической культуре для различных уровней образования;
- систематическим
- сочетанием различных форм занятий физической культурой и спортом в рамках учебной недели;
- системой гигиенического
- обязательностью нормативных
требований к физической
Организация работы по воспитанию физической культуры детей направлена на решение следующих задач:
- содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
- развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т. п.);
- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;
- приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Дети должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т. п.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и, уж конечно, действенным фактором специально организованных процедур - солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.
Задачи, которые педагог дополнительного образования должен ставить перед собой при организации работы физкультурно-спортивного объединения:
Совместно с общественными организациями федерациями по видам спорта проводятся ежегодные массовые соревнования школьников «Шиповка юных», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Оранжевый мяч», «Кожаный мяч» и другие.
Футбол является одним из базовых и наиболее популярных видов спорта у детей и подростков. Систематические занятия футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на школьников: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие, развиваются физические способности. Занятия футболом способствует воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: выдержке, настойчивости, активности, чувства ответственности, умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх и другие.
Учитывая популярность футбола у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную и внешкольную деятельность учащихся. Кроме этого, футбол включается в мероприятия по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивной секции.
Развитие детского и юношеского футбола должно вестись по двум направлениям:
1. спортивные игры и развлечения
по месту жительства и
2. организация занятий ДЮСШ, создание спецклассов и СДЮСШОР.
Различия данных направлений работы заключается в принципиальном отличии задач. Если в массовом футболе это прежде всего максимальный охват и массовость, то работа в детском и юношеском футболе должна быть направлена только на результат. Те же тренеры, работающие в спортивных школах могут в качестве нагрузки вести и дополнительные группы для всех желающих.
Таким образом организационный компонент работы педагога дополнительного образования детей включает в себя информационную, развивающую, ориентационную и мобилизационную функции, которые необходимы при организации методической работы. Организаторская деятельность педагога предполагает выполнение системы действий, направленных на включение детей в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Организация работы физкультурно-спортивной направленности направлена на решение следующих задач: содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; развитие основных двигательных качеств; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
1.2. Психологические аспекты организации занятий в детском физкультурно- спортивном объединении
Физическое воспитание ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход - формирование физической культуры личности. Рассмотрим основные психологические аспекты организации занятий в детском физкультурно- спортивном объединении:
- либерализация процесса
- гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;
- непрерывное развитие
- гармонизация содержания
Внедрение рассмотренных аспектов в организацию деятельности детского физкультурно-спортивного объединения возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.
Основополагающим принципом является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса. В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.[39]
Информация о работе Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»